Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:19, реферат
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и
многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,
происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании
психологии принадлежит совершенно особое место.
Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21
внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.
Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в
мире. Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляется
возможным.
Психика — субъективный внутренний мир человека, опосредующий
взаимодействие человека с внешним миром. Современными психологическими
словарями психика определяется как «форма активного отображения субъектом
объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия
высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их
поведений (деятельности) регулятивную функцию» [7, 291] и как «высшая форма
взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности
реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем».
[2, 13]
Можно констатировать, что сегодня многие исследователи выражают
неудовлетворенность существующим положением дел в научной психологии.
Становится все более ясно, что понимание психики как чисто индивидуального
феномена, свойства высокоорганизованной материи не отражает всей реальной
сложности психического. После работ К.Г. Юнга и его последователей вряд ли
приходится сомневаться в трансперсональной природе психического.
«Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных
переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а
также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической
жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые
вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или
понять». Многие исследователи указывают, что научный подход к изучению
психики не является единственно возможным.
Психология должна оставаться (в соответствии с этимологией) наукой о
психике. Только само психическое должно пониматься несколько иначе. Вообще,
весь исторический путь научной психологии, если попытаться выразить его
одной фразой, представляет собой расширение предмета психологии и
усложнение объяснительных схем. Очевидно, в наше время психология в
очередной раз должна изменить понимание своего предмета. Для этого
необходимы преобразования внутри самой психологии. В первую очередь
требуется новое, более широкое понимание предмета психологии.
Психология, как мы уже говорили, — очень молодая наука. Поэтому,
возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение —
задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология как
фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире.
Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мир
психических явлений есть лишь часть мира в целом, и кое-кому может
показаться, что как раз в силу своей частности он более познаваем, чем весь
мир целиком. Однако при этом не принимается во внимание, что душа является
единственным непосредственным явлением мира, а следовательно, и необходимым
условием
всего мирового опыта». [2, 15]
Задачи структура и методы
современной психологии
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки,
обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих
перед нею. Основной задачей психологии является изучение законов
психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий
значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые
научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат
психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции,
психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге
«Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя
современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко
возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке
методологических проблем психологической науки и ее общей теории». [6, 38]
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы,
состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от
элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на
органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже
достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой
фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что
обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей — это уже и
есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она
включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их
систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы
раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают
методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на
нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность
подмены теоретического знания эмпирическим.
В познании сущности
категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге
выделил базовые категории психологической науки, показал их системную
взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их
друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии:
категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория
общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять
к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление
объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения
биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из
труднейших задач науки.
Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно
теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в
общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится
областью особой профессиональной практической деятельности в системе
образования, в промышленности, государственном управлении, медицине,
культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение
практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.
Задачи,
решение которых требует
той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей
ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором»
понимается широкий круг социально-психологических, психологических и
психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или
иначе, проявляются в их конкретной деятельности.
Современная психология —
человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому,
как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется:
появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты,
что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для
всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают
факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той
или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).
Современная психология
комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы
считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста
отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях
развития, связаны с различными сферами человеческой практики.
Ядром современной
изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.
Важнейшей
психологической дисциплиной
внимания которой — исторический процесс формирования и развития
психологического знания.
Многочисленные отрасли
Традиционно для классификации
используются следующие
1) конкретная деятельность (психология труда, медицинская,
педагогическая психология, психология искусства,
психология спорта и т.п.);
2) развитие (психология животных, сравнительная психология,
психология развития, детская психология и т.п.);
3) социальность, отношения человека к обществу (социальная