Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:53, практическая работа
1.Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.
Предмет социальной психологии.
История формирования социально-психологических идей.
Разделы социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
Основные методы социально-психологического исследования.
Практические занятия № 1-2.
Предмет, задачи и методы социальной психологии
Вопросы для рассмотрения
1.Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:
1. Психологические процессы,
состояния и свойства индивида,
которые проявляются в
2. Феномен взаимодействия
между людьми (общения), например
супружеского, детско-родительского,
психотерапевтического;
3. Психические процессы,
состояния и свойства
4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д.
Таким образом, социальная психология изучает психические явления (Процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.
Социальная психология — наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.
В зависимости от того
или иного понимания предмета
социальной психологии выделяются основные
объекты ее изучения, то есть носители
социально-психологических
К ним относятся следующие: личность в
группе (системе отношений), взаимодействие
в системе «личность-личность» (родитель-ребенок,
руководитель-исполнитель, психолог-клиент
и т. д.), малая группа (семья, воинский экипаж,
группа друзей и т. п.), взаимодействие
в системе «личность-группа» (лидер-ведомые,
командир-взвод, новичок-школьный класс
и т. д.), взаимодействие в системе «группа—группа»
(соревнование команд, групповые переговоры,
межгрупповые конфликты и т. д.), большая
социальная группа (этнос, партия, социальный
слой, территориальная группа и т. п.)
Структура социальной психологии в каждый
исторический период ее развития есть
результат взаимодействия двух противоположных,
тесно связанных между собой процессов:
а) дифференциации, т. е. разделения, дробления
социальной психологии на составные ее
части, разделы;
б) интеграции ее с другими (не только психологическими)
отраслями науки, причем интеграции как
социальной психологии в целом, так и отдельных
составляющих ее частей.
Процессы разделения социальной психологии
происходят по многим основаниям, однако
уже оформилось несколько главных направлений:
1. Ведущая ориентация
на различные (теоретический,
эмпирический, экспериментальный и
практический) методы анализа социально-
2. В результате изучения различных видов
жизнедеятельности человека и его общностей
сложились соответствующие им отрасли
социальной психологии: труда, общения,
социального познания и творчества, игры.
В свою очередь, в социальной психологии
труда сформировались отрасли, изучающие
отдельные виды трудовой деятельности:
управление, руководство, предпринимательство,
инженерный труд и т. д.
3. В соответствии с
приложением социально-
4) В соответствии с основными объектами
исследования современная социальная
психология дифференцировалась на следующие
разделы:
— социальная психология личности;
— психология межличностного взаимодействия (общения и отношений);
— психология малых групп;
— психология межгруппового взаимодействия;
— психология больших социальных групп и массовых явлений.
Кроме того, постепенно формируется
раздел, который можно было бы назвать
«психология общества». В настоящее
время социальная психология не имеет,
в отличие от социологии, своих
специфических методов изучения
общества, что затрудняет формирование
такого раздела.
Структуру современной социальной психологии
невозможно понять, не рассмотрев процесс
ее интеграции в системе наук. Как минимум,
выделяются два основных контура интеграции:
внешний и внутренний.
Внешний контур интеграции относится
к ее объединению с многочисленными психологическими
отраслями, на стыке с которыми возникли
относительно самостоятельные подотрасли
— части социальной психологии. Например,
социальная психология личности сформировалась
как результат интеграции социальной
психологии с психологией личности, а
социальная психология труда — социальной
психологии с психологией труда. Можно
констатировать, что в итоге такой интеграции
к концу 90-х гг. XX в. уже оформилось порядка
десяти подотраслей социальной психологии,
представленных на схеме.
Процесс интеграции социальной
психологии с другими психологическими
отраслями интенсивно продолжается:
в настоящее время формируются
социально-экономическая, социально-экологическая,
социально-историческая и другие подотрасли
социальной психологии.
Внутренний контур интеграции относится
к развитию самой социальной психологии
и проявляется в процессах объединения
различных составных частей социальной
психологии, появившихся в результате
процессов ее дифференциации.
Во-первых, внутренняя интеграция
касается одновременного применения теоретического,
эмпирического и практического
методов анализа социально-
Во-вторых, она ярко проявляется
в одновременном изучении различных
взаимосвязанных объектов социальной
психологии, например личности и малых
трудовых групп (бригад) в организации,
малых групп в больших
В-третьих, наиболее очевидным направлением внутренней интеграции является объединение тех частей социальной психологии, которые дифференцировались по видам жизнедеятельности людей и сферам общественной жизни. В результате возникло множество интересных и, главное, полезных научно-практических направлений, таких как психология руководства педагогическим коллективом (Р. X. Шакуров), социальная психология творчества инженеров (Э. С. Чугунова и др.), психология руководства научным коллективом (А. Г. Аллахвердян и др.), психология социального познания в процессах труда и общения (О. Г. Кукосян и др.) и т. д.В настоящее время процесс структурирования социальной психологии не завершен, и мы являемся свидетелями закономерного рождения новых составных ее частей.
2. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части. Первая часть касается того, каким образом социально-психологические идеи вызревали в "недрах" других отраслей знания и лишь подготовили самостоятельную фазу в развитии данной науки. По выражению Б.Д. Парыгина, здесь должны быть проанализированы работы "предшественников" социальной психологии, в отличие от работ ее "зачинателей", т.е. исследователей, впервые попытавшихся создать первые "образцы" собственно социально-психологических концепций (Парыгин, 1971. С. 21).
Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание — это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии — психологии и социологии.
Многие исследователи
отмечают наличие элементов социально-
Выделение социальной психологии в
самостоятельную область
Период, о котором идет
речь, относится к середине XIX в. К
этому времени можно было наблюдать
значительный прогресс в развитии целого
ряда наук, в том числе имеющих
непосредственное отношение к различным
процессам общественной жизни. Большое
развитие получило языкознание. Его
необходимость была продиктована теми
процессами, которые происходили
в это время в Европе: это
было время бурного развития капитализма,
умножения экономических связей
между странами, что вызвало к
жизни активную миграцию населения.
Остро встала проблема языкового
общения и взаимовлияния
Такая картина позволила
американскому социальному
Психология в середине
XIX в. в интересующем нас плане
характеризовалась тем, что она
по преимуществу развивалась как
психология индивида. Лишь в отдельных
ее частях, прежде всего в патопсихологии,
пробивались на свет ростки будущих
концепций о специфических
Первоначально прообраз будущей социальной психологии зарождается на боковых путях развития психологии, а не на магистральной линии развития (Ярошевский, 1976).
По-иному складывался
интерес к социально-
Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии