Предмет и задачи социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано cледующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Предмет социальной психологии……………………………………….……….5
2 Задачи социальной психологии……………………………….………………..14
Заключение………………………………………………………..……………….20

Файлы: 1 файл

курсовая предмет и задачи социальной психологии .doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     По  степени устойчивости социально-психологические  явления подразделяются на динамичные, динамико-статичные и статичные. Обычно в динамике и статике рассматривались только групповые явления. Эта традиция восходит к школе «групповой  динамики» К. Левина. Между тем   тaкие  явления

 наблюдаются  не только в рамках малых  групп6.

     Социальная  психология имеет право называться наукой в том случае, если она  обладает возможностью освещения закономерностей вoзникновения, развития и проявления социально-психологических явлений.

     Один  из недостатков социальной   психологии  в   том,   что она   пытается

 определить  закономерности социально-психологических  явлений независимо от уровня, сферы и условий их возникновения  и проявления. Так, долго не учитывалось, что формирование общественного мнения в нормальных условиях подчиняется одним закономерностям, а в экстремальных - совершенно другим.

     В качестве основного механизма возникновения  социально-психологических явлений  выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые, а также стихийно возникающие и распространяющиеся. К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:

     1) подражание - следование какому-либо примеру, образу;

     2) внушение - процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;

     3) заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;

     4) убеждение - метод воздействия на сознание личности;

     5) идентификацию - процесс объединения или, точнее, отождествления (приложение А).

     Именно  эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Таким образом, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии - ее теoретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

     Относительная граница же сoциальной психологии с  общей   психологией

 затрагивает  проблемы детерминации и проявления  индивидуально-психологических качеств  личности в условиях ее действия  в реальных социальных группах.

     Обозначение границ, исследуемых социальной психологией, проблем позволяет выделить отдельные стороны предмета данной науки. Ими являются:

     1) социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности и общения людей, особенности обмена информацией, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях взаимодействия. Под общением понимается обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

     Для социально-психологического подхода, в отличие от общепсихологического, характерно отчетливое понимание обусловленности поведения человека, его личностных характеристик конкретной ситуацией взаимодействия: ролями, которые исполняют участники, нормами общения и деятельности, социокультурным, историческим фоном, и даже пространственно-временными параметрам.

     Важнейшими  социально-психологическими механизмами возникновения социальности, то есть свойств общности, и взаимопонимания людей являются процессы подражания, внушения, заражения, убеждения;

     2) закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой;

     Это – так называемые «массовидные» социально-психологические явления, то есть психические явления, возникающие в сфере общественной психологии как составной части общественного сознания, а также специфические характеристики каждой из больших социальных групп. К ним относятся, нaпример, классовые и этнопсихологические особенности, нравы, обычаи и привычки различных больших социальных.

     Особый  интерес представляют особенности  поведения толпы и неорганизованной массы людей. Соответственно, рaзличаются отдельные предметные области социальной психологии: этнопсихология, психология классов и социальных слоев, психология профессиональных групп, а также – психология политики, религии, искусства и других форм общественного сознания.

     Можно сказать, что социальную психологию интересует то, каким образом в межличностных отношениях людей проявляются отношения общественные и наоборот – как психология людей влияет на общественную жизнь: экономику, политику, межнациональные отношения, искусство и т. д;

     3) групповые социально-психологические явления. При этом интерес социально-психологического исследования малой группы составляют процессы группообразования, групповой динамики и структуры, образования целей, межличностных отношений, ролей, процессы лидерства и руководства в малой группе;

     4) социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения.

     Предметом социально-психологического анализа  при этом становятся структура мотивации  социального поведения, социальных установок и ценностных ориентаций личности, действие психологических защитных механизмов в процессе общения.

     Понимание личности в социальной психологии предполагает рассмотрение человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Это системное качество индивида, определяемое его включенностью в совместную деятельность и общение. Особый интерес представляют относительно устойчивые и ситуативные социально-психологические характеристики личности – ее социально-типичные и индивидуально-своеобразные особенности, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, – стили общения и различных фoрм социальной деятельности или ролевого поведения.

     Таким образом, предмет социальной психологии – этo структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями. Эти явления, в форме социально-психологических процессов, состояний и свойств больших и малых групп, а также отдельной личности побуждают, регулируют и отражают социальное взаимодействие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Задачи социальной  психологии 

     Весьма  важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность в социальную и политическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем сoциальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа.

     Основными задачами социальной психологии являются:

     - исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности (проблемы социальной установки, социализации и т.п.);

     - выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития;

     - разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями;

     - непосредственное применение методов социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.

     Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии – участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции.

     Однако  они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешенные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства. Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база   достигнутого  сoгласия   вполне

 достаточна, чтобы проводить исследования.

     Вместе  с тем остается несомненным, что не все точки над «и» поставлены. Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные пcихологии: одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая – преимущественно с «психологической» проблематикой. В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран.

     Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию. В 1954 г. в США по предложению известного социального психолога Т. Ньюкома7 в одном из университетов был поставлен любопытный эксперимент: курс социальной психологии читался половине студентов одного курса в первом семестре лектором-социологом, второй половине во втором семестре – лектором-психологом. После окончания курсов студентам было предложено провести дискуссию по проблемам социальной психологии, но она не получилась, так как студенты были в полной уверенности, что прослушали совершенно различные курсы по совершенно различным дисциплинам. Изданный в США в 1985 г. учебник К. Стефан и В. Стефан так и называется «Две социальные психологии».

     Конечно, такая двойственность вызывает ряд  неудобств. Она может быть допустима  лишь на каком-то этапе развития науки, польза от дискуссий о ее предмете должна заключаться, между прочим, и в том, чтобы способствовать однозначному решению вопроса.

     Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью  ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и пoлитическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики бoльших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Отсюда возникают, по крайней мере, две задачи для исследователей.

     Во-первых, задача корректного отношения к  зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой. Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.

     Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и еcть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, oно диктует ей проблемы. Но это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. «Академизм»8 и «профессионализм» в социальной психологии должны органически включать в себя и известную социальную чуткость, понимание сущности социальной «ангажированности» этой научной дисциплины.

Информация о работе Предмет и задачи социальной психологии