Предмет, задачи и методы социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:53, практическая работа

Краткое описание

1.Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:
1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.

Оглавление

Предмет социальной психологии.
История формирования социально-психологических идей.
Разделы социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.
Основные методы социально-психологического исследования.

Файлы: 1 файл

Семинар 1-2.docx

— 63.87 Кб (Скачать)

Третьей дисциплиной, входящей в состав биологической группы психологических  наук, является нейропсихология. 
Задачей этой дисциплины является изучение той роли, которую играют отдельные аппараты нервной системы в построении психических процессов.

Легко видеть, что роль подкорковых  образований и древней коры в  протекании психической деятельности совершенно иная, чем роль новой  коры и больших полушарий мозга. Есть все основания полагать, что  и роль отдельных зон мозговой коры в организации сложных психических  процессов неодинакова и что  лобные, височные, теменные и затылочные отделы мозга вносят в протекание психической деятельности свой, совершенно особый вклад.

Эта новая область психологии использует для своих исследований тщательный психологический анализ как раздражении, так и разрушений отдельных участков мозга, прослеживает те изменения в  психических процессах, которые  возникают при локальных поражениях мозга и делают из своих наблюдений выводы в отношении внутреннего  строения психических процессов. 
Эту область психологии представляют исследователи разных стран, к их числу относятся К.С. Лешли и К. Прибрам (США), А.Р. Лурия (СССР), О.Зангвилл (Англия), Б. Милнер (Канада) и др. Рядом с нейрохирургией можно поставить патопсихологию, которая изучает особенности психических процессов, наблюдаемых у больных с психическими заболеваниями и позволяет ближе подойти как к научному изучению душевных болезней, так и к выявлению некоторых общих закономерностей психической деятельности выявляющейся при патологических состояниях. 
Патопсихология успешно разрабатывалась многими учеными-психиатрами (Крепелин в Германии, Жанэ во Франции, Бехтерев в России) и современными психологами (Б. В. Зейгарник в СССР, Пишо во Франции и др.).

Специальный раздел, стоящий на границах психофизиологии и нейропсихологии, составляет исследование нейронных  механизмов психической деятеаьности. Ученые, разрабатывающие эту область (Хыобел и Визел в Англии, Юнг  в Германии, Джаспер в Канаде, Е.Н. Соколов и 0.С. Виноградова в  СССР) ставят перед собой задачу проследить формы работы отдельных  групп нейронов и провести анализ тех наиболее элементарных нервных  процессов, которые лежат в основе поведения. Важные открытия физиологических  механизмов активации и привыкания были получены при исследовании простейших форм поведения на нейронном уровне.

Особое место в системе психологических  наук занимает детская или генетическая психология. 
Значение этого раздела психологических наук для общей психологии заключается в том, что детская или генетическая психология изучает формирование психической деятельности в процессе ребенка и позволяет проследить как складываются сложные психические процессы и какие этапы они проходят в своем развитии

Детская или генетическая психология позволяет подойти к высшим психическим  процессам человека как к продукту развития, этим она дает возможность  рассматривать сложные формы  психической деятельности человека не как изначально существующие «свойства» психики или «способности», а  как результат длительного формирования, отложившего свой отпечаток на строение психических процессов.

Именно поэтому детская психология, прослеживающая формирование (генезис) высших форм психической деятельности, получила. решающее значение не только для такой, практической области  как педагогика, но и для общей  психологии. Именно благодаря ее успехам, связанным с тем вкладом, который  внесли в исследования психического развития ребенка выдающиеся исследователи  как Ж.Пиаже и Л.С. Выготский, общая  психология получила убедительные доказательства, того, что основные формы психических  процессов (восприятие , и действие, запоминание и мышление) имеют  сложное строение, которое формируется  в процессе развития ребенка. Значение детской или генетической психологии позволило ей занять основное место  в современной психологической  науке. 
Важное место занимает еще одна отрасль психологической науки, которую следует поставить рядом с генетической психологией и которую обычно называют дифференциальной психологией или психологией индивидуальных различий.

