Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:47, курс лекций
Термин «психология» был предложен ещѐ в 1590 г. немецким учѐным Гоклениусом, но широко употребляться в Европе стал после выхода в свет книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов
35
задатков не имеет. Успешность человека в музыке определяется наличием таких задатков, как музыкальный слух и память. Однако сами по себе природные задатки ещѐ не определяют успешной деятельности человека в будущем, их надо развивать, а это может произойти только в процессе обучения и практики. В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: одарѐнность, талант, гениальность. Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей. Быть одаренным означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов. Талант – высокий уровень развития специальных способностей, проявляющийся в творческих достижениях. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике талант проявляется, как правило, в раннем возрасте. Гениальность – высший уровень развития способностей, выражающийся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гениальный человек достигает таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Для него характерны чрезвычайная творческая продуктивность и решительное преодоление устаревших норм и традиций. 4 Темперамент
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Одни люди спокойны, сдержаны и невозмутимы. Психические явления у них возникают медленно и постепенно, долго сохраняются и почти не изменяются. Внешне они уравновешены и медлительны, их движения, речь, жесты и мимика маловыразительны и спокойны. У других людей психические процессы и состояния возникают быстро, почти мгновенно, бурно протекают и быстро исчезают. Движения их порывисты, речь страстная, мимика выразительная и разнообразная. Они подвижны и беспокойны, нетерпеливы и шумливы. Все эти динамические особенности психики и поведения являются типичными для людей, имеющих разные типы темперамента. Темперамент представляет собой такие индивидуально-типологические особенности личности, которые определяют динамику протекания психической деятельности и поведения
36
различных групп людей. Существует четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Каждый тип характеризуется закономерным сочетанием определѐнных свойств. Сангвинический тип темперамента характеризуется высоким темпом деятельности, умеренно быстрыми реакциями, достаточно высокой, но не чрезмерной, активностью, энергичностью, хорошо выраженной эмоциональностью и уравновешенностью. Сангвиник живо откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями, активно вступает в контакты, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Холерический тип темперамента характеризуется крайней степенью выраженности многих динамических свойств темперамента. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Флегматический тип темперамента характеризуется замедленными реакциями. Флегматик относительно медленно переходит из одного состояния в другое, например, из состояния покоя в состояние возбуждения, и наоборот. Эмоциональный фон деятельности у него выражен сравнительно слабо. Флегматик ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В отношениях с людьми всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое.
Меланхолический темперамент во многом похож на флегматический, с одним существенным отличием от него. Меланхолик является неуравновешенным человеком со слабой нервной системой, и у него процессы торможения явно преобладают над процессами возбуждения, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Меланхолик легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.
37
Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, нерешителен, склонен к замкнутости и одиночеству, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке. Следует отметить, что изучение типов темперамента у большого количества современных людей показало, что соответствующие традиционным описаниям, так называемые «чистые» типы темперамента, встречаются в жизни довольно редко, у большинства наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в разных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов. К тому же каждый из темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика – примеры тех ценных свойств личности, наклонность к которым связана с отдельными темпераментами. Чтобы использовать ценные стороны своего темперамента, человек должен научиться владеть им, подчинять его себе. Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания характера человека. 5 Характер В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что он всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно; чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо; мужество формируется и проявляется в процессе совершения мужественных поступков.
Характер не является врождѐнным и неизменным свойством, он формируется после рождения человека. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека и происходит в
38
различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности она поддерживает и культивирует, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость – в ситуации общения и т.д. Существует достаточно много классификаций черт характера. Чаще всего встречается два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и выделяют волевые (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и т.д.), эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.) и интеллектуальные (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.) черты. В другом случае черты характера можно классифицировать на группы:
· черты, образующие психический склад личности (принципиальность, убеждѐнность, активность и др.);
· черты, в которых выражается отношение человека к другим людям (честность, лживость, справедливость, общительность, замкнутость, вежливость, откровенность, скрытность и др.);
· черты, выражающие отношение человека к самому себе (скромность, заносчивость, самоуверенность, самокритичность, застенчивость, обидчивость и др.);
· черты, выражающие отношение человека к труду (инициативность, добросовестность, аккуратность, дисциплинированность, др.).
Совокупность черт характера, определяющих отношение человека к окружающему, находит свое выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах. Считается, что люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, обладают «сильным» характером.
39
Чрезмерная выраженность отдельных черт характера или их сочетаний называется акцентуацией характера. Акцентуированными считают черты характера, которые особенно сильно выражены у человека на фоне его остальных черт характера и в той или иной форме встречаются практически у всех людей. Акцентуированными могут стать любые черты характера: деловые, коммуникативные, мотивационные, инструментальные, первичные и вторичные. Знания в области психологии личности, включающие знания об индивидуально-психологических процессах, состояниях и свойствах личности, обеспечивают успешность решения многих задач, к которым относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего имиджа; организация семейной жизни, полноценного развития детей, о чѐм пойдѐт речь в следующих темах. ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 1 Понятие общения, его стороны. 2 Виды и формы общения. 3 Деловое общение. 1 Понятие общения, его стороны Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Таким образом, в понятие «общение» включаются два реальных, взаимосвязанных процесса: 1) взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия; 2) обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом, включая сопереживание и взаимный обмен эмоциями.
Каждый человек учится продуктивно общаться с окружающими в самых разных ситуациях и обогащает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни. Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познаѐт своего
40
партнѐра, определяет к нему отношение (например, интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Вступая в контакты, участники общения преследуют определѐнные, значимые для каждого из них цели. Цель общения – это передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и т.д. Процесс общения включает обмен информацией между партнѐрами, их взаимодействие, а также визуальный контакт. В соответствии с этим в современной теории межличностной коммуникации принято выделять коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения. Коммуникативная сторона состоит во взаимном обмене информацией между партнѐрами по общению, передаче и приѐме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона (взаимовосприятие) – означает процесс восприятия друг друга партнѐрами по общению и установления на этой основе взаимодействия. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя другому. Пытаясь понять состояние другого человека и его возможные способы действия в конкретной ситуации, мы часто распространяем на него собственные понятия и схемы поведения, что может стать причиной ошибки. Эмпатия – это сопереживание другому человеку, способность чувствовать то же, что и собеседник, понимать его не «умом», а «сердцем» (то есть постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, в переживания другого человека, способность «стать на его место»). Рефлексия – это осознание субъектом того, как его в действительности оценивают и воспринимают другие люди. Это умение понять другого человека и осознать его отношение к себе. Способности к идентификации, эмпатии и рефлексии являются качествами личности, одинаково
41
важными для общения.
Высокий уровень способности
к эмпатии и рефлексии
· вербальное – общение при помощи речи и языка;
· невербальное – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, посредством тактильных, зрительных, слуховых и обонятельных ощущений.
42
Изучая значение невербальных средств в процессе коммуникации, учѐные пришли к выводу, что с их помощью передается более 65% информации. Невербальные сигналы помогают нам составить более четкое и адекватное представление о собеседнике. Наблюдая за многообразием жестов, мы можем угадать очень многое: состояния людей, их отношения, ситуацию, в которой они находятся. Расстояние, на котором разговаривают собеседники, также очень символично. Различают четыре вида дистанций: интимную (15-45 см), в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; личную (45-120 см) – соблюдается в обычной беседе с друзьями или коллегами; социальную (120-400 см) – обычно соблюдается во время официальных встреч; публичную (400 -750 см) – предполагает общение с большой аудиторией, на митинге, на лекции. Дистанция между говорящими зависит от многих других факторов: формы общения, пола собеседников, их взаимоотношений и статуса, места проживания (в сельской или городской местности). В соответствии с целями и средствами общение также делится на непосредственное и опосредствованное. Непосредственное общение – происходит при визуальном контакте, осуществляется с помощью рук, головы, голосовых связок и т.д. Опосредованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (письмо, печать, телевидение, радио, т.д.). По характеру содержания общение бывает:
· неформальное (светское, бытовое) – связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнѐров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
· формальное (деловое) – общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.
Рассмотрим особенности делового общения.
43
3 Деловое общение Деловое общение – это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающий достижение определѐнного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определѐнной поставленной цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. По функциональному назначению выделяют следующие виды делового общения: деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, круглые столы, дискуссии); деловая переписка (корреспонденция); публичные выступления (доклады, сообщения, презентации); собрания; пресс-конференции; деловые завтраки, обеды, ужины и фуршеты; собеседования (при приѐме на работу); деловое общение при помощи средств массовой коммуникации (телефон, интернет, т.д.). Деловое общение также условно делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда во время общения существует пространственно-временная дистанция, т.е. письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.). По способу обмена информацией выделяют устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся: приветственная речь, торговая речь (реклама), информационная речь, доклад на заседании, собрании. Диалогические виды – это деловой разговор, беседа, переговоры, интервью, т.д. Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы: приказ, деловое письмо, протокол, отчѐт, справка, докладная записка, заявление, инструкция и т.д. По взаимному статусу участников деловое общение может быть: а) соотнесенным, т.е. общение равных но статусу лиц; б) соподчиненным, когда один из партнеров находится в статусе под-чиненности другому.