Хабаровский
политехнический институт
Контрольная
работа
Психология
Тема: Психология
как наука: предметы и задачи, методы
и отрасли.
2011 г
Содержание.
Введение. 3
2.
Психология как
наука. 3
3. Предмет психологии. 7
4.
Задачи психологии. 12
5.
методы психологии. 14
6.
Отрасли психологии. 18
Заключени. 25
Список
литературы. 26
- ВВЕДЕНИЕ
Психология - (psyche- душа, и logos-наука)- одна
из главных наук о человеке. Она появилась
еще в старой Греции, на рубеже VII-VI вв.
До н. Э, когда люди в первый раз начали
задаваться вопросами о значении души,
о различиях в душах животных и человека,
о функциях и способностях души. Для чего
изучают психологию? Все мы живем посреди
людей и волей событий обязаны понимать,
учесть психологию людей, учесть свои
личные особенности психики и личности.
Все мы в той либо другой степени психологи.
Но наша житейская психология лишь выиграет
и обогатится, если мы дополним её научными
психологическими знаниями. Психология
прошла длинный путь развития, происходило
изменение понимания объекта, предмета
и целей психологии. Психологию определяют
как научное исследование поведения и
внутренних психических действий и практическое
применение получаемых знаний.
Психология
как наука обладает особыми качествами,
которые отличают ее от других дисциплин.
Как систему проверенных знаний
психологию знают немногие, в основном
только те, кто ею специально занимается,
решая научные и практические
задачи. Вместе с тем как система
жизненных явлений психология знакома
каждому человеку. Она представлена
ему в виде собственных ощущений, образов,
представлений, явлений памяти, мышления,
речи, воли, воображения, интересов, мотивов,
потребностей, эмоций, чувств и многого
другого. Основные психические явления
мы непосредственно можем обнаружить
у самих себя и косвенно наблюдать у других
людей.
В научном
употреблении термин «психология» появился
впервые в XVI вв. Первоначально он
относился к особой науке, которая занималась
изучением так называемых душевных, или
психических, явлений, т.е. таких, которые
каждый человек легко обнаруживает в собственном
сознании в результате самонаблюдения.
Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований
психологов значительно расширилась,
включив в себя неосознаваемые психические
процессы (бессознательное) и деятельность
человека1.
В XX столетии
психологические исследования вышли за
рамки тех явлений, вокруг которых они
на протяжении веков концентрировались.
В этой связи название «психология» отчасти
утратило свой первоначальный, достаточно
узкий смысл, когда оно относилось только
к субъективным,
непосредственно воспринимаемым и переживаемым
человеком явлениям сознания.
Однако до сих пор по сложившейся веками
традиции за этой наукой сохраняется ее
прежнее название. С XIX в. психология становится
самостоятельной и экспериментальной
областью научных знаний.
Что же
является предметом изучения психологии?
Прежде всего психика
человека и животных, включающая в себя
многие субъективные явления. С помощью
одних, таких, например, как ощущения и
восприятие, внимание
и память, воображение, мышление и речь,
человек познает мир. Поэтому их часто
называют познавательными процессами.
Другие явления регулируют его общение
с людьми, непосредственно управляют действиями
и поступками. Их называют психическими
свойствами и состояниями личности, включают
в их число потребности, мотивы, цели, интересы,
волю, чувства и эмоции, склонности
и Способности, знания и сознание. Кроме
того, психология изучает человеческое
общение и поведение, их зависимость от
психических явлений и, в свою очередь,
зависимость формирования и развития
психических явлений от них.
Человек
не просто проникает в мир с
помощью своих познавательных процессов.
Он живет и действует в этом
мире, творя его для себя с целью
удовлетворения своих материальных,
духовных и иных потребностей, совершает
определенные поступки. Для того чтобы
понять и объяснить человеческие
поступки, мы обращаемся к такому понятию,
как личность.
