Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:47, курс лекций
Термин «психология» был предложен ещѐ в 1590 г. немецким учѐным Гоклениусом, но широко употребляться в Европе стал после выхода в свет книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов
26
ТЕМА 3. ЭМОЦИИ И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ
1 Понятие об эмоциях, их значение в жизни человека.
2 Классификация эмоций.
3 Психические состояния.
1 Понятие об эмоциях, их значение в жизни человека С позиции научной психологии эмоция (лат. еmovere – волновать) – это процесс отражения человеком в форме непосредственного переживания отношений к предметам и явлениям действительности. Действительно, эмоции относятся к процессам отражения, но отражения специфического. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру. Субъективность – наиболее существенная черта эмоций. Субъективное отношение выражается в виде эмоциональных переживаний, которые сопровождают любое проявление активности человека. Глядя на закат, мы восторгаемся; читая книгу, испытываем волнение или радость, переживая за действия главного героя; слушая любимую музыку, испытываем удовольствие; нас огорчает плохо выполненная работа и т.д. Целостное определение эмоций принимает во внимание три аспекта: 1) внутреннее переживание; 2) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); 3) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении). Одним из важнейших условий для возникновения эмоций является наличие какой-то потребности, желания или интереса. Нас оставляют равнодушными предметы и ситуации, которые не выражают наших интересов и потребностей. Однако эмоции человека связаны не только с потребностями, интересами и желаниями, но и со многими другими его психологическими особенностями, в том числе – с познавательными процессами и некоторыми свойствами личности. Например, мы говорим обычно «приятные ощущения», «неприятные ощущения», имея в виду, что многие наши ощущения являются эмоционально окрашенными. По проявляемым человеком эмоциям мы можем судить о его характере, и наоборот, зная, каков характер данного человека, мы можем вполне определенно предположить, какие эмоции он чаще всего переживает.
27
Наши мысли, представления, желания и опасения, которые сопровождаются эмоциями, оказывают самые глубокие воздействия на наш организм. Они превращаются в электрохимические импульсы, которые поступают во внутренние органы. Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека могут развиваться разнообразные болезни. И, наоборот, под влиянием положительного эмоционального состояния может значительно ускориться процесс выздоровления. Медицинские исследования показали, что у смеющегося человека в головном мозге выделяются два важных типа гормонов – энкефалины и эндорфины, которые способствуют снятию боли, напряжения и депрессии. Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость. 2 Классификация эмоций По знаку эмоционального переживания выделяют положительные и отрицательные, т.е. приятные и неприятные эмоции. В зависимости от общего уровня активности человека все эмоции подразделяются на следующие виды: – стенические эмоции – их переживание характеризуется повышением жизнедеятельности (возникает радостное волнение, подъѐм, бодрость); внешне они проявляются в глубоком и лѐгком дыхании, энергичной работе сердца, блеске в глазах, общей энергии; – астенические эмоции – сопровождаются повышенной утомляемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому или умственному напряжению; проявляются в виде раздражительности, слезливости, капризности, частой смене настроения, что приводит к резкому снижению работоспособности. Существует также обширная сфера амбивалентных (двойственных) эмоций, характеризующихся сочетанием отрицательных и положительных отношений к одному и тому же предмету. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности их появления. В связи с этим выделяются собственно эмоции, настроения, чувства, аффекты и стресс.
28
Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления. Американский психолог К. Изард предлагает считать основными, или фундаментальными эмоциями гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление. Настроение – это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям. Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Примерами аффекта могут служить ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Стресс – эмоциональное состояние, возникающее у человека под влиянием различных экстремальных ситуаций, связанных с опасностью для жизни или деятельности. Состояние стресса возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Физиологические стрессы могут быть вызваны чрезмерной физической нагрузкой, высокой или низкой температурой, болевыми стимулами, т.д. Психологические (эмоциональные) стрессы – угрозой, опасностью, обидой, информационными перегрузками и т.д.
Чувства – более длительные, чем эмоции, состояния, имеющие чѐтко выраженный предметный характер. Чувства – выражение человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо
29
объектам (реальным или воображаемым). Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. В отличие от эмоций, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Особо выделяются так называемые высшие чувства, которые отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего. Они подразделяются на моральные, эстетические и интеллектуальные чувства. Моральные (нравственные) чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того, соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе. К моральным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и др. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и др. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, в искусстве. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного, низменного, трагического и комического. Эстетические чувства человек испытывает, наблюдая окружающие предметы и явления действительности. Когда мы видим что-то красивое, мы им любуемся, восхищаемся, восторгаемся, а когда перед нами что-то безобразное, мы негодуем и возмущаемся. Интеллектуальными, или познавательными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относят чувства любознательности, сомнения, уверенности, чувства сатиры, иронии и юмора, а также удивление, любопытство, заинтересованность, недоумение, торжество. Интеллектуальные чувства побуждают человека изучать окружающий мир, исследовать тайны природы и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.
