Предмет и задачи психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:19, реферат

Краткое описание

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и
многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,
происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании
психологии принадлежит совершенно особое место.

Оглавление

Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21

Файлы: 1 файл

Реферат Предмет и задачи психологии как науки.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

было  связано с необходимостью  становления  объективной  науки  о  человеке,

рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с  использованием

тех объективных  знаний (математических, медицинских,  философских),  которые

возникли  в тот период. В то время  психология  входила  в  науку,  изучавшую

общие закономерности  общества,  природы  и  человека.  Эта  наука  получила

название  натурфилософии (философии). От философии  психология  взяла  важное

для любой  науки положение о необходимости  строить  свои  теории  на  основе

знания, а не веры. Стремление  избежать  сакральности,  то  есть  соединения

веры  со  знанием,  а  не  с  разумом,  стремление   доказать   правильность

высказанных взглядов и  было  самым  важным  отличием  научной,  философской

психологии  от донаучной.

    Первые представления  о   душе,  возникшие  на  основе  мифов  и  ранних

религиозных представлений, выделили некоторые  функции  души,  прежде  всего,

энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в

основу  исследований первых психологов. Уже  первые работы показали, что  душа

не только побуждает к действию,  но  и  регулирует  активность  индивида,  а

также является главным орудием в познании мира.  Эти  суждения  о  свойствах

души  и стали ведущими в  последующие  годы.  Таким  образом,  важнейшим  для

психологии  в  античный  период  было  изучение  того,  как   душа   придает

активность  телу, как она  регулирует  поведение  человека  и  каким  образом

познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей  того

времени к идее о том, что душа  материальна,  то  есть  состоит  из  тех  же

частиц, что и окружающий мир. [3, 19]

    Душа не только дает энергию  для активности, но и направляет  ее, то есть

именно  душа  руководит  поведением  человека.  Постепенно  к  функциям  души

добавилось  познание,  и,   таким   образом,   к   исследованию   активности

прибавилось изучение этапов познания, которое  в скором времени  стало  одной

из важнейших  проблем психологической  науки.  Сначала  в  процессе  познания

выделялось  всего две ступени - ощущение (восприятие) и  мышление.  При  этом

для психологов того  времени  не  существовало  разницы  между  ощущением  и

восприятием, выделение отдельных качеств  предмета  и  его  образа  в  целом

считалось единым  процессом.  Постепенно  изучение  процесса  познания  мира

становилось все более значимым для психологов, а в самом  процессе  познания

выделялось  уже  несколько  этапов.  Платон  впервые  выделил   память   как

отдельный психический процесс, подчеркнув ее  значение  как  хранилища  всех

наших знаний. Аристотель, а вслед за ним  и  стоики,  выделили  еще  и  такие

познавательные  процессы, как воображение и  речь.  Таким  образом,  к  концу

античного периода представления о структуре  процесса познания были близки  к

современным, хотя мнения о содержании этих процессов,  конечно,  существенно

различались.

    В  это  время  ученые  впервые  стали  задумываться  над  тем,  как  же

происходит  построение образа мира, какой процесс  -  ощущение  или  разум  -

является  ведущим и насколько построенная  человеком картина мира совпадает  с

реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые  и сегодня остаются  ведущими

для когнитивной  психологии, были поставлены именно в  то время. [1, 16]

    Начало нового этапа в развитии  психологии было  связано  с  фактическим

изменением  ее предмета, так как официальной  наукой о душе стало  богословие.

Поэтому  психология  должна  была   либо   полностью   уступить   богословию

исследование  психики, либо  найти  себе  некоторую  нишу  для  исследования.

Именно  в связи с  поисками  возможности  для  изучения  единого  предмета  в

разных  его  аспектах  происходили основные  изменения во  взаимоотношениях

богословия  и психологии.

    При  появлении  христианства  ему   было   необходимо   доказать   свою

уникальность  и оттеснить другие  религии,  не  совместимые  с  ним.  С  этим

связана  и  нетерпимость  к  греческой   мифологии,   так   же   как   и   к

психологическим и философским  концепциям,  которые  были  тесно  связаны  с

языческой религией и мифами. Поэтому большинство  известных  психологических

школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI веку, а ученые,

хранившие знания об  античной  науке,  переехали  в  Малую  Азию,  открыв  в

греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке,  не  был

столь нетерпим к инаковерию, как христианство  в III-VI  веках,  а потому

психологические школы там  свободно  развивались.  Позднее,  к  IX-Х  векам,

когда гонение на античную науку, особенно на теории  Платона  и  Аристотеля,

закончилось, многие концепции вернулись в  Европу, некоторые уже  в  обратном

переводе  с арабского.

