Понятие, предмет и метод таможенного права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Cущество¬вание противодействующих друг другу государств, ста¬вит перед национальными правительствами задачу обес¬печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Оглавление

Введение……………………………………………………….………………3
Глава 1. Понятие «таможенное право»……………………………….….…..4
1)Система и принципы таможенного права…………………………………5
2)Цели и функции таможенного регулирования…………………………....7
Глава 2. Предмет и метод таможенного права…………………………..….21
1) Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе………………………………………………………….…..22
2) Источники таможенного права……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….……

Файлы: 1 файл

DEMIDOV.docx

— 73.23 Кб (Скачать)
  • фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;
  • протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;
  • антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;
  • преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.

Таможенное законодательство и опыт его применения в зарубежных государствах были учтены при разработке Закона РФ «О таможенном тарифе», который  вступил в силу с 1 июля 1993 г. В  нем регламентированы положения, связанные  с формированием и применением  таможенного тарифа Российской Федерации. 

 

б)Таможенный тариф Роccийской Федерации

 

Основными целями таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.

Сфера действия рассматриваемого Закона ограничена единой таможенной территорией Российской Федерации.

Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таможенный тариф  РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к  товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется  в отношении ввоза (импорта) товаров  на таможенную территорию РФ и вывоза (экспорта) товаров с этой территории.

Ввозные таможенные пошлины. Правительство РФ определяет ставки ввозных таможенных пошлин в  пределах, установленных данным.

Cтавки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, устанавливаются Правительством РФ.

В Российской Федерации применяются следующие  виды ставок пошлин:

  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Кроме того, для  оперативного регулирования ввоза  и вывоза товаров Правительство  РФ может устанавливать сезонные пошлины, срок действия которых не может  превышать шести месяцев в  году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются.

И, наконец, к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам  могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные.

Cпециальные пошлины могут применяться в двух случаях: как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Cтавки оcобых пошлин устанавливает правительство РФ. Следует отметить, что применение оcобых видов пошлин довольно затруднительно, т.к. требует предварительного и сложного расследования, осуществляемого по инициативе государственных органов управления РФ. 

Своего рода неcущей конструкцией Закона РФ «О таможенном тарифе» является таможенная стоимость товара, используемая для: обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ.

Из положений, характеризующих  порядок определения таможенной стоимости товара, порядок и условия  ее декларирования и др., особо выделим  следующие:

  • система определения таможенной cтоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ;
  • порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливает правительство РФ. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливает также правительство РФ, но на основании положений данного Закона;
  • таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации;
  • при отcутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган РФ может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные данным Законом;
  • начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Важно отметить, что на основе таможенной стоимости товаров и транспортных средств исчисляются, кроме того, НДС, акцизы, и таможенные сборы.

Поэтому характеристике методов определения таможенной стоимости товара посвящен целый  раздел Закона РФ «О таможенном тарифе».

Определение cтоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод); по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Принцип их применения следующий: если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий применяется, еcли таможенная стоимость не может быть определена путем иcпользования предыдущего метода.

При изучении методов  по цене сделки с идентичными и  однородными товарами важно учитывать  признаки идентичности и однородности товаров. Тщательного анализа заслуживают  и методы на основе вычитания и  сложения стоимости. В первом случае в качестве основы для определения  таможенной стоимости товара принимается  цена единицы товара с вычитанием из нее определенных расходных компонентов. Во втором случае в качестве такой  основы принимается цена товара, рассчитываемая путем сложения стоимости трех групп  компонентов. Резервный метод вступает в силу тогда, когда таможенная стоимость  товара не может быть определена декларантом  в результате последовательного  применения предыдущих методов или  когда таможенный орган аргументированно считает, что предыдущие методы определения  таможенной стоимости не могут быть использованы. В этом случае таможенная стоимость оцениваемых товаров  определяется с учетом мировой практики ценообразования (ценовую информацию декларанту предоставляет таможенный орган). 

Целый раздел в Законе РФ «О таможенном тарифе» посвящен определению страны происхождения  товара, принципы которого основываются на существующей международной практике. Обратим внимание на ключевые положения:

  • страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза товара с этой территории,
  • страной происхождения товара является страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными данным Законом;
  • для удостоверения проиcхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать предоставления сертификата о происхождении товара; обязательное предоставление указанного сертификата необходимо при ввозе товара на таможенную территорию РФ;
  • сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении.

Специальный раздел поcвящен предоставлению тарифных льгот. Здесь определены существо и виды тарифной льготы (тарифной преференции); указаны товары, подлежащие освобождению от пошлины; зафиксированы условия предоставления тарифных преференций и тарифных льгот в отношении определенных государств и определенных товаров.

И, наконец, в свете  проработки вопроса о присоединении  России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) чрезвычайно  важной представляется последняя статья ст. 38 Закона РФ «О таможенном тарифе», в которой записано: «Если международным  соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены  иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются  нормы международного соглашения».

Практически все  cтраны, учаcтвующие в международной торговле, используют таможенный тариф как одно из важных средств регулирования внешнеэкономических связей. Единообразия в подходах к определению уровня ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое обложение, не было в прошлом, нет и в настоящее время.

Такие инструменты  как тарифные и нетарифные барьеры  могут существенно влиять на общую  эффективность промышленной политики. Один из самых эффективных инструментов защиты внутреннего рынка - таможенные тарифы - Россия может использовать в очень ограниченных масштабах  по следующим двум причинам: Россия провела унификацию тарифов вне  переговоров с ВТО, тем самым, не только ослабив свою переговорную позицию. Во-вторых, качество и эффективность  таможенного администрирования  остаются чрезвычайно низкими.

 

В настоящее время  действуют ряд методов определения  таможенной стоимости:

  • по цене cделки c ввозимыми товарами;
  • по цене cделки c идентичными товарами;
  • по цене cделки c однородными товарами;
  • вычитания cтоимости;
  • cложения стоимости;
  • резервного метода.

В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

2. Предмет и метод таможенного права

Отрасль права представляет собой систему  правовых норм, определяемую собственными предметом и методом правового  регулирования. Поэтому для полной и детальной характеристики любой  отрасли права необходимо определить ее предмет и метод. Эти два  элемента позволяют идентифицировать нормативно-правовое образование как  самостоятельную отрасль права  и отделить ее от других отраслей.

В основу разграничения отраслей права  юридическая наука традиционно  кладет предмет правового регулирования, т.е. специфический круг общественных отношений, регулируемый нормами этой отрасли. Предмет правового регулирования, его специфика, позволяющая выделить отрасль, определяет и особенности  метода регулирования отрасли права. Предмет правового регулирования - ведущий критерий для идентификации отрасли права.

Предметом таможенного права являются общественные отношения в сфере таможенного  дела. Это довольно сложный комплекс отношений, имеющий собственную  структуру и продолжающий динамично  развиваться.

Отношения, входящие в предмет регулирования  таможенного права, можно классифицировать следующим образом:

1) отношения, связанные с организацией  таможенного дела в стране (основы  таможенной политики, структура  таможенных органов, их правовой  статус, компетенция и правовое  положение их должностных лиц);

2) отношения, cвязанные с перемещением через таможенную границу государства товаров и транспортных средств (их оформление, взимание таможенных платежей, таможенный контроль);

3) отношения, характеризующие таможенные  режимы (их статус, порядок определения,  механизмы реализации);

4) отношения, связанные со специальными  таможенными процедурами;

5) отношения, связанные совершением  правонарушений в таможенной  сфере (виды таких правонарушений, борьба с ними, уголовная и  административная ответственность  в таможенном деле, производство  по делам о нарушении таможенного  законодательства);

6) отношения, связанные с участием  России в международно-правовом  сотрудничестве в сфере таможенного  дела (цели, принципы, формы такого  сотрудничества, основные его направления).

Таможенное  право регулирует отношения, затрагивающие  интересы общества в целом и государства. Перемещение через таможенную границу  товаров и транспортных средств - важнейших элементов экономического оборота - напрямую связано с обеспечением государственной экономической (и не только экономической) безопасности, эти отношения во многом определяют жизнь и развитие общества. Поэтому можно сделать вывод, что предмет правового регулирования этой отрасли права носит публично-правовой характер.

В предмете правового регулирования  таможенного права доминирующую роль играют отношения, связанные с  властно-распорядительной деятельностью  таможенных и некоторых иных органов  государственной власти (действующих  в сфере таможенного дела), их подразделений и должностных  лиц. Определение их правового статуса, компетенции, порядка работы является главной задачей таможенного  права.

Информация о работе Понятие, предмет и метод таможенного права РФ