Предмет, задачи и методы юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:20, курс лекций

Краткое описание

Предмет – различные состояние и явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношения, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующие на психику и поведение на поведение участвующих в ней людей.

Файлы: 1 файл

Юрид. психология.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Манера и  стиль общения – индивидуально типологические особенности взаимодействия между людьми: нравственные этические установки личности, психологические и социальные его индивидуальные особенности.

Манера общения может быть уважительной или пренебрежительной, шутливой или серьёзной, агрессивной или доброжелательной.

Механизм взаимопонимания в общении:

  1. Индотефикация – способ понимание другого человека через осознанное или бессознательное уподобление ему самого себя
  2. Стериотипизация – классификация форм поведения, интерпретация их, отнесение к уже известным социальный стереотипам
  3. Рефлексы – осмысление субъекта, какими средствами он произвел  то или иное впечатление.
  4. Обратная связь – т.е. получение адресатом информации от партнера по общению или группы людей о том, какое воздействие он оказал на них в процессе общения.

Межличностное общение в диаде диада и общение в группе. Особенности коммуникации.

  1. Признаки малой группы,
  2. Границы малой группы.
  3. Групповая сплоченность и коммуникация.
  4. Организационная культура в малой группе.

Малая группа – некоторое число людей, хорошо знающих друг друга , постоянно взаимодействующих между собой, объединенных общей соц. деятельностью.

Основные признаки:

  1. Контактность – взаимодействие членов друг с другом
  2. Целостность – социальная и психологическая общность индивиды, правила.
  3. Стабильность состава – неизменность
  4. Устойчивость взаимодействия –
  5. Наличие внутренней структуры –
  6. Удовлетворение личных запросов через принадлежность группы –

Структура:

  • Любая малая группа имеет лидера.
  • Около лидера всегда есть эксперт (стоит рядом)
  • Независимый
  • Отвергаемый – от самонедостаточности.
  • Целая группа людей, которая выполняет функцию лидера – поддержка лидера, приверженцы 1 и 2 уровня.
  • Оппозиционер.
  • Приверженец/помощник оппозиции.

Границы  малой группы.

Нижний предел – диада или триада

Диада – 2 человека, отсюда особенности: субъективность взаимное чувство и пристрастие как основа существование диады. Эквивалентность: обмена и взаимность

Триада – 3 человека, роль наблюдателя

Большая группа – от 100 чел.

Групповая сплоченность и коммуникация.

Интегральные характеристикой  системой внутри групповых связей является степень сплоченности. Признаки:

  1. Частота и степень распространения мнений, оценок, установок, позиций членов группы по отношению к происходящим ситуациям и объектам, наиболее значимым для всей группы

3.12.12г.

Нравственно-культурные ценности на рубеже эпох. Взаимодей1ствие  традиций и инноваций.

Формирования  и регуляции нравственно-культурных ценностей (НКЦ)

  1. Понятие НКЦ
  2. Взаимодействие традиций и инноваций.
  3. Динамика, механизмы, качественные и количественные изменения культур и НКЦ.
  4. Соц. институты, их миссия по формированию и регуляции НКЦ.

Гипотеза – баланс материальных и идеальных ценностей, поддерживаемых гос и обществом, позволяет сохранить позитивный НКЦ, которые буду служить нормами, правилами, принципами нашим современникам в пространстве была деловой практике межличностных отношений.

Л.Уайт: 3 типа подсистемы культуры:

1) Технологическая – орудия производства, средства существования, материал для постройки жилищ, быта и проч.

2) Социальные – типы  поведения коллективов

3) Идеологическая –  идеи, верования, знания и проч.

Нравственность  человека – механизм проявления (экстериоризации) его внутренних ценностей), сформированных в процессе личностного развития.

Материальные потребности  и материальные духовные ценности по Маслоу. – удовлетворения физиологических  потребностей, в безопасности и защите. Личностные/духовные: любовь семья, дружба, образование, труд, уважение, дух развитие, материализация, карьера.

Взаимодействие традиций и инноваций.

Массон: на примера базе археологических раскопках - отдельной инновацией, пройдя специализации. Стереопизация.

Традиционные элементы культурного комплекса – когда  данный продукт приживается и  становиться нормальным средством.

Комплекс соответствующих  знаний складывался из информационных блоков, подлежащих хранению и передаче. Культовые комплексы, как предхрамовый организм становились центрами, где  как раз и шло накопление, поддержание, формировались НКЦ нормы и  правила и где вырабатывались инструменты по поддержанию этим правил и норм

Динамика, механизмы, качественные и количественные изменения  культур и НКЦ.

При делении культур  в соответствии территории на которой  формировалась данная культура. Отсуюда  сегодня мы называем цивилизации Древнего Востока Древняя Греции и Италии и др. Гиперборея, ставшая прародиной древних славян.

Срезы с данных цивилизаций  создают конкретное своеобразие  в формировании конкретных культур. Специфические этнокультурные черты  НКЦ отдельных цивилизаций воплощается в языке народа, памятниках искусства , своеобразия религий в укладе была семейной жизни и др.

Данилевский Н. Шпенглер, Тоимби: концепция начала и конца  цивилизаций.

Типизация по Маслоу: Гражданские/социальные, профессиональные, семейные, личностные

Соц. институты, их миссия по формированию и регуляции  НКЦ.

Соц. институты – это ценностные нормативные комплексы, а так же органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества (институт семьи, организации, гос)

Основной миссией соц. институтов является интеграция информационной, правовой, методологической, координирующей системой.

Гипотеза исследования – на НКЦ профиль детей, решающее влияние оказывают культурные традиционные ценностные приоритеты значимых для  ребенка взрослых.