В свою
очередь психические процессы, состояния
и свойства человека, особенно в
их высших проявлениях, вряд ли могут
быть осмыслены до конца, если их не
рассматривать в зависимости
от условий жизни человека, от того,
как организовано его взаимодействие
с природой и обществом (деятельность
и общение). Общение и деятельность
также поэтому составляют предмет современных
психологических исследований.
Психические
процессы, свойства и состояния человека,
его общение и деятельность разделяются
и исследуются отдельно, хотя в
действительности они тесно связаны
друг с другом и составляют единое
целое, называемое жизнедеятельностью
человека.
Изучая
психологию и поведение людей, ученые
ищут их объяснение, с одной стороны,
в биологической природе человека,
с другой — в его индивидуальном
опыте, с третьей — в законах,
на основе которых строится и по
которым функционирует общество.
В последнем случае исследуется
зависимость психики и поведения
человека от места, занимаемого им в
обществе, от существующей социальной
системы, строя, методов обучения и
воспитания, конкретных отношений, складывающихся
у данного человека с окружающими
людьми, от той социальной
роли, которую он играет в обществе,
от видов деятельности, в которых непосредственно
участвует.
Кроме
индивидуальной психологии поведения
в круг явлений, изучаемых психологией,
входят и отношения между людьми
в различных человеческих объединениях
— больших и малых
группах, коллективах.
Подводя
итог сказанному, представим в виде
схемы основные типы явлений, которые
изучает современная психология (рис.
1, табл. 1).
На рис.
1 обозначены основные понятия, через
которые определяются явления, изучаемые
в психологии. С помощью этих понятий
формулируются названия двенадцати
классов явлений, изучаемых в
психологии. Они перечислены в
левой части табл. 1. В правой ее
части приведены примеры конкретных
понятий, характеризующих соответствующие
явления1.
Рис. 1.
Общие понятия, с помощью которых
описываются явления, изучаемые в психологии
Заметим,
что многие из явлений, изучаемых
в психологии, нельзя безоговорочно
отнести только к одной группе.
Они могут быть как индивидуальными,
так и групповыми, выступать в
виде процессов и состояний. По этой
причине в правой части таблицы
некоторые из перечисленных феноменов
повторяются.
Таблица
1
Примеры
общих понятий и частных явлений,
изучаемых в современной психологии
№
п/п |
Явления, изучаемые
психологией |
Понятия, характеризующие
эти явления |
1 |
Процессы: индивидуальные,
внутренние (психические) |
Воображение,
воспоминание, восприятие, забывание,
запоминание, идеомоторика,
ин-сайт, интроспекция, мотивация,
мышление, научение,
обобщение, ощущение, память, персонализация,
повторение, представление, привыкание,
принятие решений, рефлексия,
речь, самоактуализация,
самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль,
самоопределение, творчество, узнавание,
умозаключение, усвоение. |
2 |
Состояния: индивидуальные,
внутренние (психические) |
Адаптация,
аффект, влечение,
внимание, возбуждение, галлюцинация,
гипноз, деперсонализация,
диспозиция, желание, интерес, любовь,
меланхолия, мотивация, намерение,
напряженность, настроение,
образ, отчуждение,
переживание, понимание,
потребность, рассеянность, самоактуализация,
самообладание, склонность, страсть,
стремление, стресс,
стыд, темперамент,
тревож-'ностъ, убежденность, уровень
притязаний, усталость, установка,
утомление, фрустрация,
чувство, эйфория,
эмоция. |
3 |
Свойства индивидуальные,
внутренние (психические) |
Иллюзии,
константность, воля, задатки, индивидуальность,
комплекс неполноценности,
личность, одаренность,
предрассудок, работоспособность,
решительность, ригидность,
совесть, упрямство, флегматичность,
характер, эгоцентризм. |
4 |
Процессы: индивидуальные,
внешние (поведенческие) |
Действие, деятельность,
жест, игра, имп-ринтинг,
мимика, навык, подражание,
поступок, реакция,
упражнение. |
5 |
Состояния: индивидуальные,
внешние (поведенческие) |
Готовность, интерес,
установка. |
N°
п/п |
Явления, изучаемые
психологией |
Понятия, характеризующие
эти явления |
6 |
Свойства: индивидуальные,
внешние (поведенческие) |
Авторитетность,
внушаемость, гениальность,
настойчивость, обучаемость, одаренность,
организованность, темперамент, трудолюбие,
фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм. |
7 |
Процессы: групповые,
внутренние |
Идентификация,
коммуникация, конформность,
общение, межличностное восприятие, межличностные
отношения, формирование групповых норм. |
8 |
Состояния: групповые,
внутренние |
Конфликт,
сплоченность, групповая поляризация,
психологический климат. |
9 |
Свойства: групповые,
внешние |
Совместимость,
стиль лидерства,
соперничество, сотрудничество,
эффективность деятельности
группы. |
10 |
Процессы: групповые,
внешние |
Межгрупповые
отношения. |
11 |
Состояния: групповые,
внешние |
Паника,
открытость группы, закрытость группы. |
12 |
Свойства: групповые,
внешние |
Организованность. |
Предметом
психологии являются факты психической
жизни, механизмы и закономерности
психики человека и формирование
психологических особенностей его
личности как сознательного субъекта
деятельности и активного деятеля
социально-исторического развития
общества. История человечества
состоит из периодов, характеризующихся
качественным конфигурацией условий
жизни, бытия, чередованием событий.
Совместно с тем - это процесс последовательных
качественных конфигураций состояния
сознания, включенного в общественную
жизнь людей и представленного религией
и теологией, господствующим мировоззрением
и философией, открытиями и наукой. Психология
сравнимо не так давно выделилась в самостоятельную
ветвь научного знания. Тому способствовало
колоссальное несоответствие меж знанием
о себе и об окружающем мире, необходимость
понять механизм отражения внешнего во
внутреннее, установить закономерности
взаимосвязи идеального и настоящего,
соотношения субъективного и объективного,
гармонии души, Духа и тела. Значимый импульс
для выделения в самостоятельную научную
дисциплину психология получила и от сложившегося
понимания физического здоровья индивидума
и накопившихся наблюдений о влиянии состояния
души на состояние тела. Исследование
состояний, конфигураций, проявлений сознания
в действиях, поведении, деятельности,
их объяснение и прогнозирование остается
актуальным и сейчас и обусловливает поиск
системных подходов, системообразующих,
способов структурирования скопленного
знания. Долгие годы с разной степенью
обострения велись философские дискуссии
о первичности-вторичности бытия-сознания.
Философия материализма отводила сознанию
функцию отражения бытия, утверждая ценности
материального, обусловливающего процессы
в сознании, детерминирующего их. Философия
идеализма утверждала противоположную
детерминацию - обусловленность событий
сознанием. Эти философские концепции
выражали противоположные позиции, достигшие
крайностей, и породили множество психологических
теорий, не поддающихся согласованию меж
собой. В начале XX века философским баталиям
был положен конец. Открытый Н. Бором (1927
г.) Принцип дополнительности (комплементарности)
перечеркнул в еще один раз «основной
вопрос» философии. Универсальное правило,
сформулированное Н. Бором, - «Противоположности
- не противоречия, они дополнения» - послужило
новой методологией не лишь для естественных,
но и гуманитарных наук. Оно сформировало
новенькую методологию для развития психологических
теорий, новенькую логику рассмотрения
структуры систем, новое мышление, новенькую
технологию коммуникаций и поведения.
Принцип дополнительности служит методологическим
основанием теории самоорганизующихся
систем (синергетики), самой сложной из
которых является человек со своим сознанием,
динамичность состояния которого можно
обрисовать на шкале: «хаос - порядок».
Самоорганизация предполагает заместо
борьбы противоположностей, безизбежно
влекущей разрушение, переход к их взаимному
дополнению, созиданию, сотрудничеству,
сотворчеству. Новая философия предполагает
самостоятельность, самоопределение -
свободу выбора решений, правил, способов
поведения и деятельности, понимания всего
внутреннего (самого себя) и внешнего (конкретных
ситуаций), их дополнение и взаимопроникновение.
Все это - процессы самоорганизации сознания.
Новая психологическая парадигма, основанная
на синергетических подходах, просит до
этого всего системного подхода в понимании
сущности сознания, которое нельзя разглядывать
вне зависимости от окружающего мира,
его структуры и заполнения. 1. Каждый из
нас часть природы, её вид, причем особый,
называемый индивидумом. Сознание индивидума
обусловлено природой, рождением, родом,
т.Е. Владеет качествами, переданными по
наследству. Специфично сознание дамы
и мужчины (не зря мы говорим «женская
логика», «мужской поступок»), отличительные
черты вносит в сознание возраст (вспомните
пословицу: «Если бы юность знала, если
бы старость могла»), как наследственный
признак проявляется характер и отдельные
черты характера. Подтверждено, что взаимодействие
с природой обусловливает состояние здоровья,
психического (души) и физического (тела),
так же, как подтверждена их взаимосвязь
и взаимовлияние. Все это описывает особенность
каждого из нас, как во внешнем виде, так
и во внутреннем виде, которые дополняют
друг друга, находятся во взаимосвязи,
взаимозависимости, взаимообусловленности.
Неодухотворенное лицо не может быть красивым,
а если таковая краса и признается, то
именуется холодной. 2. Индивиды, вступая
во взаимодействие, обретают определенную
значимость для себе схожих, обретают
социальное лицо. Общение, взаимодействие
с другими людьми заполняет сознание определенным
содержанием, образуя его социальную сущность.
В социуме каждый стает как личность, которая
приносит иным определенную пользу, размер
которой и определяется личностностью
и сопровождается соразмерным уважением
(обратите внимание на близость с понятием
значимость). Кто-то уважению уделяет больше
внимания, кто-то меньше. Кто-то его добивается
целенаправленно разнообразными средствами,
к кому-то оно приходит само собой, но соразмерно
заслугам перед социумом (личность - семья
- группа - общность - общество - мировое
общество). В этом процессе становления
личности, обретения индивидумом личностности
большое значение имеют особенности индивидума,
подбирающего для себя «социальные мундиры»,
которые не могут быть ни значительны
и ни малы, а обязаны быть в самый раз. Личностная
позиция проявляется во множестве социальных
ролей (пассажир, клиент, ученик, учитель
и т.д.), Которые или краткосрочны, или долгосрочны
и требуют от индивидума способности владеть
данной ролью, научиться её исполнять.
Нехорошее выполнение воспринимается
окружающими как нехорошее поведение.
Конкретно социальную составляющую нашей
жизни характеризует мудрое высказывание
У. Шекспира: «Вся жизнь - театр, все дамы,
мужчины в ней - актеры». Груз выполнения
социальных ролей напрягает, влияет на
состояние психического здоровья, а через
него и физического. Это принципиально
понимать и отслеживать соответствие
социальной ноши своим способностям, регулировать
их, уравновешивать. 3. Изюминка индивидума
состоит в том, что рождается он с расположенностью
к мышлению, производству собственных
мыслей, творчеству, разумности, духовности,
что и составляет в сознании человеческое,
духовную сущность, что придает индивидуму
особенный статус «гомо сапиенс» - человека
разумного. Это еще одна детерминация
сознания - причастность к духовному пространству.
Так же, как природу и социум изучает множество
различных наук, духовность является объектом
исследования для философии и религии,
психологии и педагогики, человековедения,
культурологии и остальных наук, любая
из которых старается объяснить свой особенный
аспект, соответствующий своему предмету.
