Понятие, предмет и метод таможенного права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Cущество¬вание противодействующих друг другу государств, ста¬вит перед национальными правительствами задачу обес¬печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Оглавление

Введение……………………………………………………….………………3
Глава 1. Понятие «таможенное право»……………………………….….…..4
1)Система и принципы таможенного права…………………………………5
2)Цели и функции таможенного регулирования…………………………....7
Глава 2. Предмет и метод таможенного права…………………………..….21
1) Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе………………………………………………………….…..22
2) Источники таможенного права……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….……

Файлы: 1 файл

DEMIDOV.docx

— 73.23 Кб (Скачать)

Метод таможенного права представляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления таможенной политики, реализации норм таможенного  законодательства. В рамках таможенного  регулирования применяются два  метода правового воздействия.

· Императивный метод - это метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами поведения.

· Диспозитивный метод - это метод дозволений. Данный метод правового регулирования таможенных правоотношений имеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых договоров, например, при регулировании договора перевозки).

1)Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе

Являясь комплексной отраслью системы права  РФ, таможенное право по своему содержанию непосредственно связано со всеми  отраслями права.

· Конституционное право, имеющее  основополагающий характер для всех остальных отраслей права, играет такую  же роль и по отношению к таможенному праву. Некоторые нормы конституционного права, не теряя своего основного значения, одновременно входят в состав таможенного права.

Принципиальное  значение для формирования и функционирования таможенного права имеет и  норма российского конституционного права, содержащаяся в ч. 1 ст. 15 Конституции: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ». В целом конституционное право предопределяет принципы, основополагающие начала для таможенного права, как и для других правовых отраслей. Таможенное право должно развиваться в соответствии с нормами и положениями конституционного права.

· Преобладающая часть отношений, урегулированных его нормами, относится  к сфере административного и  административно-процессуального права. К этой сфере должны быть отнесены также организационно-управленческие отношения в сфере таможенного  дела. К материальному (административному) праву относятся общественные отношения, связанные с перемещением через  таможенную границу товаров и  транспортных средств, таможенным оформлением, таможенным контролем, организацией взимания таможенных платежей, ведением таможенной статистики, нарушением таможенных правил, ответственностью и видами взысканий  за них. Правовые нормы, регулирующие производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение, относятся  к административно-процессуальному  праву (как составной части административного  права).

· Таможенное право непоcредственно связано с финансовым правом. Финансовое право регулирует отношения в сфере финансовой деятельности государства - отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих национальный доход России. Таможенное право определяет виды таможенных платежей, порядок их исчисления и уплаты. Таможенное право взаимодействует с финансовым правом в вопросах определения компетенции таможенных органов в осуществлении:

o контроля при перемещении через  таможенную границу РФ объектов  валютного контроля: валюты РФ, ценных  бумаг РФ, валюты и валютных  ценностей - иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов и камней и т.д.;

o документального контроля за  валютными операциями и учета  таких операций, ведения банка  данных по валютным расчетам  при экспортно-импортных операциях,  перемещения иностранной наличной  валюты как юридическими, так  и физическими лицами.

· Таможенное и гражданское право  соприкасаются в вопросах регламентации  прав и обязанностей по договорам  хранения и перевозки, заключаемым  в связи с использованием услуг  таможенного перевозчика, хранением  товара на таможенном складе и складе временного хранения и в других случаях. Гражданское процессуальное право  применяется в деятельности таможенных органов во всех случаях судебного  рассмотрения споров в таможенной сфере, например:

o взыскание по суду штрафов  и денежных сумм за нарушения  таможенных правил;

o исполнение постановлений о наложении  взысканий через судебного исполнителя;

o в случае подачи в суд жалобы  на решения, действия или бездействие  таможенных органов и их должностных  лиц и др.

· Таможенное право тесно связано  с уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, законодательством в сфере  оперативно-розыскной деятельности. Все указанные отрасли права  регламентируют общественные отношения  в связи с совершением таможенных преступлений: контрабанды, незаконного  экспорта технологий, невозвращения  на территорию РФ предметов художественного  достояния, уклонения от уплаты таможенных платежей. С уголовно-процессуальным правом таможенное право имеет тесную связь по вопросам правоохранительной деятельности таможенных органов. Последние  осуществляют дознание и оперативно-розыскную  деятельность по делам, отнесенным к  их компетенции.

· Таможенное право cвязано с международным правом в вопросах режима государственной границы РФ, нейтральных и прибрежных вод; приграничной территории, континентального шельфа, дипломатического иммунитета, режима наибольшего благоприятствования, международного сотрудничества государств, статуса международных и региональных организаций, представительств иностранных государств при них и т.д.

· Таможенное право связано с трудовым правом по вопросам организации службы и работы в таможенных органах  России. В данной области применима  аксиома: то, что не урегулировали  специальные законы, регламентирует общее законодательство.

· Таможенное право также тесно  cвязано с некоторыми другими отраслями права, в частности, с правом интеллектуальной собственности, правом в сфере экспортного контроля, экологическим правом.

 

2) Источники таможенного права

а) Понятие и виды источников таможенного  права

Под источниками права в юридической  науке традиционно понимаются способы  внешнего выражения и формального  закрепления правовых норм. Это формы  внешнего существования нормативно-правовых предписаний, позволяющие оказывать  воздействие на поведение людей  и общественные отношения. Источники  права определяются спецификой правовой системы, а также особенностями  той или иной конкретной отрасли  права.

Исследовав  систему источников права в той  или иной правовой отрасли, можно  сделать вывод о специфике  правового регулирования, об основных применяемых в ходе такого регулирования  приемах и способах, об особенностях правового воздействия на общественные отношения. Особенности системы  источников права наряду с предметом  и методом правового регулирования  служат средством идентификации  отрасли права, способом отличить ее от других отраслей и исследовать  отдельно и целенаправленно.

