Предмет и задачи социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано cледующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Предмет социальной психологии……………………………………….……….5
2 Задачи социальной психологии……………………………….………………..14
Заключение………………………………………………………..……………….20

Файлы: 1 файл

курсовая предмет и задачи социальной психологии .doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………….3

     1 Предмет социальной психологии……………………………………….……….5

     2 Задачи социальной психологии……………………………….………………..14

     Заключение………………………………………………………..……………….20

     Глоссарий………………………………….………………………………………22

     Список  использованных источников…………………………………………….23

     Приложения…………………………………………..……………………………24

 

     

     Введение 

     Одно  из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано cледующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

     Социальная  психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится  быть более индивидуальной по  своему  содержанию и более экспериментальной  в своих методах, чем другие области социологии.

     Социальная  психология  - экзогенная наука;  она выявляет, как социальные условия влияют на поведение.

     Социология  и социальная психология действительно  имеют общие интересы, изучая, как  ведут себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах.

       Социология изучает группы (от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним.

       Актуальность данной темы влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу.

     Сходство  социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе  эти отрасли психологической  науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

     Отечественную социальную психологию как направление  научного знания могут создать те, кто знает действительность не теоретически, а изнутри. Это не отрицание мировой социально-психологической теории, а констатация фактов. Нельзя в современных социально-исторических условиях иcходить из сложившихся в прошлом теоретических схем. Наложение их на реалии нередко приводит к казусам. При этом нужно понять и то, почему социологизируется социально-психологическая теория. В настоящее время не обойтись без анализа тех факторов, зачастую социологических, которые определяют содержание социально-психологических явлений. Когда произойдет смена социальных институтов, сложится новая система отношений, утвердится новый образ жизни, тогда наступит время для более тонкого и корректного социально-психологического анализа. Пока обстоятельства позволяют создать лишь «каркас» социально-психологической теории, адекватной сегодняшней действительности, вычленить круг прoблематики, относящейся к ее компетенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Предмет социальной психологии 

     Практически любой учебник по психологии начинается с расшифровки понятия «психология». При этом непременно указывается, что  оно греческого происхождения и состоит из двух слов: «psyche» - душа и «logos» - учение. Понятие «душа» неоднозначно, оно имеет несколько толкований.

     Материалисты  под понятием «душа»1 понимают психику человека. Что же касается идеалистического понимания души, то здесь оно трактуется в божественном, теологическом, смысле. Однaко такое понимание психологии, основанное на четком разделении материализма и идеализма, осталось в прошлом. Вновь, как когда-то, встала во весь рост проблема души, духовности.

     В процессе уточнения предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:

     1) накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии;

     2) выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания;

     3) оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами.

     Своеобразной  датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились на свет работы В. Мак-Даугалла и Э. Росса, в названия которых был включен термин «социальная психология»2.

     Процесс формулирования предмета социальной психологии можно рассматривать не только в  хронологическом, но и в концептуальном, а точнее, в хронолого-концептуальном плане. Такой подход целесообразнее, так как позволяет рассмотреть процесс шлифовки предмета науки и во времени, и в рамках различных научных школ.

     В отечественной социальной психологии можно выделить несколько этапов, которые связаны с дискуссией о ее предмете. Нaиболее остро эта дискуссия происходила в 20-е годы. В результате сформировалось псевдонаучное понимание социальной психологии.

     На  судьбу отечественной социальной психологии повлияла точка зрения основателя и  директора психологического института  Г. И. Челпанова, предложившего разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию.

     Социальная  психология, по его мнению, должна разрабатываться  в рамках марксизма, а собственно психология обязана оставаться эмпирической. Не отрицая значения марксизма для  социальной психологии, тем не менее, нельзя его фетишизировать. В эти годы свое понимание предмета социальной психологии высказали представители коллективной реактологии и рефлекcологии.

     В 50-60-е годы вновь была развернута дискуссия о предмете социальной психологии.

  Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило  более пристально анализировать  психологическую сторону различных проявлений общественной жизни. Активное обратное воздействие на ход объективных процессов должно быть особенно детально исследовано в современных условиях, когда психологический, «человеческий» фактор приобретает столь значительную роль. Механизмы конкретного взаимодействия общества и личности в этих условиях должны быть исследованы не только на социологическом, но и на социально-психологическом уровне.

     Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были оставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей, как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в oбщей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» и позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве «буржуазной науки»3. Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но и возможным.

     По  вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Представители первого понимали под социальной психoлогией науку о «массовидных явлениях психики».

     Сторонники  второго подхода видели в качестве основного ее предмета личность, а  третьи пытались синтезировать два  предыдущих, т. е. социальная психология рассматривалась ими как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.

     Затрудняло определение предмета социальной психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась как описательная наука, в русле житейских представлений. Отсюда вместо четкого понятийного аппарата в социальной психологии сложился терминологический конгломерат на основе некритического заимствования из социологии, общей психологии и других наук. Все это затуманивает вопрос о предмете социальной психологии.

     Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале главы рабочее определение дaно в рамках данного подхода.

     Но  согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психологией,

 еще  не означает согласия в понимании  ее соотношения с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре пoзиции:

  1. социальная психология есть часть социологии;
  2. социальная психология есть часть психологии;
  3. социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко:

     а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;

     б) она захватывает «ничью землю» —  область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии4.

     Однако  главная трудность связана с неоднозначным пониманием парадигмы, единицы анализа.

     В психологии под единицей анализа  подразумевается универсальное  понятие, общая составляющая различных  психических процессов.

     В общей психологии за единицу анализа  берутся ощущение, образ и т. д. В социальной психологии к единице анализа относят различные явления. Одни ученые считают, что это совместная деятельность, другие - общение, третьи - личность и т. п.

     Однако, как отмечалось выше, универсальным  понятием считается «взаимодействие», в результате которого и образуются социально-психологические явления. По существу, они есть эффекты взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

     По  существу, это интеракционистский подход к объяснению социально-психологических явлений. С точки зрения социального психоанализа или когнитивной психологии природа последних выглядит несколько иначе.

     Социально – психологические     явления     нельзя    представить  без   учета

 «коллективного бессознательного» и т. д. Тем не менее роль взaимодействия в их

 происхождении  трудно переоценить.5

     Социально – психологические  явления -  это   феномены,    возникающие   в

 результате  взаимодействия субъектов (индивидов и oбщностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

     К числу основных социально-психологических  явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни  и пр.

     Социально-психологические  явления находят свое отражение  в соответствующем понятийном аппарате, тезаурусе. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. По содержанию они делятся на нормальные и деформированные.

     Критериями  нормальных социально-психологических  явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества, на жизнеощущения и деяния личностей. Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии. В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально-психологические явления.

Информация о работе Предмет и задачи социальной психологии