Предмет и задачи психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:19, реферат

Краткое описание

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и
многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,
происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании
психологии принадлежит совершенно особое место.

Оглавление

Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21

Файлы: 1 файл

Реферат Предмет и задачи психологии как науки.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

отдельной  системы  по  ее  внешнему  поведению,  для  чего   выбирает   или

конструирует  аналог (в этом  и  состоит  моделирование)  —  другую  систему,

обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по  мысли

автора, позволяет сделать вывод  (на  основе  правила  логичного  вывода  по

аналогии) о  сходстве  структур.  Этот  вид  моделирования,  как  утверждает

Дружинин,  является  основным  методом   психологического   исследования   и

единственным в естественнонаучном  психологическом исследовании.  В  другом

случае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве

функций, внешних проявлений и пр.

      Важным представляется  описание  иерархии  исследовательских   приемов.

Дружинин  предлагает  выделять  в  этой  иерархии  пять   уровней:   уровень

методики, уровень методического приема, уровень  метода, уровень  организации

исследования, уровень методологического подхода.  Им  предложена  трехмерная

классификация    психологических    эмпирических    методов.    Рассматривая

эмпирические  методы  с  точки  зрения  взаимодействия  субъекта  и  объекта,

субъекта  и измеряющего инструмента, объекта  и инструмента, автор дает  новую

классификацию эмпирических психологических методов.  За  основу  им  берется

система  «субъект  —  инструмент  —  объект».  В  качестве   оснований   для

классификации выступают отношения между  компонентами  модели.  Два  из  них

(мера  взаимодействия  исследователя   и  исследуемого  и  мера  использования

внешних средств или  субъективной  интерпретации)  являются  главными,  одно

производным. Согласно Дружинину,  все  методы  делятся  на:  деятелъностные,

коммуникативные, обсервационные, герменевтические. Выделяются  также  восемь

«чистых»  исследовательских методов (естественный  эксперимент,  лабораторный

эксперимент,   инструментальное   наблюдение,   наблюдение,    интроспекция,

понимание, свободная беседа,  целенаправленное  интервью).  В  свою  очередь

выделяются  синтетические методы, объединяющие в себе черты  чистых  методов,

но  не  сводящиеся   к   ним   (клинический   метод,   глубинное   интервью,

психологическое  измерение,   самонаблюдение,   субъективное   шкалирование,

самоанализ, психодиагностику, консультационное общение). [6, 47]

      Отметим, что до сих пор   теоретические  методы  психологической   науки

описаны, проанализированы и исследованы  явно недостаточно.  Это  —  одна  из

первоочередных  задач методологии современной  психологической науки. 
 

                       Место психологии в системе  наук 

      Развитие науки представляет  собой сложный процесс, включающий  в себя и

дифференциацию,  и  интеграцию  знания.  В  настоящее  время   насчитывается

большое количество самостоятельных научных  дисциплин. От того,  какое  место

занимает  психология в системе наук, в большой  степени зависит  решение  двух

очень важных вопросов: Что психология может  дать  другим  наукам?  В  какой

степени психология  может  использовать  результаты  исследований  в  других

науках?

      В XIX веке  большой  популярностью   пользовалась  классификация   наук,

разработанная  создателем  философии позитивизма,  французским ученым   О.

Контом. В классификации Конта места  для психологии вообще не  нашлось.  Отец

позитивизма полагал, что психология не стала  еще положительной  наукой.  Для

первой  половины XIX века эта констатация  была в целом справедливой.

      С тех пор многое изменилось: психология выделилась  в  самостоятельную

науку, в значительной  степени  стала  «положительной».  Классификации  наук

впоследствии  составлялись  неоднократно.  При   этом   почти   все   авторы

недвусмысленно  указывали  на  особое,  центральное  место  психологии  среди

других  наук.  Многие  известные  психологи  высказывали  мысли  о  том,  что

психология  в будущем займет ведущее место  в структуре человеческого  знания,

что психология должна явиться основой для наук о духе.

      Классификации наук разрабатывались  и в  XX  веке.  Одной  из  наиболее

популярных считается классификация, разработанная отечественным философом и

науковедом  Б.М.  Кедровым,  Согласно  Кедрову,  классификация наук   имеет

нелинейный  характер.  Кедров  выделяет  три   группы   научных   дисциплин:

естественные, социальные и философские. Схематически это  можно  представить

в виде треугольника, вершины которого соответствуют  естественным  (верхняя),

социальным (левая) и философским (правая)  дисциплинам.  Психология  имеет

тесные  связи со всеми тремя  группами  наук,  поэтому  располагается  внутри

треугольника, так как человеческое мышление (один из  существенных  разделов

психологии) изучается не только психологией,  но  и  философией  и  логикой.

