Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:19, реферат
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и
многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,
происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании
психологии принадлежит совершенно особое место.
Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21
отдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает или
конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему,
обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по мысли
автора, позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по
аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования, как утверждает
Дружинин, является основным методом психологического исследования и
единственным в естественнонаучном психологическом исследовании. В другом
случае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве
функций, внешних проявлений и пр.
Важным представляется описание иерархии исследовательских приемов.
Дружинин предлагает выделять в этой иерархии пять уровней: уровень
методики, уровень методического приема, уровень метода, уровень организации
исследования,
уровень методологического
классификация психологических эмпирических методов. Рассматривая
эмпирические методы с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта,
субъекта и измеряющего инструмента, объекта и инструмента, автор дает новую
классификацию эмпирических психологических методов. За основу им берется
система «субъект — инструмент — объект». В качестве оснований для
классификации выступают отношения между компонентами модели. Два из них
(мера взаимодействия исследователя и исследуемого и мера использования
внешних средств или субъективной интерпретации) являются главными, одно
производным. Согласно Дружинину, все методы делятся на: деятелъностные,
коммуникативные, обсервационные, герменевтические. Выделяются также восемь
«чистых» исследовательских методов (естественный эксперимент, лабораторный
эксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, интроспекция,
понимание, свободная беседа, целенаправленное интервью). В свою очередь
выделяются синтетические методы, объединяющие в себе черты чистых методов,
но не сводящиеся к ним (клинический метод, глубинное интервью,
психологическое измерение, самонаблюдение, субъективное шкалирование,
самоанализ, психодиагностику, консультационное общение). [6, 47]
Отметим, что до сих пор теоретические методы психологической науки
описаны, проанализированы и исследованы явно недостаточно. Это — одна из
первоочередных
задач методологии современной
психологической науки.
Место психологии в системе
наук
Развитие науки представляет
собой сложный процесс,
дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается
большое количество самостоятельных научных дисциплин. От того, какое место
занимает психология в системе наук, в большой степени зависит решение двух
очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой
степени психология может использовать результаты исследований в других
науках?
В XIX веке большой популярностью пользовалась классификация наук,
разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О.
Контом. В классификации Конта места для психологии вообще не нашлось. Отец
позитивизма полагал, что психология не стала еще положительной наукой. Для
первой половины XIX века эта констатация была в целом справедливой.
С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельную
науку, в значительной степени стала «положительной». Классификации наук
впоследствии составлялись неоднократно. При этом почти все авторы
недвусмысленно указывали на особое, центральное место психологии среди
других наук. Многие известные психологи высказывали мысли о том, что
психология в будущем займет ведущее место в структуре человеческого знания,
что психология должна явиться основой для наук о духе.
Классификации наук
популярных считается классификация, разработанная отечественным философом и
науковедом Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову, классификация наук имеет
нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин:
естественные, социальные и философские. Схематически это можно представить
в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя),
социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам. Психология имеет
тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри
треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов
психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой.
Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но
наиболее тесные с философией. [2, 21]
Несколько иначе подошел к
вопросу об определении места
системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже. Традиционно вопрос о
связи психологии с другими науками рассматривается в таком аспекте: что
психология может получить от других наук. Такая постановка вопроса была
логичной, поскольку психология — одна из самых молодых наук («математика
существует уже 25 веков, а психология едва один век!»). [2, 21] В докладе
на XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся в
Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология
другим наукам?
Ответ Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не
только как продукт всех других наук, но и как возможный источник
объяснения их формирования и развития». [2, 21] Пиаже отмечает, что
испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает
ключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от
всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна
без логико-математической координации, которая выражает структуру
реальности, но овладение которой возможно только через воздействие
организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту
деятельность в ее развитии». [2, 22]
Плодотворное будущее психологии видится в развертывании
междисциплинарных связей.
Б.Г. Ананьев в работе «
психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках
разработанной Ананьевым концепции комплексного человекознания позволил
сделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук. Известный
отечественный
психолог Б.Ф. Ломов в книге «
проблемы психологии» отмечал, что важнейшая функция психологии в том, что
она «является интегратором всех (или, во всяком случае, большинства)
научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Ломов
отмечает, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется
через отрасли психологической науки: с общественными науками через
социальную психологию, с естественными — через психофизику,
психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими науками — через
медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и др., с
педагогическими — через психологию развития, педагогическую психологию и
др., с техническими — через инженерную психологию, и т.д. Важным фактором
дифференциации психологии являются именно отношения с другими науками.
Сегодня мы можем констатировать, что психология приобрела статус
самостоятельной научной дисциплины, хотя в действительности не заняла
центрального положения среди других наук. Таким образом, приходится
признать, что прогнозы и надежды на то, что психология займет ведущие
позиции в системе наук, в целом не оправдались: статус психологии вовсе не
так высок, а влияние на другие дисциплины не так сильно.
Пересмотрев узкое,
обретет возможность реального конструктивного внутри- и вненаучного
диалога, возможность интеграции различных концепций, по-разному подходящих
к исследованию человеческой души. Тем самым психология обретет свое
законное место в системе наук, обретет статус фундаментальной науки и,
возможно,
станет основой наук о духе.
Самые большие тайны в истории
Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты хода мыслей очень часто
непредсказуемы. В своей работе я попыталась проследить историю становления
и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта
наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес