Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:56, реферат

Краткое описание

Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Особое место в системе органов государственной власти и управления. Не входят ни в одну из ветвей власти.
Специфический вид государственного контроля.
Независимая и обособленная структура. Осуществляется от имени государства в целом. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.
Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по Прокурорский надзор.doc

— 465.00 Кб (Скачать)


Ответы ПН. (другие)

Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ.

Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Особое место в системе органов государственной власти и управления. Не входят ни в одну из ветвей власти.
Специфический вид государственного контроля.
Независимая и обособленная структура. Осуществляется от имени государства в целом. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.
Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата.
Надзор  - это контрольная деятельности за исполнением только законов.
Прокурор – физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуре, принятое на работу в соответствии с ФЗ и исполняющее обязанности в соответствии с ФЗ и распоряжениями генерального прокурора. Понимается под понятием прокурора – генеральный прокурор, прокурор субъекта, прокурор города, района, специализированной прокуратуры, заместители генерального прокурора, его помощники, советники, старшие помощники, по особым поручениям, прокурор-криминалист. Осуществляют специфическую деятельность. Также в системе органов работают прокурорские работники – работники, занимающие вспомогательные должности, научно-педагогические работники и другие.
Прокурорский надзор как отрасль науки – сумма знаний о формах, средствах, методах, осуществления прокурорской деятельности.
Предмет прокурорского надзора.
Общественные отношения, на регулирование которых и обеспечение законности направлена деятельность органов прокуратуры.
Объект прокурорского надзора.
Предприятия, учреждения, организации, государственные органы, их должностные лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.
Субъект прокурорского надзора.
Прокурор как должностное лицо органа прокуратуры, но также к субъектам относится и сам орган.
Сущность
Выявление и установление правонарушений, а также применение правовых средств для устранения выявленных правонарушений. Средства подразделяются на:

        Средства выявления – проведение проверок, истребование документов

        Средства устранения – направление официального представления

        Средства предупреждения – направление предостережения

Методика прокурорского надзора.
Совокупность приемов и способов, которые использует прокурор в процессе проведения прокурорской работы. Рекомендации по проведению конкретных видов проверок. Методики закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора, методических пособиях, информационных письмах, они должны иметь научную основу. Методика отличается от в тактики прокурорского надзора – совокупность конкретных приемов по проведению конкретной проверки. Тактика зависит от конкретной обстановки. От правильной организации методики и тактики во многом зависит результативность.
Цели и задачи прокурорского надзора.
Основными целями является обеспечение верховенства закона и обеспечения иерархии законов.  Другими целями прокурорского надзора являются:

        Обеспечение единства и укрепление законности

        Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина

        Обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства в целом

Конкретные виды деятельности направленной на достижение целей отражены в пункте 2 статьи 1 ФЗ «о прокуратуре». Одним из важнейших направлений деятельности является координация деятельности других органов.
Задачи прокурорского надзора.
Конкретные меры, которые принимают органы прокуратуры. Для достижения вышеуказанных целей принимаются различные по содержанию, по кругу субъектов, по средствам решения задачи. Они определяются конкретными ситуациями. Задачи делятся на три уровня:

        Общие – наиболее важные. Определяются в конституции, в ФЗ «О прокуратуре», в иных ФЗ.

        Укрепление законности и охрана от посягательств общественного и государственного строя

        Охрана от посягательств на политические, трудовые, жилищные и другие личные права граждан.

        Охрана прав и законных интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

        Специальные – задачи по конкретным направлениям.

         Контроль за исполнением нормативно-правовых актов

        Частные – различаются в зависимости от направления, а также от вида применяемого правового средства прокурорского надзора. Для решение одной частной задачи может быть использована другая частная задача.

