Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 17:04, лекция
Краткое описание
1. Место социальной психологии в системе научного знания. 2. Понятие и задачи социальной психологии. 3. Объекты и предметы социальной психологии. 4. Структура и основные направления современной социальной психологии.
Целенаправленность (наблюдение идет
за проявлением конкретных личностных
особенностей, качеств испытуемого в разных
ситуациях и деятельности.).
Планирование (до начала наблюдения определяются определенные задачи, план, показатели, возможные ошибки, предполагаемые результаты).
Самостоятельность (наблюдение – самостоятельная,
а не второстепенная задача).
Естественность (идет в естественных
для наблюдаемого условиях).
Систематичность.
Объективность (фиксируются не предположения,
а объективные факты и на их основе делаются
выводы).
Фиксация (наблюдение систематически
фиксируется по определенной системе).
Научное наблюдение контролируется и
проверяется для определения надежности
результатов и обоснованности получаемых
выводов – для этого используются методы
статистики: математическая статистика
и статобработка.
Недостатки:
Объективные (независимые от наблюдателя).
Ограниченность
Частный характер каждой ситуации
Субъективные (связаны с личностными особенностями наблюдателя).
На качество первичной информации может
влиять различие в социальном положении
наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть
их интересов, стереотипов поведения,
ценностей т.д.
Нарративное интервью (интервью, в основу которого положена способность людей выступать в роли рассказчиков).
Этапы нарративного интервью:
Этап повествования.
Этап вопрошания.
Правила нарративного интервью:
Интервьюер должен владеть навыками
активного слушания и проявлять интерес
к рассказчику.
Стимулировать интерес рассказчика в
том случае если он замолкает или уходит
от темы.
После окончания задает уточняющие вопросы.
Достоинства опроса:
Содержательность информации (можно
получить информацию по разным вопросам).
Требует меньше времени и средств чем
эксперимент.
Возможность максимального использования
технических средств для обработки данных.
Недостатки опросных методов:
На качество информации влияют:
факторы личности респондента (защитные
механизмы психики, уровень образования,
свойства памяти)
факторы связанные с деятельностью исследователя (качество опросного листа, ошибки анкетера)
ситуация опроса (присутствие третьего
лица, неудачное место и время)
Требования к вопросам:
Не должно быть двусмысленных слов.
Вопросы, в какой-то мере, должны соответствовать
жизненным интересам, опыту и знаниям опрашиваемых.
Опрос не должен быть слишком длинным.
Желателен доброжелательный контакт.
Желательна краткость формулировок.
Эксперимент.
Постановка эксперимента начинается
с цели.
Цель – определить, влияет ли некий фактор
на социальный аспект поведения.
Идея эксперимента: если определенный
фактор вызывает какое-либо влияние то
люди, подвергающиеся воздействию силе
этого фактора, должны проявлять различные
модели поведения. Фактор – независимая
переменная. Воздействие – зависимая
переменная.
В разных группах, участники подвергаются
контрастным уровням воздействия фактора.
Затем экспериментатор сравнивает поведение
людей в разных группах, чтобы определить
действительно ли этот фактор влияет на
поведение.
Требования успешного эксперимента:
Каждый участник исследования должен
иметь равные шансы подвергнуться любому
уровню воздействия фактора.
Все факторы, которые могут повлиять
на поведение участников, должны, по возможности,
оставаться неизменными, кроме независимой
переменной.
Квазиэксперимент.
Квази – будто-бы.
Квазиэкспериментом называется любое
исследование, направленное на установление
причинной зависимости между двумя переменными,
в котором отсутствует предварительная
процедура уравнивания групп. В квазиэксперименте,
исследователь, не в полной мере или вообще
не контролирует независимую переменную.
Он лишь выбирает когда, как и относительно
кого определяется независимая переменная.
Самым уникальным преимуществом квазиэксперимента
является то, что он позволяет нам изучать
влияние таких независимых переменных,
которыми нельзя манипулировать и которые
невозможно контролировать. Этот метод
дает исследователю возможность достичь
очень высокой степени высшего качества
(жизненной достоверности), в сравнении
с более ограниченном в этом плане чистым
экспериментальным исследованием.
Пример:
На первом этапе мы тестируем с помощью
дидактического теста, уровень знаний
учащихся по иностранному языку.
Экспертную группу обучают мнемоническим
приемам при заучивании слов, а контрольная
занимается с учителем как и прежде.
Затем проводится второе тестирование. Если прирост словарного запаса будет
выше в экспериментальном классе, чем в контрольном, то мнемотехника полезна для запоминания иностранных слов.