Предмет, задачи и методы юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:20, курс лекций

Краткое описание

Предмет – различные состояние и явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношения, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующие на психику и поведение на поведение участвующих в ней людей.

Файлы: 1 файл

Юрид. психология.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Терентьева Валентина  Ивановна.

04.09.2012.

Тема 1: Предмет, задачи  и методы юр психологии.

Предмет – различные состояние и явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношения, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующие на психику и поведение на поведение участвующих в ней людей.

Изучает деятельность правопослушную и деятельность, связанную с правонарушениями. Исходя из этих основных категорий деятельности, выделяются направления:

  1. Психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии.
  2. Преступное поведение – структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминологическая ситуация, структура личности потерпевшего и роль этих структур в генезисе преступного поведения.
  3. Изучение человека в правоохранительной деятельности – профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, суд псих экспертиза.
  4. Изучение человека, психики человека в области ресоциализации правонарушителей – исправительное трудовая психология, психология адаптации из ИПУ.
  5. Юрид психология изучает такое направление как психология несовершеннолетних.

ЮП включает в себя различные области знаний, прикладная наука и в равной степени принадлежит как психологии, так и юриспруденции.

Все нормы поведения человека обычно делят на технический и социальный (отношение на работе, между различными группами и проч. Отношения).

Методологические особенности ЮП состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Поэтому изучают психику человека-правонарушителя, свидетеля - потерпевшего и т.д.

+ принцип ЮП: состоит в системно-структурном анализе процесса деятельности, который рассматривает взаимосвязь структур личности с системой правовых норм. Следовательно, центр внимания науки – психологические проблемы согласования человека и права как элементов 1 системы.

Задачи ЮП:

  1. Изучает психологические закономерности воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы (правопослушные).
  2. Изучить и дать научные рекомендации с целью повышения правоохранительной деятельности, строгого соблюдения законности, успешного осуществления задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление.

Таким образом, ЮП состоит из разделов:

  1. Криминальная психология
  2. Психология потерпевшего
  3. Психология правонарушений несовершеннолетних
  4. Следственная психология
  5. Психология суд процесса и судебно-психологическая экспертиза.
  6. Исправительно-трудовая психология.

Классификация методов Юриспруденции и психологии для объективного раскрытия изучаемых закономерностей психологических явлений:

  1. Методы научного исследования – помогает изучать психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а так же разрабатываются рекомендации для практики.
  2. Методы психологического воздействия на личность – диапазон применения этим методов ограничены рамками уголовно-процессуального законодательства и этики.
  3. Метод суд псих экспертизы – цель: более полное и объективное исследование, проводимое экспертом психологом по постановлению следственных и судебных органов.
  4. Организационные методы – сравнительный, ломэтюдный, комплексный
  5. Эмпирические способы добывания научных знаний – наблюдение и самонаблюдение
  6. Экспериментальные методы – лабораторный, естественный, формирующие эксперименты
  7. Психодиагностические методы – тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа.
  8. Праксиометрические методы – хронометрия, циклография, профессиографические описания и проч.
  9. Биографические методы – анализ фактов, данных, событий жизни человека, изучение документации
  10. Количественный и качественный анализ

 

Тема 2: История  развития ЮП.

Европейская психология

 К началу 20 века наметилось 2 основных  направления психологических исследований: криминальная и судебная. Они были призваны оказывать помощь в установлении истины, выполнять функцию психологическое обеспечение судопроизводства.

Штерн В.

Мюнстурберг

Нач. 18в. Почему? Причины?

К. Эккартегаузен, 1972г. – нем. Естествоиспытатель «Необходимость психологических познаний при обсуждении преступления»,

Иоганн Шоуманн 1792г. - «Мысли о криминальной психологии». Попытка анализа уголовно-правовых понятий.

Вундт, 1876г. – первая психологическая лаборатория.

И. Гофбауэр, 1836г. – ?????????????????????????????????

Ч. Ломброзо ?????? – анализ психологической работы преступника. Преступник есть преступник потому, что он рождается с чертами преступника, т.е. биологическая обоснованность преступления.

В нач. 19 в. Классификация описания, какого телосложение и тип лица, от которого можно ждать те или иные преступления., Начало изучение судебной пси анализ психологической работы преступника. Работы, связанные с уголовным процессом, расследованием преступлений, проведения следственных действий.

  1. Ганс Гросс, 1892г. –
  2. Эдвард Дюрк Гейн
  3. Михаэль Веберг
  4. Леве Брюлль,

=> социологи, которые применили в первые метод социальной статистики, что позволило преодолеть антропологический (биологический) подход. Подход, объясняющий социальные условия существования общества

  1. Зигмунд Фрейд – объяснял поведение состояние либидо
  2. Альфред Адлер – стремление человека к власти
  3. Эдвард Фромм – теория влечения к разрушению.

Социальные психологи

    1. Альфред Бандура
    2. Ричард Мертон – теория социальной аномалии

К началу 20 века наметилось 2 основных  направления психологических исследований: криминальная и судебная. Они были призваны оказывать помощь в установлении истины, выполнять функцию психологическое обеспечение судопроизводства.

Штерн В.

Мюнстурберг

  • предложили использовать Психотехники, что позволяло исследовать профессиональные качества следователя и судей. И это сфера психологии труда – решения кадровых вопросов, развития и контроля сотрудников.

1812г.- Юридический конгресс, где ЮП получила официальное признание в качестве необходимой части первоначального образования юристов.

Россия.

1806-1812г. в Московском  универе читался курс уголовной  психологи. Толчок в развитии  в сфере суд психологии вызвала  суд реформа 1864г.: утвердились принципы независимости несменяемости судей, состязательность судебного процесса, принцип равноправия стороною стал функционировать суд присяжных.

Монография по судебной психологии Фрезе, 1874г.  в Казане.

А. Кони

А.Урусов

Лев Владимиров – 1910г. «Психологическое исследование в уголовном суде», лишь исходя из подлинно научным знаний можно дать картину индивидуальных особенностей: способен к патологичему аффекту или нет.

=> кон.19- нач. 20 в. 

И.Т. Посашко. – ранняя ЮП, начало 19 в.

М.М. Щербатов требовал, что бы в закон разрабатывался с учетом индивидуальных особенностей личностей человека. Одним из 1 поднял вопрос об условно досрочно освобождении от наказания, положительно оценивал факты труда перевоспитания преступника

А.Н. Радищев разработал программу криминологии и психологического анализа.

Ф.В. Ушаков «Письма к сыну». Настаивал, что наказание должно приводить к расслаиванию.

В.К. Ялбатьевский, П.Д. Логий, Л.С. Гордиенко. Рекомендации носили метафизический характер, т.е. не системный, бессистемный характер (отрицательная сторона).

Лопасов 1814г.

Кон. 19 нач. 20 в. Россия приобрела свои темы процессы.

И. Сечный

В.М. Бехтерев – институт мозга. 1907г. – про его инициативе создан  психоневрологический институт, а на его базе создается криминологический институт в 1909г. В 20е годы прошла целая чреда Всероссийских съездов, после чего стали возникать кабинеты научно-судебной экспертизы. 1925г. – 1 гос институт по изучению преступности и преступников.

С.С. КорсАков -

В.П. Сербский

А.Ф. Кош

Кознышев.

40-50е гг. ЮП полностью закрывается, как и общую психологию в принципе.

1964г. – вводится преподавание суд психологии в качестве обязательной составной части профессиональной подготовки юристов.

Андрей Ратинов  – 1967г. – выходят его работы

1971г. – 1 Всесоюзная конференция по проблемам Суд психологии.

18.09.12

Психология  личности в правой науке.

  1. Индивид, личность, субъект.
  2. Теории и подходы в психологии личности, существующие на сегодняшний день
  3. Психологическая структура, содержание личности, черты, качества, факторы и др.

Слабо дифференцированные понятия: обращения к малознакомому  понятию или человеку вообще.

Индивидуальность – комплекс психофизиологических, психологических сой свойств, которые отличают конкретного человека от других.

Личность – ст. 11 УК, ч.3 – неприкосновенность личности, ст.60 – личность виновного, ст. 150-153 ГК о защите достоинства личность гражданина в случаях причинения ему неправомерных действий, нравственных страданий. Обладает системой ценностей, нравственно-культурных норм, способна к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации.

При описании личности, используются следующие теоретические подходы:

  1. Биологический – с помощью генетики
  2. Специальный – изучается соц среда. И личность рассматривается как продукт общественного развития.
  3. Гомонестический – стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности её духовное начало.

Подходы:

  1. Психоанализ З. Фрейда. Структура личности по Фрейду:
    • Верхний уровень – супер эго – та часть в сознании человека, это правил и нормы, которые усвоил человек в течении жизни и которые постоянно контролирует 2 других части.
    • Эго, я – ядро сознании личности, та часть сознания, с помощью которой человек осуществляет свои жизненные функции: связь социума.
    • Оно, т.е. бессознательная часть.

Метод кушетки.

Метод свободных  ассоциаций: пациент говорит то, что приходит на ум, т.к. потом выделяется важность Задачи и методы является выведение на уровень сознания всех вытесненных переживаний, которые могут являться причиной аномального поведения человека. Данные ассоциации и являются скрытым мотивом. Пациент некоторого время рассказывает о переживаниях, которые беспокоят. Ассоциация развивается до того момента, пока человек не начинает демонстрировать сопротивление (это отказ от раскрытия слишком болезненных воспоминаний).

Анализ сновидений. Цель – открыть бессознательные скрытые конфликты. Книга вышла в 1900г. сновидения – замаскированная форма удовлетворения подавленных желаний

Инстинкты:

  • Жизни – направлены на самосохранение и развитие человека
  • Смерти – мазохизм, самоубийство, ненависть, т.е. то, что является источником деградации личности её смерти.

Основные задачи:

1. Воссоздать из конкретных психических проявлений поведение человека, группу сил, которую вызывают болезненные внутренние патологические симптомы.

2. Реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать её для конструктивных целей (сублимация)

  1. Фенгельм Райд. Как и Фред подчеркивал внимание на телесно структуре личности.
  2. Эрие Фром. Поддерживает структуру личности, бессознательную его часть, но считает, что она связанна не с телом, а с социумом и называет бессознательное соц бессознательным. Делит личность: формальную и аномальную (она, в процессе социализации, не смогла усвоить необходимые знания и опыт).
  3. А. Адлер.   2 тип теорий. Доминирующим в развитии личности является социум. + препятствие. Индивидуальный жизненный стиль – в соответствии со своим индивидуальным жизненным стилем человек выстраивает стратегию достижения своих жизненных целей. Если человек не верно понимает свой индивидуальный стиль, он не в состоянии правильно определить свои личностные стратегии, а задачи психотерапевта помощь разобраться в его индивидуальном стиле.

Рассматривал социальное побуждение как основу человеческого  существования, а индивида, как изначально социальное существо. Принцип единства личности и социальных факторов являются ведущими в человеческом поведении: человек вне общества развиваться не может. В качестве основных характеристик рассматривает: биологическую неполноценность и соотнесенность существа социального со всем человечеством. Комплекс неполноценности, принцип компенсации и сверхкомпенсации являются важными в теории Адлера.

Информация о работе Предмет, задачи и методы юридической психологии