Известно, что люди обладают не только общими чертами, изучаемыми общей психологией, но и обнаруживают их индивидуальные различия. Такими различиями могут  быть различия в свойствах нервной  системы, в индивидуальных особенностях эмоциональной жизни и характера, особенности в познавательных процессах  и одаренности

Дифференциальная психология ставит перед собой задачу изучения этих индивидуальных различий, описание типов  поведения и психической деятельности людей,

Основы дифференциальной психологии были в свое время заложены немецким психологом В.Штерном (I87I-I938); в наше время проблемами индивидуальных различий успешно занимались ученые как Э.Спирмен  в Англии, Терстон в США и  Б.М. Теплов в СССР.

К только что отмеченным областям психологии примыкает и группа разделов, которые теснейшим образом связаны  с общественными науками. В этих разделах рассматриваются те общественно-исторические условия, в которых сформировалась психическая деятельность человека, и те социальные формы, в которых  она проявляется.

Существенное место в этой группе занимает этнопсихология или наука  о тех особенностях, которыми отличаются психические процессы в различных  исторических формациях и укладах  и в условиях различных культур.

На ранних этапах развития психологии были сделаны попытки создать  «психологию народов» как особую форму социальной психологии к разработать  науку, которая могла бы раскрыть психологические основы формирования языка, мифов, верований, права и  т.п. Такая попытка, сделанная одним  из основателей современной психологии В.Вувдтом.опубликованная под названием  «Психология народов», оказалась  неудачной. Вундт пытался дать психологическое  объяснение тем явлениям социальной жизни, которые имеют не психологические, а экономические или общественно-исторические основы, именно поэтому попытки «психологизировать историю» надолго задержали развитие этой важной области психологической  науки, которая должна бьла проследить обратный поцесс- формирующее влияние , которое оказывают общественно-исторические условия на развитие психологической  деятельности человека .

Эта задача стала предметом исследования многих крупных ученых разных стран (Фрезер и Малиновский в Англии, Жанэ и Лэви-Брюль во Франции, Турнвальд  в Германии, М.Мид в США) 
И именно эти исследования заложили основу для современной этнопсихологии. В настоящее время исследования особенностей психической деятельности людей , принадлежащих к различным культурам, составляет один из важных разделов психологической науки.

Специальный раздел науки , выделившейся за последние десятилетия в самостоятельную  отрасль науки, стоящий на границе  психологии и лингвистики составляет психолингвистика. Задача психолингвистики – проследить основные законы речевой  деятельности ,как средства общения , процессов кодирования и декодирования  речевой информации и тех психологических  процессов ,которые опираются на коды языка и воплощаются в речевой деятельности человека. 
Важным, хотя еще недостаточно развитым разделом психологической науки является социальная психология. Эта дисциплина изучает психологические законы общения людей между собой, психологические особенности распространения информации средствами особого воздействия как печать и кино, особенности поведения процесса труда, соревнования и т.д. Предает специальной отрасли социальной психологии составляет изучение человеческих взаимоотношений в условиях малых групп, анализ тех факторов, которые лежат в основе конкретных видов взаимодействия людей, формирования авторитета, выдвижения лидеров и т.п.

К этой группе дисциплин, сохраняющих  свою близость к собственным наукам, относится и психология искусства, изучающая психологические основы художественного творчества и те психологические законы, которые  лежат в основе художественных произведений, пользующихся различными приемами и  обеспечивающими максимальное воздействие  произведений на читателя и зрителя. 
Мы познакомили лишь с основными ветвями психологической науки, но и они могут показать, какую разветвленную систему дисциплин представляет современная психология.

Основные парадигмы  социальной психологии. Три основные парадигмы и предмет социальной психологии

Наличие в  науке трех направлений, разнообразие социально-психологических исследований в разных странах мира постепенно привели и к существенным методологическим различиям. В истории социальной психологии российский психолог П. Н. Шихирев  выделил три основные научные  парадигмы. Парадигма (paradeigma – пример, образец) означает систему понятий, объединенных по какому-либо общему признаку. Т. Кун (Т. Kuhn) в работе «Структура научных революций» так определяет этот термин:

Парадигма – это признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

В качестве элементов парадигмы П. Н. Шихирев  называет следующие признаки:

1) выбор базовой науки в качестве дисциплинарной матрицы;

2) позиция по вопросу о специфике социального исследования;

3) позиция по вопросу об отношении теории и метода, ведущий метод исследования;

4) модели человека, общества и отношения между ними;

5) понимание предмета социальной психологии и базовые категории, в которых он определяется;

6) главное исследуемое отношение в системе отношений; «индивид» – «группа» – «общество»;

7) позиция по вопросу о роли социального психолога в обществе и сфера практического применения полученных данных.

«Любая наука, – отмечает П. Н. Шихирев, – в своем развитии проходит четыре основные фазы развития: описание своего объекта, объяснение его природы и связей с другими объектами, предсказание на этой основе его изменения и целенаправленного управления им» (210, с. 18—22).

Парадигма объяснения

Первая парадигма  сложилась в начале XX в. в американской социальной психологии. В качестве «базовой» дисциплины социальная психология опиралась на общую экспериментальную психологию, сформировавшуюся в социокультурных условиях США. Американская психология изначально была ориентирована на парадигму естественнонаучного знания, что означает отрицание специфики исследования человека, негативное отношение к теоретической деятельности как «спекулятивному, кабинетному занятию», признание приоритета метода над теорией и предпочтение индуктивного хода исследования дедуктивному, принятие лабораторного эксперимента в качестве главного метода. Парадигма направлена на объяснение причин возникновения социально-психологических явлений.

Методологическую  основу американской социальной психологии образуют нижеследующие пункты:

1. Принцип методологического индивидуализма: социально-психологические проблемы изучаются сквозь призму психологии отдельного индивида.

2. Экспериментальное исследование составляет доказательную базу поиска и объяснения закономерностей психики человека.

3. Математический и статистический анализ полученных в эксперименте результатов.

4. Практическое применение психологических знаний.

Социальный  психолог, работающий в парадигме  «объяснения», придерживается следующей  стратегии в своей работе:

1) абстрагируется от всего «метафизического» при анализе объекта исследования;

2) изучает объект исследования, максимально очищенный от влияния посторонних факторов, что позволяет выявить определенную и недвусмысленную связь между зависимой и независимой переменными;

3) старается полностью эту связь контролировать, точно измерить и описать так, чтобы она могла быть верифицирована (210, с. 27).

Выбор метода исследования и способа анализа  существенно повлиял на предмет  исследования. Интересно, что объектами  первых экспериментов в психологии были лабораторные животные, чаще всего  крысы или мыши. Психологи стали  шутливо объяснять разницу между  предметом общей и социальной психологии следующим примером: если мышь, двигаясь по лабиринту, предпочитает левый коридор правому, потому что  в левом лежит пища, то это поведение  изучает психолог. Если же мышь поворачивает направо, потому что в правом коридоре сидит другая мышь, то таким поведением должен заниматься социальный психолог.

Перед нами предстает модель «человека реагирующего»  – главная модель парадигмы объяснения. Представление о человеке можно  кратко сформулировать следующим образом: человек реагирует рефлекторно  на внешние раздражители, обладает способностью к научению, может подражать  другим людям, усваивая тем самым  их опыт, может вступать во взаимодействие с другими людьми. Его поведение  зависит от вознаграждения и наказания.

Доминирование бихевиористского (поведенческого) направления  в американской социальной психологии способствовало формированию парадигмы  «объяснения». Внимание ученых было сосредоточено  именно на особенностях поведения отдельного человека в социуме. Предмет социальной психологии формулировался следующим  образом: социальная психология – это  подраздел психологии, связанный  с конкретным научным изучением  поведения индивидов.

Однако в 60-е гг. XX в. в американской социальной психологии многие из основополагающих представлений о человеческом поведении были пересмотрены. Преувеличенная значимость личностных черт и диспозиций была подвергнута сомнению. Психологи признали важность ситуационных факторов и сосредоточили свое внимание на проблеме влияния людей друг на друга.

Информация о работе Предмет, задачи и методы социальной психологии