Ограничимся и мы в нашей учебной дисциплине
рассмотрением понятий сообразно предмету
психологии, изучающей дух, душу, сознание,
его статику и динамику, процессы и явления,
правила и закономерности. Рассмотрим
место, роль и влияние духа на все пространство
сознания во внутреннем и внешнем, на его
проявление в действиях, поведении, деятельности.
Проявление духовной составляющей в позиции,
целях, содержании, способах, итоге осознания
различает деятельность одного от деятельности
другого, характеризует степень гуманизации
социальных действий, демократизации
социальных отношений. А состояние духа
конкретного человека описывает степень
его уверенности, гуманности и остальных
проявлений состояния сознания. Некие
отождествляют «дух» с запредельным, трансцендентным,
божественным и потому не одобряют его
упоминание всуе. Возможно, они правы,
как правы и те, кто не представляет нашу
обыденную жизнь без духовности, соображает
её каждодневное влияние на конкретные
действия и ратует за то, чтоб вернуть
её в нашу жизнь, распространить и усилить.
Наверняка, у каждого есть свое субъективное
представление о духе в нашем сознании
и бытии, и это отлично, потому что свидетельствует
об определенном интересе к данному вопросу
и, стало быть, к тому, что думают по данному
поводу остальные. К примеру, Л.Н. Толстой
определил дух как стержень сознания.
Вполне приемлемый образ, ибо, когда нам
не хватает веры и силы - мы говорим «пал
духом», «духа не хватило», и напротив,
слова «сильный духом», «воспрял духом»
молвят об обретении твердости, уверенности,
способности к действиям. Конкретно в
духе существует вера, надежда, любовь,
и проявляется он, по словам Н.А. Бердяева,
«в свободе, творчестве, любви». Вопросу
духа и духовности посвящено большущее
количество раздумий в культуре восточной
и западной, и соединяющей их культуре
русской. Все сходятся, к примеру, в том,
что дух поднимает над обыденным, над бытием,
событиями, конкретно он выделяет человека
из природы, дозволяет «не оскотиниться».
Все пространство сознания можно условно
представить в виде трех составных частей:
пространство бессознательного (подсознание,
душа), фактически сознание, где происходят
процессы осознания, и сверхсознание -
пространство, где «душа одухотворенная»
(Ф.М. Достоевский). Психология также может
быть разделена на психологию бессознательного,
психологию осознания, психологию духа.
Наш курс, связывающий психологию с педагогикой,
будет посвящен в большей степени исследованию
действий осознания, которые изменяют
внутренний образ и потому могут быть
названы образовательными действиями.
В отношениях с окружающим миром человек
выступает как субъект собственных действий,
взаимодействий. Его субъектность в осознании
взаимодействий с миром можно обрисовать
по цепочке: - осознание состояния собственного
сознания (внутреннего); - осознание окружающего
мира (внешнего); - осознание контакта с
окружающим миром (взаимодействие внутреннего
и внешнего); - осознание влияния взаимодействия
на состояние сознания (внутреннего). В
этих отношениях находятся сложные связи
субъективного и объективного, идеального
и настоящего, внутреннего и внешнего,
духовного и материального, сознания и
бытия. Психология изучает сознание как
причину и следствие взаимодействия субъекта
с окружающим миром, внутренние и внешние
влияния на состояние сознания. Его живое
состояние предполагает неизменное изменение
и, стало быть, процессы роста, в которых
рождается и преобразуется некая информация;
будучи усвоенной, она становится внутренним
знанием, содержанием. В процессе переработки
информации об окружающем мире и о себе
в нем возникает новый продукт, новое знание,
новое содержание. Удовлетворенность
рожденным, удовлетворенность и гордость
от заглядывания в себя (инсайд), вера в
истинность порождают состояние творца,
божественного, укрепляют дух. Это творческое
состояние соединения чувства и мышления.
