Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:47, курс лекций
Термин «психология» был предложен ещѐ в 1590 г. немецким учѐным Гоклениусом, но широко употребляться в Европе стал после выхода в свет книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов
Акмеология (греч. akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) –научная отрасль, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Вершина зрелости человека - многомерное состояние, которое охватывает значительный по протяжѐнности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как специалист в какой-то профессиональной области. Вместе с тем «акме» никогда не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью, изменчивостью. Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода
106
расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии – не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета. В науке выделяют два направления: профессиональная акмеология и акмеология личности. Предмет познания профессиональной акмеологии - закономерности становления профессионализма личности. Предмет личностной акмеологии - закономерности достижения «акме» (вершины) физического, интеллектуального и духовного развития. Объектом акмеологии является человек зрелый и созидающий, способный воплощать искомый результат в продукте деятельности. При этом основополагающей категорией акмеологии в отличие от любой другой науки о человеке является творчество. И именно оно определяет ключевые для акмеологии психологические понятия, такие как мастерство, развитие, зрелость, одарѐнность, способности, креативность, совершенствование, сознание, личность, индивидуальность и т.д. Соответственно доминирующей проблемой в акмеологии является развитие творческих способностей человека. Кроме того, акмеология имеет многосторонние связи с другими науками, искусством, культурой в целом, что необходимо для самосовершенствования личности. Акмеологические характеристики специалиста - это его внутренняя потребность в активном саморазвитии, самореализации творческого потенциала и продвижение к вершинам профессионализма. Этого можно добиться только благодаря непрерывному образованию. Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование рассматривается как самообучение и самовоспитание, как самосовершенствование. Функции самообразования: - превращение репродуктивной деятельности человека в продуктивную; - накопление и приобретение новых знаний; - преодоление недостатков школьного образования и общей культуры; - развитие самосознания, мышления, речи; - установление связей между науками, специальностями; - адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности; - развитие творческого потенциала.
107
Источники самообразования:
книги, исследовательская
108
предполагает самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Процесс самовоспитания включает: - осознание потребности изменить себя (цель, программа, план деятельности); - осуществление деятельности, направленной на самосовершенствование с помощью таких методов, как самоубеждение, самоконтроль, самовнушение, самонаказание, самопринуждение, самоприказ; - корректировка деятельности по самосовершенствованию; - анализ результатов. Очень важно выработать культуру самовоспитания - устойчивую потребность работать над собой и овладение оптимальными для личности приѐмами самовоспитания. 3 Карьера как уровень самореализации. Имидж Человек, избравший определѐнную сферу деятельности, рассчитывает на профессиональную карьеру (фр. carriere – достижение известности, успеха). В широком смысле карьера - общая последовательность развития и самореализации человека в основных сферах жизнедеятельности: работе, общественной жизни, семье и т.д. Успешность карьеры зависит от сферы профессиональной деятельности, от самой личности, от еѐ ценностных установок. Карьера бывает: линейная (постепенное продвижение по служебной лестнице); стабильная (повышение уровня мастерства, необязательно занимая высокую должность); спиральная (складывается у беспокойных мятущихся людей, которые часто меняют работу; с энтузиазмом включаются в работу, хорошо еѐ выполняют, достигают результатов, но через 5 - 7 лет интерес угасает); кратковременная (сопутствует недисциплинированным и низко квалифицированным работникам, которые часто переходят с места на место; их называют «летунами»); платообразная (характерно достижение определѐнного уровня карьеры, но далее обнаруживается предел возможностей и компетентности; человеку не открываются перспективы для продвижения, с этого места он уходит на пенсию); снижающаяся (характерно начало деятельности успешное, но в жизни происходит нечто непредвиденное, что
109
постепенно снижает работоспособность человека, и он перестаѐт соответствовать предъявляемым требованиям, постепенно опускается до самого низкого уровня). В структуре карьеры важную роль играет имидж (англ. image – образ) - эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социумом. Составляющие имиджа: природные качества (рост, лицо); социальные (красноречие, коммуникабельность, рефлексивность, эмпатийность); образованность (профессиональная компетентность, нравственные качества, умение разрешать конфликты, эрудиция); «рабочие качества» (ответственность, обязательность, самостоятельность). Имидж может создаваться непроизвольно и формироваться осознанно и целенаправленно. Имидж содействует достижению человеком карьеры. Поддержание имиджа - результат самовоспитания. 4 Творческий потенциал личности и условия его развития
