Предмет, задачи и методы социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:53, практическая работа

Краткое описание

1.Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.

Оглавление

Предмет социальной психологии.
История формирования социально-психологических идей.
Разделы социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
Основные методы социально-психологического исследования.

Файлы: 1 файл

Семинар 1-2.docx

— 63.87 Кб (Скачать)

Приведем  несколько примеров того, как современными американскими учеными формулируется  предмет социальной психологии:

«Социальная психология исследует, как  предполагаемое, действительное или  воображаемое присутствие других людей  влияет на мысли, поступки и чувства  индивида» (Г. Олпорт, 1954, с. 9).

«Социальная психология – это наука, изучающая, как люди думают, чувствуют  и ведут себя, находясь под влиянием реального или воображаемого  присутствия других людей» (Э. Аронсон, 1998, с. 32).

«Социальная психология – это наука, которая изучает то, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу» (Майере, 2000, с. 36).

«Социальная психология – отрасль  психологии, которая сосредоточивает  свое внимание на социальном поведении: она изучает то, как люди влияют друг на друга и что они думают о других» (Бэрон, Бирн, Джонсон, 2003, с. 15—16).

Несмотря  на имеющиеся различия, у всех приведенных  определений есть нечто общее, а  именно социальное влияние. Социальные психологи пытались дать ответ на следующие вопросы: как люди подвергаются влиянию? почему они поддаются влиянию? каковы те переменные, которые увеличивают  или уменьшают эффективность  социального влияния? обладает ли такое  влияние свойством постоянства, или оно проходит со временем? какие  переменные способствуют увеличению или  уменьшению времени действия социального  влияния? существуют ли кросс-культурные различия в силе социального влияния? каким образом один человек начинает испытывать симпатию (или антипатию) к другому? (10, с. 31).

Таким образом, предметом современной американской социальной психологии является общественное поведение человека и то влияние, которое он оказывает на других в  процессе взаимодействия с ними.

Парадигма понимания

Вторая парадигма  сложилась в западноевропейской социальной психологии. Методологическую основу этой парадигмы составляют социальная философия и этика, принципы социологической  и кросс-культурной социальной психологии. Главное отличие парадигмы «понимания»  от парадигмы «объяснения» состоит  в признании специфики человека и общества как разных, но взаимосвязанных  объектов познания.

Начало возникновения  парадигмы «понимания» относится  к 1970-м гг. Эта парадигма оформилась в противоположность американской, однако ее философские и методологические предпосылки сформировались в конце XIX в. В основе методологии данной парадигмы лежит принцип «понимания», разработанный В. Дильтеем и М. Вебером.

В европейской  социальной психологии основное внимание уделялось социальным и культурным общностям. В конце 60-х гг. прошлого века западноевропейские психологи  стали активно критиковать своих  американских коллег за методологический индивидуализм, который объясняет  социальное поведение посредством  изучения психики отдельного индивида. В этом случае проблемы всего общества превращались в камерные проблемы личности.

В 1972 г. группа ведущих западноевропейских ученых выпустила в свет книгу «Контекст социальной психологии: критическая оценка», которая по остроте превзошла всю предыдущую критику в адрес американской социальной психологии. Книга стала программой развития всей западноевропейской социальной психологии. Авторами книги выступили французский психолог Серж Московичи, английские психологи Генри Тэджфел, P. Xappe (R. Hаrrе). Они поставили перед собой две задачи: обнаружить причины недовольства практикой, установившейся в американских психологических исследованиях, и дать конструктивные альтернативы. В книге были представлены два образа социальной психологии: негативный (какой она не должна быть) и позитивный (какой ее хотели бы видеть авторы).

Негативный  образ характеризовался следующим: американская социальная психология –  это не наука в строгом смысле слова, так как основным критериям  науки – наличие собственного предмета, системы понятий, знаний, задач, единого направления –  социальная психология не соответствует. Ей пытаются придать наукообразный  вид посредством использования  математических методов обработки  данных и применением лабораторного  эксперимента. Московичи отмечал, что  американская социальная психология предстает  перед читателями в образе этакого  «славного парня», раздающего практические советы людям: «Нам нравятся те, кто  поддерживает нас», «Лидер – это  лицо, понимающее нужды членов группы», «Мы помогаем тем, кто помогает нам», «Понимание точки зрения другого  лица способствует сотрудничеству с  ним» (121, с. 208—209).

