Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:19, реферат
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и
многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,
происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании
психологии принадлежит совершенно особое место.
Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21
было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке,
рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием
тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые
возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую
общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила
название натурфилософии (философии). От философии психология взяла важное
для любой
науки положение о
знания, а не веры. Стремление избежать сакральности, то есть соединения
веры со знанием, а не с разумом, стремление доказать правильность
высказанных взглядов и было самым важным отличием научной, философской
психологии от донаучной.
Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних
религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего,
энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в
основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа
не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а
также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах
души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для
психологии в античный период было изучение того, как душа придает
активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом
познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того
времени к идее о том, что душа материальна, то есть состоит из тех же
частиц, что и окружающий мир. [3, 19]
Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, то есть
именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души
добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности
прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной
из важнейших проблем психологической науки. Сначала в процессе познания
выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом
для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и
восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом
считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира
становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания
выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как
отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех
наших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие
познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу
античного
периода представления о
современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно
различались.
В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же
происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум -
является
ведущим и насколько
реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими
для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время. [1, 16]
Начало нового этапа в
изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие.
Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию
исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования.
Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в
разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях
богословия и психологии.
При появлении христианства ему было необходимо доказать свою
уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим
связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к
психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с
языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических
школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI веку, а ученые,
хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв в
греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был
столь нетерпим к инаковерию, как христианство в III-VI веках, а потому
психологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX-Х векам,
когда гонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля,
закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратном
переводе с арабского.
Такое положение
векам оно начало изменяться.
Именно в это время и
достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное
усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания,
развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и
строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, то есть схоластика
связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда
мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на
получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала
тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и
превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые,
неправильные или неверные в новой ситуации положения.
После начального этапа
чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов,
который может быть ей отдан богословием. Естественно, что это привело
частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена
особая категория, подлежащая научному исследованию. Необходимость
выделиться из богословия привела к появлению теории двух истин, которая
утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не
противоречат друг другу, как две параллельные прямые, эта теория была
сформулирована в IX-Х веках арабским ученым Ибн Синой и вскоре получила
широкое распространение в Европе. Несколько позже, в XII-XIII веках, в
психологии возникло направление, получившее название деизм, которое
утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и
телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для
научного изучения. [6, 23]
Одним из первых термин «душа»
в своих философских
использовать Гераклит Эфесский. Ему принадлежит знаменитое высказывание,
справедливость которого очевидна и сегодня: «Границ души тебе не отыскать,
по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера». В этом афоризме
зафиксирована сложность предмета психологии. Современная наука по-прежнему
далека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленные
знания о психическом мире человека.
Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат
греческого философа Аристотеля «О душе».
Сам термин «психология»
ввести термин «психология» могут быть датированы концом XV века. В названии
сочинений (тексты которых не дошли до наших дней) далматинского поэта и
гуманиста М. Марулича впервые, насколько можно судить, употребляется слово
«психология»,
Авторство термина часто
протестантскому богослову и педагогу, сподвижнику Мартина Лютера.
Лексикография приписывает образование этого слова Меланхтону, который
написал его на латыни (psychologia). Но ни один историк, ни один
лексикограф не нашел точной ссылки на это слово в его произведениях». [2,
9] В 1590 году вышла книга Рудольфа Геккеля (Гоклениуса), в названии
которой на греческом языке также используется это слово. Название труда
Геккеля, в котором собраны высказывания многих авторов о душе, «Психология,
то есть о совершенстве человека, о душе и, прежде всего, о возникновении
ее...». Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII веке
после появления работ X. Вольфа. Лейбниц в XVII веке использовал термин
«пневматология». Кстати, работы самого Вольфа «Эмпирическая психология»
(1732)
и «Рациональная психология»
учебниками по психологии, а по истории психологии — труд талантливого
философа,
последователя И. Канта и Ф.Г. Якоби,
Ф.А. Каруса.
Предмет психологии