Предмет, задачи и методы социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:53, практическая работа

Краткое описание

1.Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.

Оглавление

Предмет социальной психологии.
История формирования социально-психологических идей.
Разделы социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
Основные методы социально-психологического исследования.

Файлы: 1 файл

Семинар 1-2.docx

— 63.87 Кб (Скачать)

Когда объяснительные модели такого рода отчетливо продемонстрировали свою несостоятельность, социологи  предложили более сложные формы  психологического редукционизма. Законы социального стали теперь сводить  к законам коллективной психики. Окончательно оформляется особое направление  в системе социологического знания — психологическое направление в социологии. Родоначальником его в США является Л. Уорд, но, пожалуй, особенно ярко идеи этого направления были сформулированы в трудах Ф. Гиддингса. С его точки зрения, первичный социальный факт составляет не сознание индивида, не "народный дух", но так называемое "сознание рода". Отсюда социальный факт есть не что иное как социальный разум. Его исследованием должна заниматься "психология общества", или, что то же самое, социология. Здесь идея "сведения" доведена до ее логического конца.

Психологическое направление в социологии оказалось  весьма жизнеспособным, по-видимому, потому, что в принципе психологизация общественных отношений легко и органично  согласуется с любыми попытками  более углубленного истолкования общественной жизни (Смелзер, 1994. С. 18). Психологизм  прочно обосновался в социологии, что в дальнейшем в значительной степени запутало вопрос о специфике  социально-психологического знания: чрезвычайно  легко оказалось смешать психологическое  направление в социологии и социальную психологию. Поэтому наряду с интересными  находками, касающимися отдельных  характеристик психологической  стороны социальных явлений, психологическое  направление в социологии принесло много вреда становлению социальной психологии как науки. Однако на поверхности  явлений дело выглядело таким  образом, что внутри социологии был  зафиксирован большой интерес к  развитию социально-психологического знания. Таким образом, в развитии двух наук психологии и социологии — обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки.

 

Развитие  предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма. Середина XIX в. была ознаменована созданием марксистского мировоззрения, и система обществоведения оказалась включенной в полемику между ним и буржуазными теориями общественного развития. В социологии эта полемика с марксизмом немедленно приняла открытый характер. Несколько по-иному складывалась ситуация в социальной психологии. Поскольку она в меньшей степени, чем социология, находилась под влиянием идеологии, непосредственная дискуссия с марксизмом здесь не была столь острой, хотя "встреча" социальной психологии с марксизмом, конечно, была неизбежной. В 1913 г. Дж. Болдуин назвал "Капитал" К. Маркса в числе тех работ, под воздействием которых произошел коренной переворот во взглядах на соотношение индивидуального и общественного сознания. Однако переворот этот не привел к восприятию идей марксизма профессиональной социальной психологией. Напротив, она встретила марксистские идеи враждебно. Неприятие методологических принципов марксизма привело многих авторов социально-психологических теорий к крайней вульгаризации, извращению идей марксизма. Сложились две самостоятельные традиции в развитии социально-психологического знания: одна, продолжающая линию вьщеления этой дисциплины из общей системы науки, и другая, формулирующая принципы социально-психологического знания внутри марксизма.

Развитие  этой марксистской традиции в системе  социально- психологического знания обладает рядом специфических черт. В определенных отношениях социальная психология выступает  как общественная наука, что означает возможность непосредственного  принятия ею фундаментальных теоретических  положений марксизма относительно сущности общественных явлений, природы  человека и общества. Марксистская традиция в данном случае может быть прослежена на том, как эти положения  воплощаются в конкретное изучение отдельных социально-психологических  феноменов. В других отношениях социальная психология, подобно естественным наукам, может принимать лишь общефилософские  принципы марксизма. Проследить развитие марксистской теории здесь — значит исследовать лишь методологический арсенал социальной психологии, выявить, насколько сами принципы организации научного знания, предлагаемые марксизмом, реализуются в исследовательской практике.

Несомненно, что важнейшие теоретические  основания социально-психологического знания могут быть найдены в работах  К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а  также Г.В. Плеханова, А.В. Луначарского, А. Грамши, А. Бебеля, А. Лабриолы и др. Речь идет здесь не только о разработке и изложении общей концепции  общественного развития как исходного  принципа для социальной психологии, но и о постановке более конкретных вопросов этой области знания, хотя бы и в общем плане.

Экспериментальный период развития социальной психологии. В целом же в конце XIX — начале XX в. экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии, развивавшейся вне марксистской традиции. Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. Особое значение такая практика приобретала в условиях развернувшегося экономического кризиса. Беспомощность старой социальной психологии перед лицом новых задач стала очевидной.

В теоретическом  плане преодоление старой традиции приняло форму критики концепции  Макдугалла, которая в наибольшей степени отражала слабости социальной психологии предшествующего периода. В развитии психологии к этому  времени четко обозначились три  основных подхода: психоанализ, бихевиоризм  и гештальт-теория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский  подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной  дисциплины.

С точки  зрения объектов исследования главное  внимание начинает уделяться малой  группе. В определенной степени этому  способствует увлечение экспериментальными методиками: применение их прежде всего  возможно лишь при исследовании процессов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитие экспериментальных  методик означал несомненный  прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция  развивалась в США, такое увлечение  привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической  социальной психологии оказалась скомпрометированной.

С одной  стороны, именно в рамках этого периода  социальная психология набрала силу как научная дисциплина, были проведены  многочисленные исследовании в области  малых групп, разработаны методики, которые позднее вошли во все  учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т.д. С  другой стороны, чрезмерное увлечение  малыми группами превратило их в своеобразный "флюс" социальной психологии, так  что проблематика, связанная с  особенностями массовых процессов, их психологической стороны оказалась  практически исключенной из анализа. Вместе с критикой примитивной формы  анализа этих явлений в первых социально-психологических концепциях были сняты и сами проблемы. Социальная психология дорого заплатила за эти  противоречия. Весь пафос экспериментальной  ориентации заключался в том, чтобы  дать достоверное знание о реальных проблемах общества, а вместе с  тем конкретное воплощение этой ориентации окончательно выхолостило какое  бы то ни было социальное содержание из весьма искусно проводимых лабораторных исследований.

Все это  привело к тому, что начиная  с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины (а констатации  именно такого ее состояния в современной  социально-психологической литературе более чем достаточно) явилось  оживление интереса к теоретическому знанию. Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т.е. во время наибольшего  бума экспериментальных исследований, теоретические исследовании вообще исчезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сейчас интерес  к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех  направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; Шихирев, 1979). Из четырех  названных направлений три представляют собой социально-психологические  варианты основных течений психологической  мысли, а четвертое направление — интеракционизм — представляет социологический источник.

Бихевиоризм в социальной психологии использует сейчас те варианты этого общепсихологического течения, которые связаны с необихевиоризмом. Как известно, в нем выделяются два направления, отождествляемые  с именами К. Халла (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Халла в социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации — агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках этого же подхода разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в работах Дж. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в социально-психологическом нео-бихевиоризме идеи так называемого социального обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей присутствует во всех названных теориях, причем центральной идеей является идея подкрепления (в вариантах классического или оперантного обусловливания). Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Основной методологический упрек, который обычно делается бихевиоризму и который состоит в том, что большинство работ выполнено на животных, социальные психологи этого направления пытаются преодолеть (А. Бандура, например, выполнил большинство исследований, в которых испытуемыми были люди).

