Предмет, задачи и методы социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:53, практическая работа

Краткое описание

1.Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.

Оглавление

Предмет социальной психологии.
История формирования социально-психологических идей.
Разделы социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
Основные методы социально-психологического исследования.

Файлы: 1 файл

Семинар 1-2.docx

— 63.87 Кб (Скачать)

Практические  занятия № 1-2.

Предмет, задачи и  методы социальной психологии

 

Вопросы для рассмотрения

  1. Предмет социальной психологии.
  2. История формирования социально-психологических идей.
  3. Разделы социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
  4. Основные методы социально-психологического исследования.

 

 

1.Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате  его включения в отношения  с другими людьми, в различные  социальные группы (семью, различные  коллективы и т. д.) и в целом  в систему социальных отношений  (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются  такие проявления личности в  группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.

2. Феномен взаимодействия  между людьми (общения), например  супружеского, детско-родительского,  психотерапевтического; взаимодействие  может быть не только межличностным,  но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных  социальных групп как целостных  образований, отличающихся друг  от друга и не сводимых к  какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных  психологов вызывают исследования  социально-психологического климата  группы и конфликтных отношений  (групповых состояний), лидерства  и групповых действий (групповых  процессов), сработанности и конфликтности  (групповые свойства) и др.

4. Массовые психические  явления, такие как поведение  толпы, паника, слухи, мода, массовые  энтузиазм, апатия, страхи и т. д.

Таким образом, социальная психология изучает психические явления (Процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

 

Социальная психология — наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений.               
К ним относятся следующие: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент и т. д.), малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер-ведомые, командир-взвод, новичок-школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа—группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т. п.) 
Структура социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, тесно связанных между собой процессов: 
а) дифференциации, т. е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы; 
б) интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки, причем интеграции как социальной психологии в целом, так и отдельных составляющих ее частей. 
Процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений:

1. Ведущая ориентация  на различные (теоретический,  эмпирический, экспериментальный и  практический) методы анализа социально-психологических  явлений порождает соответственно  теоретическую, эмпирическую (включая  экспериментальную) и практическую  социальную психологию. Эти взаимосвязанные  части по-разному реализуют основные  функции социальной психологии  как науки: описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия. 
2. В результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: труда, общения, социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной психологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и т. д.

3. В соответствии с  приложением социально-психологических  знаний в различных сферах  общественной жизни социальная  психология традиционно дифференцируется  на следующие ее практические  отрасли: промышленная, сельского  хозяйства, торговли, образования,  науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. В настоящее  время интенсивно формируются  социальная психология экономики,  рекламы, культуры, досуга и др. 
4) В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на следующие разделы:

— социальная психология личности;

— психология межличностного взаимодействия (общения и отношений);

— психология малых групп;

— психология межгруппового взаимодействия;

— психология больших  социальных групп и массовых явлений.

Кроме того, постепенно формируется  раздел, который можно было бы назвать  «психология общества». В настоящее  время социальная психология не имеет, в отличие от социологии, своих  специфических методов изучения общества, что затрудняет формирование такого раздела. 
Структуру современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев процесс ее интеграции в системе наук. Как минимум, выделяются два основных контура интеграции: внешний и внутренний. 
Внешний контур интеграции относится к ее объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии. Например, социальная психология личности сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, а социальная психология труда — социальной психологии с психологией труда. Можно констатировать, что в итоге такой интеграции к концу 90-х гг. XX в. уже оформилось порядка десяти подотраслей социальной психологии, представленных на схеме.

Процесс интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями интенсивно продолжается: в настоящее время формируются  социально-экономическая, социально-экологическая, социально-историческая и другие подотрасли социальной психологии. 
Внутренний контур интеграции относится к развитию самой социальной психологии и проявляется в процессах объединения различных составных частей социальной психологии, появившихся в результате процессов ее дифференциации.

Во-первых, внутренняя интеграция касается одновременного применения теоретического, эмпирического и практического  методов анализа социально-психологических  явлений, что неизбежно порождает  комплексные типы исследований в  социальной психологии, такие как  теоретико-экспериментальные, экспериментально-прикладные и т. п.

Во-вторых, она ярко проявляется  в одновременном изучении различных  взаимосвязанных объектов социальной психологии, например личности и малых  трудовых групп (бригад) в организации, малых групп в больших социальных группах, личности (например, лидера) в  большой социальной группе (например, в партии или общественном движении).

В-третьих, наиболее очевидным  направлением внутренней интеграции является объединение тех частей социальной психологии, которые дифференцировались по видам жизнедеятельности людей  и сферам общественной жизни. В результате возникло множество интересных и, главное, полезных научно-практических направлений, таких как психология руководства  педагогическим коллективом (Р. X. Шакуров), социальная психология творчества инженеров (Э. С. Чугунова и др.), психология руководства  научным коллективом (А. Г. Аллахвердян  и др.), психология социального познания в процессах труда и общения (О. Г. Кукосян и др.) и т. д.В настоящее время процесс структурирования социальной психологии не завершен, и мы являемся свидетелями закономерного рождения новых составных ее частей.

 

2. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части. Первая часть касается того, каким образом социально-психологические идеи вызревали в "недрах" других отраслей знания и лишь подготовили самостоятельную фазу в развитии данной науки. По выражению Б.Д. Парыгина, здесь должны быть проанализированы работы "предшественников" социальной психологии, в отличие от работ ее "зачинателей", т.е. исследователей, впервые попытавшихся создать первые "образцы" собственно социально-психологических концепций (Парыгин, 1971. С. 21).

