Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:56, реферат
Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Особое место в системе органов государственной власти и управления. Не входят ни в одну из ветвей власти.
Специфический вид государственного контроля.
Независимая и обособленная структура. Осуществляется от имени государства в целом. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.
Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата.
23. Полномочия прокурора.
Полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой П РФ:
1. руководит системой П РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений П приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы П РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
2. в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной П РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений П, за исключением штата и структуры системы Следственного комитета при прокуратуре РФ.
3. назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы П РФ и их заместителей.
4. несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы П настоящим Федеральным законом.
Полномочия прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров по руководству подчиненными органами П: руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории РФ, и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.
Полномочия прокуроров городов с районным делением по руководству подчиненными органами П: руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.
Коллегии в органах П: являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.
24. Основные средства ПН.
Средства ПН — это часть предоставленных прокурору ФЗ «О прокуратуре» или иным федеральным законодательством полномочий для осуществления надзора. Реализуются в результате конкретных действий и, актов, которые именуются средствами ПН.
Правовые средства ПН по содержанию могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений. Имеют важное значение для пресечения правонарушений, их предупреждения и профилактики.
К числу важнейших средств выявления правонарушений, относятся истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству, требование от органов управления проведения проверок и ревизий, проведение прокурорских проверок, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан; и должностных лиц. Кроме того, выявление нарушений закона зачастую производится прокурором при его участии в производстве дознания и предварительного следствия, а также участии в рассмотрении дел судами.
Истребование актов управления производится прокурорами в связи с наличием сведений о нарушениях законности (устная и писм формы, применяется в процессе производства прокурорских проверок). Выявлению нарушений законодательства служит требование прокурора от органов управления проведения проверок и ревизий в подведомственных им учреждениях. Оно применяется в тех случаях, когда прокурор приходит к выводу, что получение данных, необходимых для правильного решения по поступившим сведениям о правонарушениях, находится за пределами его компетенции.
Право прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц. Качество проведения проверок и ревизий во многом зависит от точности и четкости сформулированных прокурором вопросов, которые должны быть выяснены в ходе проверки или ревизии.
Важнейшим правовым средством выявлений нарушений законов являются прокурорские проверки. Они проводятся на основании имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского вмешательства. Поводами для проведения проверок являются прямые обращения граждан, материалы гражданских, уголовных и арбитражных дел, контролирующих органов, средств массовой информации, результаты анализа статистики, про- курорской и правоприменительной практики, а также другая информация, содержащая данные о правонарушениях. В процессе прокурорской проверки прокурор знакомится со всеми необходимыми документами и материалами, истребует дополнительные документы, вызывает должностных лиц и иных граждан, требует от них письменных или устных объяснений по поводу нарушений закона.
Правовые средства реагирования прокурора на выявленные правонарушения определяются законодательством для каждой отрасли ПН. К данной группе правовых средств ПН относятся:
1) протест прокурора на противоречащий закону правовой акт - акт реагирования, приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Срок рассмотрения – 10 дней, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или ОМСУ — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Может быть отозван принесшим его лицом.;
2) представление об устранении допущенных нарушений закона - акт реагирования прокурора на выявленные правонарушения, в котором содержится обоснованное требование об устранении данных правонарушений. Внесение представлений направлено на устранение выявленных правонарушений и обстоятельств, способствующих им, и их предупреждение в будущем. Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания данного органа.;
3) постановление прокурора о возбуждении уголовного дела либо производства об административном правонарушении - акт реагирования прокурора на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении прокурор направляет в тот орган или тому должностному лицу, которые вправе принимать решение о применении соответствующего взыскания. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.;
4) предостережение о недопустимости нарушений закона - акт реагирования прокурора, выносится в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Объявляется в письменной форме должностным лицам, в отношении которых оно вынесено. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Предостережение может быть сделано правонарушителю наряду с постановкой вопроса о его материальной, дисциплинарной или административной ответственности. Может быть обжаловано лицом, которому объявлено предостережение, вышестоящему прокурору. О вынесении предостережения прокурор вправе сообщить администрации по месту работы, учебы, по месту жительства лица, которому оно объявлено.
Вопрос 25. Акты ПН.