Указанные процессы почаще носят непроизвольный
характер. Совместно с тем имеют место
не лишь естественные, но и искусственные,
волевые процессы. Воля как психический
механизм характеризует процессы, которые
называют случайными: случайное внимание,
т.е. Сопровождаемое установкой «обратить
внимание», случайное восприятие -- «воспринять»,
случайная память - «запомнить». Эти психические
процессы происходят под контролем, под
управлением, в них отслеживается итог.
Такового типа процессы различаются включенностью
в деятельность. Психика в деятельности
характеризуется не лишь состоянием, но
и действиями, основной посреди которых
-- осознание, включающее в себя осознание
мотивов («для чего?»), содержания («что?»)
и способов деятельности («как?»). Этот
процесс может носить импульсивный, неорганизованный
характер, когда во время деятельности
возникает тот либо другой из перечисленных
вопросов, в различные моменты, в разной
последовательности. А может быть верно
организован циклом осознания действий
«до» и «после» их свершения, последовательными
ответами на вопросы: «для чего?», «что?»,
«как?». Человечество, вступившее в новое
тысячелетие, накопило большой размер
информации. Её систематизация отразилась
в отраслях научных знаний об окружающем
мире. А что человек знает о себе? Эти знания
сфокусированы в системе психологической
науки, которая в XX в. Получила статус самостоятельной
отрасли научного знания, встала на путь
систематизации имеющихся знаний о человеческой
душе, сознании, об отношениях человека
с окружающим миром. Предмет психологии,
т.Е. То, что является для психологии сферой
исследования, стремительно расширяется.
* Семантика слова «психология» описывает
её предмет как учение о душе («псих» --
душа, «логос» -- учение). * потом психология
расширила свой предмет и изучает сознание,
семантический смысл которого -- сопряженный
непрерывный переход информации в знание
(сознание). * На следующем этапе психология
опять расширила свой предмет и, разомкнув
круг сознания, поставила вопрос о психических
действиях и явлениях, обусловленных взаимовлиянием
внутреннего и внешнего. * Дальнейшее расширение
предмета исследования вышло в процессе
рассмотрения психологии коллективного
субъекта (семьи, группы, коллектива, общества)
и деятельности. Расширение предмета психологии
по исследованию понятия «деятельность»
было новым этапом, в котором немалые награды
принадлежат русской психологии. Сейчас
можно сказать, что психология изучает
не лишь замкнутую систему сознания, его
структуру и функции, но и его дела с миром
внешним, предметным, объективным. Способы
исследования внешнего мира, направленные
на исследование мира внутреннего, стали
способами психологических исследований.
Скопление знаний о душе, которое происходило
в процессе осознания человеком самого
себя, послужило первым этапом зарождения
психологической науки как части философского
знания. Осознав априорный характер категории
«душа», заданный природой, наука породила
категорию «сознание», имеющее в силу
собственной трудности разнообразное
трактование: в семантическом смысле -
это скопление знаний (сознание: знание
+ знание +...), их субъективное соединение
во внутреннем мире; в философском смысле
согласно теории отражения «сознание
- высшая, свойственная человеку форма
обобщенного отражения объективных устойчивых
параметров и закономерностей окружающего
мира»; в технологическом смысле сознание
- формирование субъективной модели объективного
мира; в гносеологическом - сознание описывает
отношение к миру, оно содержит составляющие:
природный - генетическую информацию;
социальный - информацию, впитанную в социальном
общении; духовный - информацию, произведенную
своим разумом - понимание, озарение. Второй
этап становления психологической науки
- скопление информации о человеческом
сознании. Бессчетные усилия сделать сознание
прозрачным, обычным для понимания оказались
неадекватными результату. Сфера сознания
продолжала оставаться загадочной, «вещью
в себе» и породила психологическое направление
- бихевиоризм, который от безысходности
попыток проникнуть в суть сознания, поставить
опыт, провести измерения, т.Е. Организовать
научные исследования известными способами,
объявил предметом психологии - поведение
как внешнее проявление сознания, как
совокупность действий. Таковой подход
дозволял ставить опыты, проводить наблюдения,
т.Е. Опираться на факты проявления особенностей
сознания. Исследование поведения преодолело
узость предмета психологии, расширило
его границы, обеспечило возможность соединения
внутреннего и внешнего, исследования
отношений субъективного и объективного.