Процесс создания предпосылок  социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой  научной дисциплины, его содержание — это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии — психологии и социологии.

Многие исследователи  отмечают наличие элементов социально-психологических  знаний в лоне самых разных философских  концепций. Так, американский исследователь  О. Клайнберг считает, что большинство  проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских  системах древности. Г. Олпорт еще более  точно указывает адрес: с его  точки зрения, родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, через все эпохи  развития философского знания можно  проследить, как внутри него разрабатывались  идеи социальной психологии. В античной философии — это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и "чисто" социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой перечень примеров, тем более что история психологии в недрах философского знания изучена достаточно подробно (см.: Ярошевский, 1976).

Выделение социальной психологии в  самостоятельную область знания. Гораздо продуктивнее рассмотреть подробно вторую часть вопроса, а именно период непосредственного выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Для этого нужно сконцентрировать внимание на трех моментах: на "запросах" по решению социально-психологических проблем, которые возникают в различных смежных науках, на процессах подготовки к вычленению социально-психологической проблематики внутри двух основных "родительских" дисциплин: психологии и социологии, наконец, на характеристике первых форм самостоятельного социально-психологического знания.

Период, о котором идет речь, относится к середине XIX в. К  этому времени можно было наблюдать  значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих  непосредственное отношение к различным  процессам общественной жизни. Большое  развитие получило языкознание. Его  необходимость была продиктована теми процессами, которые происходили  в это время в Европе: это  было время бурного развития капитализма, умножения экономических связей между странами, что вызвало к  жизни активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового  общения и взаимовлияния народов  и соответственно проблема связи  языка с различными компонентами психологии народов. Языкознание не было в состоянии своими средствами решить эти проблемы. Точно так  же к этому времени были накоплены  значительные факты в области  антропологии, этнографии и археологии, которые для интерпретации накопленных  фактов нуждались в услугах социальной психологии. Английский антрополог Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной  культуре, американский этнограф и  археолог Л. Морган исследует быт  индейцев, французский социолог и  этнограф Леви-Брюль изучает особенности  мышления первобытного человека. Во всех этих исследованиях требовалось  принимать в расчет психологические  характеристики определенных этнических групп, связь продуктов культуры с традициями и ритуалами и  т.д. Успехи, а вместе с тем и  затруднения характеризуют и  состояние криминологии: развитие капиталистических  общественных отношений породило новые  формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения.

Такая картина позволила  американскому социальному психологу  Т. Шибутани сделать вывод о том, что социальная психология стала  независимой отчасти потому, что  специалисты различных областей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы (Шибутани, 1961). Несмотря на шуточный характер этого  утверждения, в нем в общем  точно подмечена потребность  выделения какого-то нового класса проблем, которые не подведомственны  никакой из ранее существовавших дисциплин. Еще более определенно  эта потребность проявила себя в  развитии тех двух наук, которые  считаются непосредственными "родителями" социальной психологии: психологии и  социологии.

Психология в середине XIX в. в интересующем нас плане  характеризовалась тем, что она  по преимуществу развивалась как  психология индивида. Лишь в отдельных  ее частях, прежде всего в патопсихологии, пробивались на свет ростки будущих  концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния  и т.д. Особый толчок в этом отношении  дало развитие психиатрической практики, в частности использование гипноза  как специфической формы внушения. Был вскрыт факт зависимости психической  регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со стороны  другого, т.е. исследование вплотную подошло  к проблеме, относящейся к компетенции  социальной психологии. В основном же русле того, что сегодня называется общей психологией, господствовали идеи ассоцианизма, недостаточность  которого постепенно начинает становиться  очевидной, что и порождает попытки  его преодоления. Яркой фигурой  в этом течении является немецкий психолог Г. Гербарт. Стремясь перейти  от описательной психологии к объяснительной (что было продиктовано нуждами педагогической практики), Гербарт считает исходным феноменом психологии представление ("первичное единство души"), с  точки зрении которого можно построить  объяснительные модели. Это было попыткой осознать новые формы детерминации психических явлений, но попытка  оказалась непродуктивной. Поэтому  программа перестройки психологии, включающая в себя поиск новых  подходов к объяснению человеческого  поведения, еще только складывалась, в целом же тяга к социально-психологическим  проблемам в психологии оставалась пока не слишком значительной, по крайней  мере в русле основных теоретических  концепций.

Первоначально прообраз будущей  социальной психологии зарождается  на боковых путях развития психологии, а не на магистральной линии развития (Ярошевский, 1976).

По-иному складывался  интерес к социально-психологическому знанию в области социологии. Социология сама выделилась в самостоятельную  науку лишь в середине XIX в. (ее родоначальником  считается французский философ-позитивист Огюст Конт). Почти с самого начала своего существования социология стала  строить попытки объяснения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других областей знания (Очерки по истории теоретической  социологии XIX — нач. XX вв., 1994). Исторически первой формой такого редукционизма для социологии оказался биологический редукционизм, особенно ярко проявившийся в органической школе (Г. Спенсер и др.). Однако просчеты биологической редукции заставили обратиться к законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Корни социальных явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта позиция казалась более выигрышной: создавалась видимость, что в отличие от биологического редукционизма здесь действительно учитывается специфика общественной жизни. Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления. Сначала это была редукция к индивидуальной психике, примером чего может служить концепция французского социолога Г. Тарда. С его точки зрения, элементарный социальный факт заключен не в пределах одного мозга, что есть предмет интрацеребральной психологии, а в соприкосновении нескольких умов, что должно изучаться интерментальной психологией. Общая модель социального рисовалась как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому.

Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии