Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:31, реферат
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.
Введение: 2
Объект психологии 2
Разделы психологии 2
Место психологии в системе наук 2
НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ 3
Исторические предпосылки возникновения понятия “психика”. 3
Представление о душе. 5
Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений. 5
Клиническая психология как отрасль психологической науки. 6
Основные методы исследования в психологии. 7
ОЩУЩЕНИЕ КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ 8
Краткое содержание и выводы. 10
Список использованной литературы: 11
явлений знакома каждому человеку, поскольку он повседневно встречается
с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями
окружающих его людей. Каждый из нас может отдавать себе отчет и о своих
личных психологических качествах – внимании, памяти, способностях или
речи.
Клиническая психология как отрасль психологической науки.
В современной отечественной медицине и психологии термины
“клиническая психология” и “медицинская психология” чаще всего
используются и понимаются как синонимы, хотя в ряде стран мира, да и в
нашей стране, среди специалистов существует разграничения этих понятий.
Клиническая психология – отрасль психологии, которая
сформировалась на стыке с медициной, она использует знания
психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике,
лечении и профилактике заболеваний.
Из этого следует, что клиническая психология изучает все
психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и
болезни, а в более широком понимании – изучает весь динамизм
благотворных или пагубных влияний многообразно меняющийся личности
человека и
межличностных отношений на
В России вопросы медицинской психологии стали изучаться и
разрабатываться практически параллельно с организацией первых
психологических лабораторий. Всего через 7 лет после основания
В.Вундтом лаборатории
в Лейпцигском университете В.
г. Аналогичная лаборатория создается в Казани на базе клиники для
душевнобольных. В конце 1893 г. В.М.Бехтерев был избран профессором
Военно-медицинской академии и переехал в Петербург, где также
организовал
лабораторию
душевных и нервных болезней. Вскоре подобные лаборатории организуются в
Юрьеве (Тарту,1894), Москве (1895), Харькове (1897) и других городах
России.
В Москве психологическая лаборатория организована известным
психиатром С.С.Корсаковым. Специальный курс психологии для студентов-
медиков он еще за год до открытия лаборатории поручил читать своему
ассистенту А.А.Токарскому,
в дальнейшем заведующему
Общая клиническая психология разрабатывает проблемы основных
закономерностей психологии больного человека (критерии нормальной и
измененной болезнью психики), проблемы психологии врача (медицинского
работника, психолога или специалиста по социальной работе) и психологии
самого лечебно-оздоровительного процесса. Кроме того, в общей
клинической психологии разрабатывается учение о взаимоотношениях
психического и соматического в человеке (психосоматические и
соматопсихические взаимоотношения), медицинские аспекты учения об
индивидуальности (темперамент, характер, личность) и этапах ее
постнатального онтогенеза (возрастная клиническая психология), а также
рассматриваются
наиболее общие
психопрофилактики и медицинской деонтологии.
Основные методы исследования в психологии.
Решение своих задач психология осуществляет посредством
использования определенных приемов, способов, которые выступают как
методы психологического исследования. Методы психологических
исследований
также обнаруживают
принципов, лежащих в основе предмета психологии, и конкретных задач,
которые она решает.
Как и все естественные науки, психология располагает двумя
основными методами
получения психологических
(описательный метод) и методом эксперимента.
Каждый из этих методов имеет
ряд модификаций, которые
не изменяют их сущность.
Описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя,
который никогда не вмешивается в наблюдаемое явление и лишь описывает
его как можно более объективно. Наблюдение – это систематическое,
целенаправленное отслеживание проявлений психики человека в
определенных условиях.
Задачами наблюдения может быть изучение психологических
особенностей не только отдельной личности, но и целого коллектива.
Эксперимент является наиболее эффективным способом выявления
причинно-следственной зависимости между изучаемыми переменными.
Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством
исследователя в ситуацию. Под переменной понимается любая реальность,
которая может
изменяться в
эксперимент в психологии заключается в том, что намеренно создаются и
видоизменяются условия, в которых действует испытуемый, ставятся перед
ними определенные задачи, и по тому, как они решаются, судят о
возникающих при этом психических явлениях.
Кроме основных методов
и ряд дополнительных методов. К ним относятся методов тестов,
моделирование,
метод анализа продуктов
(опрос).
ОЩУЩЕНИЕ КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ
Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является «парциальный образ мира», так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение. Эта точка зрения не является единственно возможной. Так, К. К. Платонов пытался доказать, что элементарной и исторически первой формой психического является эмоция.
Принципиальное значение для развития теории ощущений имеют исследования, посвященные изучению участия эффекторных процессов в возникновении ощущения. Общий вывод этих исследований: ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно; неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука астереогностична (работы А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.).
Исследуя механизмы ощущения, А. Н. Леонтьев приходит к выводу, что общим принципиальным механизмом является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.
Имеются различные классификации ощущений.
Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяю-щая следующие виды ощущений:
– экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);
– проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
– интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.
Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
Общие свойства анализаторов
– Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение.
– Наличие дифференциальной чувствительности (иначе: различительной, разностной, контрастной), то есть способности устанавливать различие по интенсивности между раздражителями.
– Адаптация, то есть способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя.
– Тренируемость анализаторов,
то есть повышение чувствительности
и ускорение адаптационных
– Способность анализаторов
некоторое время сохранять
– Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования.
Чувствительность, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выступает показателем типа высшей нервной деятельности человека.
Исследованию ощущений (с точки зрения их возникновения и различения) посвящен огромный раздел психологии – психофизика.
Краткое содержание и выводы.
Психология – относительно
предпосылки уходят в глубокую древность. На основе стихийных
размышлений о смерти, снах и ведениях в первобытном обществе сложилось
анимистическое представление о душе. Учение о душе в дальнейшем научно
разрабатывалось
в рамках философии
В.Вундт, обобщив новейшие научные достижения своего времени (прежде
всего, в физиологии),
“создал” новую, научную
Предметом психологии является изучение сугубо объективных
психических явлений,
которые протекают внутри
заключается сложность
объективного изучения
и в связи
с этим возникла критика
предложенного
В.Вундтом в качестве
Психология является весьма разветвленной отраслью знаний.
Современная клиническая (медицинская) психология, являясь одной из
отраслей психологии, сама по себе также является чрезвычайно
разветвленной
прикладной областью
своем составе она имеет множество и самостоятельных разделов:
нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику и др.
Начала научной клинической
когда Л.Уитмиром в США была открыта первая психологическая клиника, а
затем стал
издаваться специальный
медицинской психологии развиваются практически параллельно с
организацией
психологических лабораторий;
в 1886 г. В.М.Бехтеревым в психиатрической клинике Казанского
университета.
Список использованной литературы:
. Клиническая психология; Сидоров П.И., Парняков А.В., учебник. – 2-
е изд., дополн. – М.:ГЭОТАР-МЕД 2002
. Жить, чтобы выжить и выжить, чтобы жить: Учебное пособие. Москва:
Мега Нэт. Т.С.Алферова, Г.В.Котлярова, В.Б.Гаптов
. Общая психология. – СПб.:Питер,2001.Маклаков А.Г.
. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.:”Черо”.
Гиппенрейтер Ю.Б.