Психология, таким образом, имеет связи со всеми  научными  дисциплинами,  но

наиболее  тесные с философией. [2, 21]

      Несколько иначе подошел к  вопросу об определении  места   психологии  в

системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже. Традиционно вопрос  о

связи психологии с другими науками  рассматривается  в  таком  аспекте:  что

психология  может получить от других  наук.  Такая  постановка  вопроса  была

логичной, поскольку психология — одна из  самых  молодых  наук  («математика

существует  уже 25 веков, а психология едва один век!»). [2,  21]  В  докладе

на  XVIII  Международном  психологическом  конгрессе,  который  состоялся  в

Москве  в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе:  что  может  дать  психология

другим  наукам?

      Ответ Пиаже знаменателен: «Психология  занимает  центральное  место   не

только  как  продукт  всех  других  наук,   но   и  как  возможный  источник

объяснения  их  формирования  и  развития».  [2,  21]   Пиаже  отмечает,  что

испытывает  чувство  гордости  по  поводу  того,  что  психология   занимает

ключевую  позицию в системе наук. «С одной  стороны,  психология  зависит  от

всех  других наук... Но, с другой стороны, ни одна из  этих  наук  невозможна

без   логико-математической   координации,   которая   выражает    структуру

реальности,  но  овладение  которой возможно   только   через   воздействие

организма  на  объекты,  и   только   психология   позволяет   изучить   эту

деятельность  в ее развитии». [2, 22]

         Плодотворное   будущее   психологии   видится    в    развертывании

междисциплинарных связей.

      Б.Г. Ананьев в работе «Человек  как предмет познания» рассмотрел  связи

психологии  с другими научными дисциплинами.  Анализ  этих  связей  в  рамках

разработанной  Ананьевым  концепции  комплексного  человекознания   позволил

сделать вывод, что психология синтезирует  достижения других наук.  Известный

отечественный психолог Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические

проблемы  психологии» отмечал, что важнейшая  функция психологии  в  том,  что

она  «является  интегратором  всех  (или,  во  всяком  случае,  большинства)

научных дисциплин, объектом исследования которых  является  человек».  Ломов

отмечает, что взаимодействие психологии  с  другими  науками  осуществляется

через  отрасли  психологической  науки:  с   общественными   науками   через

социальную   психологию,    с    естественными    —    через    психофизику,

психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими  науками  —  через

медицинскую   психологию,   патопсихологию,   нейропсихологию   и   др.,   с

педагогическими — через психологию  развития,  педагогическую  психологию  и

др., с  техническими — через инженерную психологию, и т.д.  Важным  фактором

дифференциации  психологии являются именно отношения  с другими науками.

      Сегодня мы  можем  констатировать,  что  психология  приобрела   статус

самостоятельной  научной  дисциплины,  хотя  в  действительности  не  заняла

центрального  положения  среди  других  наук.  Таким   образом,   приходится

признать, что прогнозы и  надежды  на  то,  что  психология  займет  ведущие

позиции в системе наук, в целом не оправдались: статус психологии  вовсе  не

так высок, а влияние на другие дисциплины не так сильно.

      Пересмотрев узкое, неадекватное  понимание своего предмета,  психология

обретет  возможность  реального  конструктивного   внутри-   и   вненаучного

диалога, возможность интеграции различных  концепций,  по-разному  подходящих

к  исследованию  человеческой  души.  Тем  самым  психология  обретет   свое

законное  место в системе  наук,  обретет  статус  фундаментальной  науки  и,

возможно, станет основой наук о духе. 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Заключение 

      Самые большие тайны в истории   –  это  тайны  человеческого   сознания.

Лабиринты,  катакомбы,  тупики  и  проспекты   хода   мыслей   очень   часто

непредсказуемы.  В своей работе я попыталась проследить историю  становления

и развития психологии, одной из самых сложных  и загадочных  наук.  Ведь  эта

наука – заманчивый мир явлений, вызывающих  особый,  исключительный  интерес

Информация о работе Предмет и задачи психологии как науки