Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:05, контрольная работа
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано cледующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Предмет социальной психологии……………………………………….……….5
2 Задачи социальной психологии……………………………….………………..14
Заключение………………………………………………………..……………….20
Содержание
Введение……………………………………………
1
Предмет социальной психологии……………………………………….……….
2
Задачи социальной психологии……
Заключение………………………………………
Глоссарий………………………………….……
Список использованных источников…………………………………………….23
Приложения………………………………………
Введение
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано cледующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии.
Социальная психология - экзогенная наука; она выявляет, как социальные условия влияют на поведение.
Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах.
Социология изучает группы (от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним.
Актуальность данной темы
Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.
Отечественную
социальную психологию как направление
научного знания могут создать те,
кто знает действительность не теоретически,
а изнутри. Это не отрицание мировой
социально-психологической теории, а констатация
фактов. Нельзя в современных социально-исторических
условиях иcходить из сложившихся в прошлом
теоретических схем. Наложение их на реалии
нередко приводит к казусам. При этом нужно
понять и то, почему социологизируется
социально-психологическая теория. В настоящее
время не обойтись без анализа тех факторов,
зачастую социологических, которые определяют
содержание социально-психологических
явлений. Когда произойдет смена социальных
институтов, сложится новая система отношений,
утвердится новый образ жизни, тогда наступит
время для более тонкого и корректного
социально-психологического анализа.
Пока обстоятельства позволяют создать
лишь «каркас» социально-психологической
теории, адекватной сегодняшней действительности,
вычленить круг прoблематики, относящейся
к ее компетенции.
1
Предмет социальной
психологии
Практически
любой учебник по психологии начинается
с расшифровки понятия «
Материалисты под понятием «душа»1 понимают психику человека. Что же касается идеалистического понимания души, то здесь оно трактуется в божественном, теологическом, смысле. Однaко такое понимание психологии, основанное на четком разделении материализма и идеализма, осталось в прошлом. Вновь, как когда-то, встала во весь рост проблема души, духовности.
В процессе уточнения предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:
1) накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии;
2) выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания;
3) оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами.
Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились на свет работы В. Мак-Даугалла и Э. Росса, в названия которых был включен термин «социальная психология»2.
Процесс формулирования предмета социальной психологии можно рассматривать не только в хронологическом, но и в концептуальном, а точнее, в хронолого-концептуальном плане. Такой подход целесообразнее, так как позволяет рассмотреть процесс шлифовки предмета науки и во времени, и в рамках различных научных школ.
В отечественной социальной психологии можно выделить несколько этапов, которые связаны с дискуссией о ее предмете. Нaиболее остро эта дискуссия происходила в 20-е годы. В результате сформировалось псевдонаучное понимание социальной психологии.
На судьбу отечественной социальной психологии повлияла точка зрения основателя и директора психологического института Г. И. Челпанова, предложившего разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию.
Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология обязана оставаться эмпирической. Не отрицая значения марксизма для социальной психологии, тем не менее, нельзя его фетишизировать. В эти годы свое понимание предмета социальной психологии высказали представители коллективной реактологии и рефлекcологии.
В 50-60-е годы вновь была развернута дискуссия о предмете социальной психологии.
Во-первых,
все расширяющиеся запросы
Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были оставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей, как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в oбщей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» и позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве «буржуазной науки»3. Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но и возможным.
По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Представители первого понимали под социальной психoлогией науку о «массовидных явлениях психики».
Сторонники второго подхода видели в качестве основного ее предмета личность, а третьи пытались синтезировать два предыдущих, т. е. социальная психология рассматривалась ими как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.
Затрудняло определение предмета социальной психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась как описательная наука, в русле житейских представлений. Отсюда вместо четкого понятийного аппарата в социальной психологии сложился терминологический конгломерат на основе некритического заимствования из социологии, общей психологии и других наук. Все это затуманивает вопрос о предмете социальной психологии.
Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале главы рабочее определение дaно в рамках данного подхода.
Но согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психологией,
еще
не означает согласия в
а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;
б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии4.
Однако главная трудность связана с неоднозначным пониманием парадигмы, единицы анализа.
В психологии под единицей анализа подразумевается универсальное понятие, общая составляющая различных психических процессов.
В общей психологии за единицу анализа берутся ощущение, образ и т. д. В социальной психологии к единице анализа относят различные явления. Одни ученые считают, что это совместная деятельность, другие - общение, третьи - личность и т. п.
Однако, как отмечалось выше, универсальным понятием считается «взаимодействие», в результате которого и образуются социально-психологические явления. По существу, они есть эффекты взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.
По существу, это интеракционистский подход к объяснению социально-психологических явлений. С точки зрения социального психоанализа или когнитивной психологии природа последних выглядит несколько иначе.
Социально – психологические явления нельзя представить без учета
«коллективного бессознательного» и т. д. Тем не менее роль взaимодействия в их
происхождении трудно переоценить.5
Социально – психологические явления - это феномены, возникающие в
результате взаимодействия субъектов (индивидов и oбщностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.
К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр.
Социально-
Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей. Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии. В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально-психологические явления.