В нашей стране, относящейся к романо-германской правовой семье, основным источником права  выступает законодательство, т.е. система  нормативно-правовых актов, действующих  на территории государства. Не является исключением и таможенное право. Основным источником в этой отрасли  права выступают нормативные  правовые акты, т.е. властные распоряжения специально уполномоченных государственных  органов, содержащие нормы таможенного  права - правила поведения в таможенной сфере.

В Роccии, являющейся федерацией и имеющей две параллельные (несоподчиненные, независимые друг от друга) системы законодательства - федеральную и региональную, - правовое регулирование в таможенной сфере конституционными положениями отнесено к федеральному уровню, так как таможенные вопросы действующей российской Конституцией, как уже отмечалось, отнесены к ведению федеральных органов государственной власти.

б) Конституция РФ как источник таможенного права.

Конституция РФ как основной закон нашей страны является универсальным нормативно-правовым актом. Он регулирует все без исключения общественные отношения, входящие в  сферу правового воздействия, является основным источником любой отрасли  права, в том числе и таможенного. Конституция может рассматриваться  как источник основополагающих, принципиальных, декларативных положений, являющихся основой правового регулирования, на конкретизацию которых направлено действие всех остальных источников права, которые издаются в строгом соответствии с Конституцией и во исполнение конституционных положений.

Конституция РФ cодержит сравнительно небольшое число положений, непосредственно относящихся к таможенному праву. Как уже отмечалось, Конституция относит таможенное регулирование к исключительному ведению федеральных органов государственной власти. Именно Конституция закрепляет исключительно федеральный характер государственно-правового воздействия на таможенное дело. В соответствии с Конституцией России какие-либо ограничения в перемещении товаров, услуг и денежных средств могут вводиться только в соответствии с федеральным законом (а не подзаконным актом) и только если это необходимо для обеспечения безопасности государства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей общесоциального значения.

Конституции запрещает устанавливать на территории России таможенные границы, пошлины, сборы  и какие-либо иные препятствия для  свободного перемещения товаров, услуг  и финансовых средств. Тем самым  устанавливается федеральная монополия  в сфере таможенного регулирования  и в определении таможенной политики в нашей стране.

в) Законы как источники таможенного  права.

Ведущую роль среди источников таможенного  права играют федеральные законы.

Основополагающим, ключевым для всей отрасли таможенного  права нормативно-правовым актом  является уже упоминавшийся действующий  Таможенный кодекс РФ. Это кодифицированный акт, призванный объединить в себе основные нормативные предписания в сфере  таможенного права и служить  ядром, базой для всей отрасли  права.

Он  состоит из 6 разделов, 42 глав, 439 статей. Таможенный кодекс составлялся в  соответствии с нормами и принципами международного права и нового российского  законодательства, сложившегося в ходе кардинальной правовой реформы 90-х гг. XX в.

Таможенный  кодекс предназначен для регулирования  основ таможенного дела:

· отношений по установлению порядка  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

· отношений, возникающих в процессе таможенного оформления и таможенного  контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и  их должностных лиц;

· отношений по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Он  содержит основные понятия и правовые категории таможенного права, служит основой единого категорийного  аппарата этой правовой отрасли. Этот документ также приводит перечень участников таможенных отношений, устанавливает  правовой режим основных таможенных режимов, порядок определения размеров и взимания таможенных платежей, порядок  осуществления таможенного контроля, вопросы, связанные с выявлением нарушений таможенных норм и борьбой  с ними, закрепляет статус таможенных органов, правовые основы службы в них  и содержит множество иных основополагающих для отрасли таможенного права  положений.

Таможенный  кодекс является основным, но не единственным федеральным законом-источником таможенного  права.

г) Нормативные правовые акты как  источники таможенного права

Подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты - играют менее значимую роль в таможенно-правовом регулировании. В основном такие акты посвящены регулированию второстепенных вопросов в соответствии с законами и во исполнение законов.

Тем не менее, для системности правового  регулирования в таможенной сфере  эти акты необходимы. Они служат связующим звеном между законами и непосредственным правоприменением, конкретизируют нормативные предписания, приближая их к реалиям жизни.

Указы Президента России являются источниками  таможенного права в соответствии Таможенным кодексом России и регулируют общий предмет таможенного законодательства:

· отношения по установлению порядка  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

· отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного  контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и  их должностных лиц;

· отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

Постановления Правительства России могут регулировать остальные таможенные отношения, не отнесенные ст. 3 ТК к предмету регулирования указами Президента. В соответствии со сложившейся в нашей стране законотворческой практикой постановления Правительства принимаются для утверждения положений, перечней, определения правового статуса государственных органов и т.д.

д) Международные акты в области  таможенного права

Таможенное  право регулирует отношения, связанные  с международной торговлей, т.е. сферу  общественных отношений, имеющую иностранный  элемент. Поэтому огромную роль в  таможенном правовом регулировании  имеют международные договоры.

Исключительно важное значение для таможенного  права (и для системы отечественного права вообще) имеет положение  Конституции о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, участником которых является Россия, являются составной частью законодательства нашей страны, и если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законодательством, то применяются  нормы международного права. Впрочем, система законодательства нашей  страны имеет специальный механизм, не позволяющий таким противоречиям  возникнуть.

В настоящее время Россия участвует  в подавляющем большинстве значимых международных договоров и соглашений, касающихся таможенного права. Среди  них следует выделить:

Информация о работе Понятие, предмет и метод таможенного права РФ