Предмет и задачи психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

Термин «психология» был предложен ещѐ в 1590 г. немецким учѐным Гоклениусом, но широко употребляться в Европе стал после выхода в свет книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов

Файлы: 1 файл

Конспект психология и педагогика.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

87

ТЕМА 12. РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

1 Развитие как процесс  и результат становления личности. Объективные и субъективные факторы  развития личности.

2 Воспитание как целенаправленное  воздействие на личность. Самовоспитание.

3 Социальная среда  и ее воспитательные функции.  Социализация личности.

1 Развитие как процесс  и результат становления личности. Объективные и субъективные факторы  развития личности

Понятие «развитие» является одним из ключевых в педагогике. Оно затрагивает одну из основных проблем педагогической теории и практики – выявление и изучение эффективных условий формирования и развития личности, еѐ индивидуальности. Развитие человека – это процесс и результат его становления, усвоения и воспроизводства им культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором человек живет. Существуют различные теории развития личности. Одни учѐные считают, что биологическая природа человека – идеальный источник развития, нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу (биологизаторское направление). Другие учѐные, наоборот, отдают предпочтение окружающей среде как источнику развития личности и отрицают роль врождѐнных, биологических факторов (социологизаторское направление). Современная наука отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других (биосоциальное направление). Таким образом, развитие предполагает изменение в человеке биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность).

К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать  человека во всех отношениях, то она  должна знать его также во всех отношениях. Поэтому в педагогике существует проблема учѐта возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности. Условно выделяется следующая периодизация развития личности: младенчество (от рождения до года), раннее

88

детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (10-15 лет), ранний юношеский (15-18 лет), юношеский (18-23 года) возрасты, молодость (23-30 лет), ранняя зрелость (30-40 лет), поздняя зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (70 лет и старше). В каждый период возрастного становления важно достигнуть необходимой для этого периода полноты развития, психофизиологической и духовной зрелости. Почему различные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? В результате исследователи вывели общую закономерность: развитие человека зависит от объективных и субъективных факторов развития. К объективным факторам развития личности относятся: все предметы и явления окружающей действительности: преобразованная человеком природа, созданное человеком общество, культура в широком еѐ понимании. Изменить что-либо в объективных условиях воспитания невозможно – человек принадлежит своей культуре, традициям своего народа. Во всѐм остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность. К субъективным факторам развития личности относят все причины, которые зависят от самого воспитанника, его воспитателей, окружающих его людей, деятельности учебно-воспитательных учреждений. Среди них: наследственность, установки и ценности человека, индивидуальные психологические особенности (характер, способности, обучаемость, воспитуемость и т.д.). В целом можно выделить несколько основных факторов, влияющих на развитие человека – это наследственность, среда и воспитание. Наследственность – внутренний фактор развития личности. Чтобы наследственные возможности реализовались в качества личности, необходима среда, взаимоотношения и взаимодействия с другими людьми. Социальная среда подразделяется на макросреду (общество в целом) и микросреду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.). Именно в микросреде закладываются важнейшие морально-психологические характеристики личности. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

89

2 Воспитание как целенаправленное  воздействие на личность. Самовоспитание  Наряду со средой и биологическими  задатками (наследственностью) воспитание  выступает как третий существенный  фактор развития и формирования  личности. Специфика воспитания  в том, что оно основывается на сознании человека и требует от него участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Цель воспитания – совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек, личность. Что же такое воспитание? Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, целенаправленное и планомерное воздействие, обеспечивающее формирование личности, еѐ подготовку к общественной жизни и труду. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – всѐ, что создано в историческом процессе развития человечества. Передачей накопленного опыта занимаются не только профессиональные педагоги, но и семья, СМИ, литература, искусство, трудовые коллективы. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. В узком смысле воспитание – целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (школа, т.д.) с целью формирования у него определѐнных знаний, взглядов и убеждений, качеств личности, нравственных ценностей.

Современные научные  представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. В период Средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания. Это самая старая теория, она отражает характер воспитания в традиционном обществе. В теоретическом плане теория авторитарного воспитания последовательно реализована в трудах немецкого философа и педагога Иоганна Фридриха Гербарта. Ее ведущая черта – односторонняя связь воспитателя и воспитуемого, где первый всегда прав, а второй всегда должен верить ему и слушаться его. Основная идея теории природосообразного воспитания – идея свободы личности, она направлена против авторитарного воспитания. Воспитатель должен помогать природе,

90

ничего не навязывая  ребенку искусственно. Все свои знания и нравственные установки ребенок должен приобрести самостоятельно, воспитатель же должен оставаться незаметным. Теория была выдвинута Жан – Жаком Руссо. В настоящее время преобладает идея гуманистического отношения к воспитанию ребенка, выраженная в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта воспитания. Собственная активность ребенка – это необходимое условие воспитательного процесса. Для того чтобы воспитанники начали проявлять активность, влияние (внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления воспитания. Основными составляющими воспитания, согласно Кодексу об образовании, являются: гражданское и патриотическое воспитание, идеологическое, нравственное, эстетическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни, гендерное воспитание, семейное, экологическое, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, воспитание культуры быта и досуга. По мере того как формируется человеческая личность, все большее значение приобретает самовоспитание, т.е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психологических качеств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий). К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование.

91

3 Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация личности

Социальная среда –  это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия  его существования, формирования и  деятельности, которые формируют  психический склад личности. В  педагогике активно изучается социальная среда с отдельными социальными группами: семья, школа, сверстники; общественная среда: телевидение, СМИ, интернет, библиотеки, театры, музеи, т.д. Особое влияние на формирование и развитие личности оказывает зона ближайшего окружения: семья, улица, друзья. При этом выделяют: - мегафакторы среды: космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех жителей Земли; - макрофакторы среды: страна, общество, государство, этнос, влияющие на социализацию всех людей, живущих в определѐнных странах; - мезофакторы среды: влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (небольшой по численности этнос, малая народность); по местности и типу поселения, в которых они живут (район, село, город, посѐлок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой информации (радио, телевидение, интернет и т.п.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; - микрофакторы среды – непосредственное социальное окружение человека (микросоциум), включающее семью, группы сверстников, различные организации (учебные, профессиональные, общественные, религиозные и др.), в которых осуществляется социальное воспитание.

Развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит, называется социализацией. Выделение вышеперечисленного ряда факторов (мегафакторы, микрофакторы и др.) позволяет классифицировать механизмы (способы) социализации. К ним относятся: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный

92

(через субкультуры); межличностный  (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Процесс социализации происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. В наше время число основных агентов социализации расширяется за счет новых информационных технологий (СМИ, интернет, мобильная связь), что в недалеком будущем может существенно преобразовать всю систему передачи социального опыта от старших поколений к младшим. Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение. Например, человек является членом семьи как малой группы, но он еще член и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Социализация относится к тем процессам, посредством которых человек учится жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.

93

ТЕМА 13. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1 Понятие социального пространства. 2 Группа в социальном пространстве. 1 Понятие социального пространства Понятие «среда» многообразно. Есть географическая среда. Есть непосредственная среда обитания каждого человека – дом, семья, друзья, ближайшее бытовое окружение. Это также широкая социальная среда как фактор экономического, политического, культурного развития общества в целом и отдельных его социальных групп. Окружающая среда – мощный фактор развития и воспитания человека. Как известно, абстрактной среды не существует. Люди живут, развиваются, действуют в определенных группах, различающихся по масштабности (микрогруппы, обычно 2-3 человека, малые группы, большие группы, которые могут включать все общество), а также по другим признакам. По законам функционирования систем психология группы обладает признаками целостности. Психология человека в группе – это уже не полностью независимое явление. Мысли, переживания, желания, поступки человека содержат признаки влияния на него группы. Хотя это влияние не столь прямолинейно, однозначно, как в химических, технических системах, т.к. психология человека – сложнейшая система с огромными возможностями сознательного регулирования. Человеку по силам избирать свою линию поведения и не оказаться захваченным настроением какой-либо группы, какого-либо общественного движения.

Следует отметить, что  есть люди, склонные к коллективной деятельности, а есть те, кто склонен  к индивидуальной деятельности. У  некоторых людей происходит ухудшение  продуктивности в работе в присутствии посторонних людей или наблюдателей. Это явление получило название «ингибиция». Противоположное свойство («фасилитация») связано с существенным повышением скорости и качества выполняемой деятельности в группе или в присутствии наблюдателей. То есть такие социально-психологические феномены, как общественное сознание, психология общества или групп людей – это реалии, не придуманные теоретиками, а существующие в действительности и влияющие

94

на индивидуальную психологию каждого человека, на его развитие. Существует множество факторов социальной жизни, влияющих на человека. Сгруппируем их. 1 Глобальные (экологические катастрофы, информатизация общества, экономические кризисы, угроза ядерной войны и т. д.). 2 Социальные условия жизни общества (бедность, недоступность медицинских услуг, высокая зарплата при низком уровне культуры и др.). 3 Региональные (условия, влияющие на развитие города, поселка, деревни). 4 Конкретно-личностные, с которыми непосредственно сталкивается личность: семья, школа, университет и т.д. Следует отметить, что факторы среды достаточно непредсказуемы. Например, Чернобыльская катастрофа или болезнь члена семьи. Но в любом случае ученые признают огромную важность среды, в которой человек развивается. Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. По своему эволюционному происхождению человек – стадное существо. Исторически сформировалась потребность человека в согласовании своих действий с действиями других людей. Современный уровень развития человеческих сообществ, разделение и кооперация труда в них расширили и упрочили зависимость каждого человека от способности и умения налаживать сотрудничество с другими. Достижение положительных характеристик отношений, взаимодействий – в интересах подавляющего большинства людей и развития общества. Доказательством того, что человек – это социальное существо, служат те свойства личности, которые могли сформироваться только в социуме. Например, коллективизм, суггестия, конформизм, нонконформизм, контрсуггестивность. Суггестия – слово латинского происхождения (от suggestio – внушение) и означает склонность к внушаемости. Обратное суггестии – контрсуггестивность. Конформизм (от латинского слова conformis – единообразие, сглаживание различий) – это неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она входит. Нонконформизм – противоположное конформизму, иными словами – это устойчивость к групповому воздействию.

Коллективизм (от латинского слова collectivus – собирательный) –  товарищеское сотрудничество и взаимопомощь, основанные на сознательном

95

подчинении личных интересов  общественным, если это необходимо для достижения цели. Законы жизни  и развитие общества – не просто законы жизни отдельного человека. Социально-психологические феномены – это реальности общественного сознания, психологии общностей, групп людей. 2 Группа в социальном пространстве Одним из основных предметов исследования психологии (а именно социальной) являются группы и процессы, происходящие в них. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Необходимо подчеркнуть, что психологи выделяют несколько видов групп. Группы различаются по многим критериям. Во-первых, по реальности существования выделяют условные и реальные группы. Условные группы – это объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, личных контактов друг с другом. Например, пенсионеры, подростки, алиментщики, нуждающиеся в жилье и т. д. Члены этих групп могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Реальные группы объединяют людей, связанных определенными отношениями во имя достижения сознаваемой цели. Во-вторых, группы разделяются по способу возникновения: формальные и неформальные. Формальные группы обычно имеют юридический статус и нормативно закрепленную структуру. Лидер такой группы обычно назначается, все члены группы имеют фиксированные права и обязанности. Например, политическая партия, студенческая группа и т. д. Неформальная группа – это добровольное объединение людей, связанных между собой общими интересами, симпатиями либо деловыми соображениями. Ни лидер, ни члены такой группы не имеют фиксированных прав и обязанностей, членов группы связывает между собой взаимодействие, тесные дружеские контакты, готовность к содействию в трудной ситуации. Обычно каждый человек является членом как формальной, так и неформальной группы (землячество, клуб по интересам, компания друзей и т.д.).

В-третьих, группы делятся  по длительности существования на временные и постоянные. Например, временной является группа в поддержку кандидата в депутаты, которая прекращает свое существование после избирательной кампании. К постоянным группам можно отнести студенческую группу,

96

профсоюзную организацию  университета и т.д. В-четвертых, группы делятся по такому критерию как род занятий членов группы. Есть учебные, производственные, управленческие, спортивные и другие группы. В-пятых, группы подразделяются на большие и малые. Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанное непосредственным взаимодействием. Нижняя граница малой группы – три человека, верхняя граница обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на микрогруппы. В малой группе присутствуют личные контакты, в большой они необязательны. К большим группам можно отнести толпу. Толпа – это случайное множество людей, между которыми нет внутренних связей и которые становятся общностью при наличии одинаковой (чаще разрушительной) эмоции по отношению к лицам, событиям. Толпы бывают случайные (окказиальные), например, зеваки, наблюдающие за дракой. Есть толпы экспрессивные, формирующиеся для выражения горя, гнева и т.д. Есть толпы конвенциальные, в которых поведение людей укладывается в принятые для данной ситуации нормы, но выходят за рамки обычного поведения (болельщики на стадионе, фанаты эстрадного певца и т.д.). Есть также действующие толпы, в которых люди осуществляют активные действия относительно какого-либо объекта. Существуют также паникующие толпы, в которых люди чаще всего не отдают себе отчета в действиях. Причины формирования паникующей толпы могут быть разные: физиологические (голод, потрясение, опьянение), психологические (сознание бессилия, беспомощности при катастрофах).

Информация о работе Предмет и задачи психологии