Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:53, практическая работа
1.Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.
Предмет социальной психологии.
История формирования социально-психологических идей.
Разделы социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
Основные методы социально-психологического исследования.
Третьей дисциплиной, входящей в состав
биологической группы психологических
наук, является нейропсихология.
Задачей этой дисциплины является изучение
той роли, которую играют отдельные аппараты
нервной системы в построении психических
процессов.
Легко видеть, что роль подкорковых
образований и древней коры в
протекании психической деятельности
совершенно иная, чем роль новой
коры и больших полушарий мозга.
Есть все основания полагать, что
и роль отдельных зон мозговой
коры в организации сложных
Эта новая область психологии использует
для своих исследований тщательный
психологический анализ как раздражении,
так и разрушений отдельных участков
мозга, прослеживает те изменения в
психических процессах, которые
возникают при локальных
Эту область психологии представляют
исследователи разных стран, к их числу
относятся К.С. Лешли и К. Прибрам (США),
А.Р. Лурия (СССР), О.Зангвилл (Англия), Б.
Милнер (Канада) и др. Рядом с нейрохирургией
можно поставить патопсихологию, которая
изучает особенности психических процессов,
наблюдаемых у больных с психическими
заболеваниями и позволяет ближе подойти
как к научному изучению душевных болезней,
так и к выявлению некоторых общих закономерностей
психической деятельности выявляющейся
при патологических состояниях.
Патопсихология успешно разрабатывалась
многими учеными-психиатрами (Крепелин
в Германии, Жанэ во Франции, Бехтерев
в России) и современными психологами
(Б. В. Зейгарник в СССР, Пишо во Франции
и др.).
Специальный раздел, стоящий на границах
психофизиологии и
Особое место в системе
Значение этого раздела психологических
наук для общей психологии заключается
в том, что детская или генетическая психология
изучает формирование психической деятельности
в процессе ребенка и позволяет проследить
как складываются сложные психические
процессы и какие этапы они проходят в
своем развитии
Детская или генетическая психология
позволяет подойти к высшим психическим
процессам человека как к продукту
развития, этим она дает возможность
рассматривать сложные формы
психической деятельности человека
не как изначально существующие «свойства»
психики или «способности», а
как результат длительного
Именно поэтому детская
Важное место занимает еще одна отрасль
психологической науки, которую следует
поставить рядом с генетической психологией
и которую обычно называют дифференциальной
психологией или психологией индивидуальных
различий.
Известно, что люди обладают не только
общими чертами, изучаемыми общей психологией,
но и обнаруживают их индивидуальные
различия. Такими различиями могут
быть различия в свойствах нервной
системы, в индивидуальных особенностях
эмоциональной жизни и
Дифференциальная психология ставит
перед собой задачу изучения этих
индивидуальных различий, описание типов
поведения и психической
Основы дифференциальной психологии были в свое время заложены немецким психологом В.Штерном (I87I-I938); в наше время проблемами индивидуальных различий успешно занимались ученые как Э.Спирмен в Англии, Терстон в США и Б.М. Теплов в СССР.
К только что отмеченным областям
психологии примыкает и группа разделов,
которые теснейшим образом
Существенное место в этой группе занимает этнопсихология или наука о тех особенностях, которыми отличаются психические процессы в различных исторических формациях и укладах и в условиях различных культур.
На ранних этапах развития психологии
были сделаны попытки создать
«психологию народов» как особую
форму социальной психологии к разработать
науку, которая могла бы раскрыть
психологические основы формирования
языка, мифов, верований, права и
т.п. Такая попытка, сделанная одним
из основателей современной
Эта задача стала предметом исследования
многих крупных ученых разных стран
(Фрезер и Малиновский в Англии,
Жанэ и Лэви-Брюль во Франции, Турнвальд
в Германии, М.Мид в США)
И именно эти исследования заложили основу
для современной этнопсихологии. В настоящее
время исследования особенностей психической
деятельности людей , принадлежащих к
различным культурам, составляет один
из важных разделов психологической науки.
Специальный раздел науки , выделившейся
за последние десятилетия в
Важным, хотя еще недостаточно развитым
разделом психологической науки является
социальная психология. Эта дисциплина
изучает психологические законы общения
людей между собой, психологические особенности
распространения информации средствами
особого воздействия как печать и кино,
особенности поведения процесса труда,
соревнования и т.д. Предает специальной
отрасли социальной психологии составляет
изучение человеческих взаимоотношений
в условиях малых групп, анализ тех факторов,
которые лежат в основе конкретных видов
взаимодействия людей, формирования авторитета,
выдвижения лидеров и т.п.
К этой группе дисциплин, сохраняющих
свою близость к собственным наукам,
относится и психология искусства,
изучающая психологические
Мы познакомили лишь с основными ветвями
психологической науки, но и они могут
показать, какую разветвленную систему
дисциплин представляет современная психология.
Наличие в
науке трех направлений, разнообразие
социально-психологических
Парадигма – это признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
В качестве элементов парадигмы П. Н. Шихирев называет следующие признаки:
1) выбор базовой науки в качестве дисциплинарной матрицы;
2) позиция по вопросу о специфике социального исследования;
3) позиция по вопросу об отношении теории и метода, ведущий метод исследования;
4) модели человека, общества и отношения между ними;
5) понимание предмета социальной психологии и базовые категории, в которых он определяется;
6) главное исследуемое отношение в системе отношений; «индивид» – «группа» – «общество»;
7) позиция по вопросу о роли социального психолога в обществе и сфера практического применения полученных данных.
«Любая наука, – отмечает П. Н. Шихирев, – в своем развитии проходит четыре основные фазы развития: описание своего объекта, объяснение его природы и связей с другими объектами, предсказание на этой основе его изменения и целенаправленного управления им» (210, с. 18—22).
Парадигма объяснения
Первая парадигма сложилась в начале XX в. в американской социальной психологии. В качестве «базовой» дисциплины социальная психология опиралась на общую экспериментальную психологию, сформировавшуюся в социокультурных условиях США. Американская психология изначально была ориентирована на парадигму естественнонаучного знания, что означает отрицание специфики исследования человека, негативное отношение к теоретической деятельности как «спекулятивному, кабинетному занятию», признание приоритета метода над теорией и предпочтение индуктивного хода исследования дедуктивному, принятие лабораторного эксперимента в качестве главного метода. Парадигма направлена на объяснение причин возникновения социально-психологических явлений.
Методологическую основу американской социальной психологии образуют нижеследующие пункты:
1. Принцип методологического индивидуализма: социально-психологические проблемы изучаются сквозь призму психологии отдельного индивида.
2. Экспериментальное исследование составляет доказательную базу поиска и объяснения закономерностей психики человека.
3. Математический и статистический анализ полученных в эксперименте результатов.
4. Практическое применение психологических знаний.
Социальный психолог, работающий в парадигме «объяснения», придерживается следующей стратегии в своей работе:
1) абстрагируется от всего «метафизического» при анализе объекта исследования;
2) изучает объект исследования, максимально очищенный от влияния посторонних факторов, что позволяет выявить определенную и недвусмысленную связь между зависимой и независимой переменными;
3) старается полностью эту связь контролировать, точно измерить и описать так, чтобы она могла быть верифицирована (210, с. 27).
Выбор метода
исследования и способа анализа
существенно повлиял на предмет
исследования. Интересно, что объектами
первых экспериментов в психологии
были лабораторные животные, чаще всего
крысы или мыши. Психологи стали
шутливо объяснять разницу
Перед нами предстает модель «человека реагирующего» – главная модель парадигмы объяснения. Представление о человеке можно кратко сформулировать следующим образом: человек реагирует рефлекторно на внешние раздражители, обладает способностью к научению, может подражать другим людям, усваивая тем самым их опыт, может вступать во взаимодействие с другими людьми. Его поведение зависит от вознаграждения и наказания.
Доминирование бихевиористского (поведенческого) направления в американской социальной психологии способствовало формированию парадигмы «объяснения». Внимание ученых было сосредоточено именно на особенностях поведения отдельного человека в социуме. Предмет социальной психологии формулировался следующим образом: социальная психология – это подраздел психологии, связанный с конкретным научным изучением поведения индивидов.
Однако в 60-е гг. XX в. в американской социальной психологии многие из основополагающих представлений о человеческом поведении были пересмотрены. Преувеличенная значимость личностных черт и диспозиций была подвергнута сомнению. Психологи признали важность ситуационных факторов и сосредоточили свое внимание на проблеме влияния людей друг на друга.
Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии