Цели и задачи менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 03:29, контрольная работа

Краткое описание

1 Цели и задачи менеджмента
2 Единство и взаимосвязь общих и конкретных функций управления
3 Влияние социально-психологического климата на трудовую активность членов коллектива

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 40.91 Кб (Скачать)

1 Цели и задачи менеджмента

 

Менеджмент – это система  принципов, методов, форм управления организацией, которые призваны повысить эффективность  производства и увеличить прибыльность предприятия. Менеджмент применим к  управлению хозяйственной деятельностью  любого предприятия или фирмы  сферы производства товаров и  услуг. Чаще всего менеджмент изучается  как дисциплина, которая призвана сформулировать основные принципы управления. Но менеджмент – это также и  область профессиональной деятельности, и даже область научного исследования. В связи с этим различают цели и функции менеджмента, различные  его виды и конкретные задачи.

Цели и задачи менеджмента  различаются. Цель – это результат  деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и  прогнозы. От того, как точно будут  сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат  в будущем. Чем больше временная  составляющая прогноза, тем сложнее  делать предположения и выдвигать  гипотезы, тем неопределённее будущее.

В задачи входит конкретный временной промежуток на исполнение или достижение определённых целей. Задача – это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели. Итак, рассмотрим цели и задачи менеджмента подробнее.

Общие цели менеджмента –  это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента  любой организации – обеспечение  прибыльности этой организации. Также  выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового  потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала  и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации.

Естественно, для каждой отдельной организации понятие  успех ассоциируется с разными  целями и задачами. Поэтому цели и задачи менеджмента разных организаций  могут и должны отличаться. Успешная компания – не обязательно огромная корпорация. Возможно, достижение «крупных»  размеров не стоит в приоритетных задачах организации, а вот выполнение поставленных целей вполне свидетельствует  об успешности даже небольшой фирмы. Есть даже такие организации, которые  после выполнения всех задач прекращают своё существование. Но чаще, конечно, для организации важно продержаться на рынке как можно дольше.

Задача менеджмента –  это разработка и апробирование  научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную  работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как:

- формирование производства  товаров и услуг, ориентированных  на спрос потребителей.

- привлечение к работам  высококвалифицированных специалистов.

- мотивация сотрудников  к эффективному исполнению своих  обязанностей с помощью улучшения  условий труда, повышения оплаты.

- определение стратегии  развития предприятия;

- разработка целей и  планов их достижения.

- определение требуемых  ресурсов и методов их обеспечения.

- осуществление функции  контроля.

Эффективно функционирующий  менеджмент призван обеспечить единство всех форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы  экономического, организационно-технического и социально-психологического управления. Отсюда следует, что главный принцип менеджмента — это эффективная деятельность предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется в своей основе с учетом оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы.

 

 

 

 

 

2 Единство и взаимосвязь общих и конкретных функций управления

 

Функция управления представляет собой определенный вид трудовой деятельности, обособившейся в процессе специализации управленческого  труда.

В общем виде, функция  – это совокупность действий относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и в  то же время подчиненных общей  цели управления.

В теории управления различают  общие (основные) и специальные (конкретные) функции управления.

Общие  функции – это  такие виды деятельности, которые  не связаны с особой спецификой объекта  управления и являются общими для  всех органов управления.

К ним, как правило, относят: планирование; организация; руководство; координация; мотивация; контроль и регулирование.

Этот перечень с достаточной  полнотой отражает этапы управленческого  цикла, но он не является общепризнанным. В литературе встречаются как  более узкие, так и более широкие  перечни.

Все общие (основные) функции  управления должны выполняться в  каждом подразделении и на каждом уровне управления. Характерной особенностью общих функций является их взаимное проникновение друг в друга.

Планирование – это  вид управленческой деятельности, направленной на постановку цели развития объекта  и разработку программы ее достижения. Данная функция является ведущей  в цикле управления, так как  реализация других функций подчинена  задаче достижения общих целей.

 

Организация – функция  управления, задачей которой является обеспечение достижения целей. Это  процесс создания структуры организации, которая дает возможность людям  эффективно работать вместе, а также  обеспечение работы всем необходимым (персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т.п.). Организация  включает разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем  распределения ответственности  и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ.

Руководство – функция  управления, которая в практическом отношении представляет собой определение  общего замысла управления, обеспечение  необходимой направленности развития организации; это управление по обобщенным характеристикам, стратегическим ориентирам, прогнозам, факторам общей активности работников.

Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованное  взаимодействие всех управленческих действий и функций, бесперебойность и  непрерывность процесса управления.

Мотивация – это деятельность, целью которой является активизация  отдельного человека или группы людей  к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Регулирование – вид деятельности, посредством которой осуществляется удержание характеристик системы  на определенной траектории и которая  направлена на предотвращение или исправление  сбоев в процессе развития организации  по отношению к цели.

Многообразие организационных  форм построения и назначения производственных и коммерческих структур порождает  многообразие функций управления. Вместе с тем, существует общее понимание того, что «существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять  всякий руководитель».

Кроме общих функций формируются  специализированные функции управления, которые обладают специфическими характеристиками, индивидуальными  для каждой конкретной организации.

Специальные (или конкретные) функции управления – это функции  менеджмента, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к  конкретным стадиям производственного  процесса.

Например, по воздействию  на отдельные стадии производственного  процесса выделяются: управление технической  подготовкой производства; организация  основного производства; организация  обслуживающего производства; маркетинг. По признаку воздействия на отдельные  факторы производства: управление персоналом; управление организацией труда и  заработной платой; материально-техническое  снабжение; управление финансовой деятельностью.

Конкретные (специальные) функции  управления, их перечень зависит от специфики отрасли и предприятия. Например, для машиностроительного  предприятия характерны такие специальные  функции, как: конструкторская подготовка производства; технологическая подготовка производства; управление основным производством (диспетчеризация); управление ремонтом и наладкой и др.

Каждая специальная функция  имеет в своем составе виды работ, соответствующие общим функциям: планирование, организация и координация, маркетинг, мотивация, контроль и регулирование.

На практике соотношение  специальных и общих функций  закрепляется в структуре управления. В зависимости от важности функций  и конкретных объемов работ могут  организовываться специальные подразделения  и, наоборот, возможно объединение однородных общих функций по различным видам  конкретной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Влияние социально-психологического климата на трудовую активность членов коллектива

 

Социально-психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.

Таким образом, социально-психологический  климат — это преобладающий в  группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентации.

Как известно, социально-психологический  климат может быть благоприятным или неблагоприятным.

Характеристики   благоприятного социально-психологического климата:

- в коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями;

- в коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам;

- в коллективе высоко ценят такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие;

- члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности;

- успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива;

- в отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

- в коллективе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных;

- в коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность;

- такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете;

- члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело;

- успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство;

- в коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности;

- в трудных случаях коллектив не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Таким образом, благоприятный  климат переживается каждым человеком  как состояние удовлетворенности  отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом  и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Информация о работе Цели и задачи менеджмента