Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:20, курс лекций
Предмет – различные состояние и явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношения, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующие на психику и поведение на поведение участвующих в ней людей.
Терентьева Валентина Ивановна.
04.09.2012.
Тема 1: Предмет, задачи и методы юр психологии.
Предмет – различные состояние и явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношения, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующие на психику и поведение на поведение участвующих в ней людей.
Изучает деятельность правопослушную и деятельность, связанную с правонарушениями. Исходя из этих основных категорий деятельности, выделяются направления:
ЮП включает в себя различные области знаний, прикладная наука и в равной степени принадлежит как психологии, так и юриспруденции.
Все нормы поведения человека обычно делят на технический и социальный (отношение на работе, между различными группами и проч. Отношения).
Методологические особенности ЮП состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Поэтому изучают психику человека-правонарушителя, свидетеля - потерпевшего и т.д.
+ принцип ЮП: состоит в системно-структурном анализе процесса деятельности, который рассматривает взаимосвязь структур личности с системой правовых норм. Следовательно, центр внимания науки – психологические проблемы согласования человека и права как элементов 1 системы.
Задачи ЮП:
Таким образом, ЮП состоит из разделов:
Классификация методов Юриспруденции и психологии для объективного раскрытия изучаемых закономерностей психологических явлений:
Тема 2: История развития ЮП.
Европейская психология
К началу 20 века наметилось 2 основных направления психологических исследований: криминальная и судебная. Они были призваны оказывать помощь в установлении истины, выполнять функцию психологическое обеспечение судопроизводства.
Штерн В.
Мюнстурберг
Нач. 18в. Почему? Причины?
К. Эккартегаузен, 1972г. – нем. Естествоиспытатель «Необходимость психологических познаний при обсуждении преступления»,
Иоганн Шоуманн 1792г. - «Мысли о криминальной психологии». Попытка анализа уголовно-правовых понятий.
Вундт, 1876г. – первая психологическая лаборатория.
И. Гофбауэр, 1836г. – ??????????????????????????????
Ч. Ломброзо ?????? – анализ психологической работы преступника. Преступник есть преступник потому, что он рождается с чертами преступника, т.е. биологическая обоснованность преступления.
В нач. 19 в. Классификация описания, какого телосложение и тип лица, от которого можно ждать те или иные преступления., Начало изучение судебной пси анализ психологической работы преступника. Работы, связанные с уголовным процессом, расследованием преступлений, проведения следственных действий.
=> социологи, которые применили в первые метод социальной статистики, что позволило преодолеть антропологический (биологический) подход. Подход, объясняющий социальные условия существования общества
Социальные психологи
К началу 20 века наметилось 2 основных направления психологических исследований: криминальная и судебная. Они были призваны оказывать помощь в установлении истины, выполнять функцию психологическое обеспечение судопроизводства.
Штерн В.
Мюнстурберг
1812г.- Юридический конгресс, где ЮП получила официальное признание в качестве необходимой части первоначального образования юристов.
Россия.
1806-1812г. в Московском
универе читался курс
Монография по судебной психологии Фрезе, 1874г. в Казане.
А. Кони
А.Урусов
Лев Владимиров – 1910г. «Психологическое исследование в уголовном суде», лишь исходя из подлинно научным знаний можно дать картину индивидуальных особенностей: способен к патологичему аффекту или нет.
=> кон.19- нач. 20 в.
И.Т. Посашко. – ранняя ЮП, начало 19 в.
М.М. Щербатов требовал, что бы в закон разрабатывался с учетом индивидуальных особенностей личностей человека. Одним из 1 поднял вопрос об условно досрочно освобождении от наказания, положительно оценивал факты труда перевоспитания преступника
А.Н. Радищев разработал программу криминологии и психологического анализа.
Ф.В. Ушаков «Письма к сыну». Настаивал, что наказание должно приводить к расслаиванию.
В.К. Ялбатьевский, П.Д. Логий, Л.С. Гордиенко. Рекомендации носили метафизический характер, т.е. не системный, бессистемный характер (отрицательная сторона).
Лопасов 1814г.
Кон. 19 нач. 20 в. Россия приобрела свои темы процессы.
И. Сечный
В.М. Бехтерев – институт мозга. 1907г. – про его инициативе создан психоневрологический институт, а на его базе создается криминологический институт в 1909г. В 20е годы прошла целая чреда Всероссийских съездов, после чего стали возникать кабинеты научно-судебной экспертизы. 1925г. – 1 гос институт по изучению преступности и преступников.
С.С. КорсАков -
В.П. Сербский
А.Ф. Кош
Кознышев.
40-50е гг. ЮП полностью закрывается, как и общую психологию в принципе.
1964г. – вводится преподавание суд психологии в качестве обязательной составной части профессиональной подготовки юристов.
Андрей Ратинов – 1967г. – выходят его работы
1971г. – 1 Всесоюзная конференция по проблемам Суд психологии.
18.09.12
Психология личности в правой науке.
Слабо дифференцированные понятия: обращения к малознакомому понятию или человеку вообще.
Индивидуальность – комплекс психофизиологических, психологических сой свойств, которые отличают конкретного человека от других.
Личность – ст. 11 УК, ч.3 – неприкосновенность личности, ст.60 – личность виновного, ст. 150-153 ГК о защите достоинства личность гражданина в случаях причинения ему неправомерных действий, нравственных страданий. Обладает системой ценностей, нравственно-культурных норм, способна к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации.
При описании личности, используются
следующие теоретические
Подходы:
Метод кушетки.
Метод свободных ассоциаций: пациент говорит то, что приходит на ум, т.к. потом выделяется важность Задачи и методы является выведение на уровень сознания всех вытесненных переживаний, которые могут являться причиной аномального поведения человека. Данные ассоциации и являются скрытым мотивом. Пациент некоторого время рассказывает о переживаниях, которые беспокоят. Ассоциация развивается до того момента, пока человек не начинает демонстрировать сопротивление (это отказ от раскрытия слишком болезненных воспоминаний).
Анализ сновидений. Цель – открыть бессознательные скрытые конфликты. Книга вышла в 1900г. сновидения – замаскированная форма удовлетворения подавленных желаний
Инстинкты:
Основные задачи:
1. Воссоздать из конкретных психических проявлений поведение человека, группу сил, которую вызывают болезненные внутренние патологические симптомы.
2. Реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать её для конструктивных целей (сублимация)
Рассматривал социальное побуждение как основу человеческого существования, а индивида, как изначально социальное существо. Принцип единства личности и социальных факторов являются ведущими в человеческом поведении: человек вне общества развиваться не может. В качестве основных характеристик рассматривает: биологическую неполноценность и соотнесенность существа социального со всем человечеством. Комплекс неполноценности, принцип компенсации и сверхкомпенсации являются важными в теории Адлера.
Информация о работе Предмет, задачи и методы юридической психологии