Предмет социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 17:04, лекция

Краткое описание

1. Место социальной психологии в системе научного знания.
2. Понятие и задачи социальной психологии.
3. Объекты и предметы социальной психологии.
4. Структура и основные направления современной социальной психологии.

Файлы: 1 файл

Лекции по социальной психологии..docx

— 36.57 Кб (Скачать)

Предмет социальной психологии.


  1. Место социальной психологии в системе научного знания.
  2. Понятие и задачи социальной психологии.
  3. Объекты и предметы социальной психологии.
  4. Структура и основные направления современной социальной психологии.

Место социальной психологии в системе научного знания.

В середине 19-ого века, благодаря ряду открытий, социальная психология получает признание как самостоятельная дисциплина:

  • Были накоплены значительные факты в области: антропологии (наука о происхождении человека), этнографии (наука о территориальном расселении народов), археологии, которые, для интерпретации, нуждались со стороны социальной психологии.

В начале 20-ого века, социальна психология развивается в рамках двух дисциплин: социологии и психологии.

Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах, но социология изучает различные по численности группы в операционально-статистическом аспекте, а социальная психология – изучает взаимодействие людей, влияние группы на человека.

Позиции о границах социальной психологии:

  • Социальная психология часть социологии.
  • Социальная психология часть психологии.
  • Социальная психология это наука на «стыке» психологии и социологии.

Все указанные позиции можно свести к двум подходам:

Подходы к социальной психологии

Интродисциплинарный

Интердисциплинарный

Социальная психология часть психологии.

Социальная психология часть социологии.

Социальная психология – самостоятельная наука.

Предмет изучения - личность

Предмет изучения – группы, общество.

 

 

 

Понятие и задачи социальной психологии.

Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

Объектом социальной психологии являются сообщества людей.

Социально-психологические факторы – это наблюдаемые или фиксируемые проявления социально-психологической реальности, которые оказывают влияние на все психологические проявления индивида (мышление, эмоции, волю).

Социально-психологические закономерности – это объективно существующие, устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимости социально-психических явлений.

Социально-психологические механизмы – это механизмы, с помощью которых совершается действие и происходит переход от причины к следствию.

Задачи социальной психологии

В области теории:

- Разработка социально-психологических  концепций, адекватных социальной  действительности.

- Участие в комплексном изучении  человека и социальных процессов.

- Обобщение эмпирических данных, теорий и определение перспективных  направлений развития социальной  психологии.

В сфере образования:

- Разработка практических рекомендаций  по оптимальной социализации  личности.

- Повышение социально-психологической  культуры (развитие навыков взаимодействия, управления)

- Разработка социально-психологических  механизмов, повышение качества  обучения и воспитание молодежи.

В социальной практике:

- Разработка социально-психологических  методов влияния на личность  и группу.

- Повышение эффективности деятельности  человека и группы в разных  сферах.

- Участие в разрешении острых  социальных проблем.

 


 

 

Объекты и предметы социальной психологии.

Объекты изучения социальной психологии: 

  • Личность в группе (система отношений).
  • Взаимодействие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-подчиненный, психолог-клиент).
  • Малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада).
  • Взаимодействие в системе личность-группа ( лидер-ведомые, руководитель-прудовой коллектив, новичок-школьный класс).
  • Взаимодействие в системе группа-группа (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты).
  • Большая группа (социальные слои, территориальная, конфессиональная, этнос)

Предметы социальной психологии:

  • Психологические процессы, свойства и состояния индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми в различные социальные группы, и в целом, в систему социальных отношений (общительность, агрессивность, конфликтогенность, срабатываемость).
  • Феномен взаимодействия между людьми (педагогическое, управленческое, психотерапевтическое).
  • Психологические процессы, свойства и состояния различных социальных групп (лидерство и групповые процессы, сплоченность, конфликтность, психологический климат)
  • Массовые психические явления: поведение толпы, паника, слухи, мода, страхи и апатия.

Структура и основные направления современной социальной психологии.

Структура социальной психологии:

  • Ориентация на различные методы анализа социально-психологических явлений и, как следствие, реализация основных функций психологии как науки:
    • Описательной
    • Объяснительной
    • Прогностической
    • Функция воздействия
  • В результате изучения жизнедеятельности человека и его общностей, сложились соответствующие отрасли социальной психологии.
    • Психология труда
    • Общения
    • Социального познания
    • Творчества
  • В соответствии с реализацией и приложением социально-психологических знаний в различных сферах жизни, социальная психология дифференцируется на отрасли:
    • Промышленная
    • Торговля
    • Образование
    • Политика
    • Реклама
  • В соответствии с основными объектами исследования, социальная психология дифференцировалась на разделы:
    • Социальная психология личности
    • Психология межличностного взаимодействия
    • Психология малых групп
    • Психология межгруппового взаимодействия
    • Психология больших социальных групп

История социальной психологии.


Критерием для различия теорий выступил способ анализа взаимоотношения личности и общества.

  1. Психология народов.

Сложилась в Германии в седредине 19-ого века.

Авторы теории:

    • Философ М. Лацарус
    • Языковед Г. Штейнталь

Суть теории: «Главная сила истории – это народ, которому присущ целостный дух. Дух народа проявляется в искусстве, языке, мифах и обычаях.»

Задача социальной психологии: Изучение психологической сущности духа народа, законы протекания духовной деятельности.

  1. Психология масс.

Сложилась в 19-ом веке во Франции и Италиию

Авторы теории:

  • Г. Тард
  • Г. Лебон
  • С. Сегеле

Суть теории: «Социальное поведение индивида обусловлено подражанием и иррациональными моментами. Масса – это скопление людей, в котором человек утрачивает способность к рациональному поведению. Его поведение характеризуется обезличиванием, преобладанием чувств над интеллектом, утратой чувства личной ответственности. Масса хаотична и ей нужен вождь или элита.»

  1. Теория инстинктов социального поведения

Сложилась в конце 19-ого века в Англии.

Авторы:

  • У. Макдугал

Работа Макдугала «Введение в социальную психологию», вышла в свет в 1908г. И этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании.

Основной тезис: «Причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты».

Он называл созданную им психологию «Целевой» или «гормической» (греч. Горме – стремление, желание).

«Горме» выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение.

Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер.

«Из инстинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, война.»

 

Методология социально-психологического исследования.


  1. Специфика социально-психологического исследования.
  2. Программа социально-психологического исследования.

Специфика социально-психологического исследования.

Социально-психологическое исследование – это вид научного исследования, проводимого с целью установления в поведении и деятельности людей, психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также, психологические характеристики самих групп.

Особенности научного исследования в социальной психологии.

  1. Исследование ведется с конкретными объектами, сведения о которых собираются с помщью конкретных техник, методик и приемов.
  2. Исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических (опытных), логических и теоретических задач.
  3. Для исследования характерно четкое разграничение между установленными фактами и предположениями (отработана проверка гепотез).
  4. Целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование.

К особенностям также относят: объективность , контролируемость-воспроизводимость, публичность, прагматичность.

Специфика социально-психологических исследований:

  1. Описываются психологические характеристики групп.
  2. Раскрываются некоторые характеристики сознания индивидов (представления, мнения, установки)
  3. Источником данных является сам человек.
  4. Неустойчивость и постоянные изменения социально-психологических явлений.
  5. Культурно-обусловленная относительность социально-психологических закономерностей.

Программа социально-психологического исследования.

Программа социально-психологического исследования – это документ в котором изложена общая концепция исследования. Она отвечает на вопросы: Что делать? Как выполнять задуманное? Чем выполнять?

Программа состоит из двух частей:

  1. Методологический (Что делать?).
  • Формулировка проблемы. Проблема – осознание невозможности разрешить трудность или противоречие. Проблемы, выбираемые для исследования, должны отвечать критериям новизны, актуальности, практической значимости.
  • Определение целей и задач. Цель – конечный итог нашей работы (выявить, изучить). Задачи (рассмотреть, обосновать, выявить).
  • Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это область исследуемого психического явления (память). Предмет исследования – это конкретное, изучаемое психическое явление или свойство (объем оперативной памяти).
  • Выдвижение гипотезы. Это утверждение, научное суждение вероятностного типа, которое требует научного и практического подтверждения. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой. Её формулировка должна быть максимально точной, сравнительно простой и не содержать неоднозначно трактуемых терминов.
  • Описание методов и методик исследования.
  • Выборка исследования.

Этапы исследования:

  1. Разработка программы.
  2. Сбор эмпирических данных.
  3. Математическая обработка полученных данных.
  4. Этап интерпретации результатов исследования.
  5. Этап оформления и представления результатов исследования.

При анализе результатов используется количественная и качественная обработка.

Качественная (содержательная) обработка предполагает рассмотрение каждого отдельного случая, установление связей между результатами и гипотезой, выявление устойчиво повторяющихся фактов и нахождение закономерностей.

Количественный (математический) метод обработки предполагает получение числовых показателей измерения психических явлений. Выделяют первичную математическую обработку(мода, медиана), вторичную (формулы).

 

Методы социально-психического исследования.


  1. Метод наблюдения.
  2. Метод опроса.

Метод  наблюдения.

Метод наблюдения – целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которых фиксируются наблюдателем.

Для наблюдения характерно:

  1. Целенаправленность.
  2. Подчиненность основной задаче исследования.
  3. Планируется по продуманному плану.
  4. Данные фиксируются в дневниках, протоколах, файлах.

Информация о работе Предмет социальной психологии