      Такое положение просуществовало  несколько веков, однако уже к XII-XIII

векам оно начало изменяться.

    Именно в это время и зародилась  схоластика, которая в этот момент  была

достаточно  прогрессивным явлением, так как  предполагала не только  пассивное

усвоение  старого, но и активное разъяснение и модификацию готового  знания,

развивала  умение  логически  мыслить,  приводить  систему  доказательств  и

строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, то есть  схоластика

связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления,  тогда

мало  настораживал,  так  как  даже  репродуктивное  мышление  направлено  на

получение и доказательство знания.  Однако  со  временем  схоластика  начала

тормозить  развитие  новых  знаний,  приобрела  догматический   характер   и

превратилась  в набор силлогизмов, которые  не позволяли опровергнуть  старые,

неправильные  или неверные в новой ситуации положения.

    После начального этапа развития  психология начала  стремиться  к  тому,

чтобы найти свое место в исследовании души, определить  тот  круг  вопросов,

который может быть  ей  отдан богословием.  Естественно,  что это привело

частично  к пересмотру предмета психологии - в содержании души была  выделена

особая   категория,   подлежащая   научному   исследованию.    Необходимость

выделиться  из богословия привела к  появлению  теории  двух  истин,  которая

утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между  собой  и  не

противоречат  друг другу,  как  две  параллельные  прямые,  эта  теория  была

сформулирована  в IX-Х веках арабским ученым  Ибн  Синой  и  вскоре  получила

широкое распространение в Европе.  Несколько  позже,  в  XII-XIII  веках,  в

психологии  возникло  направление,  получившее   название   деизм,   которое

утверждало, что существуют две души - духовная  (ее  изучает  богословие)  и

телесная, которую изучает психология. Таким образом,  появился  предмет для

научного  изучения. [6, 23]

      Одним из первых термин «душа»  в своих  философских  рассуждениях  стал

использовать  Гераклит Эфесский.  Ему принадлежит знаменитое  высказывание,

справедливость которого очевидна и сегодня: «Границ души тебе  не  отыскать,

по какому бы пути ты ни пошел: столь  глубока  ее  мера».  В  этом  афоризме

зафиксирована сложность предмета психологии. Современная  наука  по-прежнему

далека от постижения тайны человеческой души, несмотря  на  все накопленные

знания  о психическом мире человека.

      Первым  специальным  психологическим   трудом  можно  считать   трактат

греческого  философа Аристотеля «О душе».

      Сам термин «психология» появляется  значительно позднее. Первые попытки

ввести  термин «психология» могут быть датированы концом XV века. В  названии

сочинений (тексты которых не дошли до  наших  дней)  далматинского  поэта  и

гуманиста М. Марулича впервые, насколько можно судить,  употребляется слово

«психология», Авторство термина часто приписывают  Ф.  Меланхтону,  немецкому

протестантскому  богослову   и   педагогу,   сподвижнику   Мартина   Лютера.

Лексикография  приписывает  образование  этого  слова  Меланхтону,   который

написал  его  на  латыни  (psychologia).  Но  ни  один  историк,   ни   один

лексикограф не нашел точной ссылки на это слово  в  его  произведениях».  [2,

9] В  1590  году  вышла  книга   Рудольфа  Геккеля  (Гоклениуса),  в названии

которой на греческом языке также используется  это слово.  Название  труда

Геккеля, в котором собраны высказывания многих авторов о душе,  «Психология,

то есть о совершенстве человека, о душе и,  прежде  всего,  о  возникновении

ее...». Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в  XVIII  веке

после появления работ X. Вольфа. Лейбниц  в  XVII  веке  использовал  термин

«пневматология». Кстати,  работы  самого  Вольфа  «Эмпирическая  психология»

(1732)  и  «Рациональная  психология»   (1734)   принято   считать   первыми

учебниками  по психологии,  а  по  истории  психологии  —  труд  талантливого

философа, последователя И. Канта и Ф.Г. Якоби, Ф.А. Каруса. 
 

                             Предмет психологии 

Информация о работе Предмет и задачи психологии как науки