Подсистемы структурного пространства семьи – супружеские, детско-родительсткие и сиблинговые (много детей) отношения.

Степень жесткости прозрачности границ семейных отношений определяет открытость закрытость семейной системы.

В.Соловьев: 3 силы – 3 культуры западного востока, мусульманах и славянской культуры. исходя из этого можно сделать вывод, что восток принес в мир силу исключительного единства и религию подавления и уничтождения понятия свободы личности  в любом её проявлении: общение, творчество, интеллектуальная жизнь, дух жизнь, отсуюда в семье Востока очень высока степень жесткости границ, закрытости семейных отношений и тех требований, которое сущ по отношению модели поведения всех членов семьи.

Запад – это самостоятельности  и исключительные самоотвердения всех частных форм и индивидуальных элементов. В ряде случаев это приводит в полному обезличиванию и опошлению, а иногда и полному уничтожению мелких групп. В данном случае, применив эти принципы по отношению Западной семье. Жесткость границ очень размыта, степень открытости перед окружающими очень высока,

Оптимизация соц. институтов деятельности по регуляции НКЦ.:

  1. Гос и институтам необходимо сохранить баланс материальных и идеальных НКЦ
  2. Сохранить разумны границы между национальными культурами, стремиться к стиранию соц. противоречий.
  3. Сзлание системы критериев отбора на важные ключевые позиции в системе управления соц. институтов, где НКЦ будет ведущим фактором отбора на вакансию
  4. Увеличение доли научных проектов, образовательных курсов, материалом СМИ, которые утверждают значение высших НКЦ личности для социума и жизни человека.
  5. Создать и внедрять практику технологии повышения пр оыесионализма творческого потенциала и коспетенстрости кадров соц. институт.
  6. Необходимость гос заказав на реализацию выделенных задач.

 

 

 11.12.12

Суд психологическая  экспертиза в юр практике.

Ст. 78 УПК  РФ: экспертиза назнеачанаяается при производстве дознания, предварительного следствия и при суд разбирательстве необходимы спец познания в науке, технике, искусстве или ремесле и проч.

  1. Общие проблемы СПЭ.
  2. Формы использования спец псих знаний
  3. Виды СПЭ
  4. Назначение СПЭ
  5. Типы СПЭ

Общие проблемы СПЭ

Назначается в случая Общие проблемы СПЭ ст.78 и в качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необмодимыми познания для дачи заключения.

Формы:

  1. СПЭ и компасные с нею виды СЭа
  2. К работе со следственными может быть приглашен специалист для основных процесс обязанностей – в производстве следственных действий. Специалист может оказать содействие следователю в обнаружении, закреплении и изъятия доказательства, обратить внимание следователя на обстоятельства, связанные с данными процедурами
  3. Может дать пояснение по поводу выполняемых им действия как приглашенного специалиста.

Справочно-консультуционная деятельность следующего лица. Использование суд познаний в СПЭ должно нести заключение, в кот будет сформулировано относительно обстоятельств, между которыми сущ однозначная связь.

Подготовить спавку, в  которой был бы теск следующего содержания: « согласно современным научным представление психиатрии между психическими особенностями обвиняемого и характером деяний, которые ему инкринированны нет непреодолимого психологического противоречия»

В том случае когда  имеет место целый ряд однотипных криминальных действий желатедьно привлечение психологов как следующего лица для составления психологического портрета, разыскиваемого преступником.

 Структура СПЭ.

  1. СПэ. Проводит эксперт психаитр. Такие дейтсвия входят в состав его работы: клиническое исследование – вменяемый или невмяемый; клиническая диагностика; решение экспертных вопросов. Параллельно расследование ведет патро психолог, который проводит экспериментальную сферу.
  2. Суд ПСЭ псих анализ УД и исследование на основании проведенной работы, выносится решение по экспертному ыопросу.
  3. Комплексная: Суд П

Порядок назначения.

 Юр основанием производства  СПэ является постановление лица, производящего дознание, т.е. следователя,  прокурора или судьи. Другим  основаним явяется определние  суда – судья и 2 народных заседаелей. Иные письменные док не являются основаниме для провее=дения СПЭ

СПЭ целесообразно проводить  не на ранних  этапах, а когла набран достаочный материал, который позволяет  характеризовать личность под экспертного.

 Следователь обязан  ознакомить с постановлением  об СПЭ. Обвиняемы й имеет право заявить отказ, отвод, несколько экспертов на выбор, а следователь ыв свою очередь либо или не уболетворяет

Типы СПЭ:

  1. По месту и условию поведения,
  2. По процессуальнлму положению под экспертным
  3. По предмету Э

Обычно проводить амбулаторно  или в зале суд заселадания

СПЭ проводится в отношении  таких процесс фигур, как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель  и потерпевший.

Предметные виды СПЭ.

По характеру вопросов, решаемых Э и юрид знания экспертных заключений можно выделить Э:

  1. Э индивидуальных психологических особенностей обвиняемого/подсудимого и их влияние на его поведения на время совершения инктиминируемых ему деятний, 68 УПК
  2. Э аффекта у обвиняемого/подсудимого в момент совершения инкриминируемых ему деяний, ст. 107 УПК, 113 УК
  3. Э способности несовершеннолетнего обвиняемого/подсудимого с отставанием псих развития, не связанная с псих расстройство, ч.3 ст. 20 УК
  4. Э способности свидетеля или потрепевшего правильно понимать обстоятельства, имеющее значения для дела и давать правильные показания 79 УПК
  5. Э способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и щанчения совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление виновному.
  6. Э псих состояния лица, оконченного жизнь самоубийством

 


Информация о работе Предмет, задачи и методы юридической психологии