 

 

3. Основное место занимает общая психология, изучающая основные формы психической деятельности и составляющая стержень всей системы психологических дисциплин. В состав общей психологии, кроме теоретического эволюционного введения в науку о психической деятельности, входит рассмотрение ряда специальных разделов , К ним относится анализ познавательных процессов (начиная от ощущений и восприятии, кончая наиболее сложными формами мышления; этот раздел включает в свой состав анализ основных условий протекания психических процессов и анализ законов внимания памяти, воображения и т.д.), процессов аффективной жизни (потребностей человека, сложных форм переживаний), анализ психологического строения деятельности человека и регуляции его активности и, наконец,- психологии личности и индивидуальных различий. 
Освещению этих разделов будут посвящены дальнейшие страницы. Разработке общих проблем психологии были посвящены труды многих выдающихся учённых; к числу их относятся такие классики психологии, как В.Вундт в Германки, У.Джемс в С.Ш.А., А.Бинэ П.Жанэ во Франции и современные ученые Л.С.Выготский, С.Л. Рубиншевн, А.Н. Леонтьеь, А.А. Смирнов, В.М. Теплов в С.С.С.Р., А. Валлон, А.Пьерон, П.Фресс во Франции, Э.Толман, Дж.Миллер, Дж.Брунер в США, Д.Хэбб в Канаде, Д.Бродбент в Англии и др.

К общей психологии примыкает группа биологических разделов психологической  науки. Все они рассматривают  естественнонаучные основы психической  деятельности человека. 
Первой из этих дисциплин является сравнительная психология или психология животных. Эта дисциплина рассматривает особенности поведения животных на последовательных этапах эволюции, изучает те особенности поведения животных, которые зависят от условий их существования и от их анатомического строения; она включает в свой состав описание того, как меняются формы поведения животного в зависимости от тех требований, которые предъявляет к ним среда и от тех основных типов приспособления к условиям существования, которые носят очень различный характер при усложнении форм жизни.

Второй из дисциплин, относящихся  к биологической группе психологических  наук является физиологическая психология или психофизиология.

Основы этой науки были заложены еще во второй половине XIX века теми учеными, которые ставили перед  собой задачу исследовать психические  процессы человека с применением  разных физиологических методов  и изучить физиологические механизмы  психологических процессов; именно эти ученые организовали первые психологические  лаборатории и детально разработали  такие разделы, психологической  науки, как учение об ощущении, его  измерении и основных механизмах, учение об основных законах памяти и внимания, учение о психофизиологических механизмах движения и т.д.

Естественно, что физиологическая  психология сближается с физиологией, в частности, с физиологией органов  чувств и физиологией высшей нервной  деятельности, отличие же состоит  в том, что ученые, занимающиеся этой проблемой, делают своим предметом  анализ конкретных форм психической  деятельности, изучая ощущения и восприятия, внимание и память человека и строение его двигательных процессов, их изменения  в процессе упражнения и утомления, и пытаются, пользуясь наиболее точными методиками, установить их физиологические механизмы и те законы, которые лежат в основе их протекания. Психофизиология, оставаясь специальной психологической дисциплиной, относится к физиологии так же, как биохимия к химии или биофизика к физике, она ни на минуту не отвлекается от того, что изучаемые ею процессы входят в состав сложной психической деятельности человека, не забывает сложных особенностей их структуры, и лишь пытается вскрыть лежащие в их основе физиологические механизмы.

Значительная часть тех знаний о законах протекания отдельных  психических процессов была накоплена  именно этим разделом психологической  науки, и имена крупных ученых как Фехнер и Вебер (впервые измерили ощущения), В.Бунда (впервые широко применил психофизиологические методы исследования психических процессов). Г. Эббиггауса и Г. Мюллера (впервые подошли  к точным методам измерения памяти и ее физиологических механизмов), так же как и имена Пьерона  во Франции, Титченера (США) и крупных  современных психологов как Ливдсли (США), Бродбент (Англия), Фреос (Франция) и др. тесно связаны с развитием  этой области психологической науки. 
Этот раздел психологической науки получил огромную информацию из работ видных классиков физиологии как И.П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности, Н.Е. Введенский, разработавший учение о патогенезе, А.А. Ухтомский, работы которого позволили внести новый раздел науки о поведении – учение о доминантах, Л.А. Орбели, сделавший важный вклад в эволюционную физиологию, а также современных физиологов таких, как П. К. Анохин, разработавший учение о функциональных системах, Н.А. Бернштейн, внесший новое понимание организации движения, Г. В. Гершуни и С.В. Кравков, обогатившие науку данными о законах работы слуха и зрения, и др.

Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии