Предмет социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 17:04, лекция

Краткое описание

1. Место социальной психологии в системе научного знания.
2. Понятие и задачи социальной психологии.
3. Объекты и предметы социальной психологии.
4. Структура и основные направления современной социальной психологии.

Файлы: 1 файл

Лекции по социальной психологии..docx

— 36.57 Кб (Скачать)

Требования к наблюдению:

  1. Целенаправленность (наблюдение идет за проявлением конкретных личностных особенностей, качеств испытуемого в разных ситуациях и деятельности.).
  2. Планирование (до начала наблюдения определяются определенные задачи, план, показатели, возможные ошибки, предполагаемые результаты).
  3. Самостоятельность (наблюдение – самостоятельная, а не второстепенная задача).
  4. Естественность (идет в естественных для наблюдаемого условиях).
  5. Систематичность.
  6. Объективность (фиксируются не предположения, а объективные факты и на их основе делаются выводы).
  7. Фиксация (наблюдение систематически фиксируется по определенной системе).

Научное наблюдение контролируется и проверяется для определения надежности результатов и обоснованности получаемых выводов – для этого используются методы статистики: математическая статистика и статобработка.

Недостатки:

  1. Объективные (независимые от наблюдателя).
    • Ограниченность
    • Частный характер каждой ситуации
  1. Субъективные (связаны с личностными особенностями наблюдателя).
    • На качество первичной информации может влиять различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, стереотипов поведения, ценностей т.д.

Метод опроса.

Письменный вопрос:

  1. Респондент читает вопросы и отвечает письменно.

Требования к опроснику:

  1. Логика построения
  2. Соответствие гипотезе.
  3. Нейтральность и бесстрастность вопросов.
  4. Понятность вопросов.

Разновидности интервью:

  1. Стандартизированное (формализованная процедура опроса).
  2. Нарративное интервью (интервью, в основу которого положена способность людей выступать в роли рассказчиков).

Этапы нарративного интервью:

    • Этап повествования.
    • Этап вопрошания.

Правила нарративного интервью:

  1. Интервьюер должен владеть навыками активного слушания и проявлять интерес к рассказчику.
  2. Стимулировать интерес рассказчика в том случае если он замолкает или уходит от темы.
  3. После окончания задает уточняющие вопросы.

Достоинства опроса:

  1. Содержательность информации (можно получить информацию по разным вопросам).
  2. Требует меньше времени и средств чем эксперимент.
  3. Возможность максимального использования технических средств для обработки данных.

Недостатки опросных методов:

  1. На качество информации влияют:
    • факторы личности респондента (защитные механизмы психики, уровень образования, свойства памяти)
    • факторы связанные с деятельностью исследователя (качество опросного листа, ошибки анкетера)
    • ситуация опроса (присутствие третьего лица, неудачное место и время)

Требования к вопросам:

  1. Не должно быть двусмысленных слов.
  2. Вопросы, в какой-то мере, должны соответствовать жизненным интересам, опыту и знаниям опрашиваемых.
  3. Опрос не должен быть слишком длинным.
  4. Желателен доброжелательный контакт.
  5. Желательна краткость формулировок.

Эксперимент.

 Постановка эксперимента начинается  с цели.

Цель – определить, влияет ли некий фактор на социальный аспект поведения.

Идея эксперимента: если определенный фактор вызывает какое-либо влияние то люди, подвергающиеся воздействию силе этого фактора, должны проявлять различные модели поведения. Фактор – независимая переменная. Воздействие – зависимая переменная.

В разных группах, участники подвергаются контрастным уровням воздействия фактора. Затем экспериментатор сравнивает поведение людей в разных группах, чтобы определить действительно ли этот фактор влияет на поведение.

Требования успешного эксперимента:

  • Каждый участник исследования должен иметь равные шансы подвергнуться любому уровню воздействия фактора.
  • Все факторы, которые могут повлиять на поведение участников, должны, по возможности, оставаться неизменными, кроме независимой переменной.

Квазиэксперимент.

Квази – будто-бы.

Квазиэкспериментом называется любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными, в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп. В квазиэксперименте, исследователь, не в полной мере или вообще не контролирует независимую переменную. Он лишь выбирает когда, как и относительно кого определяется независимая переменная.

Самым уникальным преимуществом квазиэксперимента является то, что он позволяет нам изучать влияние таких независимых переменных, которыми нельзя манипулировать и которые невозможно контролировать. Этот метод дает исследователю возможность достичь очень высокой степени высшего качества (жизненной достоверности), в сравнении с более ограниченном в этом плане чистым экспериментальным исследованием.

Пример:

  1. На первом этапе мы тестируем с помощью дидактического теста, уровень знаний учащихся по иностранному языку.
  2. Экспертную группу обучают мнемоническим приемам при заучивании слов, а контрольная занимается с учителем как и прежде.
  3. Затем проводится второе тестирование. Если прирост словарного запаса будет выше в экспериментальном классе, чем в контрольном, то мнемотехника полезна для запоминания иностранных слов.

Информация о работе Предмет социальной психологии