Эмоциональные явления многообразны и достаточно сложно взаимосвязаны. Например, мать может не на шутку рассердиться (эмоция) на
30
напроказившего ребѐнка, ни на минуту не переставая его любить (чувство); солдат перед боем боится (эмоция), что им овладеет страх (аффект). В заключение отметим, что невозможно представить жизнь человека без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишѐн возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится удовлетворить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. 4 Психические состояния Психические состояния – это временные состояния психики в целом (подъѐм, уверенность, готовность, удовлетворѐнность, сомнение, угнетѐнность, подавленность и т.д.), от которых зависят уровни функционирования познавательных процессов, успехи практических действий, а также результаты внешних воздействий на человека. Каждый человек ежедневно испытывает какие-либо психические состояния или находится в каком-либо психическом состоянии. По своей динамичности психические состояния занимают промежуточное место между психическими процессами, протекающими в конкретный момент времени, и психическими свойствами личности, являющимися стабильными и устойчивыми характеристиками человека. Как правило, чаще всего под психическим состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности – бодрость, усталость, апатия, эйфория, депрессия, агрессия, тревожность. Изучение психических состояний человека необходимо при постановке проблем всех основных разделов психологии. Особое место занимает исследование психических состояний в малых группах, объединѐнных общим трудом и целью (команды экипажей, рабочие бригады, спортивные группы и т.п.), а также изучение психических состояний у людей, действующих в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния в спорте, у участников конкурсных исполнений, у студентов перед экзаменами, у лѐтчиков, у операторов, несущих дежурства), требующих особой бдительности и т.п. Изучение психических состояний проводится путѐм наблюдения, опросов, анкет и методом тестирования.
31
ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1 Определение понятия «личность»
В более узком смысле личностью называется индивид на определенном этапе его развития, когда появляется внутренняя регуляция его поведения, основанная на социальных нормах. В этом смысле понятие «личность» – синоним понятия «социальный индивид». В самом узком смысле слова личностью называется социальный индивид на той стадии его развития, когда
32
он становится способным на поступок – первое самостоятельное и ответственное действие. Это человек, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, достоинством, чувством долга и ответственности. Отсутствие такого уровня, как личность в узком смысле, даѐт основание некоторым психологам утверждать, что не всякий взрослый человек обязательно является личностью (С.Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов и др.). Наряду с понятием «личность» учѐные используют термины «индивид» и «индивидуальность». Индивид – это отдельный представитель биологического вида homo sapiens (человека разумного), представитель человеческой общности. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Индивидуальность человека всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошел. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно. 2 Направленность личности Несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве еѐ ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждѐнность. Высшей формой направленности личности является мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации. Мировоззрение имеет большой практический жизненный смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы. Интерес – это специфическая форма
33
проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности и способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Отсутствие интересов, бедность или незначительность их делают жизнь человека серой и бессодержательной. Характеризуя направленность человека, прежде всего обращается внимание на содержательность и широту его интересов. Идеал в общем виде можно представить как образ, который служит образцом. Иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты. Также идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения. Воплотившись в образе-образце, идеал становится стимулом и регулятором развития человека. Склонность – одна из форм направленности личности, в структуру которой входит интерес и волевое стремление осуществлять его в своей деятельности. Другими словами, склонность – любое положительное, внутреннее влечение к какому-либо занятию. В этом случае привлекательным для человека является не только достигаемый в деятельности результат, но и сам процесс деятельности. Убеждѐнность – особое качество личности, определяющее общую направленность всей еѐ деятельности и ценностных ориентаций и выступающее регулятором еѐ сознания и поведения. Убеждѐнность выражается в субъективном отношении личности к своим поступкам и убеждениям, связанном с глубокой и обоснованной уверенностью в том, что знания, принципы и идеалы, которыми личность руководствуется, являются истинными. 3 Способности, виды и уровни развития способностей
Почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов? Почему один человек легко достигает то, на что другой тратит массу усилий и времени? Речь идѐт о способностях человека, которые являются очень важным индивидуально-психологическим свойством личности. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Способный
34
к чему-либо человек – тот, кто хорошо умеет делать соответствующее дело, причем так, что это получает высокую оценку со стороны большинства окружающих людей. Существует много видов способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности (социально обусловленные), имеющие общественно историческое происхождение. Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Данные способности непосредственно связаны с врождѐнными задатками. Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные способности. К общим способностям принято относить те, которые свойственны для большинства людей и определяют их успехи в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные, сценические и др. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся в том, что общие и специальные способности взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной системы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей. К примеру, если человек имеет с рождения определѐнный рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных