Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель: Cущество¬вание противодействующих друг другу государств, ста¬вит перед национальными правительствами задачу обес¬печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Введение……………………………………………………….………………3
Глава 1. Понятие «таможенное право»……………………………….….…..4
1)Система и принципы таможенного права…………………………………5
2)Цели и функции таможенного регулирования…………………………....7
Глава 2. Предмет и метод таможенного права…………………………..….21
1) Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе………………………………………………………….…..22
2) Источники таможенного права……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………….……
Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».
Cтруктуру cовременного таможенного регулирования в общем виде можно представить следующим образом:
1) принципы перемещения
через таможенную границу
2) таможенные режимы;
3) таможенно-тарифное
регулирование и взимание
4) таможенное оформление;
5) таможенный контроль;
6) предоставление таможенных льгот;
7) ведение таможенной
статистики и Товарной
8) правовая регламентация
ответственности за
Экономические цели
таможенного регулирования
Регулятивные цели достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Понятие, предмет и метод таможенного права России
В настоящее время в уcловиях формирования нормальных рыночных отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии cистемного, cтабильного отраcлевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела.
Отличительной особенностью любой отрасли права являются присущие только ей специфические предмет и метод правового регулирования. И таможенное право в этом смысле не исключение.
Под предметом правового
регулирования (предметом права) в
юридической науке принято
Метод правового
регулирования отражает и выражает
— в какого рода волевых связях,
предусмотренных
Правоотношения в cфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части — и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в cвязи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных cредств через таможенную границу России. Именно наличие этого объединяющего признака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественных отношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяет судить и о комплексности таможенного права как отрасли.
В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодексом РФ. В зависимости от конкретных целей их возникновения следует выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования таможенного права:
• общественные отношения, cвязанные с организацией таможенного дела в Российской Федерации;
• общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств;
• общественные отношения,
связанные с взиманием
• общественные отношения,
связанные с проведением
• общественные отношения, связанные с валютным контролем;
• общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
• общественные отношения, связанные с совершением уголовных преступлений в cфере таможенного дела;
• общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений в cфере таможенного дела;
• общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений;
• общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов;
• общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;
• общественные отношения, связанные с участием России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не обозначены).
Теперь о методе
правового регулирования
В теории права различают два основных метода правового регулирования общественных отношений — корпоративный (основанный на власти и подчинении) и диспозитивный (основанный на равенстве участников и свободе их действий в определенно установленных нормой пределах). Иными словами - авторитарный и демократический.
Cпецифика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеэкономической деятельности посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, поэтому в таможенно-правовом регулировании превалирует властный (императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможных обязательных предписаний, запретов и ограничений.
Предписания выражаются в возложении прямых обязанностей, как на таможенные органы, так и на лиц, перемещающих товары, по совершению определенных действий (например, по таможенному оформлению и т.п.), предусмотренных соответствующей таможенно-правовой нормой.
Запреты — это те же предписания, но они возлагают обязанность на участников таможенных правоотношений не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Исходя из приведенной
выше характеристики предмета и метода
таможенно-правового
Таким образом, таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм различной право отраслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.
Помимо предмета
и метода правового регулирования
самостоятельное и очень
Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципы и принципы отраслевого характера. К общеправовым принципам таможенного права относятся:
• принцип уважения прав и основных свобод человека;
• принцип законности,
принцип координации и
• принцип полномасштабного
и четкого таможенного
• принцип научности;
• принцип гуманности;
• принцип наибольшего благоприятствования;
• принцип приоритета международно-правовых норм и ряд других.
Одним из ведущих принципов таможенного права является принцип уважения прав и основных свобод человека, поскольку в Основном законе нашей стране - Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью.
Принцип законности предполагает необходимость строгого соблюдения всеми субъектами таможенного права Конституции РФ и ее законов, а также принятых в соответствии с ними подзаконных нормативно-правовых актов.
Принцип координации и взаимодействия государственных органов означает необходимость согласования норм таможенного законодательства с нормами иных отраслей права.
Полномасштабное и
четкое таможенное регулирование как
принцип таможенного права
Принцип научности в таможенном праве предполагает его опору на достижения финансовой, экономической и правовой науки, а также на достижения научно-технического прогресса при реализации таможенной политики государства и отражен, в частности, в нормах ТК РФ, регулирующих формы и методы таможенного контроля.
Принцип гуманности очень широко применяется в таможенном праве и находит свое отражение, в частности:
• в запрете свободного провоза через таможенную границу оружия, наркотиков и ряда иных предметов;
• в наличии льгот по таможенному оформлению грузов, являющихся гуманитарной помощью;
• в наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение таможенных правил;
• в возможности назначения более мягкой меры воздействия за нарушение таможенных правил, чем это предусмотрено соответствующей нормой;
• в целом ряде иных таможенно-правовых норм.
Повсеместно применяемый в мировой практике принцип наибольшего благоприятствования используется в российском таможенном праве для устранения либо минимизации различного рода нетарифных барьеров (лицензирования, квотирования и пр.) при осуществлении внешнеторговой деятельности в Роccийской Федерации.
Принцип приоритета международно-правовых норм соответствует стремлению нашей страны к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. В связи с этим Таможенным кодексом РФ установлено, что если международным договором России установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены внутренним российским законодательством, то применяются нормы международных договоров.
Среди других общеправовых принципов таможенного права следует отметить принцип юридического равенства, принцип объективной истины, принцип судебной защиты субъективных прав и др.
Оcновными отраcлевыми принципами таможенного права являются следующие:
• принцип единства таможенной политики России, ее целей и средств реализации, в соответствии с которым на территории России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства;
• принцип единства таможенной территории, основанный на нормах Конституции РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободное перемещение по территории России товаров, услуг и финансовых средств, а также недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для такого перемещения;
• принцип единства ставок таможенных пошлин, в соответствии с которым ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов.
Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.
а).Таможенные платежи
В Таможенном кодекcе РФ определены следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата.
Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих в развитых государствах и в России.
Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.
Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина).
По адвалорным cтавкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе ставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставокдля одного и того же товара (двухколонные, трех колонные тарифы): минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.
В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:
Информация о работе Понятие, предмет и метод таможенного права РФ