Понятие, предмет и метод таможенного права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Cущество¬вание противодействующих друг другу государств, ста¬вит перед национальными правительствами задачу обес¬печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Оглавление

Введение……………………………………………………….………………3
Глава 1. Понятие «таможенное право»……………………………….….…..4
1)Система и принципы таможенного права…………………………………5
2)Цели и функции таможенного регулирования…………………………....7
Глава 2. Предмет и метод таможенного права…………………………..….21
1) Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе………………………………………………………….…..22
2) Источники таможенного права……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….……

Файлы: 1 файл

DEMIDOV.docx

— 73.23 Кб (Скачать)

· Таможенную Конвенцию о международной  перевозке грузов с применением  книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками, внесенными в 1997 г.;

· Таможенную Конвенцию о карнете  АТА для временного ввоза 1961 г.;

· Конвенцию о временном ввозе (Стамбульская конвенция 1990 г.;

· Конвенцию о гармонизированной  системе классификации и кодировании  товаров 1983 г.;

· Международную Конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г.;

· Таможенную Конвенцию о контейнерах 1972 г.;

· ряд двусторонних договоров Роccийской Федерации с иностранными государствами в области таможенного дела.

Международные таможенные договоры не только выражают основные признанные общемировым сообществом  таможенные нормы и принципы, но и отечественные основы таможенного  правового регулирования. Международные  таможенные договоры являются неотъемлемой и важнейшей составляющей системы  таможенного права.

таможенный  норма правоотношение отрасль

а) Таможенная норма: понятие, классификация, действие

Таможенная  норма - это определенное правило поведения, регулирующее поведение участников таможенных правоотношений, субъектов таможенного дела. Как и всякая правовая норма, она представляет собой всеобщее предписание, т.е. адресована либо ко всем участникам правоотношений, либо к определенной их категории, но не к конкретному лицу, являющееся общеобязательным, т.е. ее выполнение не зависит от согласия или несогласия с ней ее адресатов, подлежащее формальному выражению, официальному закреплению и обеспечению возможностью государственного принуждения в случае неисполнения, неразрывно связанное с государством в своем существовании и функционировании, нуждающееся в специальных официальных источниках как средствах выражения и в государственном обеспечении исполнения.

Таможенная  норма, или норма таможенного  права, представляет собой установленное  или санкционированное государством юридически обязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений  в сфере таможенного дела.

Таможенные  нормы можно классифицировать по целому ряду оснований.

· По функциональному назначению нормы  таможенного права можно разделить  на материальные и процессуальные.

Материальные  таможенные нормы содержат предписания  поведения участников таможенных правоотношений, устанавливая их права и обязанности. Процессуальные нормы регулируют процесс  реализации норм материальных.

· По характеру предписаний таможенные нормы можно подразделить на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие нормы содержат императивное предписание активного поведения, они предписывают действия (например, обязанность задекларировать перевозимые  через границу товары).

Запрещающие нормы содержат императивное предписание  пассивного поведение, они предписывают бездействие, воздержание от запрещенного поведения (например, запрет таможенным органам отказать в принятии документов из-за наличия в них незначительных неточностей, не влияющих на определение  размера подлежащих уплате таможенных сборов, - п. 6 ст. 63 Таможенного кодекса). Управомочивающими нормами выступают нормы, которые наделяют участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения таких участников (например, декларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному принимать декларации; декларант вправе произвести декларирование товаров самостоятельно или поручить его проведение таможенному брокеру).

б) Таможенные правоотношения. Понятие  и виды

Таможенные  правоотношения представляют собой  совершенно особую составную часть  комплекса общественных отношений, регулируемых нормами права. В самом  общем виде таможенные правоотношения можно определить как комплекс общественных отношений, возникающих в связи  с перемещением через таможенную границу государства товаров  или транспортных средств и урегулированных  нормами таможенного права.

В ходе деятельности участников таможенного  оборота между ними могут возникать  самые разнообразные отношения. Однако далеко не все из них становятся таможенными правоотношениями. Для  таможенных правоотношений характерен ряд специфических признаков, особенностей, выделяющих их из общего комплекса  общественных отношений, урегулированных  нормами права.

· Таможенные правоотношения неизменно  представляют собой определенный блок таможенного дела. Сфера социальной жизни, отношения в которой могут  быть определены как таможенные, представляет собой определенный элемент внешнеэкономической  деятельности. В качестве таможенных могут быть определены только правоотношения, непосредственно связанные с  перемещением через таможенную границу  государства товаров и транспортных средств, урегулированные именно нормами  таможенного законодательства.

· Таможенные правоотношения обязательно  предполагают участие в них с  одной стороны определенного  специфического субъекта - таможенных органов. Это особый субъект правоотношений, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Таможенный орган как обязательный участник таможенных правоотношений служит рычагом государственно-административного воздействия на таможенное дело и вообще на процесс внешней торговли. Предоставление таможенным органам особого статуса во многом является определяющим функциональным назначением правового регулирования в таможенной сфере.

Заключение

 

Исторически динамика государственного регулирования степени  открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной  торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские  барьеры эффективны в краткосрочном  периоде, они создают временный  эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

В настоящее время  сложилось несколько форм протекционизма:

  • селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;
  • отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, автомобилестроение);
  • коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования  выключают количественные методы и  методы скрытого протекционизма.

В роли институционального обеспечения таможенной политики выступает  Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская  политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного  регулирования.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования  товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной  перестройки и других задач экономической  политики.

В целях cовершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта; ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов.

Принятая в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное название - Международная конвенция  об упрощении и гармонизации таможенных процедур) поставила перед таможенными  службами мира задачу в полной мере соответствовать требованиям современной  международной торговли. Это подразумевает  внедрение новейших технологий таможенного  оформления и таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление партнерских  отношений с деловыми кругами. Российская Федерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО  и соответственно подводит свои стандарты  таможенной политики к общепринятым международным стандартам.

Таможенные пошлины  и платежи в 2000-х годах стали  выполнять более серьезную роль, чем они делали это с начала 90-х. Роль пошлин возросла в связи  со стабилизацией cтруктуры импорта и экспорта, а также их объемом. Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый уровень в таможенных отношениях. Вступление Российской Федерации в ВТО уже можно считать почти свершившимся событием. Следовательно, сильно изменятся многие параметры таможенной политики. Вступление в ВТО предусматривает снижение общего уровня таможенных пошлин и платежей. На мой взгляд, российская экономика потерпит некоторый ущерб от этого, но все же это необходимо России для полноценного выхода на международный рынок. Снижение таможенных пошлин приведет к падению доходов на 12-15%, что составит 2-3% от совокупных доходов Федерального бюджета. Тем не менее, Россия получит дивиденды от снижения пошлин странами импортерами нашей продукции. Конечно, первое время это не будет полностью компенсировать наши потери, но в будущем это принесет России значительную выгоду. Стратегической целью для России должен стать приоритет экспорта не сырьевых ресурсов, а продукции не сырьевого производства. И на достижение этой цели должна быть направлена таможенная и экономичеcкая политика государства.

 

Список  источников

 

  1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации, 2003 г.
  3. Таможенное законодательство. СЗА -М., 2003 г.
  4. Габричидзе Б.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право».-М. Издательство «Данилов и К». 2004 г.
  5. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов. «Норма» - М., 2008 г.
  6. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2006г.
  7. Фомин С.В. «Международные экономические отношения», М. «Юркнига» 2007
  8. Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практический аспект», М. «Гелиос АРС» 2009г.
  9. ФЗ «О таможенном тарифе», в ред. от 07.05.04
  10. Таможенное право: учеб. / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов, В.В. Балакин. - М.: Магистр, 2008.
  11. Тимошенко И.В. Таможенное право России: учеб. для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  12. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2009.
  13. www.custom.ru
  14. www.tkod.ru
  15. www.businesspravo

 

 

 


Информация о работе Понятие, предмет и метод таможенного права РФ