Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:19, реферат
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и
многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,
происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании
психологии принадлежит совершенно особое место.
Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21
Институт
подготовки научных и научно-
Кафедра социологии и связей
с общественностью
на тему:
«Предмет и задачи психологии
как науки»
Ведение
3
Что
такое психология 4
Возникновение
психологии 6
Предмет
психологии 9
Задачи
структура и методы
Место
психологии в системе наук 18
Заключение
20
Литература
21
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и
многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,
происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании
психологии принадлежит совершенно особое место.
Так, С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал:
«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется
отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, желания
и т.п., – то есть все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни
и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…».
Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта,
чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит
постоянно
усиливающийся интерес к
развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его
взаимодействия с другими людьми.
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности
на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и
спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система
научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях
необходима
для всего общественного
Что такое психология
Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопрос
не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него,
необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как
на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете
научного знания в психологии. Психология очень старая и совсем молодая
наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.
Само название предмета в
психология – наука о душе («психе» - душа, «логос» - учение, наука).
Слово «психология»
используется для характеристики психологического склада личности,
особенностей того или иного человека, группы людей: « у него (у них) такая
психология». [2, 5]
Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его
этимологии: психология – учение о психике.
Отечественный психолог М.С.
этапа становления психологии как науки. Это этапы донаучной психологии,
философской психологии и, наконец, научной психологии. [2, 8]
Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя
непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь
деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать
другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в
донаучной психологии выступают:
. личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим
собой;
. общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи,
представления, передаваемые
Такое знание не
вообще не осознается как знание.
Философская психология – знание о психике, полученное с помощью
умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих
философских принципов, либо являются результатом размышления по аналогии.
На уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие
души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим
объединением.
По сравнению с донаучной
и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для
философской психологии характерным является не только поиск некоторого
объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие
законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все
природные стихии.
Научная психология возникла относительно недавно – во второй половине
XIX века.
Обычно ее появление
экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть:
«создатель» научной психологии В. Вундт писал, что если определять
разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно
охарактеризовать как «экспериментальную». Однако, сам Вундт неоднократно
подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся
психология, а лишь ее часть.
Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую
основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое
использует
для этого специальные
являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории,
конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются
(в идеале)
всесторонней проверке.
Возникновение психологии
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период
заканчивается примерно в VII-VI веках до н.э., то есть до начала
объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот
период представления о душе основывались на многочисленных мифах и
легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих
душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период
начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период
развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название
философского периода. Также несколько условно устанавливается и его
длительность - до определения собственно психологической терминологии,
отличающейся от принятой в философии или естествознании. [1, 15]
В связи с условностью
практически для любого исторического исследования, возникают некоторые
разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда
появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В.
Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии. Однако
психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше,
с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в
системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно,
изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое
самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее
как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX веков.
Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как
самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX века
становление экспериментальной психологии.
Но в любом случае необходимо признать, что время существования
психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее
развития в русле философии. На протяжении более чем 20 веков
психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и
предмет психологии, и содержание психологических исследований, и
взаимоотношение психологии с другими науками.
Появление психологии в