Предмет психологии, ее задачи и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:31, реферат

Краткое описание

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

Оглавление

 Введение: 2
 Объект психологии 2
 Разделы психологии 2
 Место психологии в системе наук 2
 НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ 3
 Исторические предпосылки возникновения понятия “психика”. 3
 Представление о душе. 5
 Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений. 5
 Клиническая психология как отрасль психологической науки. 6
 Основные методы исследования в психологии. 7
 ОЩУЩЕНИЕ КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ 8
 Краткое содержание и выводы. 10
 Список использованной литературы: 11

Файлы: 1 файл

Предмет психологии, ее задачи и методы.docx

— 41.82 Кб (Скачать)

Оглавление

 

  • Введение: 2
  • Объект психологии 2
  • Разделы психологии 2
  • Место психологии в системе наук 2
  • НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ 3
  • Исторические предпосылки возникновения понятия “психика”. 3
  • Представление о душе. 5
  • Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений. 5
  • Клиническая психология как отрасль психологической науки. 6
  • Основные методы исследования в психологии. 7
  • ОЩУЩЕНИЕ КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ 8
  • Краткое содержание и выводы. 10
  • Список использованной литературы: 11

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Объект психологии

 

Существует много различных  точек зрения на то, что изучает  психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или  любой другой носитель психики) ведёт  себя так или иначе (поведение  животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).

 

Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить  поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых  — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых  ненаблюдаемых переменных, которые  могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая  его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

 

Разделы психологии

 

Существует большое число  разделов психологии, занимающихся изучением  отдельных частей её предмета.

 

Традиционно разделы психологии подразделяют на 2 большие группы:

Фундаментальные: общая психология, психология развития (возрастная психология), дифференциальная психология, клиническая  психология, педагогическая психология, экспериментальная психология, психология труда и социальная психология, организационная  психология, психология религий.

Прикладные: юридическая  психология, детская психология, акмеология, геронтопсихология, нейропсихология, патопсихология, психопатология,психогенетика, зоопсихология, специальная психология, психология творчества, семейная психология, психология рекламы, психология спорта, военная психология и другие.

 

Место психологии в системе наук

 

Существует много разных классификаций наук, в большинстве  из них психология занимает промежуточную  позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология —  естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в  доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны  психологами (работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически  нет места измерениям, расчётам и  экспериментам, работы этой школы можно  смело отнести к гуманитарному  знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно  отнести к этой группе. Советский  психолог Б. Г. Ананьев указывал на место  психологии как ядра системы наук о человеке.

 

Психология активно взаимодействует  с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это  взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями  научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с  позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

 

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

 

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические  процессы (мышление, память, чувства  и т. д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о  человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все  выше названное изучается не только психологией, но и многими другими  науками. Нужен четкий критерий, чтобы  ясно различать, что подлежит ведению  психологии, а что лежит вне  ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

 

Без четкого представления  о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для  успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи  по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т. д.

 

Вопрос о предмете важен  и для изучения механизмов психических  явлений. Одни исследователи ищут эти  механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями  между объектами.

 

Если допустить правильность такой ориентации психологических  исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют  собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними «явлениями». Но тогда исчезает предмет  психологии и ее притязания на самостоятельную  сферу человеческого знания.

 

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

         

 

 

Исторические  предпосылки возникновения понятия  “психика”.

 

    

Каждая конкретная наука  имеет свои особенности, которые  отличают ее  от

других дисциплин.  Издавна  явления,  изучаемые  психологией,  выделялись  и

отграничивались от других проявлений жизни как  особые  явления.  Их  особый

характер усматривался в  принадлежности  их  к  внутреннему  миру  человека,

который существенно отличается от внешней  действительности,  от  того,  что

человека окружает. Постепенно все эти явления группировались под  названиями

“восприятие”,  “память”,  “мышление”,  “воля”,   “эмоции”   и   другими,   в

совокупности образуя  то, что и именуется  психикой,  т.е.  внутренним  миром

человека, его душевной жизнью. Изучение  и  описание  закономерностей  этого

внутреннего мира человека и  относится  к  ведению  психологии  как  научной

дисциплины.

     Понятие “психология”  имеет как научный, так и  житейский смысл.

      Официальное   оформление  научная  психология   получила   сравнительно

недавно – в 1879 году,  когда  немецкий  психолог  Вильгельм  Вундт  (Wundt)

открыл в Лейпциге первую лабораторию  экспериментальной  психологии  и  стал

выпускать специальный психологический  журнал. До  этого,  а  это  почти  2,5

тысячи лет, психологические  знания развивались в рамках  философских  учений

о душе.

     Своим названием  психология обязана греческой  мифологии, а  именно  мифу

о любви смертной земной  женщины  Психеи  и  Эрота,  сына  богини  Афродиты.

Психея  обрела  бессмертие  и  стала  равной  богам,  стойко  выдержав   все

испытания, которым подвергла  ее разгневанная Афродита. Для греков  этот  миф

был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой  души.  Поэтому

Психей – смертный человек,  обретший  бессмертие,  -  стала  символом  души,

ищущий свой идеал.

      Однако  житейские   психологические   знания   очень   приблизительны,

расплывчаты и во многом отличаются от научных  знаний.  В  чем  состоит  это

отличие?

