Предмет, задачи и методы юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:20, курс лекций

Краткое описание

Предмет – различные состояние и явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношения, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующие на психику и поведение на поведение участвующих в ней людей.

Файлы: 1 файл

Юрид. психология.doc

— 185.50 Кб (Скачать)
  1. Карен Юнг. В структуре личности важнейшей частью у него было коллективное и бессознательное.

Сознательное, бессознательное  и коллективное бессознательное.

Значительное место  уделяет описанию метода доказательство, проверки существование архетипов. Поскольку предполагается, что архетипы связанны и вызывают конкретные психические формы, необходимо определить, как можно получить демонстрацию, т.е. проявление данных форм. Источники:

  1. Сновидения – произвольные спонтанные продукты бессознательной психики.
  2. Активное воображение
  3. Иллюзия параноиков – наблюдаемые в состоянии транса, сновидения раннего детства. Пока невроз корениться в личностных причинах, архетипы не играют никакой роли. Но если речь заходит об общей несовместимости, при наличии неврозов у относительно большого числа людей, то стоит предположить наличие архетипов.

Считал, что неврозы  это чисто социальный феномен, а архетипов может быть столько, сколько есть типичных жизненных ситуациях. Поэтому в своей работе с пациентом нужно работать с коллективным бессознательным.

24.09.12

 

3 чистых  листа бумаги и цветные карандаши.

Неофрейдизм.

Недостаток Фрейдизма: преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психики человека. Человек понимается как биологическое сексуальное существо, которые находится в состоянии непрерывной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальное свечение.

Неофрейдисты пошли по пути ограничения роли сексуальных влечений в жизни человека. Бессознательное лишь наполняется новым содержанием, и вместо вытесненных сексуальных желаний, наполняется стремлением у человека к власти в следствии чувства неполноценности (по Адлеру)

(по Юнгу) бессознательное заполняется  коллективным бессознательным .которые  мы встречаем в большом количестве  в мифологии, религиозной символике  искусстве, которое передается  по наследству

(по Фрому) бессознательная часть  заполняется пониманием о невозможности достичь гармонии с социальной структурой общества и чувством одиночества.

Бихевиоризм.

02.10.12

Индивидуальность. Связь психики и мозга. Индивидуальные стили.

  1. Подходы изучения связи психических функций мозга.

Все и ценности и потребности делим на материальные: удовлетворение физиологических потребностей, , материально финансовая самостоятельность.  и социальные: семья, работа и карьера, друзья и общение,

Личностное: материальное финансовое благополучие, самореализация, самообразования, самосовершенствование.

Это система иерархически связанных  свойств и характеристик, основанных на основе учета их общи признаков  и закономерных связей между ними

Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических  процессов и их связь  с отдельными системами головного мозга.

Нач. 18 в. Ф. Галль, анатом обнаружил, что отдельные заболевания связаны с поврежеденим тех/иных участков мозга и предположил, что способности человека так же связаны со строго ограниченными участками мозга. Так родилась карта Галля. Специалисты назвали данное направление узким локализоционизмом.

В первой середине 19в. Сельский врач Марк Дас делает доклад в Монетелье, заключение:  каждая половина мозга контролирует свои специфические функции. Речь контролируется левым полушарием.

Оль Брака, Карл Вернике – нейрохирурги

Ж.Джексон: имеет место иерархическое стороение нервных центров.

Бехтерев: кроме словесного центра есть сузывальный центр мозга

Борденко, Либединский: характеристика функций, за которые отвечают правое и левое полушария

20в: Павлов, Пухтомский, А.Р. Лурия: вывод о динамической системной организации психических функций.

1 проба: Л.

2п: П

3п: А

4п:Л

5п:П

6п: П

Левое полушарие отвечает логико аналитическим тип мышления, человек более практичен, предприимчив, рационален, хорошая память

Правое: наглядно образное, синтетическое, симультанное/одномоментное, нерациональный тип, не практичный, оторванный от земли, эмоциональный

8.10.12

Психические регуляторы деятельности.

2 смысла исторического  развития психики в целом в  честности высших функции:

  1. Биологический – о др. людях, а именно «полезно и не полезно»
  2. Социально культурный – «хорошо», «плохо»

Л.С. Выгодский: предлагает 2 понятия: естественное развитие и искусственное развитие.

Клод Леввестрос: поднимает тему первого культурного запрета. Инцеста, блудие – супружеская измена

Климов: центральная задача прикладной психологии как науки состоит в изучении факторов и закономерностей психической регуляции функционирования и формирования человека как субъекта деятельности, формирование должной системы, соответствующих психических регуляторов. Основные группы регуляторов связанны или включают в себя:

  1. Образ объекта. Чувственный образ (сенсорный, перспективный)
  2. Репрезентативный конкретный образ (память, воображение)
  3. Репрезентативный отвлеченный образ (понятие, схемы, алгоритмы дествий)

Образ субъекта:

  • Актуальный «я» образ – это знание о своем функциональном состоянии в данный момент
  • Обобщенный «Я» образ – я концепция .т.е. мое представление о себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • За счет образа субъектно объектных и субъектно субъектных отношений – потребность и потребностные состояния, эмоции, чувства, эмоциональные отношения, характер, индивидуальность, как система устойчивых отношений к разным сторонам действительности
  • Направленность личности, мировоззрения, которые формируются на счет ценностей морально нравственных и культурных.

Сенсорика – область ощущений человека, т.е. отображение относительно разрозненных свойств объекта.

Перцепция – область восприятия, т.е. отображения целостности

Память (оперативная, долговременная, кратковременная. Это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения некоторого психического содержания. Индивидуальные различия: по объему, модальности, диффернцированности), мышление (образные, художественные, практические, аналитические, научные, творческие), Воображение (воссоздающее, творческое) – процессы апперированиями, обобщенными идеями, знаниями.

Д/З связь  мозга и психики

Программа семинарского занятия

Макаренко: «педагогическая поэма»

Память: Понятие отражает общие и существенные признаки некоторой  реальности. Есть образ.

Образ и сознание человека – этот образ необходим для саморегуляции своей эмоциональной деятельности и взаимоотношения с окружающими

развитие самосознания это одно из условий формирования оптимального индивидуального стиля (своего подчерка в решении трудовым и жизненных задач)

Регуляторы:

Потребность, сложное образование, включающее:

  1. Сознаваемого переживания человека, некоторого беспокойства, напряжения.
  2. Более или менее ясное представление желаемого
  3. Представление видов активности объектов с помощью/посредством которых можно устранить указанные беспокойства.

Характер – устойчиво присущая человеку система эмоциональным отношений к существенным сторонам действительности. Это очень интегральный регулятор деятельности.

Мировоззрение – ядро ценность и убеждение людей, твердые, сознательно обоснованные взгляды человека на природу общества и самого себя.

 Соц. среда – сложна, изменчива, многофакторна

Принцип доминанты по  Выгодскому

Доминанта – устойчивый очаг повышенной возбудимости в коре или подкорке головного мозга

16.10.12

Эмоции и  воля

  1. Определение строение функция эмоции
  2. Виды Э, примеры исследования
  3. Принципы и навыки психогигиены.

Определение строение функция эмоции

Масло: позитивные пиковые переживания это самые счастливые переживания, моменты восторга. Причины могут служить влюбленность, услышанная музыка, неожиданно потрясающая книга или фильм, творчество

Основные характеристики:

  1. Есть самоценное явление, т.е. оно является целью и можно назвать его переживанию «целью», а не переживание «средства»
  2. Дезоретрация во времени и пространстве
  3. Во время пиковых переживает обретает внутреннее единство, индивидуальное спонтанство, экспрессивность, отвагу, силу – при положительном.
  4. Самоактуализация, т.е. прорыв

Вундт: высшее чувство, а именно аффекты и настроение, отличается от физических чувств и по своему качеству делятся на категории: приятные и неприятнее. Разница между аффектом, настроением и чувством в дистанции по времени и степени проявлении.

Так же простые и сложные  чувства:  надежда, тревогу, раскаяние. Надежда возникает при действии любого сильного желания и при  предвосхищении успеха, в случае неуспеха и затруднений надежду заменяют тревога или отчаяние

В.Викторович Петухов: опри формулировании схемы эмоции обращается к психологии Рубинштейна и Леонтьева (эмоция есть психическая представленность смысла, который образуется мотивом)  предлагает схему эмоций: потребность-эмоции-деятельность. Эмоция есть психическое отражение актуального состояния потребности.

3 аспекта эмоции:

  1. Могут быть психическим явлением
  2. Психотелесным состоянием
  3. Процессы, когда каждый отдельный человек начинает исследовать Э и стадии их протекания

Функции эмоции:

  1. Сопровождающие потребности
    • Как оценка внутренняя, чисто интуитивная
    • Следообразующия. Всегда оставляет аффективный след
    • Предвосхищает
  1. Побуждающая к действию в экстренной ситуации. Делят на уровни:
    • Биологический
    • Социальный
    • Личностный.
  1. Структурирующая и организующая
  1. Экспрессии

Круг Шлозберта: любовь, дальше удивление/испуг/страх. Внизу гнев и ярость, дальше отвращение/презрение.

Виды Э  и их классиикация

Холмогорова: 2 тенденции:

  1. Возрастание интенсивности и частоты Э нагрузок, сопровождаются страхом и проч.
  2. Негативное отношение к Э.

Результат:

  1. Рост психозаболевания Соц конфликтов
  2. Имеет место соотношение телесного и Эмоционального компонента: чем меньше Э представлена и переработана на психологическом уровне в виде осознаваемых чувств, тем быстрее она переходит на телесный уровень

Техника:

Эмоциональная ситуация

Названия самого чувства

Мысли, которые сопровождали.

Аргументы в пользу дезодактивных  мыслей и чувств

Аргументы против

         

 

22.10.12

Криминальная  психология

 

Криминальная псих изучает псих закономерности, связаннее с формирование преступной установки, преступного умысла, подготовкой и совершения преступления, а так же путей воздействия на него.

Криминальная псих исследует механизмы  иммунитета личности в криминальной ситуации.

Дает возможность разработать  рекомендации в области профилактики преступлений.

В криминальной псих исследуются особенности не только насильственных, но и корыстных преступников, особенности преступных групп. Умысел преступления возникает в процессе деятельности и представляет собой желание несоответствующее общественному правосознанию.

На формирование противоправного умысла: индивидуальные особенности нервной систему, психической системы, социальные условия.

Биологические предпосылки:

  1. патологии биологических потребностей нередко ставится причиной  сексуальных извращений и половых преступлений.
  2. Нервнопсихические заболевания, которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и снижают контроль за действиями
  3. Наследственные заболевания, страдают 40% умственно отсталых людей.
  4. Психофизические нагрузки, конфликтные ситуации, изменения химического состава окружающей среды.
  5. Использовании новых видом энергии: аллергические, токсические заболевания могул служить дополнительным криминогенным фактором.

Социальные условия  преступного поведения. Преломляются через личность и условия могут быть сложными

Информация о работе Предмет, задачи и методы юридической психологии