Г. Тэджфел  назвал исследования своих американских коллег «экспериментами в вакууме», поскольку в лабораторных экспериментах  не учитывался социальный и культурный контекст. Американская социальная психология, с его точки зрения, – это наука о социальном поведении, то есть о взаимодействии между индивидами: поодиночке или группами. Однако социальная психология должна изучать то, как «в бесконечном множестве ситуаций индивид на протяжении своей жизни чувствует, думает и ведет себя как представитель различных социальных групп, с которыми он себя отождествляет» (186, с. 240). Таким образом, на первый план выдвигался процесс идентификации индивида с группой, от которого и зависит его социальное поведение. В настоящее время Тэджфел фактически заново открыл для социальной психологии такой важнейший объект исследования, как межгрупповые отношения.

Стратегия социальных психологов при проведении исследований должна опираться на методологический принципхолизма (от англ. whole – целый, «холизм» – целостный подход). К этому методологическому положению относятся такие постулаты: а) общество надлежит исследовать, изучая социально значимые характеристики индивида, а также свойства и изменения общества в целом; б) социальные факты следует объяснять в терминах индивидуального и группового поведения, а также взаимодействия индивидов и групп; в) индивидуальное поведение следует объяснять биологическими, психологическими и социальными характеристиками; г) гипотезы о закономерностях функционирования и развития общества и человека должны обосновываться социологическими, культурологическими и историческими данными.

Основная  модель человека – «homo simbolikus» –  человек образующий и интерпретирующий смыслы с помощью символов (знаков). Человек формируется обществом  через культуру и одновременно является ее активным творцом. Культура создается  в общении. Область исследования социальной психологии – это группы и индивиды, которые конструируют свою реальность, управляют друг другом. Главным предметом социальной психологии являются отношения между субъектами социального процесса и отражение  этих отношений в индивидуальном и коллективном сознании, например коллективные представления (210, с. 182—196).

Приведем  примеры различных определений  предмета социальной психологии западноевропейскими  учеными:

«Социальная психология – это наука  о социальных представлениях, которые  объединяют индивидов, заряжают их энергией и придают смысл существованию  общества» (Московичи, 1995, с. 7).

«Социальная психология есть наука  о поведении, если при этом подразумевается, что она занимается весьма специфическим  типом поведения – символическим» (Московичи, 1998, с. 7).

«Социальная психология – это наука  о социальном поведении, которое  зависит от социального контекста» (Тэджфел, 1984, с. 230).

В современной  западноевропейской психологии были разработаны  следующие оригинальные теории. Московичи  предложил: 1) теорию социальных представлений  и 2) психологию активных меньшинств. Тэджфел: 1) психологию межгрупповых отношений; 2) теорию стереотипизации; 3) теорию социальной идентичности. Тернер – теорию самокатегоризации.

Сравнивая американскую и западноевропейскую ветви социальной психологии, современные европейские  психологи отмечают следующее. Американская ветвь науки более индивидуалистична, неисторична, этноцентрична и более  ориентирована на лабораторный метод. Интересы европейцев преимущественно  склоняются в сторону «межгрупповых  отношений, социальной идентификации  и социального влияния в ракурсе  групповых и культурных факторов» (139, с. 41). Западноевропейская парадигма  направлена на понимание сущности социально-психологических  явлений в широком социальном и культурном контексте.

Парадигма преобразования

Третья парадигма постепенно складывается в российской науке. Выдающийся российский психолог П. Н. Шихирев (1936—2004) отмечал, что отечественные ученые стоят на перепутье. Первый путь, по которому они могут пойти, – следование за парадигмой объяснения, овладение ее правилами, соответствие принятой в мире системе социальной психологии. Это путь эмиграции, трудный, но спокойный и сытный. Второй путь – присоединение к парадигме понимания на основе единых с европейцами социокультурных идей и мотивов. Это путь реинтеграции в западноевропейскую культуру, беспокойный, но перспективный. Третий путь – собственное развитие на основе чужого и своего опыта, с учетом своих и чужих достижений и ошибок. Это тоже путь интеграции в мировую науку но на равных правах, путь трудный, но возможный.

Отечественную парадигму  П. Н. Шихирев обозначает термином «преобразование». Он выдвигает следующую методологическую идею: для того, чтобы объяснить  какое-либо социально-психологическое  явление, а соответственно и понять его, надо попытаться его изменить, преобразовать. Основной метод познания – это метод преобразования, мысленного или практического конструирования  социальной реальности (210, с. 316).

