Предмет и задачи психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:19, реферат

Краткое описание

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и
многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,
происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании
психологии принадлежит совершенно особое место.

Оглавление

Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21

Файлы: 1 файл

Реферат Предмет и задачи психологии как науки.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

внимание  на психике, проявляющейся и формирующейся  в деятельности.

      Психика — сложнейший феномен,  возможно,  самое  сложное,  что  есть  в

мире. Поэтому дать  исчерпывающее определение психики не  представляется

возможным.

      Психика  —  субъективный   внутренний   мир   человека,   опосредующий

взаимодействие  человека  с  внешним  миром.  Современными  психологическими

словарями психика определяется как «форма  активного  отображения  субъектом

объективной    реальности,    возникающая    в    процессе    взаимодействия

высокоорганизованных  живых существ с внешним миром  и  осуществляющая  в их

поведений (деятельности) регулятивную функцию» [7, 291] и как «высшая  форма

взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная  в их  способности

реализовывать свои побуждения и действовать на  основе  информации  о  нем».

[2, 13]

      Можно  констатировать,  что   сегодня  многие  исследователи   выражают

неудовлетворенность  существующим  положением  дел  в  научной   психологии.

Становится  все более ясно, что понимание  психики как  чисто  индивидуального

феномена, свойства высокоорганизованной материи  не  отражает  всей  реальной

сложности психического. После работ К.Г. Юнга и его последователей  вряд  ли

приходится   сомневаться   в   трансперсональной    природе    психического.

«Трансперсональная   психология   —   это   учение    о    трансперсональных

переживаниях, их природе, разнообразных формах,  причинах  и следствиях,  а

также о тех  проявлениях  в  областях  психологии,  философии,  практической

жизни, искусства,  культуры,  жизненного  стиля,  религии  и  т.д.,  которые

вдохновляются ими или которые стремятся  их вызвать, выразить, применить  или

понять». Многие исследователи  указывают,  что  научный  подход  к  изучению

психики не является единственно возможным.

      Психология должна оставаться (в  соответствии с этимологией)  наукой  о

психике. Только само психическое должно пониматься несколько иначе.  Вообще,

весь  исторический путь научной  психологии,  если  попытаться  выразить  его

одной  фразой,  представляет  собой   расширение   предмета   психологии   и

усложнение  объяснительных  схем.  Очевидно,  в  наше  время  психология   в

очередной  раз  должна  изменить  понимание  своего  предмета.   Для   этого

необходимы  преобразования  внутри  самой  психологии.  В   первую   очередь

требуется новое, более широкое понимание  предмета психологии.

      Психология, как мы уже  говорили,  —  очень  молодая  наука.  Поэтому,

возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его  обнаружение  —

задача  психологии  XXI  века.  Не  будем  забывать,  что   психология   как

фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад  в  знание  о  мире.

Без психологии невозможно создание научной картины  мира. Юнг  отмечал:  «Мир

психических  явлений  есть  лишь  часть  мира  в  целом,  и  кое-кому  может

показаться, что как раз в силу своей  частности он более познаваем, чем  весь

мир целиком. Однако при этом не принимается во внимание, что  душа  является

единственным  непосредственным явлением мира, а следовательно, и необходимым

условием  всего мирового опыта». [2, 15] 

              Задачи структура и методы  современной психологии 

      В настоящее время наблюдается  бурное развитие  психологической   науки,

обусловленное многообразием теоретических и практических  задач,  встающих

перед  нею.  Основной   задачей   психологии   является   изучение   законов

психической деятельности в ее  развитии.  В  течение  последних  десятилетий

значительно расширился фронт психологических  исследований,  появились  новые

научные   направления   и   дисциплины.   Изменился    понятийный    аппарат

психологической науки, непрерывно появляются  новые  гипотезы  и  концепции,

психология  обогащается новыми эмпирическими  данными.  Б.Ф.  Ломов  в  книге

«Методологические  и  теоретические   проблемы   психологии»,   характеризуя

современное  состояние  науки,  отмечает,  что  в  настоящее  время   «резко

возрастает  потребность  в  дальнейшей   (и   более   глубокой)   разработке

методологических  проблем психологической науки  и ее общей теории».  [6,  38]