2. История развития прокуратуры.
Образование «фискалата» (1711 г.) в целях борьбы с взяточничеством, казнокрадством, поборами   – прообраз прокуратуры.
Впервые сформировал единую централизованную систему органов прокуратуры Петр 1.
Ввел должность генерал прокурора, которому подчинялись обер-прокуроры и прокуроры коллегий сената и провинций. Сам генерал-прокурор подчинялся только императору. Наделен полномочиями надзирать за деятельностью любых органов. Вели наблюдения за интересами казны, арестантских делах, опротестование решений, выполнения законов.
В эпоху дворцовых переворотов пришли в упадок.
В период властвования Екатерины приобрела опять серьезную роль. Учреждение о губерниях, где были закреплены полномочия прокуроров на местах.
Задачи сохранения целостности власти, установление интересов его императорского величества. 
Следила за тем, чтобы не было незаконных сборов, взяток.
1802 – органы прокуратуры подчинены органам юстиции.
Основные положения о прокуратуре. 1862 г. Главные задачи – наблюдение за точным соблюдением законов. Впервые закреплены принципы деятельности прокуратуры. Единство и централизация, несменяемость, независимость.
1917 – прокуратура была упразднена «Декретом о суде». С 17 по 22 г. органов прокуратуры не было.
Дата воссоздания Российской прокуратуры 28.05.22, когда ВЦИК утвердила положения о прокурорском надзоре. Орган прокуратуры- выполняет одни и те же цели и задачи, которые были заимствованы:

        Надзор за законностью действий всех органов власти

        Всех хозяйствующих субъектов

        Общественных и частных организаций.

        Опротестование противоречащих закону постановлений и распоряжений. И др.

В главе поставлен прокурор республики, который выполнял функции комиссара юстиции. Организационно входила в состав народного комиссариата юстиции.  На местах уездные прокуроры.
Впервые учреждена военная прокуратура. Возложены прокурорские функции военных ведомств, как самостоятельное звено органов прокуратуры. Состояли при военных трибуналах, для быстрого разрешения дела.
Принятие в 22 г. инструкции.

Принимается постановление Президиума ВС СССР «О структуре центрального аппарата прокуратуры СССР».
В 1959 году принимается указ об образовании коллегии прокуратуры СССР.
В 1977 году новая Конституция СССР. Ст.168 – положение об органах прокуратуры осуществляющих свои полномочия независимо от местных органов, подчиняясь только генпрокурору СССР. Разница в том, что в К СССР был определен порядок назначения и подотчетность генпрокурора СССР, срок полномочий и порядок назначения нижестоящих прокуроров.
В 30 ноября 1979 году – Закон о прокуратуре СССР. Он стал актом комплексного регулирования всей системы организации деятельности прокуратуры, в т.ч. военной прокуратуры. Четко определил все полномочия прокуроров применительно к отдельным отраслям прокурорского надзора. Сроки рассмотрения актов прокурорского надзора. Обязательность исполнения требований прокуроров, причин, способствующих им условий.
1980 – постановление о структуре прокуратуры СССР.
1980 – положение о классных чинах работников в органах прокуратуры.
         - Положение об органах военной прокуратуры. Порядок организации и комплектования военных прокуратур и т.д.
1992 – новый ФЗ о прокуратуре. Ст.129 Прокуратура РФ – единая централизованная система с подчинением нижестоящих вышестоящим.
Распространение надзора на ОРД. Сформулирована новая структура военной прокуратуры (уже была). 
При разработке конституции чуть было не упразднили прокуратуру вообще (еще было предложение ограничить деятельность судебным преследованием).
Речь о прокуратуре в конституции идет только в одной главе Судебная власть.
Считается, что недостаточен уровень независимости прокуратуры. Так, прокуроры субъектов назначаются по согласованию с ОГВ субъектов.
3. Прокуратура в системе государственных органов РФ и ее задачи.
Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору и осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законодательства действующего на ее территории.
Российская прокуратура является самостоятельной структурой, не входящей ни в одну из ветвей власти.
В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы сдержек и противовесов в механизме разделения властей.
Из содержания Конституции следует, что прокуратура не может относиться ни к органам судебной, ни к органам исполнительной власти. Правосудие в РФ осуществляется только судами. С другой стороны, ст. 77 К РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов РФ являются федеральными органами – звеньями централизованной системы прокуратуры.
Прокуратура и законодательная власть.
Назначение генерального прокурора осуществляется Советом Федерации по представлению Президента.
Отсутствие у Генерального Прокурора права законодательной инициативы. Но все равно в рамках данных органов ведется серьезная «законопроектная» работа, которые направляются Президенту, Правительству.
В ряде субъектов прокуроры обладают правом законодательной инициативы в отношении законодательства субъектов.
Прокуратура и исполнительная власть.
Отношения строятся по двум направлениям:
Отношения надзора и отношения взаимодействия.
Прокуратура и судебная власть.
Суд осуществляет контроль за законностью применения прокуратурой мер процессуального принуждения при предварительном расследовании преступлений. В свою очередь, прокуратура контролирует законность судебных решений путем их опротестования в вышестоящие суды.
Специфика роли прокурора заключается в том, что с одной стороны, он выступает как субъект судебного разбирательства в соответствующих процессуальных формах, а с другой – осуществляет надзорные функции.
Важная роль в рассмотрении уголовных дел – поддерживает возложенную государством функцию государственного обвинения.

Задачи:
Основными целями является обеспечение верховенства закона и обеспечения иерархии законов.  Другими целями прокурорского надзора являются:

        Обеспечение единства и укрепление законности

        Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина

        Обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства в целом

Конкретные виды деятельности направленной на достижение целей отражены в пункте 2 статьи 1 ФЗ «о прокуратуре». Одним из важнейших направлений деятельности является координация деятельности других органов.
Задачи прокурорского надзора.
Конкретные меры, которые принимают органы прокуратуры. Для достижения вышеуказанных целей принимаются различные по содержанию, по кругу субъектов, по средствам решения задачи. Они определяются конкретными ситуациями. Задачи делятся на три уровня:

        Общие – наиболее важные. Определяются в конституции, в ФЗ «о прокуратуре», в иных ФЗ.

        Укрепление законности и охрана от посягательств общественного и государственного строя

        Охрана от посягательств на политические, трудовые, жилищные и другие личные права граждан.

        Охрана прав и законных интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

        Специальные – задачи по конкретным направлениям.

        Контроль за исполнением нормативно-правовых актов

        Частные – различаются в зависимости от направления, а также от вида применяемого правового средства прокурорского надзора. Для решение одной частной задачи может быть использована другая частная задача.

        Объект и предмет прокурорского надзора.

Предмет прокурорского надзора - общественные отношения, на регулирование и обеспечение законности которых направлена деятельность органов прокуратуры.
Предмет прокурорского надзора - понятие по смыслу ст. 21, 26, 29, 32 ФЗ «О прокуратуре», призванное разграничить основные направления (отрасли) прокурорского надзора в зависимости от характера правоотношений. Каждое направление прокурорского надзора имеет свой предмет – исполнение законов определенным юридическими и должностными лицами.
Объект прокурорского надзора – научная категория, не получившая до сих пор однозначного научного определения. Под объектом прокурорского надзора следует понимать государственные органы, учреждения, организации, органы местного самоуправления, а также их деятельность, связанную с исполнением законов.

         Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

В ст. 3 ФЗ «О прокуратуре» установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ, полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами РФ.
Федеральный закон «О прокуратуре» содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и различных составляющих ее звеньев. В нем определяется понятие прокуратуры как единую централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору и осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законодательства действующего на ее территории.
Закон определяет принципы организации и деятельности прокуратуры (ст. 4), функции прокуратуры.
В самостоятельных разделах закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды (отрасли или подфункции) прокурорского надзора. Например, «Надзор за исполнением законов».
Значительное место уделено регламентации прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры.  Существенно развиты меры поощрения и дисциплинарной ответственности работников . Специальные нормы о материальном и социальном содержание работников.
Особый порядок привлечения к уголовной и административной ответственности.

Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства из реализации в различных судебных инстанциях при рассмотрении гражданских, уголовных, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях регламентируются соответственно УПК, ГПК, АПК, КоАПом.
Особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регламентируются в Таможенном кодексе – надзор при использовании метода контролируемой поставки при ввозе, вывозе или транзите наркотических средств или психотропных веществ. 227, 228, 248.
Отдельные положения есть в ТК – например обязательное участие в делах об увольнении.
Подчеркивая особую значимость для охраны прав и свобод человека и гражданина, общества и государства тех или иных видов деятельности, законодатель счел необходимым специально указать на возложение на прокуратуру надзора за исполнением законов. Об этом есть прямое указание в ФЗ «Об ОРД», «О внешней разведке», «О б учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О федеральных органах правительственной связи и информации».

        Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

В ст. 3 ФЗ «О прокуратуре» установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ, полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами РФ.
В соответствии со ст. 71 п. «о» прокуратура и законодательство о прокуратуре относится к исключительному ведению РФ.
Ст. 129 определяет общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации. Согласно этой статье, прокуратура в РФ представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ сделано одно исключение из пункта «о» ст. 71. Законодательство субъектов в части определенной Конституцией РФ только по вопросу согласования с Генеральным прокурором назначения предлагаемой им кандидатуры прокурора субъекта Федерации, относится к составу правовых основ деятельности прокуратуры  РФ.

Информация о работе Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