Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:15, реферат
Данная тема актуальна, потому что культура создается, культуре обучаются, поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации.
Введение 3
1. Предмет, цели и задачи культурологии 4
2. Сущность, структура и функции культуры 7
3. Типология культуры 12
4. Кризис современной культуры 16
Заключение 18
Список литературы 19
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры.
Культура как система
Взаимодействие культурологии со смежными науками, сочетание традиционных и новых методов исследования дают возможность по - новому, не ординарно подходить к проблемам человеческой деятельности в сфере культуры и плодотворно их решать.
Культуру нередко определяют как вторую природу. Такое ее понимание восходит еще к античной Греции.
Природа создана для человека, который является высшей ступенью живых организмов на Земле, а он создал вторую природу. Если под культурой понимается нечто освоенное, преобразованное, возделанное человеком, то под природой – то, что существует по своим собственным, независимым от него основаниям и законам. В результате деятельности человек преобразует природу, то есть он превращает природное, естественное (или им созданное, но из природных компонентов) в культурное. В этом преобразовании природы заключена самая суть человеческого способа существования в мире.
3. Типология культуры
Существует множество культур, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник – человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы. Во-первых, богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами.
Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои истины. Однако. Есть критерии оценки культуры. Они вытекают из того факта, что первичной ценностью является человек, развитие его личности и свободы. Степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности.
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через сознание и использование различных культурных форм. Каждая форма обладает смысловой и символической системой.
Первая форма культуры – миф.
Сущность мифа в том, что он представляет
собой бессознательное
Нравственность возникает там,
где человек внутренне
Философия стремится выразить мудрость в формах мысли. Она возникла как духовное преодоление мифа. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия.
Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.
Культура развивается в
Среди многообразия культур каждая из них выступает как уникальный социальный организм, существовавший или существующий по своим законам, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций.
В широком смысле под культурой не редко понимается все созданное человеком. Именно потребности человека материальные и духовные – лежат в основе культуры, являются источником ее возникновения, функционирования и развития.
Исходя из потребностей человека, культуру можно условно разделить на материальную и духовную. Материальная культура, как и духовная, является результатом сознательной деятельности человека, что уже подчеркивает ее духовное начало. Обе культуры имеют сложную структуру.
Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты – религии, науку, искусство, литературу и т.д. В свою очередь каждая составляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия – католическая, православная, протестантская и т. д.; наука – гуманитарная и техническая, которые в свою очередь также можно более подробно структурировать; искусство – декоративное, пластическое, станковое и т.д.
Духовная культура является отражением специфики каждого социального организма. Она выявляет различия между внешне сходными материальными культурами. Есть области, где духовная культура сливается с материальной. Духовная культура удовлетворяет конкретные материальные потребности человека.
Материальная культура охватывает, прежде всего, сферу материального производства и его продукты – материально - вещественные элементы: здания, оборудование, средства коммуникации. Предметы быта, продукты (результаты) духовного производства (рукописи, печатная продукция, картины, скульптура и др.). Материальную культуру можно рассматривать как результат, средство и условие деятельности людей.
Функция материальной культуры не исчерпывается только тем, что удовлетворяет потребности человека. Она выступает средством воспроизводства материальных основ духовной культуры, создает условия для ее развития, передачи социального опыта. Материальная культура содержит в себе и сохраняет национальные элементы и может выступать как социальный знак и как памятник культуры8.
Развитие материальной культурные только многократно умножило силы и возможности человека в духовной сфере, но и одновременно породило острые противоречия. Процесс ее функционирования поставил множество проблем и стал причиной кризисных явлений: экологические проблемы, использование атомной энергии в мирных целях, накопление различных видов оружия массового поражения (атомного, водородного, химического, бактериологического).
Начиная с XIX в. и особенно в XX в., развитие материальной культуры привело к унификации и страданию национальных особенностей духовной культуры, которая создавалась на протяжении столетий. Одновременно широкое распространение получила массовая культура. Она явилась результатом развития производства, в том числе предметов потребления, что в конечном итоге ведет к значительному сокращению, а иногда и к гибели индивидуально – национального, в том числе уникального национального ремесленного производства.
4. Кризис современной культуры
Культура в целом неразрывно
развивается, меняет свой облик, отражая
облик не изменяющегося мира, потребности
новой жизни. Нынешняя культура использует
огромные достижения науки и техники.