Область явлений, изучаемых психологией, огромна.  Она  охватывает  процессы,

состояния и  свойства  человека,  имеющие  разную  степень  сложности  —  от

элементарного различения отдельных  признаков  объекта,  воздействующего  на

органы  чувств,  до  борьбы  мотивов  личности.  Одни  из  этих  явлений  уже

достаточно  хорошо  изучены,  а описание  других  сводится  лишь  к простой

фиксации  наблюдений. Многие считают,  и  это  следует  особо  отметить,  что

обобщенное  и абстрактное описание изучаемых  явлений и их связей — это уже  и

есть  теория.  Однако  этим  теоретическая  работа  не  исчерпывается,   она

включает  также  сопоставление  и  интеграцию   накапливаемых   знаний,   их

систематизацию  и многое другое.  Ее  конечная  цель  состоит  в  том,  чтобы

раскрыть  сущность   изучаемых   явлений.   В   этой   связи   и   возникают

методологические  проблемы.  Если  теоретическое  исследование  опирается  на

нечеткую  методологическую  (философскую)  позицию,  то  возникает  опасность

подмены теоретического знания эмпирическим.

      В познании сущности психических   явлений  важнейшая  роль  принадлежит

категориям  диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже  упомянутой  книге

выделил  базовые  категории  психологической  науки,  показал  их  системную

взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в  то  же  время,  несводимость  их

друг  к другу. Им  были  выделены  следующие  базовые  категории  психологии:

категория отражения, категория деятельности, категория  личности,  категория

общения, — а также понятия, которые  по уровню всеобщности  можно  приравнять

к категориям,  —  это  понятия  «социальное»  и  «биологическое».  Выявление

объективных связей социальных  и  природных  свойств  человека,  соотношения

биологических и социальных детерминант в его развитии представляет  одну  из

труднейших  задач науки.

      Как известно,  прежние  десятилетия   психология  была  преимущественно

теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В  настоящее время ее  роль  в

общественной  жизни  существенно  изменилась.  Она  все   более   становится

областью  особой  профессиональной  практической  деятельности   в   системе

образования,  в  промышленности,   государственном   управлении,   медицине,

культуре,  спорте  и  т.д.  Включение  психологической   науки   в   решение

практических  задач  существенно  изменяет  и  условия  развития  ее  теории.

Задачи, решение которых требует психологической  компетентности, возникают  в

той или  иной форме во всех сферах жизни  общества,  определяясь  возрастающей

ролью так называемого человеческого фактора.  Под «человеческим фактором»

понимается  широкий  круг   социально-психологических,   психологических   и

психофизиологических  свойств, которыми обладают  люди  и  которые,  так  или

иначе, проявляются в их конкретной деятельности.

      Современная психология — интенсивно  развивающаяся область

человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому,

как и  любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется:

появляются  новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты,

что часто  приводит к возникновению новых  отраслей психологии. Общим для

всех  отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают

факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в  той

или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

      Современная психология представляет  собой не  единую  науку,  а   целый

комплекс  научных дисциплин,  многие  из  которых  претендуют  на  то,  чтобы

считаться самостоятельными науками.  Различные  авторы  насчитывают  до  ста

отраслей  психологии. Эти научные  дисциплины  находятся  на  разных  стадиях

развития, связаны с различными сферами  человеческой практики.

      Ядром  современной  психологии  является  общая  психология,   которая

изучает  наиболее  общие  законы,  закономерности   и   механизмы   психики.

Важнейшей психологической дисциплиной стала  история  психологии,  в  центре

внимания  которой   —   исторический   процесс   формирования   и   развития

психологического  знания.

      Многочисленные отрасли психологии  выделяются по различным основаниям.

      Традиционно для классификации  используются следующие основания:

           1)  конкретная  деятельность  (психология  труда,   медицинская,

              педагогическая     психология,     психология      искусства,

              психология спорта и т.п.);

           2) развитие   (психология  животных,  сравнительная  психология,

              психология развития, детская психология  и т.п.);

           3)  социальность,  отношения человека  к обществу  (социальная

Информация о работе Предмет и задачи психологии как науки