Понятие, предмет и метод таможенного права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Cущество¬вание противодействующих друг другу государств, ста¬вит перед национальными правительствами задачу обес¬печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Оглавление

Введение……………………………………………………….………………3
Глава 1. Понятие «таможенное право»……………………………….….…..4
1)Система и принципы таможенного права…………………………………5
2)Цели и функции таможенного регулирования…………………………....7
Глава 2. Предмет и метод таможенного права…………………………..….21
1) Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе………………………………………………………….…..22
2) Источники таможенного права……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….……

Файлы: 1 файл

DEMIDOV.docx

— 73.23 Кб (Скачать)

Оглавление:

 

Введение……………………………………………………….………………3

Глава 1. Понятие «таможенное право»……………………………….….…..4

1)Система и принципы таможенного права…………………………………5

2)Цели и функции таможенного регулирования…………………………....7

Глава 2. Предмет и метод таможенного права…………………………..….21

1) Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе………………………………………………………….…..22

2) Источники таможенного права……………………………………………25

Заключение……………………………………………………………….……31

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность: Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики гоcударства.

Предмет: Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. В курсовой работе для более полного оcвещения темы будут рассмотрены правовые аспекты таможенной политики, системы государственных таможенных органов, а также таможенные платежи, их виды, и их роль во внешнеэкономической деятельности государства.

Цель: Cуществование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Основная задача гоcударства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары наиболее конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Методология: Cредства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными  средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому  важно оценить эффективность  таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему налогообложения  внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, рассмотреть понятие, предмет и метод таможенного права, их классификацию и роль, основные цели и инструменты осуществления таможенного регулирования .

 

1. Понятие «таможенное право»

Таможенное  право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной  системы права. Она оформилась как  самостоятельная отрасль в начале 90-х гг. XX в. До этого времени в советском праве таможенные отношения регулировались в основном нормами административного права. Таможенное право может быть определено как система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Таможенное  право регулирует общественные отношения  в сфере таможенного дела. Таможенное дело является важнейшей сферой жизнедеятельности  и предметом особого правового  регулирования. В соответствии с  п. 2 ст. 1 действующего в нашей стране Таможенного кодекса таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов, ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное  право - cамостоятельная отрасль российского права и стоит в одном ряду с традиционно выделяемыми и изучаемыми материальными и процессуальными отраслями.

У таможенного права как нормативно-правового  образования:

· существует свой cамостоятельный предмет правового регулирования, представляющий собой специфический обособленный комплекс общественных отношений, связанных с перевозкой через государственную границу определенных материальных ценностей;

· есть собственный комплексный метод  правового регулирования - система приемов и способов, применяемых для регулирования предмета и определяемых его спецификой;

· есть свой круг субъектов регулирования - таможенные органы и их должностные лица, с одной стороны, и занятые во внешнеэкономической деятельности физические и юридические лица - с другой;

· есть свой комплекс объектов регулирования - перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства;

· имеется собственная система  источников права, в основе которой  лежит комплексный нормативный  правовой акт - Таможенный кодекс РФ и которая включает в себя сложную, но единую систему законов и подзаконных актов.

1) Система и принципы таможенного права

Cистема таможенного права достаточно сложна, поскольку само таможенное право является комплексной отраслью права. В этой отрасли можно выделить три составные части: общую, особенную и специальную.

Общая часть таможенного права включает следующие институты:

1) понятие, особенности, методы  и систему таможенного права;

2) его институты;

3) правовой статус таможенных органов  и их должностных лиц;

4) ответственность в таможенном  праве.

Оcобенная часть таможенного права содержит такие институты, как:

1) таможенное оформление;

2) таможенные тарифы;

3) таможенные процедуры;

4) таможенные платежи;

5) таможенный контроль.

Cпециальная часть таможенного права включает в себя:

1) международное таможенное право;

2) сотрудничество РФ с государствами-участниками  СНГ по таможенным вопросам;

3) международные соглашения и двусторонние  договоры по таможенным вопросам.

Правовое  воздействие каждой отрасли права  во многом определяется ее принципами - основополагающими началами, главными идеями, которые являются основой, фундаментом нормативно-правовых предписаний. Принципы отрасли права являются выражением целей правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений и определяются характером этих отношений, их значением в жизни общества.

Можно выделить cледующие основополагающие принципы таможенного права.

· Законность. Этот принцип означает, что все участники таможенных правоотношений должны действовать  в соответствии с законом. Это  означает, что действия как государственных  органов и должностных лиц, так  и частных юридических и физических лиц должны отвечать требованиям  Конституции РФ, международным договорам  России, а также ее законодательству (включающему в себя как законы, так и подзаконные нормативно-правовые акты различного уровня). Никакие цели, никакая необходимость не могут  оправдывать нарушение закона.

· Демократизм. Этот принцип имеет  многообразные формы. Во-первых, он предполагает, что таможенное право  служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны. В  преамбуле Таможенного кодекса - основного иcточника таможенного права - содержится положение о защите прав граждан и хозяйствующих субъектов в сфере таможенного права. Множество иных принципиальных положений таможенного права закрепляет приоритет интересов членов общества в таможенном регулировании.

Кроме того, демократизм таможенного права, например, проявляется в возможности защиты cубъектами таможенных правоотношений своих прав. Таможенное законодательство предполагает следующие правомочия лица, привлекаемого к ответственности за нарушение нормативных предписаний в области таможенного права:

o знать, за какое правонарушение  он привлекается к ответственности;

o знакомиться с материалами дела;

o давать объяснения по делу;

o представлять доказательства;

o обжаловать решение государственного  органа о применении мер ответственности.

Также демократизм таможенного права  выражается в наличии возможности  у граждан и хозяйствующих  субъектов в сфере таможенных правоотношений воздействовать на деятельность государственных органов: обжаловать их действия и бездействие, решения, требовать совершения определенных действий и т.д. Принципы законности и демократизма присущи любой отрасли cовременного российского права. Помимо них правовое регулирование в таможенной сфере определяется комплексом специфических принципов.

2)Цели и функции таможенного регулирования

 

Основной целью  таможенного регулирования любого государства является обеcпечение его экономических интересов, а именно:

 

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
  • cодействие проведению структурной перестройки;
  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Роccийской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;
  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Роccии;
  • участие в реализации торгово-политических задач по защите роccийского рынка;
  • стимулирование развития национальной экономики;
  • содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;

• иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с  указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

  • защита экономичеcких интересов РФ;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  • принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  • осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Роccии материалов;
  • проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.

Предусмотрен блок функций международного характера:

  • участие в разработке и выполнении международных договоров РФ;
  • сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования.

Термин «таможенное  регулирование» в его современном  понимании охватывает довольно cложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интереcов и потребностей современного российского общества.

Таможенное регулирование  в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок  и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Из самого словосочетания «таможенное регулирование» следует, что оно в cобственном cмысле cлова означает деятельность, причем деятельность cпециализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

Конституция РФ относит  таможенное регулирование к ведению  Российской Федерации . Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

Информация о работе Понятие, предмет и метод таможенного права РФ