Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:53, практическая работа
1.Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.
Предмет социальной психологии.
История формирования социально-психологических идей.
Разделы социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
Основные методы социально-психологического исследования.
4. Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, проводимого с целью установления психологических закономерностей взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов. Основными источниками информации о социально-психологических явлениях принято считать:
а) характеристики реального поведения и деятельности личности и группы (поступки и действия, вербальное и невербальное поведение, образ и стиль жизни и т. д.);
б) особенности индивидуального и группового сознания: социальные установки, ценностные ориентации, оценки, мнения, убеждения, отношения, социальные представления, ожидания и т. п.
в) слабоосознаваемые или
г) характеристики продуктов материальной и духовной деятельности личности и группы;
д) отдельные события
Среди методов эмпирического
Метод наблюдения. В зависимости
от роли наблюдателя в ситуации исследования
различают включенное (участвующее)
и невключенное (простое) наблюдение.
Включенное наблюдение предполагает непосредственное
взаимодействие исследователя с
изучаемой группой. Наблюдатель
выступает полноправным членом группы.
Классическими примерами таких
исследований являются изучение Н. Андерсоном
жизни бродяг, У. Уайтом — эмигрантов,
В. Б. Ольшанским — ценностных ориентаций
молодых рабочих и др. Невключенное
наблюдение регистрирует социально-психологические
явления со стороны, без взаимодействия
с изучаемым человеком или
группой. При этом наблюдение может
проводиться открыто или
По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях жизни личности или группы) и лабораторные (в искусственных условиях).
Много внимания уделяется способам
повышения достоверности
Метод анализа документов является разновидностью общепсихологического метода анализа продуктов человеческой деятельности. У. Томас и Ф. Знанецки впервые в социальной психологии применили этот метод для исследования феномена социальной установки.
Документы обычно различаются по:
1) способу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино- и видеодокументы);
2) целевому назначению (естественные, специальные и целевые);
3) степени персонификации (личные и безличные);
4) статусу (официальные и
Методы анализа документов различаются
на качественные (или неформализованные)
и количественные (формализованные).
В основе любого метода лежат процессы
понимания текста и интерпретации
исследователем содержащейся в нем
информации. Количественные методы анализа
документов получили широкое распространение
в 30-40-х гг. XX в. в связи с разработкой
специальной процедуры —
Метод опроса получил наиболее широкое применение в социально-психологических исследованиях. Его суть состоит в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов).
Опросы делятся на два основных типа:
а) интервью (очный опрос); проводится в форме непосредственных вопросов-ответов;
б) анкетирование (заочный опрос); предполагает самостоятельное заполнение вопросника (анкеты) самими респондентами.
В социальной психологии опросы применяются в следующих случаях:
для сбора предварительной
для апробации или пилотажного испытания нового методического инструментария;
3) как дополнительное средство
уточнения, расширения и
4) как основной эмпирический
метод сбора социально-
К основным видам интервью относятся
стандартизированное и
По сравнению с результатами
анкетирования интервью дает более
содержательную информацию. Однако его
недостатком является трудноконтролируемое
влияние личности и профессионального
уровня исследователя на опрашиваемого,
что может приводить к снижению
объективности получаемой информации.
Основные преимущества анкетирования
состоят в возможности
Метод социометрии разработан Дж. Морено для исследования эмоционально-психологических отношений в малой группе. Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.
Социометрия — процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.
Непараметрическая процедура в
социометрии проводится без ограничения
количества предпочтений или отклонений
членов группы. Параметрическая процедура
предполагает строго фиксированное
число предпочтений или отклонений,
что позволяет
Результаты использования
К числу известных разновидностей социометрического метода относятся шкала приемлемости, аутосоциометрия, коммуникометрия и др.
Наиболее существенные недостатки метода социометрии:
а) невозможность выявления
б) высокая вероятность искажения результатов из-за неискренних ответов или психологической защиты;
в) возможность использования лишь в группах, имеющих опыт группового взаимодействия.
Метод групповой оценки личности (ГОЛ)
— это способ получения характеристики
человека через взаимные оценки членов
группы. Метод ГОЛ основан на феномене
групповых представлений о
С помощью этого метода оцениваются качества человека по предлагаемому их перечню с использованием приемов:
а) прямого оценивания по n-балльной шкале;
б) ранжирования качеств;
в) попарного сравнения качеств и др.
Содержание оцениваемых
Адекватность измерения
Групповая оценка личности — способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы.
Тесты не являются специфическим социально-
В социальной психологии наиболее известны
тесты диагностики
Шкалы измерения социальных установок
занимают особое место среди тестов
в социально-психологических
Наиболее известными являются шкалы измерения социальных установок по Л. Терстоуну, Р. Лайкерту, Л. Гутману, шкала социальной дистанции Е. Богардуса и др.
Эксперимент в социальной психологии
— это специально организованная
(в естественных или искусственных
условиях) процедура, направленная на
установление причинно-следственных связей
между изучаемыми явлениями, хотя бы
одно из которых относится к категории
социально-психологических (процессов,
состояний или свойств).
Среди специфических признаков социально-психологического эксперимента выделяют:
— искусственное моделирование
изучаемых социально-
— активное воздействие исследователя на изучаемые явления, так называемое варьирование переменных;
— измерение ответных форм поведения личности или группы (испытуемых) на это воздействие;
— требование воспроизводимости результатов и т. д.
В зависимости от условий, в которых организован эксперимент, его разделяют на лабораторный и естественный.
Метод эксперимента является одним
из наиболее строгих способов получения
эмпирических данных, поэтому становление
социальной психологии как науки
во многом обязано использованию
эксперимента в изучении социально-психологических
явлений. Классические исследования группового
эффекта (т. е. влияния группы на поведение
индивида), выполненные в самом
начале 20-х гг. XX в. В. Меде в Германии,
Ф. Оллпортом в США и В. М. Бехтеревым
в России, фактически заложили основы
экспериментальной социальной психологии.
Метод эксперимента приобретал все
большее значение в социальной психологии
по мере ее развития, при этом совершенствовалась
и техника этого метода. Однако
в социальной психологии эксперимент
критикуют прежде всего за его
низкую экологическую валидность, т.
е. трудность перенесения
Аппаратурный метод
— технический (функциональные возможности модели, способы регистрации различных компонентов деятельности и т. п.);
— общепсихологический (включенность ведущих психических процессов в моделируемую групповую деятельность);
— социально-психологический (тип
взаимосвязанности
На основе этих принципов разработаны разнообразные конкретные модели: совместная сборка «Арки», проведение штифта по «Лабиринту», групповое управление движущимся объектом в «Групповом сенсомоторном интеграторе» и «Кибернометре» и т. д. (Чернышев А. С., 1980). Результаты этих исследований используются для решения практических задач диагностики, комплектования малых групп и их подготовки к совместной работе.
Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии