Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:47, курс лекций
Термин «психология» был предложен ещѐ в 1590 г. немецким учѐным Гоклениусом, но широко употребляться в Европе стал после выхода в свет книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов
Предмет и задачи психологии
Термин «психология» был предложен ещѐ в 1590 г. немецким учѐным Гоклениусом, но широко употребляться в Европе стал после выхода в свет книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов. Однако возникновение научной психологии связывают обычно с 1879 г. – годом создания в Лейпциге В. Вундтом (1832- 1920 гг.) первой экспериментальной психофизиологической лаборатории. В современной трактовке психология – это наука о появлении, развитии и закономерностях психической жизни человека. Человек является объектом исследования многих наук. Одна наука не в состоянии познать человека. Поэтому, изучая человека, каждая из наук делает это избирательно под особым углом зрения и вычленяет интересующую еѐ грань, носящую название «предмет исследования». Предмет психологии – факты и закономерности психической жизни человека, особенности еѐ развития и функционирования. Психология имеет два значения: как наука и как совокупность особенностей поведения и внутреннего мира человека. Есть житейская психология и есть научная психология. Житейская психология весьма конкретна, т.е. приурочена к конкретным людям, конкретным событиям. Научная психология – это система обобщѐнных знаний, полученных в результате исследования многих людей в разных условиях. Житейская психология интуитивна. Научная психология рациональна, т.к. опирается на осознанные результаты. Житейская психология характеризуется ограниченностью знаний. Научная психология постоянно расширяет объѐм знаний. Житейская психология основана на субъективном опыте данного человека. Научная психология использует знания, полученные экспериментальным путѐм, базируется на строгих, полученных в ходе исследований и неоднократно проверенных фактах.
Научная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи отражать объективный мир. Наиболее высокого уровня развития психика достигает у человека. Но прежде психика прошла долгий путь развития, начиная с простейшего раздражения – реакции любого живого существа на жизненно важные стимулы. Следующий этап развития психики – чувствительность – способность к ощущениям, затем – перцептивный этап (лат. perteptio – восприятие), при котором появляется способность отражать целостный образ предмета. На последующих стадиях развития психика развила способность не только отражать образ чего-то, но и связи между предметами. И, наконец, появление сознания. Оно возникло вместе с мышлением, речью в процессе трудовой деятельности человека, в его общении с другими людьми. Сознание бывает индивидуальное, групповое, общественное. Индивидуальное и групповое сознание изучаются психологией, общественное сознание изучают общественные науки. Объект психологии составляют психические явления: психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение, чувства, воля и т.д.), психические состояния (апатия, утомлѐнность, тревога и т.д.), психические свойства (темперамент, характер, способности и т.д.), психические образования (умения, знания, навыки, привычки и т.д.). Мы можем определить задачи психологии: изучение сущности психических явлений; управление психическими явлениями; использование полученных знаний на практике, в личной, общественной, профессиональной сферах жизни; организация психологической службы. 3 Этапы развития психологии Прежде чем стать научной в современном понимании психология прошла многовековой путь развития. В древности около 2 тыс. лет тому назад психология представляла собой знание о душе. Именно душа считалась источником всего того, что невозможно было объяснить. Следующий этап в становлении психологии связан с эпохой Просвещения (ХVII ст.), когда широкое развитие получили естественные науки, а психология сосредотачивает внимание на изучении сознания человека, его способностей мыслить, чувствовать. В этот период психология развивается в рамках философии. Основной метод психологии этого периода – самонаблюдение (интроспекция).
Как самостоятельная наука психология формируется с ХIХ ст., когда немецкий учѐный Вильгельм Вундт организовал в Лейпциге в 1879 г. лабораторию физиологической психологии. В ХХ ст. психология сосредотачивается на изучении поведения человека, еѐ задача при этом – наблюдение за поведением, реакциями человека. С середины ХХ ст. наблюдается дифференциация психологии, порождающая многочисленные отрасли психологии. Современная психология представляет собой сложную систему различных отраслей этой науки. Общая психология является фундаментом для всех других направлений; это теоретико-экспериментальная наука, изучающая
10
психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, еѐ основные понятия. Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения им воспитания. Возрастная психология, или психология развития, исследует развитие психики человека и еѐ особенностей. Еѐ предметом является изучение психологических особенностей каждого возрастного периода. Иными словами, возрастная психология исследует развитие психики человека от рождения до смерти. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, закономерности поведения и деятельности людей в условиях межличностного взаимодействия в социальных группах, психологическую совместимость людей. Существует такая отрасль психологии, как психодиагностика. Эта отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения психологических особенностей человека. Следует отметить некоторые отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов деятельности. Так, например, инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и техники. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает методы психотерапии. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Особое место среди отраслей психологии занимает парапсихология (греч. para – рядом), изучающая психические явления, не поддающиеся объяснениям современной науки. Парапсихология, в частности, исследует восприятие, выходящее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также методы психического воздействия на физические процессы человека, его самочувствие. 4 Связь психологии с другими науками
С момента своего возникновения психология являлась на протяжении нескольких столетий одним из разделов философии. Возможность математической обработки полученного психологами материала стало одним из важнейших факторов превращения психологии в объективную науку. Кроме того, психология использует математику в качестве метода психического развития (например, логического мышления). Таким образом, психологию многое связывает с математикой.
11
Ещѐ со времѐн античности возникла связь психологии с педагогикой. Многие психические явления не даются человеку от рождения, а формируются в процессе образования, обучения и воспитания. Именно психология подсказывает педагогике, что человеку дано от природы, а что приобретается под влиянием внешних условий: окружающей среды и воспитания. Развитие способностей человека, его возможностей – это задача и психологии, и педагогики. Психология тесно связана с историей общества и его культурой, языкознанием, т.к. в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы. Социология помогает углубленному пониманию психики человека, т.к. именно социальная среда – один из важнейших факторов формирования различных психических свойств личности, еѐ поведения. В процессе взаимодействия человека с окружающей социальной средой проявляются его способности, корректируется поведение. Психику человека невозможно понять без знания его природной сущности, поэтому психология тесно связана с биологией человека, предполагает знакомство с функционированием и строением центральной нервной системы. Анализ исторического пути развития психологии показывает, что еѐ уникальность и ценность как науки заключается в еѐ межпредметном характере, в том, что она строится как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная наука, т.к. в еѐ проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека.
Для психологии исключительно важны методы психологического исследования. Основные из них: наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование (англ. test – короткое испытание). Самонаблюдение – один из первых психологических методов. Достоинством интроспекции является способность непосредственного, прямого наблюдения за переживаниями, поведением человека. Существенный недостаток этого метода – высокая степень субъективизма, невозможность проверить результат. Гораздо более объективно наблюдение со стороны, когда исследователь наблюдает других людей. Наиболее объективным методом психологии является эксперимент. Различают лабораторный и естественный виды экспериментов. Лабораторный эксперимент
12
отличается наличием специальных приборов. Достоинством этого метода является его высокая точность. Достоинство естественного эксперимента – привычная для человека обстановка и деятельность в привычной обстановке. Различают также лонгитюдные (англ. longitude – долгота) и «срезовые» исследования. Лонгитюдный метод позволяет изучить человека в течение длительного периода времени. Срезовый эксперимент позволяет сэкономить время, т.к. помогает изучить динамику становления определѐнной функции, взяв разных людей разного возраста. И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими. Формирующий (обучающий) эксперимент выявляет закономерности, условия, методы развития определѐнных качеств, свойств путѐм их активного формирования. Анкетирование используется в психологии для получения данных от большой группы людей. Применяются открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формулируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемые выбирают один из вариантов предложенных ответов. Интервью проводится с каждым испытуемым персонально. Здесь нет большого количества информации, как при анкетировании, но данные интервью фиксируют реакцию отвечающего, отмечают неточный или осознанно неверный ответ и т.д. На рубеже ХIХ – ХХ вв. в психологии появился новый метод – тестирование. Этот метод был разработан английским учѐным Ф. Гальтоном. Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека. В психоаналитике был разработан также метод изучения продуктов творческой деятельности, например, рисунков, рассказов. Основным недостатком при анализе данных, полученных в этих тестах, является отсутствие объективного критерия, который бы мог однозначно расшифровать ответы. Поэтому этот метод требует большого опыта и знаний. Психология как наука, еѐ принципы, методы исследований прошли длительный путь исследования. Изменялся и предмет психологии. В начале ХХI в. наблюдается попытка объединения всего лучшего, что накопили разные психологические школы в разное время. Следовательно, психология обновляется и развивается.
13
ТЕМА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1 Общая характеристика психических процессов. Ощущение. 2 Восприятие. 3 Воображение. 4 Внимание. 5 Память: понятие, виды и законы. 6 Мышление и речь. 1 Общая характеристика психических процессов. Ощущение Психические процессы - это такие психические явления, которые протекают в виде реакций, по своему характеру представляют динамическое отражение действительности, имеют начало, развитие и конец. Они отражают отношения человека к окружающему, побуждают его к деятельности, регулируют еѐ. Психические процессы делятся на три группы: познавательные (они обеспечивают восприятие информации, еѐ переработку, хранение и использование, т. е. обеспечивают познание), эмоциональные (чувства, в которых переживается отношение человека к тому, что он ощущает, воспринимает, думает, говорит), волевые (проявление сознательной активности человека в ходе обдумывания, припоминания, восприятия). Психические процессы взаимосвязаны. Так, ощущение возбуждает внимание и мышление, которое, в свою очередь, сопровождается воображением, волевые усилия подкрепляются эмоциями. Но всегда можно выделить случаи, когда какие-то из психических процессов преобладают, причем каждый из них имеет свои особенности. Остановимся на психических познавательных процессах. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений, благодаря которым мы познаем цвет, форму, величину, запах, звуки. Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Любое ощущение - это результат деятельности анализатора. В процессе эволюции у живых организмов развились группы специализированных клеток, рецепторов (лат. recipere – получать), чувствительных к различным воздействиям со стороны внутренней и внешней среды. Импульсы, порождаемые этими клетками, по афферентным нервным
14
волокнам (волокна, проводящие импульсы от периферии к центральной нервной системе) направляются в центральную нервную систему, где передаваемая вместе с ними информация перерабатывается, после чего следуют ответные импульсы, которые по эфферентным волокнам (центробежные волокна, по которым возбуждение передаѐтся от центральной нервной системы к тканям) направляются к так называемым исполнительным органам, в качестве которых могут выступать мышцы и органы секреции, а также сами рецепторы, которые, в свою очередь, реагируют на наступившие при этом изменения и вновь посылают свои сигналы. Таким образом, замыкается так называемое рефлекторное кольцо, которое является физиологической основой формирования психических феноменов. Так работают все анализаторы, в пространстве которых формируются психические образы. Следовательно, анализатор состоит из рецептора, афферентных и эфферентных волокон и соответствующего участка центральной нервной системы. Только деятельность анализатора приводит к формированию первичного психического образа - ощущения, причем в каждом анализаторе формируется специфический по своему качеству образ: свет, звук, вкус, запах, прикосновение, тепло или холод, тяжесть, вибрация и т.д. Необходимо подчеркнуть, что ощущение возникает только в результате изменений, происходящих в рецепторах под влиянием различных форм движения либо самих органов чувств, либо окружающей среды. Так, при полной неподвижности окружающей воздушной массы слуховых ощущений не возникает. Кроме того, известно, что глаз постоянно совершает не замечаемые нами быстрые (с частотой около 30-70 раз в секунду) скачкообразные движения с очень маленькой амплитудой. Если глаз полностью обездвижить, например, с помощью фармакологических средств, зрительные ощущения также полностью исчезнут. То же наблюдается и в других анализаторах. Таким образом, именно движение является источником ощущений. Различают ощущения: · внешние - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, т.е. те ощущения, рецепторы которых - глаза, уши, кожа и пр. - находятся на поверхности тела; · внутренние - ощущения голода, жажды, тошноты, изжоги и др. - их рецепция - желудок, кишечник и пр. - находится в нашем организме;
15
· двигательные - это ощущения движения и положения тела в пространстве. Таким образом, возникновение всякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, через который поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира. На основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня, получивший название восприятие. 2 Восприятие Восприятие - отражение в нашем сознании всей совокупности свойств предметов и явлений. В основе восприятий лежат ощущения. Восприятие в отличие от ощущений даѐт человеку целостный образ предмета или явления. Оно тесно связано с прошлым опытом человека и, как правило, носит активный характер. Восприятия могут быть полными и неполными, глубокими и поверхностными, точными и ошибочными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Все это зависит от чувствительности органов ощущений, от предшествующего опыта и знаний; от степени внимательности, способностей воспринимающего и его умственного развития; от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия. Восприятие имеет ряд особенностей. 1) Осмысленный характер. Воспринимая, мы не только выделяем и объединяем группу ощущений, но и осмысливаем этот образ («это книга» и домысливаем ее практическое значение - «ее читают»). 2) Избирательность. Какие-то детали или свойства целого воспринимаются более отчетливо, какие-то - менее, например, качества любимого человека. 3) Константность (постоянство). Благодаря ей относительно постоянно воспринимаются свойства предметов в разных условиях - тарелка, например, воспринимается круглой в любом положении. 4) Целостность. Мы видим только часть предмета, например, спинку стула и говорим «это стул», как бы достраивая все невидимые его детали до целостности.
16
В совместной трудовой деятельности особо важная проблема - восприятие человека человеком. Специфика так называемого межличностного восприятия по сравнению с восприятием неодушевлѐнных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности познавательных и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске. Происходит не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми. Ощущения и восприятия составляют основу памяти. 3 Воображение В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Психический процесс создания новых образов, представлений и мысленных ситуаций, никогда ранее в целом не воспринимавшихся человеком, и есть воображение. Оно вступает в свои права тогда, когда даны недостаточные сведения о ситуации и ответ на них трудно получить с помощью мышления. Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчиняется преимущественно законам мышления, если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентирует человека в процессе деятельности. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности. Ценность воображения также в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. В данном случае пути решения проблемы нередко недостаточно точны и в этом ограниченность воображения. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, что надо делать и как он будет делать, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность. В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем, второе - в сновидениях, так