Предмет и задачи психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

Термин «психология» был предложен ещѐ в 1590 г. немецким учѐным Гоклениусом, но широко употребляться в Европе стал после выхода в свет книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов

Файлы: 1 файл

Конспект психология и педагогика.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

17

называемых неизменных состояниях сознания и т.д. Также  выделяют активное и пассивное воображение. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Творческое воображение - это такой вид активного воображения, в ходе которого человек самостоятельно создаѐт новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности: произведения искусства, научное творчество, рационализаторскую и изобретательскую деятельность. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Близко к воображению находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать. Пассивное воображение делится на произвольное (мечтательность, грѐзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние). Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществлѐнными. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдалѐнного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Преднамеренное пассивное воображение есть грѐзы (они далеки от реальности, иначе говоря, «воздушные замки»). В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворѐнные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

18

4 Внимание Особым и  весьма сложным психическим процессом  является внимание. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени и при данных условиях, значимых для личности, на определѐнных объектах или деятельности при отвлечении от всего остального. Значимость эта может быть ситуативной (в силу создавшихся обстоятельств) и личностной (на основе интересов, потребностей личности). Деятельность как таковая может не вызывать у человека непосредственного интереса, но т.к. ее выполнение необходимо для решения важной задачи, она становится предметом внимания. Так, когда товаровед принимает новые товары, бухгалтер подсчитывает колонки цифр, представитель фирмы ведет переговоры с партнѐром, ни один из них не может быть невнимательным, если хочет получить безошибочный результат. Умение подчинять своѐ внимание, руководить им, перерастает в такое важное качество, как внимательность, а это уже личностное свойство, оно профессионально значимо для делового человека. С психологической точки зрения различают следующие виды внимания: · непроизвольное, или пассивное внимание проявляется тогда, когда объект овладевает нашим сознанием сам по себе, без усилия воли, без заранее поставленной цели с нашей стороны, без намерения увидеть, услышать его. Это свойство внимания используется при рекламировании товара (лоточная торговля), услуги и т.д. Непроизвольное внимание может быть вызвано новизной предмета, неожиданностью раздражителя, внутренним состоянием человека. Так, если человек голоден, запах пищи для него становится значимым раздражителем; · произвольное внимание возникает, если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий. Оно отличается активным характером и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью. Произвольное внимание - это сознательное сосредоточение психической активности на том или ином объекте. При этом человек фиксирует свое сознание, мысли не на том объекте, который ему приятен, а на том, на котором он должен в силу каких-то обязательств сосредоточить свои мысли, память, напрягая при этом волю (подготовка к экзамену);

19

· послепроизвольное (постпроизвольное) – когда внимание остается целенаправленным, но не требует волевых усилий. Его появление объясняется отчасти развитием технической стороны деятельности в связи с еѐ автоматизацией. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но еѐ выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма. Рассмотренные три вида внимания в трудовой деятельности человека тесно переплетаются. Внимание не является особым психическим процессом, как восприятие, воображение, мышление. Внимание проявляется в других познавательных процессах. Мы не можем быть «просто» внимательными, а мы с вниманием воспринимаем, запоминаем, рассуждаем. Внешне внимание выражается в мимике, позе, движениях. Оно возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию. Так, наблюдая делового партнера, мы по внешним признакам делаем для себя вывод, внимателен ли он к предмету разговора или нет. К числу профессионально значимых характеристик внимания относятся: избирательность, концентрированность, распределение, объѐм, устойчивость, переключаемость. Указанные свойства внимания по-разному необходимы в различных видах деятельности. Так, для бизнесмена главное – это переключаемость и возможность распределения; для других профессий, главной целью которых являются наблюдение и контроль, наибольшее значение приобретает устойчивость внимания. Вместе с тем следует помнить общее правило: не позволять себе никакую работу ни при каких обстоятельствах делать небрежно. Объѐм для взрослого человека - 4-6 несвязанных между собой объектов; количество объединѐнных в осмысленное целое элементов может быть намного больше. Распределение - когда то или иное число разрозненных объектов одновременно удерживается в поле внимания (количество покупателей в отделе супермаркета). Устойчивость - длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Переключаемость - способность быстро выключаться из одного вида деятельности и включаться в новую, соответствующую изменившимся условиям. Сильная отвлекаемость или слабая переключаемость приводит к рассеянности, когда человек ни на чѐм не в состоянии сосредоточиться, либо, наоборот, настолько сосредоточен на каком-то объекте, что все остальные

