Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель: Cущество¬вание противодействующих друг другу государств, ста¬вит перед национальными правительствами задачу обес¬печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Введение……………………………………………………….………………3
Глава 1. Понятие «таможенное право»……………………………….….…..4
1)Система и принципы таможенного права…………………………………5
2)Цели и функции таможенного регулирования…………………………....7
Глава 2. Предмет и метод таможенного права…………………………..….21
1) Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе………………………………………………………….…..22
2) Источники таможенного права……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….……
Метод
таможенного права представляет
собой совокупность приемов, способов
и средств осуществления
· Императивный метод - это метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами поведения.
· Диспозитивный метод - это метод дозволений. Данный метод правового регулирования таможенных правоотношений имеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых договоров, например, при регулировании договора перевозки).
1)Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе
Являясь комплексной отраслью системы права РФ, таможенное право по своему содержанию непосредственно связано со всеми отраслями права.
· Конституционное право, имеющее основополагающий характер для всех остальных отраслей права, играет такую же роль и по отношению к таможенному праву. Некоторые нормы конституционного права, не теряя своего основного значения, одновременно входят в состав таможенного права.
Принципиальное
значение для формирования и функционирования
таможенного права имеет и
норма российского
·
Преобладающая часть отношений,
урегулированных его нормами, относится
к сфере административного и
административно-
· Таможенное право непоcредственно связано с финансовым правом. Финансовое право регулирует отношения в сфере финансовой деятельности государства - отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих национальный доход России. Таможенное право определяет виды таможенных платежей, порядок их исчисления и уплаты. Таможенное право взаимодействует с финансовым правом в вопросах определения компетенции таможенных органов в осуществлении:
o
контроля при перемещении
o
документального контроля за
валютными операциями и учета
таких операций, ведения банка
данных по валютным расчетам
при экспортно-импортных
· Таможенное и гражданское право соприкасаются в вопросах регламентации прав и обязанностей по договорам хранения и перевозки, заключаемым в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и в других случаях. Гражданское процессуальное право применяется в деятельности таможенных органов во всех случаях судебного рассмотрения споров в таможенной сфере, например:
o взыскание по суду штрафов и денежных сумм за нарушения таможенных правил;
o
исполнение постановлений о
o
в случае подачи в суд жалобы
на решения, действия или
·
Таможенное право тесно связано
с уголовным правом, уголовно-процессуальным
правом, законодательством в сфере
оперативно-розыскной
· Таможенное право cвязано с международным правом в вопросах режима государственной границы РФ, нейтральных и прибрежных вод; приграничной территории, континентального шельфа, дипломатического иммунитета, режима наибольшего благоприятствования, международного сотрудничества государств, статуса международных и региональных организаций, представительств иностранных государств при них и т.д.
· Таможенное право связано с трудовым правом по вопросам организации службы и работы в таможенных органах России. В данной области применима аксиома: то, что не урегулировали специальные законы, регламентирует общее законодательство.
· Таможенное право также тесно cвязано с некоторыми другими отраслями права, в частности, с правом интеллектуальной собственности, правом в сфере экспортного контроля, экологическим правом.
2) Источники таможенного права
а) Понятие и виды источников таможенного права
Под
источниками права в
Исследовав
систему источников права в той
или иной правовой отрасли, можно
сделать вывод о специфике
правового регулирования, об основных
применяемых в ходе такого регулирования
приемах и способах, об особенностях
правового воздействия на общественные
отношения. Особенности системы
источников права наряду с предметом
и методом правового
В
нашей стране, относящейся к романо-
В Роccии, являющейся федерацией и имеющей две параллельные (несоподчиненные, независимые друг от друга) системы законодательства - федеральную и региональную, - правовое регулирование в таможенной сфере конституционными положениями отнесено к федеральному уровню, так как таможенные вопросы действующей российской Конституцией, как уже отмечалось, отнесены к ведению федеральных органов государственной власти.
б) Конституция РФ как источник таможенного права.
Конституция
РФ как основной закон нашей страны
является универсальным нормативно-
Конституция РФ cодержит сравнительно небольшое число положений, непосредственно относящихся к таможенному праву. Как уже отмечалось, Конституция относит таможенное регулирование к исключительному ведению федеральных органов государственной власти. Именно Конституция закрепляет исключительно федеральный характер государственно-правового воздействия на таможенное дело. В соответствии с Конституцией России какие-либо ограничения в перемещении товаров, услуг и денежных средств могут вводиться только в соответствии с федеральным законом (а не подзаконным актом) и только если это необходимо для обеспечения безопасности государства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей общесоциального значения.
Конституции
запрещает устанавливать на территории
России таможенные границы, пошлины, сборы
и какие-либо иные препятствия для
свободного перемещения товаров, услуг
и финансовых средств. Тем самым
устанавливается федеральная
в) Законы как источники таможенного права.
Ведущую роль среди источников таможенного права играют федеральные законы.
Основополагающим,
ключевым для всей отрасли таможенного
права нормативно-правовым актом
является уже упоминавшийся действующий
Таможенный кодекс РФ. Это кодифицированный
акт, призванный объединить в себе основные
нормативные предписания в
Он состоит из 6 разделов, 42 глав, 439 статей. Таможенный кодекс составлялся в соответствии с нормами и принципами международного права и нового российского законодательства, сложившегося в ходе кардинальной правовой реформы 90-х гг. XX в.
Таможенный кодекс предназначен для регулирования основ таможенного дела:
·
отношений по установлению порядка
перемещения товаров и
· отношений, возникающих в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
· отношений по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
Он
содержит основные понятия и правовые
категории таможенного права, служит
основой единого категорийного
аппарата этой правовой отрасли. Этот
документ также приводит перечень участников
таможенных отношений, устанавливает
правовой режим основных таможенных
режимов, порядок определения размеров
и взимания таможенных платежей, порядок
осуществления таможенного
Таможенный кодекс является основным, но не единственным федеральным законом-источником таможенного права.
г) Нормативные правовые акты как источники таможенного права
Подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты - играют менее значимую роль в таможенно-правовом регулировании. В основном такие акты посвящены регулированию второстепенных вопросов в соответствии с законами и во исполнение законов.
Тем не менее, для системности правового регулирования в таможенной сфере эти акты необходимы. Они служат связующим звеном между законами и непосредственным правоприменением, конкретизируют нормативные предписания, приближая их к реалиям жизни.
Указы Президента России являются источниками таможенного права в соответствии Таможенным кодексом России и регулируют общий предмет таможенного законодательства:
·
отношения по установлению порядка
перемещения товаров и
· отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
· отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
Постановления Правительства России могут регулировать остальные таможенные отношения, не отнесенные ст. 3 ТК к предмету регулирования указами Президента. В соответствии со сложившейся в нашей стране законотворческой практикой постановления Правительства принимаются для утверждения положений, перечней, определения правового статуса государственных органов и т.д.
д) Международные акты в области таможенного права
Таможенное право регулирует отношения, связанные с международной торговлей, т.е. сферу общественных отношений, имеющую иностранный элемент. Поэтому огромную роль в таможенном правовом регулировании имеют международные договоры.
Исключительно
важное значение для таможенного
права (и для системы отечественного
права вообще) имеет положение
Конституции о том, что общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные
В
настоящее время Россия участвует
в подавляющем большинстве
Информация о работе Понятие, предмет и метод таможенного права РФ