     Во-первых, житейские   психологические  знания  конкретны,  привязаны  к

конкретным ситуациям, людям, задачам.

      Во-вторых,  житейские   психологические   знания   носят   интуитивный

характер.

Это обусловлено способом их получения – случайным опытом и его  субъективным

анализом на бессознательном  уровне.

      В-третьих,  существуют  различия  в  способах  передачи  знаний.   Как

правило, знания житейской  психологии передаются с большим  трудом,  а  часто

эта  передача  просто  невозможна.  Как  пишет   Ю.Б.Гиппенрейтер,   “вечная

проблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что  дети не могут и даже  не

хотят перенимать опыт отцов”.

     В-четвертых,  научная психология располагает  обширным,  разнообразным  и

подчас уникальным фактическим  материалом,  недоступным  во  всем  объеме  ни

одному носителю житейской  психологии.

     Психология  возникла на стыке естественных  наук и философии, поэтому   до

сих пор точно не определено, считать ли психологию естественной  наукой  или

гуманитарной. В целом  психология  относится  к  естественным  наукам,  хотя

многие исследователи  полагают, что психология должна занимать  особое  место

в системе наук.

     Ей отводится  особое место также и потому,  что  психика,  как  свойство

самой высокоорганизованной материи мозга, самое сложное, что  пока  известно

человечеству. Кроме того, в психологии, в отличии от  других  наук,  как  бы

сливаются  объект  и  субъект  познания.  Те  же   психические   функции   и

способности, которые служат нам  для  познания  и  освоения  внешнего  мира,

образуются на познании самого  себя,  своего  “Я”,  и  сами  они  становятся

предметом осознания и  осмысления.  Следует  также  отметить,  что,  исследуя

самого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно  даже

сказать,  что  психология  –  это  наука   не   только   познающая,   но   и

конструирующая, созидающая человека.

     Слово “психология”  в переводе  с  древнегреческого  буквально  означает

“наука о душе” (psyche-“душа”, “logos – “понятие”,  “изучение”).  В  научном

употреблении термин  “психология”  появился  в  16  веке.  Первоначально  он

относился к  особой  науке,  которая  занималась  изучением  так  называемых

душевных, или психических,  явлений,  т.е.  таких,  которые  каждый  человек

легко обнаруживает  в  собственном  сознании  в  результате  самонаблюдения.

Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая  психологией, расширяется и  включает

в  себя  не  только  осознаваемые,  но  и  неосознаваемые  явления.   Однако

выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма  затруднено,

а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователя.

 

 

 

Представление о  душе.

 

    

Душа (психея, психика) –  сложное информационно-энергетическое  единство

сознательного и несознательного  в человеке.

     Мысль о  независимости души от тела  и  ее  нематериальном  происхождении

возникла  в  древности.  Наши  предки  предполагали,  что  в  теле  человека

заключено другое невидимое  существо  (“тень”),  занятое  расшифровкой  того,

что  поступает  в  органы  чувств.  Эту   “тень”,   или   “душу”,   наделяли

способностью выходить на волю и жить собственной  жизнью  во  время  сна,  а

также после смерти человека.

     Прошлые цивилизации  придумали себе богов и богинь, которые  вмешиваются

в жизнь людей, заставляя  их влюбляться,  злиться  или  быть  смелыми.  Душой

наделялся и окружающий мир  – анимизм (от лат. Anima – “душа”). В 6  веке  до

н.э. греческие философы уже  сознавали, что все  эти  представления  основаны

на мифах. Тем не менее, они  были  убеждены,  что  в  каждом  человеке  есть

нечто, позволяющее ему  думать, волноваться.

     Понятие   “анимизм”  обозначает  не  какую-то  научную  или  религиозную

доктрину,   а   рассматривается   как    определенный    исторический    тип

мировоззрения.

 

 

 

Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений.

 

     

Психика  человека  –   субъективное   отражение   объективного   мира,

являющееся свойством  высокоорганизованной материи (мозга).

     Психика проявляется  во внешнем поведении  и   практической  деятельности

людей, поэтому  поведение  и  деятельность  человека  выступают  в  качестве

основных объектов психологии.

      Предметом   психологии  является  изучение   закономерностей   развития

психики, т.е. психического явления.

     Психические  явления обычно  понимаются  как   факты  нашего  внутреннего

(субъективного) опыта.  Их легко  обнаружить  у   самого  себя,  стоит  только

обратить взор “внутрь  себя”.

     Субъективные  психические явления, как  проявления  целостной  личности,

не являются чем-то самостоятельным  и изолированным. Однако в  психологии  из

методологических  соображений   и   для   удобства   изучения   их   принято

подразделять на три основных группы:

    

  1. Психические  процессы  –  ощущения,  восприятие,  память,  мышление,

       воображение,  эмоции и др.;

  1. Психические  состояния   –   активность,   бодрость,   пассивность,

       усталость,  тревожность, радость и др.;

  1. Психические свойства личности – характер, темперамент, способности и

       др.

    Так, аффект  может рассматриваться и как  психический процесс,  поскольку

    в нем выражена  динамика чувств, и как психическое  состояние, так как он

    характеризует  психику в данный момент,  и   как  проявление  психических

    свойств личности  – вспыльчивости, гневливости.  Взаимосвязь  психических

Информация о работе Предмет психологии, ее задачи и методы