Предмет и задачи психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:19, реферат

Краткое описание

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и
многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,
происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании
психологии принадлежит совершенно особое место.

Оглавление

Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21

Файлы: 1 файл

Реферат Предмет и задачи психологии как науки.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

              психология,   психология   личности,    психология    группы,

              психология класса, этнопсихология  и т.д.). [4, 38]

      Важным является выделение отраслей «по  цели  деятельности  (получение

или применение  нового  знания):  фундаментальные  и  прикладные  науки;  по

предмету  исследования: психология развития, творчества, личности и  т.д.  На

основе  связей психологии с другими науками  можно  выделить  психофизиологию,

нейропсихологию,  математическую  психологию.  Развитие  сложных   отношений

психологии  с различными  сферами  практики  наблюдается  в  организационной,

инженерной  психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»

      В последние годы в нашей  стране  интенсивно  развивается   практическая

психология. Можно согласиться с мнением  В.Н. Дружинина,  который  указывает,

что  «практическая   психология   отчасти   остается   искусством,   отчасти

базируется  на  прикладной  психологии   как   системе   знаний   и   научно

обоснованных  методов решения  практических  задач».  Однако  есть  основания

полагать, что наметилась тенденция  к  становлению  практической  психологии

как особого  вида психологической науки. Специфика  практической психологии  в

том,  что  она  не  предметна,  а  объектна.  Она больше  ориентирована на

целостную характеристику личности, в большей  степени использует  описания  и

типологии. [6, 41]

      В   настоящее   время   не   существует   законченной    классификации

психологических  отраслей.  Психология  -  наука  молодая,   находящаяся   в

процессе  интенсивного развития, поэтому  в  ней  постоянно  возникают  новые

области, что приводит к появлению новых  отраслей.

      Современная психология использует  различные методы.

      Слово «метод»  (в  переводе  с  греческого  —  путь  исследования  или

познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования  научного

знания,  а  также  совокупность   приемов   и   операций   практического   и

теоретического  освоения действительности.  Применительно  к  психологии  под

методом подразумевают способы  получения  фактов  о  психике  и способы их

интерпретации.

      Современная психология использует  развернутую систему методов,  которые

могут  классифицироваться  различным  образом  в  зависимости  от  выбранных

оснований.  Классик  отечественной  психологии   Рубинштейн   отмечал,   что

«методы,  то  есть  пути  познания,  —  это  способы,  посредством   которых

познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не  один,

а целую  систему  частных  методов,  или  методик.  Под  методом  науки  —  в

единственном  числе — можно разуметь систему  ее методов в их  единстве»   [6,

43]

      Первоначально  (при  выделении   в  самостоятельную  науку)  психология

исходила  из того, что  самонаблюдение  в  состоянии  дать  истинное,  причем

непосредственное, знание о психической жизни. Психология  сознания  исходила

из субъективного  метода.  Метод  научной  психологии,  таким  образом,  был

эмпирическим,  субъективным  и  непосредственным.  Важно  подчеркнуть,   что

самонаблюдение  рассматривалось как непосредственный метод получения  фактов.

Задача  науки  мыслилась  Вундтом  как  логическое  упорядочивание   фактов.

Никаких теоретических методов не  предусматривалось.  Хорошо  известно,  что

интроспективная психология, сознания столкнулась с  большими трудностями.

      Реакцией на  неразрешимые  проблемы  традиционной  психологии  явилось

появление  психологии  поведения  (объективной  психологии).   Первоначально

предполагалось, что новая трактовка предмета психологии — как «поведения»  —

снимает все проблемы. Объективный метод  в форме наблюдения или  эксперимента

позволял,  как  полагали  представители  этого  направления  в   психологии,

получать  непосредственное знание о предмете  науки.  Метод,  таким  образом,

рассматривался  как эмпирический, объективный и  непосредственный.

      Дальнейшее  развитие   психологической   науки   (в   первую   очередь

исследования  Фрейда) показало, что метод исследования  в  психологии  может

быть  только косвенным, опосредствованным:  бессознательное  может изучаться

по его  проявлениям в  сознании  и  поведении;  само  поведение  предполагает

наличие гипотетических «промежуточных переменных»,  опосредствующих  реакции

испытуемого на ситуацию.

      Вот как характеризует положение  вещей  бывший  Президент   Американской

психологической  ассоциации  (1960)  Дональд  Хебб:  «Психика  и   сознание,

ощущения  и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными  переменными

или  конструктами  и,  в  сущности  говоря,  составляют   часть   психологии

поведения». [2, 21]

      В отечественной психологии, где  в качестве методологического   принципа

был предложен  принцип единства сознания и деятельности  (С.Л.  .Рубинштейн),

также   разрабатывалось   представление   об   опосредствованном   характере

психологии  методов.

      В самом общем виде метод  объективного опосредствованного  исследования

заключается в  следующем:  1)  фиксируются  условия,  в  которых  происходит

психическое явление;  2)  фиксируются  объективные  проявления  психического

явления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные  самоотчета

испытуемого; 4)  на  основе  сопоставления  данных,  полученных  на  первом,

втором   и   третьем   этапах,   делается   опосредствованное    заключение,

предпринимается попытка «реконструкции» реального  психического явления.

      В последние годы этот метод  подвергается критике. Психика  другого  при

таком  подходе   рассматривается   как   объект.   Некоторые   исследователи

настаивают  на  том,  что  в  психологии  должен  использоваться  субъектный

подход, который в большей степени  учитывает  то,  что  исследуемый  обладает

сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.

      Современная  психология  располагает   большим   арсеналом   конкретных

методов (наблюдение,  эксперимент,  анкетирование, беседа,  интервью,  тест,

опросник, анализ продуктов деятельности  и т.д.)  и специальных методик,

предназначенных для изучения определенных психических  явлений.

      Предложено несколько классификаций  психологических  методов.  Наиболее

разработанными  являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.

      Ананьевым выделяются следующие  группы методов:

      1) организационные (сравнительный,  комплексный);

           2)     эмпирические      (обсервационный,      экспериментальный,

психодиагностический,  биографический);

       3) обработки данных (количественный и качественный);

         4)   интерпретационные   (различные   варианты   генетического    и

структурного).

      Классификация  позволила   представить  систему   методов,   отвечающую

требованиям современной психологии.

      Альтернативную  классификацию   методов  предложил  В.Н.  Дружинин.  Он

выделил три класса методов:

              1) эмпирические, при которых осуществляется  внешнее  реальное

                 взаимодействие субъекта и объекта  исследования;

              2)  теоретические,  при которых субъект взаимодействует   с

                 мысленной моделью объекта (предметом  исследования);

              3) интерпретации и описания,  при   которых  субъект  «внешне»

                 взаимодействует  со  знаковосимволическими  представлениями

                 объекта.

      Особого внимания  заслуживают   теоретические  методы  психологического

исследования:

      1) дедуктивный (аксиоматического  и гипотетико-дедуктивного),  иначе   —

метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;

      2) индуктивный — метод обобщения  фактов,  восхождения  от  частного  к

общему;

      3) моделирования — метод конкретизации  метода аналогий,  умозаключений

от частного к частному, когда в  качестве  аналога  более  сложного  объекта

берется более простой или доступный  для исследования.

      Результатом использования  первого   метода  являются  теории,  законы,

второго   —    индуктивные    гипотезы,    закономерности,    классификации,

систематизации,  третьего  —  модели  объекта,   процесса,   состояния.   От

теоретических методов  Дружинин  предлагает  отличать  методы  умозрительной

психологии. Различие между этими методами автор  видит в том,  что  умозрение

опирается не  на  научные  факты  и  эмпирические  закономерности,  а  имеет

обоснование  только  в  личностном  знании,  интуиции  автора.   По   мнению

Дружинина,  в  психологическом  исследовании  центральная  роль  принадлежит

методу  моделирования, в котором различаются  две  разновидности:  структурно-

функциональное, что в первом случае исследователь  хочет  выявить  структуру

Информация о работе Предмет и задачи психологии как науки