Взгляд на творчество как педагогическое явление выразил И. Кант (1724 – 1804). По Канту, человек – двуединое существо, которое принадлежит и миру природы, и миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходимости, а в мире свободы он нравственно творит себя. Механизмом творческого развития человека И. Кант считал способность к фантазированию. Творчество предполагает наличие у личности определѐнных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок, т.е. творческой направленности, которая включает совокупность креативных (творческих) представлений человека о себе и особенности их проявления. Для формирования творческой направленности имеются генетические предпосылки (проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости), которые определяются как творческий потенциал. Творчество, как деятельность, включает цель, содержание, методы и средства достижения цели и результат. Различают творчество объективное и субъективное. Объективное представлено оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (новыми теориями, открытиями, произведениями искусства). Субъективное творчество проявляется в овладении новыми способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности. Творческим личностям характерно дивергентное (оригинальное) мышление. Его особенности: пластичность (множество решений по какой-то проблеме); подвижность (свободный переход от одного аспекта проблемы к
110
другому); оригинальность (неожиданные, непривычные решения). Творческим людям характерна мечтательность, способность к восхищению, удивлению, интерес ко всему. Необходимые условия организации образования, направленного на развитие творческих способностей: создание развивающей, культурно-образовательной среды в учебном заведении, создание психологического комфорта для творческих детей; превращение учебно-познавательной деятельности в учебно-творческую, применение личностно-ориентированных технологий (мозговая атака, мозговой штурм), нестандартных занятий (ролевые, деловые игры) и т.д.; личность педагога, который способен к самосовершенствованию, налаживанию контакта с воспитуемым, это чуткий, терпеливый, активный человек, с высоким уровнем интеллекта. Г.С. Альтшулер особое внимание обращал на подростков. В этом возрасте наступает пик творческих способностей человека и пик поисковой активности. Можно работать практически в любом направлении: впереди достаточно времени для учѐбы, специализации, сбора информации, исследований, достижений. Для каждого родителя важно, чтобы школа не нивелировала индивидуальные особенности ребенка, а помогала максимально развивать все то лучшее, что дано ему от природы. Нет предела детскому любопытству, в 5–7 лет и родителям часто приходится обращаться к справочникам и словарям, чтобы найти ответ на «детские» вопросы. Взрослея, ребенок не становится менее пытливым; зачастую, не получая ответ от взрослых на тот или иной интересующий его вопрос, он просто привыкает их не задавать. Часто он и в школе вынужден молчать, поскольку там не принято «выделяться». Можно в любом возрасте улучшить навыки творческого мышления, используя специальные методики, но лучше воспитывать и поощрять спонтанно-творческую активность с раннего детства. Вот некоторые важные рекомендации для стимулирования и воспитания креативности. Эти рекомендации справедливы для любого образовательного учреждения, института или места работы, где имеется цель или надобность в творческой продуктивности или инновациях.
1 Стимулируйте и поддерживайте творческую атмосферу в группе, что позволяет говорить, думать, работать без стрессов, беспокойства и страха наказаний.
111
2 Избегайте группового
давления, зависти и конкуренции,
но поддерживайте климат
3 Старайтесь предотвращать негативные реакции со стороны одноклассников (коллег). Каждый имеет право на серьезное отношение к своим мыслям. В первый момент новые идеи иногда кажутся смешными, никчемными, что может давать повод к насмешкам.
4 Проявляйте сами и цените юмор.
5 Поощряйте стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
6 Избегайте слишком быстрых
ответных реакций на
7 Избегайте «подсказывающих»
8 Позволяйте делать ошибки и интерпретируйте их как признак индивидуального конструктивного поиска собственного решения.
9 Поддерживайте проявление
10 Проявляйте терпимость и
11 Применяйте и поощряйте
12 Поощряйте сомнения в фактах и решениях, которые кажутся несомненными. Даже самый творческий педагог или руководитель может добиться лишь немногого в рамках жесткой системы, отвергающей открытость и инновации. Благодаря тому, что педагоги и руководители будут служить образцами поведения, поощрять творческое мышление, у воспитуемых и подчинѐнных разовьѐтся творческое мышление и творческая деятельность.