Психология как наука: предметы и задачи, методы и отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Психология - (psyche- душа, и logos-наука)- одна из главных наук о человеке. Она появилась еще в старой Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. Э, когда люди в первый раз начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Для чего изучают психологию? Все мы живем посреди людей и волей событий обязаны понимать, учесть психологию людей, учесть свои личные особенности психики и личности. Все мы в той либо другой степени психологи. Но наша житейская психология лишь выиграет и обогатится, если мы дополним её научными психологическими знаниями.

Оглавление

Введение. 3
2. Психология как наука. 3
3. Предмет психологии. 7
4. Задачи психологии. 12
5. методы психологии. 14
6. Отрасли психологии. 18
Заключени. 25
Список литературы. 26

Файлы: 1 файл

чистовая.docx

— 79.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, новая социальная реальность рождает  порой и необходимость новых  акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем.

Так, период радикальных экономических и  политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого  внимания, например, к проблемам  этнической психологии (особенно в  связи с обострением межнациональных  конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых  форм собственности) и др.

Если  исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения  людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым  сталкивается эта наука, есть факт общения  и взаимодействия людей. По каким законам развиваются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура, наконец, какое место они занимают во всей сложной системе человеческих отношений?

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм "вплетения" индивидуального в ткань социальной реальности.

Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат  воздействия социальных условий  на деятельность личности. Но вся сложность  заключается в том, что этот "результат" не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то "несоциальное" поведение, а затем  на него накладывается нечто "социальное". Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать её в систему  социальных связей. Сама личность, с  одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой стороны, - их созидатель, активный творец. Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры - общества в  целом, так и микроструктуры - непосредственного  окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных  сущностей, находящихся одна вне  другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Значит, важно с самого начала рассмотреть  личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором "социальном контексте". Этот "контекст" представлен системой реальных отношений  личности с внешним миром. Но всё  дело в том, что содержание, уровень  этих отношений человека с миром  весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Общественные  отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная  роль есть фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, женой, матерью, членом профсоюза, игроком сборной по теннису и т. д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной - но и здесь сегодня наука шагнула вперёд, поэтому

страстно  желающие могут изменить не только имя, но и свой пол), другие приобретаются  прижизненно.

Однако  сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого  конкретного её носителя в деталях: всё зависит от того, насколько  индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в

своём конкретном проявлении приобретают определённую "личностную окраску".

Оставаясь личностями в системе безличных  общественных отношений, люди неизбежно  вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому  каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя, что можно условно назвать определённым "стилем исполнения роли". Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений - межличностных.

Таким образом, интерес современной социальной психологии сосредоточен вокруг изучения проблем человеческого общения  в его межличностных и межгрупповых формах, исследования механизмов образования  и функционирования групп, формирования социально-психологических свойств  и качеств личности.

    1. Методы психологии.
 

 «Метод  — это путь познания, это способ, посредством которого познается  предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет  особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования мира представлена несколькими уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного знания. В психологии за всю истории ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций.

 Второй  уровень методологии определяется  общенаучными принципами, отражающими  специфику научного познания  мира и науки как особой  сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные  принципы психологии. Далее следуют  методы исследования, представляющие  собой способы получения психологических  фактов и их интерпретации.  Наконец, последний уровень методологии  представлен конкретными эмпирическими  методиками, с помощью которых  происходят сбор и обработка  психологических данных.

 Современная  психология обладает развернутой  системой разнообразных методов  и методик исследования, среди  которых выделяют основные и  вспомогательные. К основным методам  психологии относят наблюдение  и эксперимент.Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

В зависимости  от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;

В зависимости  от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль — недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;

В зависимости  от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;

В зависимости  от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое  наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;

В зависимости  от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

В зависимости  от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;

В зависимости  от упорядоченности организации  наблюдения: стандартизированное и  свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее  разработанной схеме. Свободное  наблюдение не имеет заданной программы  и четких параметров.

 В  психологических исследованиях  широко используется гакже самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

 Благодаря  эксперименту у психологии появилась  возможность для преодоления  субъективности в познании ее  предмета, с введением метода  экспериментального исследования  она стала развиваться как  самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном  были выделены четыре основные  особенности экспериментального  метода:

Исследователь сам вызывает изучаемое им явление  — в отличие от наблюдения, при  котором наблюдатель не может  активно вмешиваться в ситуацию;

Экспериментатор может варьировать, изменять условия  протекания и проявления изучаемого процесса;

В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных  условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

 В  психологии практикуются следующие  виды экспериментального исследования:

Лабораторный  эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых  случаях используются аппаратура и  приборы, что обеспечивает научную  объективность получаемых данных. Недостатком  этого вида исследования является трудность  переноса результатов, полученных в  эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность  и абстрактность лабораторных условий  существенно отличаются от условий  жизнедеятельности человека;

Естественный  эксперимент снимает ограничения  лабораторного эксперимента. Основное достоинство данного метода заключается  в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит отечественному психологу Р.Лазурскому;

Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в  целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий  и воспитывающий характеры;

констатирующий  эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень  развития соответствующих качеств.

 Кроме  вышеперечисленных основных методов  в психологии широко применяются  методы вспомогательные: 

Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в  котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная  регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

Тестирование  — психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные  вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения  различных психических свойств  и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные  и многие др. Их применение требует  профессиональной психологической  подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они  публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием  и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;

Информация о работе Психология как наука: предметы и задачи, методы и отрасли