20

объекты уходят в тень (рассеянный профессор). Концентрированность - сосредоточенность сознания на объекте, отвлечѐнность от всего постороннего. Избирательность - направленность сознания на определѐнный объект (выбор объекта). Для поддержания продолжительного и интенсивного внимания от организма требуется большое нервное напряжение. Очень важно обеспечить на рабочем месте нормальную микроклиматическую обстановку, исключить такие вредные факторы, как шум, вибрация, недостаток освещения и т.д. Большое значение имеет также рациональный режим труда и отдыха. Периодические непродолжительные перерывы в течение рабочего дня действуют исключительно благотворно, позволяют работнику распределять свое внимание в течение всей работы. 5 Память: понятие, виды и законы

Память - это основа личности. Именно благодаря памяти человек способен нормально ориентироваться в окружающей его действительности, иначе, лишенный памяти, он, по выражению И. М. Сеченова, «вечно находился бы в положении новорожденного». Память - форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Существуют следующие процессы памяти: запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, информации; сохранение - процесс активной переработки материала и запечатления его; под забыванием в психологии понимают процесс, при котором не удаѐтся извлечь из памяти материал, который был когда-то запомнен и который нужно отыскать; воспроизведение может выступать в трех формах - узнавание, припоминание и воспоминание - это процессы восстановления в памяти ранее воспринятого. Воспроизведение может происходить при отсутствии ранее воспринятого объекта, узнавание - при повторной встрече с ним, припоминание - поиск требуемого материала в долговременной памяти. В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения выделяют несколько видов памяти. По наличию целевой установки: непроизвольная (автоматическое запоминание и воспроизведение информации) и произвольная (запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определѐнных волевых усилий); по степени осмысленности: механическая и смысловая; по времени хранения:

21

кратковременная (хранение в среднем 20 секунд - память кассира, дающего сдачу с предъявленной ему суммы), оперативная (хранение от нескольких секунд до нескольких дней), долговременная (хранение в течение практически неограниченного срока); по материалу, сохраняемому в памяти: когнитивная (сохранение знаний), эмоциональная (память на бывшие когда-либо переживания, особенно проявляется в человеческих отношениях). В жизни каждого человека эмоциональная память играет важную роль сигнала, либо побуждающего к действию (если это в прошлом опыте было связано с положительными чувствами), либо удерживающего (если в памяти сохранились связанные с действием тяжелые отрицательные переживания); личностная память (сохранение преемственности целей, поступков, отношений и убеждений); по модальности сохраняемых образов: словесно-логическая (быстрое и точное запоминание смысла событий, текста, логики какого-либо доказательства) и образная (осязательная, обонятельная, вкусовая, зрительная - сохранение и воспроизведение образов; слуховая - сохранение и воспроизведение звуков; двигательная - запоминание и воспроизведение движений и их систем). Память нужно постоянно тренировать, развивать. Лучше запоминается то, что связано с целью деятельности, ее содержанием. При запоминании большую роль играет интерес к тому, что надо запомнить. Увлечѐнный своей работой человек запоминает лучше всѐ, что связано с его профессией, значительно прочнее и быстрее человека, который тяготится своей работой. В течение дня память работает неравномерно. Лучше всего результаты между 8 и 12 часами дня. Потом наступает спад, который длится примерно до 17 часов. Затем память снова улучшается, и к 19 часам наступает вечерний пик эффективности, максимальная память в 21 час, в это время в памяти сохраняется всѐ, что Вы не могли запомнить в течение дня. Психологами установлено, что через полчаса забывается 40% полученной новой информации, на следующий день - 34%, через месяц - 21%. Значит, с учѐтом этого надо и повторять: первый раз - сразу же после запоминания, второй - примерно через полчаса, третий - через день, четвертый - через две-три недели. Повторять материал, если рассчитываете на долгосрочный результат, лучше перед сном, и тогда утром будете помнить практически всѐ.

22

В памяти важны три  качества: быстрота запоминания, его  прочность и быстрота припоминания. В связи с этим интересными  представляются законы памяти, предложенные профессором Е. Жариковым. 1) «Думайте». Непременно пытайтесь во всем найти смысл. С книгой лучше работать с карандашом или делать конспект. «Что приобретается при чтении посредством пера – превращается в плоть и кровь», - полагал Сенека. 2) «Интересуйтесь». Оцените, что даст полученная информация, и если польза действительно ожидается, то читать станет интереснее. 3) Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и в конце ряда информации, и хуже запоминается середина ряда. 4) «Будьте готовы», т.е. требуется определенный настрой (установка) на работу. 5) «Не топчите следы». Лучший способ забыть только что выученное – попытаться тут же запомнить нечто похожее. Зная это, не учите физику после математики, а историю после литературы. 6) «Оглянитесь вокруг». Представив обстановку, в которой происходило событие, вы сможете припомнить и его, потому что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга. Например, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, впоследствии помогает вспомнить и повод, по которому он появился. 7) «Учите от А до Я». Разбейте текст на информативные единицы и учите по частям. Затем части соедините. Информация должна восприниматься как законченное целое, а не разрозненные осколки. 8) Закон повторения. Для лучшего сохранения необходимо повторять материал. 6 Мышление и речь В психической жизни человека особое место принадлежит мышлению. В отличие от ощущений, восприятий и представлений с помощью мышления человек не только узнает факты и явления, но может понять причины их существования, получает возможность прогнозировать будущие события. Мышление - процесс обобщѐнного и опосредованного отражения действительности, направленный на решение познавательных, теоретических и практических задач.

23

Обобщение происходит путем  сопоставления отдельных свойств, признаков воспринимаемых предметов  или явлений, выделения из них  общих и в то же время существенных признаков и свойств, отвлечения от второстепенных. Отражение общих  и существенных признаков выражается в понятиях, что облегчает общение. Так, понятие «магазин» у всех людей более или менее одинаково: всякий, кто слышит это слово, представляет именно предприятие розничной торговли, а не стадион и не вокзал. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи, связано с постановкой определѐнных задач. Первоначально мышление возникает в практической деятельности, это практическое мышление, в нем способом решения задачи является практическое действие: чтобы выяснить, что там внутри, любознательные дети ломают игрушки; чтобы выяснить, сколько материи осталось в куске, продавец перемеривает остаток и т.п. Мыслительный процесс осуществляется в двух формах: 1) формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений; 2) решение мыслительных задач. Понятие - это форма мышления, отражающая существенные черты, связи и отношения предметов и явлений, которая выражена словом или группой слов. Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами, явлениями действительности и их свойствами и признаками (к примеру, Земля вращается вокруг Солнца). Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод (Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля - планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца). Мыслительные задачи осуществляются благодаря мыслительным операциям: анализ - мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения; синтез - воссоединение элементов в целостную структуру; сравнение - установление отношений сходства и различия; обобщение - выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства; абстрагирование - отвлечение от конкретных признаков и выделение общего аспекта явления; конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчѐркивание частного, единичного; систематизация - мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности.

24

Различают: интуитивное  мышление - характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью; наглядно-образное - связано с образным восприятием окружающей действительности; наглядно-действенное - решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации (обдумывая, как оформить витрину, художник-декоратор в наглядных образах представляет возможные варианты); теоретическое (словесно-логическое, абстрактное) - мышление понятиями, решение задачи в уме. Например, сложные экономические задачи решаются с помощью теоретического мышления. Мышление часто развѐртывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Развитие мышления зависит от знаний, важно уметь их применять в деле. Отличительная особенность умного человека - умение привести в систему имеющиеся знания, организовать их так, чтобы можно было ими пользоваться. Умный человек не гарантирован от ошибок, но, допустив ошибку, он умеет ее исправить. Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме, с помощью языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Функции речи: 1) коммуникативная функция, или речь как средство общения между людьми. 2) функция хранения и передачи общественно-исторического опыта. 3) функция обобщения (каждое слово само по себе уже обобщение). 4) средство мышления, т.к. мышление осуществляется, как уже отмечалось, в речевой форме. 5) экспрессивная функция (передача эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена). 6) речь связана со всеми психическими процессами. Так, речевое проговаривание материала помогает нам его запоминать, с помощью слов человек выражает свои чувства. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь служит общению. Она бывает устная и письменная. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная речь обращена к

25

отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Письменная речь обычно менее выразительна, чем устная, но она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. В свою очередь, устная речь бывает монологической и диалогической. При диалогической речи следует придерживаться таких правил: - выслушивать высказывания собеседника до конца; - понимать вопросы и возражения своего оппонента; - отвечать именно на эти вопросы, а не на собственные мысли. Пренебрежение этими правилами свидетельствует о низкой культуре человека. Культура речи определяется объѐмом активного словаря, дикцией, а также владением речью. В практике общения людей немалое место занимает монологическая речь. Монологическая речь требует умения связно, строго, последовательно и доказательно излагать свои мысли, придавая им вполне законченную и достаточно развѐрнутую форму. При этом следует владеть аудиторией, «чувствовать» ее. Внутренняя речь - это внутренний беззвучный речевой процесс. Она очень своеобразна, т.к. очень сокращена. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращѐнной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других. Успех речевой деятельности зависит от ряда факторов. Так, чтобы свободно рассуждать о каком-то предмете, надо привести в порядок собственные мысли, иначе вряд ли они будут понятны другим людям. Не меньшее значение имеет критическая оценка своей речевой деятельности. Засорение языка словами-паразитами, искажение звучания фразы диалектными влияниями, скудный словарный запас - все это вполне преодолимые недостатки. Надо только поставить целью контролировать себя, работать над собой, помнить, что искусство говорить выводит человека на авансцену успехов современной жизни.

Информация о работе Предмет и задачи психологии