Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:19, реферат
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и
многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,
происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании
психологии принадлежит совершенно особое место.
Ведение 3
Что такое психология 4
Возникновение психологии 6
Предмет психологии 9
Задачи структура и методы современной психологии 13
Место психологии в системе наук 18
Заключение 20
Литература 21
психология, психология личности, психология группы,
психология класса, этнопсихология и т.д.). [4, 38]
Важным является выделение отраслей «по цели деятельности (получение
или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по
предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На
основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию,
нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений
психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной,
инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»
В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая
психология. Можно согласиться с мнением В.Н. Дружинина, который указывает,
что «практическая психология отчасти остается искусством, отчасти
базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно
обоснованных методов решения практических задач». Однако есть основания
полагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологии
как особого вида психологической науки. Специфика практической психологии в
том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на
целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и
типологии. [6, 41]
В настоящее время не существует законченной классификации
психологических отраслей. Психология - наука молодая, находящаяся в
процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно возникают новые
области, что приводит к появлению новых отраслей.
Современная психология
Слово «метод» (в переводе с греческого — путь исследования или
познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного
знания, а также совокупность приемов и операций практического и
теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под
методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их
интерпретации.
Современная психология
могут классифицироваться различным образом в зависимости от выбранных
оснований. Классик отечественной психологии Рубинштейн отмечал, что
«методы, то есть пути познания, — это способы, посредством которых
познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один,
а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в
единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве» [6,
43]
Первоначально (при выделении в самостоятельную науку) психология
исходила из того, что самонаблюдение в состоянии дать истинное, причем
непосредственное, знание о психической жизни. Психология сознания исходила
из субъективного метода. Метод научной психологии, таким образом, был
эмпирическим, субъективным и непосредственным. Важно подчеркнуть, что
самонаблюдение
рассматривалось как
Задача науки мыслилась Вундтом как логическое упорядочивание фактов.
Никаких теоретических методов не предусматривалось. Хорошо известно, что
интроспективная психология, сознания столкнулась с большими трудностями.
Реакцией на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилось
появление психологии поведения (объективной психологии). Первоначально
предполагалось, что новая трактовка предмета психологии — как «поведения» —
снимает все проблемы. Объективный метод в форме наблюдения или эксперимента
позволял, как полагали представители этого направления в психологии,
получать непосредственное знание о предмете науки. Метод, таким образом,
рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный.
Дальнейшее развитие психологической науки (в первую очередь
исследования Фрейда) показало, что метод исследования в психологии может
быть только косвенным, опосредствованным: бессознательное может изучаться
по его проявлениям в сознании и поведении; само поведение предполагает
наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции
испытуемого на ситуацию.
Вот как характеризует
психологической ассоциации (1960) Дональд Хебб: «Психика и сознание,
ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными переменными
или конструктами и, в сущности говоря, составляют часть психологии
поведения». [2, 21]
В отечественной психологии, где в качестве методологического принципа
был предложен принцип единства сознания и деятельности (С.Л. .Рубинштейн),
также разрабатывалось представление об опосредствованном характере
психологии методов.
В самом общем виде метод
объективного
заключается в следующем: 1) фиксируются условия, в которых происходит
психическое явление; 2) фиксируются объективные проявления психического
явления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные самоотчета
испытуемого; 4) на основе сопоставления данных, полученных на первом,
втором и третьем этапах, делается опосредствованное заключение,
предпринимается
попытка «реконструкции»
В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого при
таком подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователи
настаивают на том, что в психологии должен использоваться субъектный
подход, который в большей степени учитывает то, что исследуемый обладает
сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.
Современная психология располагает большим арсеналом конкретных
методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест,
опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик,
предназначенных для изучения определенных психических явлений.
Предложено несколько
разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.
Ананьевым выделяются
1) организационные (
2) эмпирические (обсервационный, экспериментальный,
психодиагностический, биографический);
3) обработки данных (количественный и качественный);
4) интерпретационные (различные варианты генетического и
структурного).
Классификация позволила представить систему методов, отвечающую
требованиям современной психологии.
Альтернативную классификацию методов предложил В.Н. Дружинин. Он
выделил три класса методов:
1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное
взаимодействие субъекта и
2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с
мысленной моделью объекта (
3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне»
взаимодействует со знаковосимволическими представлениями
объекта.
Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического
исследования:
1) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе —
метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;
2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к
общему;
3) моделирования — метод
от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта
берется более простой или доступный для исследования.
Результатом использования
второго — индуктивные гипотезы, закономерности, классификации,
систематизации, третьего — модели объекта, процесса, состояния. От
теоретических методов Дружинин предлагает отличать методы умозрительной
психологии. Различие между этими методами автор видит в том, что умозрение
опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет
обоснование только в личностном знании, интуиции автора. По мнению
Дружинина, в психологическом исследовании центральная роль принадлежит
методу моделирования, в котором различаются две разновидности: структурно-
функциональное, что в первом случае исследователь хочет выявить структуру