Она создает уют и
Современная культура стремительно преображает окружающую среду, общество, быт людей, поэтому она оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений.
В XX столетии. Как считают многие исследователи, произошел разрыв социального и культурного циклов. Это, по существу, одна из исторических закономерностей нашего времени. Темпы культурных перемен стали гораздо более быстрыми. Теперь на протяжении одной жизни может чередоваться несколько культурных эпох.
Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации. Низвергаются святыни. Рвутся нити, связывающие нас с близкими людьми. Человек остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.
О. Тоффлер видел причину “футушока” (шока от будущего) только в машине: это ее скорость рождает неслыханные темпы изменений, и поэтому миллионы людей охвачены возрастающим чувством тревоги. Они не могут ориентироваться в окружающей жизни, теряют способность разумно управлять событиями, за чередой которых, кажется, даже уследить невозможно. Безотчетный страх, массовые неврозы, не поддающиеся разумному объяснению акты насилия – все это лишь слабые симптомы болезни, которая в недалеком будущем ждет всех нас. Дело не только в машине, не только в темпах жизни, которые навязывает нам техническая цивилизация. Преображается социальное и культурное бытие. Человек не просто включается в общий поток неслыханных ускорений, - он, можно сказать, катапультируется, причем многократно, в иные миры. К тому же тот мир, куда зовут мечта и надежда, безвозвратно утерян. Позади руины, психологические непереносимые муки9.
Оторвите человека от родной культуры и поместите в совершенно новое окружение, где ему придется мгновенно реагировать на множество абсолютно новых для него представлений о времени, пространстве, религии, любви, быте, и вы увидите, какая поразительная растерянность овладеет им. А если вы еще отнимите у него всякую надежду на возвращение в знакомую социальную обстановку, растерянность перерастет в депрессию. Психологи иногда ставят диагноз – психологическое оцепенение. Этот жуткий симптом наших дней. Представим себе, какой может оказаться дезориентация человека, если наступит хаос и вся иерархия ценностей станет меняться постоянно.
Заключение
Перемены, происходящие вокруг нас. Приняли характер грандиозного снежного обвала. Большинство людей совершенно не готово к ним. Мы “ощущаем” жизнь иначе. Чем наши предшественники, и именно в этом заключается отличие современного человека. Современные люди ускорив темпы перемен, навсегда порвали с прошлым.
Они отказались от прежнего образа мыслей, от прежних чувств, от прежних приемов приспособления к изменяющимся условиям жизни. Именно это ставит под сомнение способность к адаптации. Но наиболее губительное воздействие нарастания темпов перемен оказывает на нашу психику, нарушая внутреннее равновесие, меняя образ нашего мышления и жизни.
Ускорение перемен сокращает длительность жизненных ситуаций. Современному человеку за определенный отрезок времени приходится переживать гораздо больше разных жизненных ситуаций, чем людям, жившим раньше. Это оказывает разрушительное воздействие на его психику. Полнейшая апатия еще не означает спокойное здравомыслие, а психологическое оцепенение – верноподданнические приятия нововведений.
Культура в целом неразрывно
развивается, меняет свой облик, отражая
облик не изменяющегося мира, потребности
новой жизни. Нынешняя культура использует
огромные достижения науки и техники.
Она создает уют и благоденстви
Современная культура стремительно преображает окружающую среду, общество, быт людей, поэтому она оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных нововведений.
Список литературы
1 Разов П.В. Культурология / Учебное пособие. - М.: Логос, 2007. – С. 92.
2 Родугин А.А. Культурология / Курс лекций под ред. - М.: Центр, 2006. – С. 114.
3 Аминов А.В. Культура и человек. - М.: Инфа-М, 2008. – С. 259.
4 Борзович С.Г. Место культуры в современном обществе. - М.: Дрофа, 2005. – С. 64.
5 Разов П.В. Культурология / Учебное пособие. - М.: Логос, 2007. – С. 112.
6 Родугин А.А. Культурология / Курс лекций под ред. - М.: Центр, 2006. – С. 164.
7 Разов П.В. Культурология / Учебное пособие. - М.: Логос, 2007. – С. 348.
8 Разов П.В. Культурология / Учебное пособие. - М.: Логос, 2007. – С. 361.