Но достоинство, нарушив меру, превратилось
в недочет. Излишняя материализация объяснения
духовных действий породила несоответствие,
диллему, конфликт. Бихевиоризм подвергся
критике за лишний механицизм в объяснении
поведения и опять встал вопрос о предмете
психологии. И тут опять оказалась востребованной
философская парадигма отношений бытия
и сознания. Единство сущности и явления,
выражающееся в отношениях идеального
и настоящего, отразилось в понимании
осознанности деяния. * Функция осознания
целей проявляется в настоящей деятельности
как самоопределение, основанное на согласовании
внутреннего и внешнего, потребностей
и условий. Эти процессы получили заглавие
мотивации (активизации внутренних потребностей),
адаптации (приспособления к внешним условиям).
* Функция осознания критериев деятельности,
их выбора в своем внутреннем содержании
и соотнесения с внешними нормами, правилами
деятельности -- также предполагает философское
понимание отношений сознания и бытия
как отношений теории и практики в их современном
состоянии. * Функция осознанности способов
деятельности проявляется в осознании
способа, соотнесенного с осознанием собственных
способностей. Таковым образом, связь
внутреннего и внешнего состоит из «прямой»
и «обратной». Первичное осознание - проектирование
деяния, вторичное осознание - рефлексия,
осознание после совершения деяния. Взаимопроникновение
этих действий предполагает осознание
собственного сознания, что философия
называет самосознанием. Если говорить
о современном состоянии предмета психологии,
то возможно - это самосознание. Самосознание
предполагает осознание природной составляющие
(«оставаться самим собой»), осознание
себя как личности («иметь свое лицо»),
осознание собственного духа (уметь поддерживать
«стержень сознания - дух», силу духа).
В процессе
развития социальная психология прошла
нелёгкий путь поиска своего предмета
исследования. Если в начале века интерес
исследователей в основном концентрировался
на изучении общественной психологии,
массовых социальных явлений (толпа, заражение
в массах, нация и её психический склад
и др.), то в середине века всё внимание
было отдано исследованию малых групп,
социальных установок людей, способов
влияния на микроклимат группы и отношения
между различными людьми.
В настоящее
время перед социальной психологией
остро стоит проблема построения
общей теории социального поведения
человека. Такой теории пока нет, так
как поведение человека в социуме
- чрезвычайно сложно и в плане
изучения и в плане прогнозирования.
То, как именно будет вести себя
человек или группа в той или
иной ситуации, определяется большим
количеством различных факторов,
учесть которые очень сложно.
Поскольку
психологическая наука в нашей
стране в определении своего предмета
исходит из принципа деятельности,
можно условно обозначить специфику
социальной психологии как изучение
закономерностей поведения и
деятельности людей, обусловленных
их включением в социальные группы,
а также психологических характеристик
самих этих групп.
Многие
из открытых в традиционной социальной
психологии явлений имеют место
в любом типе общества: межличностные
отношения, коммуникативные процессы,
лидерство, сплочённость - всё это
явления, присущие любому типу общественной
организации. Однако, констатируя этот
факт, нужно иметь в виду два
обстоятельства.
Во-первых,
даже и эти описанные в традиционной
социальной психологии явления приобретают
в различных социальных условиях
порой совершенно иное содержание.
Формально процессы остаются теми же:
люди общаются друг с другом, у них
формируются определённые социальные
установки и т. д., но каково содержание
различных форм их взаимодействия,
какого рода установки возникают
по отношению к определённым общественным
явлениям - всё это
определяется
содержанием конкретных общественных
отношений. Значит, анализ всех традиционных
проблем приобретает новые грани.
Методологический принцип включения
именно содержательного рассмотрения
социально-психологических проблем
продиктован в том числе и общественными
потребностями.