Парадигма преобразования формируется  под влиянием следующих идей:

1. Изучение психики человека целесообразно проводить в процессе его деятельности. Поэтому в российской социальной психологии исследуются реальные организации, группы, фирмы, предприятия.

2. Практическая направленность исследований доминирует над теоретической.

3. Определенная зависимость социальной психологии от доминирующих в обществе социальных теорий и идеологии.

4. Недостаточное использование эксперимента при проведении социально-психологических и этнопсихологических исследований, ориентация на психологические тесты, опросники, интервью.

Специфические черты данной парадигмы выражаются в категориальном аппарате социальной психологии, основанном на базовых категориях философии: «деятельность», «общение», «общественные отношения», «общественное сознание».

Стратегия работы социального  психолога направлена на выявление  отношения «группа – индивид». При этом группа как объект исследования обладает особыми качествами: а) это  реальная, а не экспериментальная  группа; б) процессы внутри группы опосредованы совместной деятельностью; в) группа преобразуется  и достигает определенного уровня развития.

Таким образом, в отечественной  социальной психологии перед нами предстает  «человек действующий, преобразующий  социальную действительность», о психике  которого мы можем судить фактически только по его самоотчетам и саморефлексии (ответы на вопросы тестовых методик).

Предмет социальной психологии долгие годы обсуждался в многочисленных дискуссиях и спорах. Приведем примеры  определения предмета социальной психологии ведущими отечественными учеными:

«Социальная психология – это область психологии, призванная изучать те психические явления, которые возникают как результат  общения людей друг с другом» (Кузьмин, 1967, с. 20).

«Предметом социальной психологии являются особенности групповой, коллективной и массовой психологии, проявляющиеся в совокупной деятельности людей, их совместном поведении, переживаниях и способах психологического общения  друг с другом» (Парыгин, 1967, с. 64).

«Предмет социальной психологии к настоящему времени  очерчивается довольно четко. Центральным  явлением в социальной психологии следует  признать общение» (Кузьмин, 1979, с. 47).

«Социальная психология изучает закономерности поведения  и деятельности людей, обусловленные  их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп» (Андреева, 1996, с. 10).

«Социальная психология – это наука, изучающая закономерности психической жизнедеятельности  человека в социуме, в общении  и взаимодействии его с другими  людьми» (Парыгин, 1999, с. 21).

«Социальная психология – это наука, которая изучает  закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний» (Свенцицкий, 2003, с. 9).

Из приведенных определений  видно, что в отечественной социальной психологии до сих пор отсутствует  согласие относительно ее предмета. Петербургские  ученые Евгений Сергеевич Кузьмин (см. фото) и Б. Д. Парыгин концентрируют  внимание на процессе общения людей  между собой, А. Л. Свенцицкий – на процессе социального познания, а  московский психолог Г. М. Андреева выделяет закономерности поведения и деятельности людей. Дискуссия о предмете социальной психологии не закончена до сих пор. С нашей точки зрения это позитивный процесс, поскольку, как говорил  Г. Гегель, – «когда наука определяет свой предмет до конца, она заканчивается как наука».

С методологической точки  зрения для определения предмета науки необходимо четко разделять  понятия «объект», «предмет», «цель» науки. Объект науки – это те реальные явления, которые исследует данная наука. Социальная психология изучает четыре вида объектов: 1) личность в социальной среде; 2) малые группы; 3) средние группы – организации; 4) большие социальные группы. Предмет науки – это то ключевое понятие, вокруг которого строится весь понятийный аппарат науки. Таким ключевым в социальной психологии, безусловно, является понятие «общение». Общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, влияние, подражание, внушение, убеждение, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность. Общение бывает формальным (деловым) и неформальным (дружеским), непосредственным и опосредованным (например, компьютером). В результате общения складываются социально-психологические особенности личности, происходит процесс познания людьми друг друга, формируются структура и динамика малых и больших групп. Социальные психологи изучают общение в малых группах – внутригрупповое и межгрупповое; общение в больших группах – воздействие общественного лидера или средств массовых коммуникаций на развитие и становление личности, на протекание социальных процессов, на формирование общественного мнения. Цельюлюбой науки, в том числе и социальной психологии, является поиск и установление закономерностей. Сами по себе закономерности никак не могут быть предметом науки, поскольку их открытие есть результат деятельности ученых по изучению реальных социальных феноменов (общения, познания, влияния), проявляющихся в психологии конкретных индивидов, социальных групп и общностей.

Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии