Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:47, курс лекций
Термин «психология» был предложен ещѐ в 1590 г. немецким учѐным Гоклениусом, но широко употребляться в Европе стал после выхода в свет книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов
Существуют также объединения
людей, которые принято
97
атмосфера, реализация потенциала благоприятного влияния на своих членов. При этом недопустимо противопоставлять понятия «коллективизм» и «индивидуальность». Коллективизм – это умение человека понимать интересы других людей, согласовывать с ними свои действия, уважать их права и свободы. Противоположное коллективизму явление – не индивидуальность, а индивидуализм – забота только о себе, пренебрежение к интересам другого человека. Формировать индивидуалиста, человека, живущего только для себя, – это значит смотреть назад, а не вперед, вопреки исторической необходимости, т.к. партнерство, сотрудничество, взаимозависимость сегодня диктуются как условия успешной деятельности. Кроме того, формирование коллективизма соответствует менталитету белорусов, т. к. коллективизм – одно из характерных качеств нашего народа. Коллективы классифицируются по нескольким признакам: – по основной цели (ради чего создан коллектив – производство чего-то, образование, спорт и т.д.); – по размеру; – по сложности (университетский многоуровневый коллектив). Коллектив обычно выполняет несколько функций: целевую, интегративную, воспитательную, а также функцию удовлетворения материальных и духовных потребностей работника. В любом коллективе могут возникать споры, обострения взаимоотношений, не всегда полезны для коллектива неформальные группы (например, по национальным признакам). Негативные явления, разрастающиеся и углубляющиеся, крайне трудно устраняются. Ряд психологов считают, что коллектив с отрицательными традициями практически исправить невозможно, его лучше расформировать, а на его месте создать новый из других людей. Относительная стабильность группы не бесконечна. Она может быть нарушена внешними и внутренними причинами. Организация управления группой, особенно если она недемократична, плюс к тому же реализуется руководителем с авторитарным стилем, содержит скрытое недовольство членов группы неравенством положения в группе, распределением прав, обязанностей, льгот, доходов.
98
Четкая структурная организация группы и доброжелательные отношения повышают групповую сплоченность, которая выражается в частоте контактов между членами группы и общности их ценностных установок. При этом сознательную сплоченность необходимо отличать от конформизма, т. е. податливости человека давлению группы. Конформизм проявляется в изменении поведения и взглядов людей, принимающих навязанные группой стереотипы. При анализе групповой сплоченности, а также групповых конфликтов необходимо отличать единообразие внутригруппового поведения, связанного с конформизмом от единства, возникающего благодаря общности самостоятельно сформированных взглядов. Точно так же конфликты, возникающие от негативизма одного или нескольких членов группы, хотя и наносят урон ее целостности, не влияют в целом на сплочѐнность, в отличие от разногласий, связанных с разницей в убеждениях. Каждую группу можно охарактеризовать по разным критериям. Например, студенческая группа является одновременно реальной, формальной, учебной, малой, постоянной. Таким образом, личностью не рождаются, ею становятся. И становятся под влиянием двух факторов – биологического и социального. Социальные условия, влияющие на формирование личности, многочисленны и разнообразны. Это состояние общества, уровень жизни людей в обществе, влияние семьи, школы, друзей и т. д. При этом человек находится в ряде самого разного вида групп, в социуме. Влияние социума на индивида обнаруживается в каждый момент его жизни, в каждой ситуации. ТЕМА 14. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1 Деятельность как
особая форма социальной
2 Общение как вид деятельности.
3 Игровая деятельность как специфическая форма жизни человека.
4 Учебная и трудовая деятельность.
1 Деятельность как
особая форма социальной
В педагогике личность рассматривается не как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий, а как субъект собственной жизнедеятельности, поэтому большое значение имеет еѐ собственная активность, характер еѐ деятельности. Особое значение имеет деятельность, в процессе
99
которой происходит всестороннее и целостное развитие человека, формируется его отношение к окружающему миру. По мнению известного учѐного, педагога и психолога А.Н. Леонтьева (1903-1979), вся человеческая жизнь есть «…совокупность, точнее, система сменяющих друг друга деятельностей». Деятельность – это специфически человеческая, предметная, исторически обусловленная форма активности человека, направленная на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Процесс деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Цель – это образ желаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определѐнное действие. Потребность – это состояние (временное движение, переживание) объективной нужды организма в чѐм-либо, что лежит вне его и служит необходимым условием его нормального функционирования. Мотив – это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Каждая деятельность занимает в жизни человека разное положение: на определѐнном возрастном этапе одни виды деятельности являются ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее; одни играют главную роль в развитии, другие – подчинѐнную. В качестве основных видов деятельности выделяются: 1) общение (коммуникативная деятельность); 2) игра (игровая деятельность); 3) учение (учебная деятельность); 4) труд (трудовая деятельность). По мнению известного психолога С.Л. Рубинштейна (1889-1960), «…в общении, труде, игре и учении – в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется, и формируется личность».
Ведущим видом деятельности, обусловливающим развитие в дошкольном возрасте, является преимущественно игровая деятельность, в процессе которой активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. В школьном возрасте ведущим типом является учебная деятельность, связанная с усвоением понятий, навыков
100
и умений (обучение ведет за собой развитие, по Л.С.Выготскому). Для взрослых доминирующей сферой жизнедеятельности является трудовая деятельность. Среди основных сфер особое место принадлежит общению. Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. 2 Общение как вид деятельности В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. В подавляющем большинстве случаев оно почти всегда оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения. И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, которую общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Например, трудовая деятельность обусловливает содержание и характер делового общения людей, участвующих в создании материального продукта. Также любой вид деятельности (игра, учение, труд и др.), обусловливая главное содержание общения занятых ею людей, непосредственно воздействует на распределение ролей между ними. Следует также отметить, что деятельность, выполняемая той или иной группой людей, постоянно изменяется, и это отражается на характере общения. Например, учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения обучаемых как друг с другом, так и с учителями. Деятельность (труд, учение, игра и др.) своим содержанием, целями, способами взаимодействия обязательно задает характер инструментально-деловых особенностей отношений между ее участниками (мастера и рабочего, учителя и учеников, командира и солдата, врача и больного и т.д.), а значит, и влияет на их ум, чувства и волю. Но поскольку в любой совместной деятельности участвуют не роботы, а люди, их индивидуально-личностные особенности всегда накладывают свою печать и на ход деятельности в целом и на ее результаты, которые оставит эта деятельность в субъективном мире каждого из них
Чем отличаются категории «общение» и «деятельность»? Различия между деятельностью и общением как видами человеческой активности, по мнению известного российского психолога Р.С. Немова, сводятся к следующему.
101
Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – видом активности, формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может участвовать в персональном преобразовании человека, так же как общение – в его интеллектуальном развитии. Поэтому и деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности. Общение может использоваться не только как самостоятельная деятельность со своей целью, мотивами, действиями, способами их выполнения и результатами, т.е. со своей структурой как вида деятельности, но и как компонент и условие выполнения других видов деятельности (игровой, учебной и трудовой). 3 Игровая деятельность как специфическая форма жизни человека Игра является одним из основных видов деятельности человека наряду с учением и трудом. Игра – особый вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, на снятие напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Широкое использование игры в разнообразных сферах жизнедеятельности показывает ее значение для психического развития не только в детском и школьном возрасте, но и для взрослых.
По единодушному мнению педагогов и психологов, игра – это ведущая деятельность ребѐнка и основа всего последующего его развития, так как именно в игре дети первоначально обретают опыт для жизни в обществе, развивают физические и духовные силы, способности. Для детей игра есть путь познания мира, в ней ребѐнок выступает как субъект познания. В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребѐнка игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. В этих играх развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с миром. В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-
102
ролевые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Преимущественное значение ролевой игры состоит в том, что ребенок не только воспроизводит взаимоотношения взрослых и детей, но в соответствии с ролью, сюжетом или игровыми правилами сам строит свои отношения в качестве субъекта. В игре происходит активное овладение всеми средствами общения, вербальными и невербальными, умением строить свои отношения с детьми в игровых ситуациях в соответствии с ролью. В школьный и взрослый периоды жизни игра выступает: – как элемент учения и трудовой деятельности; – как форма не основной, досуговой деятельности (спорт, художественная самодеятельность, шахматы); – как своеобразный вид профессиональной, непроизводительной деятель-ности (актерская, спортивная деятельность), где присутствуют элементы детской игры, но в более развитой, профессиональной форме (проигрывание роли, игра с правилами). В игре продолжается обучение в широком смысле. В играх создаются благоприятные условия для усвоения знаний и умений, потому что игра вооружает доступными способами активного воссоздания, моделирования событий, деятельности, отношений. В педагогических целях используется множество самых разнообразных игр. В дидактических играх усваиваются знания и умения; в ролевых – развивается способность создавать системы обобщенных типичных образов и совершать их мысленные преобразования подобно тем, которые раньше совершались с реальными материальными предметами. Классифицируют игры по множеству признаков: – по месту проведения (за столом, на открытом воздухе, в зале); – по характеру активности участвующих (подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие); – по группообразующим характеристикам (индивидуальные, парные, ко-мандные, групповые); – по способу взаимодействия (состязательные и ролевые).
103
Несмотря на большое разнообразие игр, все они имеют единую структуру, которая содержит такие элементы, как мотивы, цели и способы их реализации. В силу отсутствия жестких структурных рамок (игра ориентирована на процесс, на проигрывание ситуаций, а не на реальный результат) игра представляет практически неограниченные возможности для воспроизведения всего того, что окружает ребенка: различных форм поведения, видов деятельности – учебной, трудовой, профессиональной. 4 Учебная и трудовая деятельность В последовательной смене основных видов деятельности учение следует за игрой и является ведущим видом деятельности в школьном возрасте. Говоря словами Рубинштейна С.Л., человечество выделило особый период в жизни подрастающего человека и создало для него специальные формы существования, при которых учение является основной деятельностью. Учебная деятельность – это особая форма социальной активности, осуществляемая способами предметных и познавательных действий. Учение – специфически человеческая деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Основная цель учения заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности, основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества. Д.Б. Эльконин рассматривал учение как особую деятельность учащегося, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых в качестве своих личных целей. Он подчеркивал, что «учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте». Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности людей состоят в том, что она непосредственно служит средством психического развития индивида. Главным
104
результатом учебной деятельности является формирование теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются: – интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.); – знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.
Труд является основным, исторически первичным видом человеческой деятельности. Это один из основных видов активности человека наряду с общением, игрой и учением. Трудовая деятельность, или просто труд (работа) – это процесс производства материальных либо духовных ценностей. Соответственно получаемому продукту труд подразделяют на два вида: – производство ценностей материального содержания называют физическим трудом (труд токаря, тракториста, повара и т.д.); – производство ценностей духовного содержания называют интеллектуальным, или умственным трудом (труд экономиста, преподавателя, композитора и т.д.). Выделяют также следующие виды труда: 1) учебный труд; 2) труд по самообслуживанию; 3) семейно-бытовой труд; 4) производственный труд; 5) общественно-полезный труд и др. В структуре жизнедеятельности человека труд занимает особое место. Благодаря труду сформировалось современное общество, созданы предметы материальной и духовной культуры. В процессе труда задействуются практически все компоненты структуры человека: физиологический, психический и социальный, то есть трудовая деятельность способствует разностороннему развитию человека. В заключение следует отметить, что деятельность человека – это сложное и многообразное явление. Развитие человека во всѐм его многообразии и сложности является результатом совокупного действия многих факторов, среди которых основное значение имеют те виды деятельности, где человек, начиная с раннего возраста и на протяжении всей своей жизни, выступает субъектом общения, обучения и труда.
105
ТЕМА 15. АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 1 Акмеологические основы самосовершенствования личности. 2 Способы саморазвития и самосовершенствования личности. 3 Карьера как уровень самореализации. Имидж. 4 Творческий потенциал личности и условия его развития.
1 Акмеологические основы
самосовершенствования