Среди актов ПН выделяют:
Протест
Представление
Постановление
Предостережение о недопустимости нарушения закона
Протест прокурора (статья 23)
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд и содержит требование устранения нарушения закона.
Протест указывается, в чем выражено
-нарушения закона, какого закона…
-требовать отмены акта или приведения его в соответствие с законом, и/или восстановить нарушенные права и свободы.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора (статья 24)
Представление – это обращение прокурора к органу или должностному лицу в связи с допущенными нарушениями законов.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции и иным законам Генеральный прокурор информирует об этом Президента.
Как правила представлению предшествует проверка.
Отличие от протеста: роль представления – превентивная, устранить условия, способствующие правонарушающему поведению.
Постановление прокурора (статья 25)
Постановление выносится при необходимости возбуждения производства об административном правонарушении или возбуждении уголовного дела.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется в орган, правомочный привлекать к административной ответственности.
Прокурор, осуществляя надзор за законностью в административной деятельности милиции, при обнаружении фактов незаконного ареста обязан вынести постановление об освобождении из-под стражи (то же самое в отношении гауптвахты).
Предостережение о недопустимости нарушения закона (статья 25.1)
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Вопрос 26. Методика ПН.
Методика – совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
Метод - способ или средство решения задачи.
Прием – конкретное действие прокурора, служащее цели установления истины, предупреждения правонарушений.
Метод состоит из приемов. Пример: метод – прокурорская проверка, приемы – ознакомление с документами, истребование объяснений…
Приемы подразделяют на организационные, тактические и технические.
Организационные призваны обеспечить своевременность поступления в прокуратуру и обработки информации о нарушениях. Тактические – использование рекомендаций обобщенного опыта, сведений из логики, психологии для обоснованности, целесообразности т последовательности применения средств ПН. Технические – рациональное и эффективное использование технических средств в целях совершенствования организации ПН.
Методика носит индивидуальный характер, в ней в полной мере проявляются творческие и профессиональные способности прокурора.
Предусматривается методическое обеспечение органов П, однако в связи с постоянно изменяющимся законодательством методические пособия и разработки быстро устаревают.
Особая потребность испытывается в частных методиках, в которых закрепляются методы и приемы, применяемые прокурором для выявления и устранения нарушения конкретного закона, однородных законов.
Частные методики включают в себя:
-руководящие указания прокуроров,
-перечень применяемых законов и н-п актов,
-перечень ведомственных актов, отражающих характер и специфику деятельности органа и его структурных подразделений,
-основные способы фиксации и хранения информации о нарушении законов
-общие рекомендации по сбору информации о нарушении законов
-наиболее часто допускаемые нарушения законов
-причины и условия, способствующие нарушению законов
-особенности подготовки прокуроров к проверке исполнения законодательства и др.
27. ПН за исполнением законов (общий надзор)
Надзор за исполнением законов (общий надзор) нередко определяют как отрасль ПН, связанную с обеспечением законности в сфере государственного управления. Это неточно. Помимо обеспечения законности в сфере государственного у правления общий надзор распространяется также на сферу местного самоуправления, законодательную деятельность субъектов Российской Федерации, органы управления негосударственными структурами.
Надзор за исполнением законов составляет ведущую отрасль ПН. С его помощью реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и действующих на ее территории законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.
Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере — обеспечения законности. Он свободен от ведомственных и местнических влияний, вследствие чего объективно исходит из общегосударственных задач.
Данное направление деятельности российской П имеет непосредственное отношение к обеспечению подлинного, отвечающего условиям жизнедеятельности федеративного государства суверенитета субъектов Российской Федерации, предотвращению сепаратистских тенденций.
Надзор за исполнением законов оказывает существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в обществе, способствует нейтрализации негативных явлений, сопутствующих ходу проводимых в России реформ из-за несовершенства их правового обеспечения.
Общий надзор П охватывает наиболее широкую область правовой действительности, связанную с практикой исполнения законов. В поле зрения прокуроров находятся десятки тысяч законодательных и подзаконных актов. Предписания законов, исполнение которых отслеживается прокурорами, относятся к правовым сферам, регулирующим более сорока видов различных общественных отношений.
Следует также иметь в виду, что надзор за исполнением законов оказывает наиболее заметное воздействие на общее состояние законности в стране. В общем надзоре заключена основная часть профилактического потенциала П. Он имеет дело с нарушениями законов, которые, по существу, составляют исходную базу, обеспечивают подпитку широкого диапазона правонарушений, и в первую очередь, преступного характера. Своевременное выявление и пресечение такого рода нарушений законов способно позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране. Общий надзор обоснованно принято считать эффективным средством раннего предупреждения преступлений.
28. Сущность, предмет и задачи надзора за исполнением законов.
Сущность надзора уже обозначена в предыдущем вопросе, думаю не имеет смысла повторяться, поэтому здесь расскажу только о предмете и задачах.
Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст. 21 ФЗ "О прокуратуре РФ". В нем выделены два самостоятельных элемента:
1. Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и лицами.
Содержание используемого в ст. 21 Закона о прокуратуре понятия исполнения закона включает в себя как собственно исполнение законов, представляющее собой активную деятельность по осуществлению содержащихся в них предписании, так и соблюдение законов, которое обычно понимается как следование установленным законом запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми.
П осуществляет надзор за исполнением законов строго определенной Законом о прокуратуре совокупностью органов, организаций и должностных лиц.
Закон о прокуратуре (ст. 1 и 21) устанавливает, что П осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, т.е. предметом ПН является исполнение как федеральных законов, так и законов субъектов Федерации.
К совокупности нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет П, относятся международные договоры Российской Федерации и акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права. В числе актов международно-правового характера несомненного внимания прокуроров заслуживают: Конвенция МОТ № 111 (1958 г.), Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и др.
Изучение практики ПН позволяет выделить в качестве признаков несоответствия правовых актов законам достаточно большое число показателей. Наиболее часто наблюдаются факты издания правовых актов на основании закона, регламентирующего иные, нежели отраженные в правовом акте, вопросы, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие тех фактических обстоятельств, которые давали бы возможность применения данного закона. Другой не менее распространенной разновидностью несоответствия правовых актов Закону является издание правового акта на основании или во исполнение признанного недействующим или утратившего силу закона. Здесь причиной обычно выступает отсутствие надлежащей правовой подготовки субъекта правоприменения, хотя могут действовать и иные факторы. Противоречащим закону нередко является правовой акт, который принимается на основе закона, действительно регулирующего данный вид общественных отношений, но при этом допускается явное искажение смысла закона и соответственно обоснования заведомо неправомерного решения, фиксируемого в правовом акте. На несоответствие правового акта Федеральному закону может указывать нарушение установленных законом процедурных требований, определяющих порядок принятия правовых актов (несоблюдение правил, формы, сроков издания правовых актов).
Общие задачи при осуществлении общего надзора:
Обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов и принятии мер по устранению нарушения законов и реагирование на факт нарушений.
Предупреждение правонарушений (реагирование и принятие мер по предупреждению, профилактике).
Обеспечение неотвратимости ответственности за нарушение.
Доведение до населения через СМИ информации о принятых мерах по выявленным фактам нарушений закона, принятых мерам по их устранению, мерах ответственности, состоянии динамики правонарушений в регионах.
Выявление пробелов действующего законодательства и потребностей в нормативном регулировании общественных отношений.
Повышение культуры чиновников, должностных лиц, руководителей государственных органов всех уровней, которые издают правовые акты и совершают юридически значимые действия.
29. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов (общий надзор).
Характер и диапазон полномочий прокурора определяются спецификой задач надзора за исполнением законов. Традиционно полномочия прокурора по надзору за исполнением закона принято делить на три группы:
• полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий;
• полномочия по устранению нарушений закона;
• полномочия по предупреждению нарушений закона.
В зависимости от источника информации, с помощью которой производится выявление правонарушений, различаются полномочия, ориентированные на получение требуемых сведений: путем непосредственного обнаружения прокурором фактов противоправных действий (бездействия), путем истребования и изучения необходимых документов, путем получения информации от физических лиц, а также путем использования помощи специалистов.
1. Своевременное выявление нарушения законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и устранение виновных в этом лиц (п.1 ст.22 ФЗ):
По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов: федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, имеет доступ к их документам и материалам, проверяет исполнение законов в связи с поступившей в органы П информацией о фактах нарушения закона;
Требует от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы П материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
Информация о работе Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