Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:56, реферат
Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Особое место в системе органов государственной власти и управления. Не входят ни в одну из ветвей власти.
Специфический вид государственного контроля.
Независимая и обособленная структура. Осуществляется от имени государства в целом. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.
Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата.
Вопрос 37. Понятие уполномоченного прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
Это прокурор, назначенный приказом заместителя Генпрокурора РФ, главного военного прокурора, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и других специализированных прокуроров, главные прокуроры городов и районов, а также их заместители осуществляющий надзор в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
Задачи:
Уполномоченным прокурорам обращать внимание:
а) на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно - розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно - розыскной деятельности.
б) на обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно - розыскные мероприятия;
в) на соответствие оперативно - розыскных мероприятий целям и задачам оперативно - розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
г) на наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;
д) на возможность осуществления только тех оперативно - розыскных мероприятий, перечень которых определен федеральным законом;
е) на наличие оснований для проведения оперативно - розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом.
Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, но при необходимости срок может быть продлен на основании вновь представленных материалов;
ж) на соблюдение условий и порядка проведения оперативно - розыскных мероприятий;
з) на своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;
и) на законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.
Вопрос 38. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
а) знакомиться с подлинными оперативно - служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно - розыскных мероприятий с использованием оперативно - технических средств, учетно - регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно - розыскных мероприятий, а также иные оперативно - служебные документы, необходимые для осуществления надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности";
б) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона;
в) давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно - розыскных мероприятий либо требовать их прекращения;
г) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов оперативно - розыскной деятельности следователю (органу дознания, в суд);
д) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов оперативно - розыскной деятельности;
е) опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;
ж) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;
з) требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;
и) при обнаружении признаков преступления проводить проверку;
к) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.
39. Сущность, предмет и задачи ПН за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Российское уголовно-процессуальное законодательство детально регламентирует деятельность органов дознания и предварительного следствия. Ст.5 УПК определяет дознание как форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Применяются меры процессуального принуждения: задержание, привод, наложение ареста и др.
Сущность ПН характеризуется также его предметом, которым в наиболее обобщенном виде можно считать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия. В ст. 29 ФЗ «О Прокуратуре РФ» конкретизируется предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, в который входят: 1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 2. Соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 3. Соблюдение порядка проведения расследования; 4. Законность решений, принимаемых указанными органами.
Задачи ПН в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая, четко сформулированная в ст. 25 УПК, состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер, направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона (ст. 2 УПК) о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.
В данный вид надзора входят:
- Надзор за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Запрещается осуществлять действия и принимать решения, которые могут унижать честь и достоинство, которые создают угрозу жизни и здоровья, подвергать насилию, пыткам, жестокому обращению.
- Надзор за соблюдением установленного порядка при сообщении о готовящихся преступлениях. Письменные заявления должны быть зарегистрированы. Анонимные заявления должны быть проверены.
- Проведение предварительного расследования: гарантии соблюдения прав; обеспечение объективности достижения истины.
Прокурор должен ориентироваться на УПК: - Каждый задержанный имеет право на защиту; - Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; - Не допускается использовать доказательства, полученные преступным путем; - Никто не должен свидетельствовать против себя, своих близких; - Обеспечение неприкосновенности личности, жилища и др.
- Надзор прокурора за соблюдением законности решений: решений, влияющих на движение уголовного дела; решений о задержании подозреваемого; решений о производстве выемки, обыска и др.
- Надзор за принятием решения на завершающем этапе предварительного расследования (о передаче дела в суд, о прекращении дела)
- Надзор за соблюдением установленных сроков.
40,41. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими ФЗ.
Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст.30 ФЗ «О прокуратуре РФ»)
Прокурор имеет право:
Проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (соблюдение сроков исполнения, 3 дня);
Возбуждать уголовные дела и в порядке, установленном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору;
Участвовать в производстве предварительного следствия. Лично производить отдельные следственные действия;
Давать согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
Давать согласия на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения;
Давать согласия на наложение ареста на корреспонденцию, производство осмотра жилища;
Разрешать вопросы, связанные с отводом дознавателя, следователя, а также самоотводы;
Отстранять следователя, дознавателя от дальнейшего производства;
Изымать любое уголовное дело у органов дознания и передавать следователю;
Передавать уголовное дело от одного органа другому. Отменять незаконные и необоснованные решения нижестоящих прокуроров, следователей, дознавателей;
Поручать органу дознания (предварительного следствия) проведение ОРД;
Продлевать срок предварительного расследования (2 месяца – 6 месяцев – 1 год – 1,5 года Генеральный Прокурор);
Утверждать постановление следователя;
Утверждать обвинительное заключение и направлять уголовное дело в суд;
Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю с указанием производства предварительного расследования;
Приостанавливать и прекращать производство по уголовному делу.
Правовые акты в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Правовыми актами прокурорского надзора в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, являются:
постановление,
письменное требование,
письменное указание,
санкция (отказ в даче санкции),
письменное согласие на проведение конкретных действий или принятие решений (отказ в этом),
представление.
Все эти акты прокурорского реагирования различаются по форме и содержанию.
Постановления принимаются в стадии возбуждения уголовного дела, в стадии предварительного расследования и нередко после того, как уголовное дело прекращено. В стадии возбуждения уголовного дела основными актами ПН являются: - постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; - постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Указания на эти акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона органами дознания и предварительного следствия (следователями) в начальной стадии уголовного процесса содержатся в статье 148 УПК. В соответствии с нормами этой статьи прокурор в случае необоснованности или незаконности отказа в возбуждении уголовного дела отменяет своим постановлением постановление органа дознания или следователя и возбуждает уголовное дело. Постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела выносится при условии, что по нему не произведено ни одного следственного действия. При наличии такого постановления прокурора уголовное дело считается не имевшим места и исключается из регистрации, утрачивая свой номер.
В стадии предварительного расследования постановления прокурора могут отменять любые незаконные постановления следователей, лиц, производящих дознание, начальников органов дознания о привлечении в качестве обвиняемого, о применении, изменении меры пресечения, приостановлении и прекращении уголовного дела и др. Форму постановлений принимают решения прокурора о возбуждении, прекращении, приостановлении и возобновлении уголовного дела, а также иные решения прокурора в рамках предоставленных ему полномочий (см. вопрос № 40, 41).
Письменные указания содержат предписания, что необходимо сделать по делу: провести те или иные следственные или розыскные действия, проверить конкретную версию, предъявить обвинение, переквалифицировать действия, инкриминируемые обвиняемому, избрать, изменить или отменить меру пресечения, принять в целом меры для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших и т.д. Они направлены, прежде всего, на предупреждение возможных нарушений закона, а также на устранение допущенных нарушений.
Письменные требования обеспечивают истребование от органов дознания (предварительного следствия) документов, материалов, иных сведений о совершенных преступлениях, ходе дознания (предварительного следствия). Предпочтительной формой таких требований является безусловно письменная форма. Они обязательно содержат наименование документов, материалов уголовного дела, которые запрашивает прокурор для изучения.
Представление прокурора выносится им по конкретным случаям нарушения закона следователем (лицом, производящим дознание) или по результатам специальной проверки материалов, по которым было необоснованно отказано в возбуждении уголовного дела, за определенный период времени; обнаружения многочисленных случаев укрытия от учета заявлений (сообщений) о преступлениях, необоснованно прекращенных или приостановленных дел. В представлениях не только предлагаются меры по устранению выявленных нарушений закона, но и может одновременно ставиться вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в установленный законом срок.
Своеобразными актами ПН на стадии предварительного расследования является дача санкции (на арест, отстранение от должности и др.) или отказ в санкционировании. Санкция представляет собой процессуальную форму выражения согласия с решением органа дознания (следователя) о производстве определенных действий. Дача и отказ в даче санкции осуществляются соответствующей резолюцией прокурора. Она дается после тщательной проверки обстоятельств, являющихся основаниями производства следственного действия. Сопровождается скрупулезным исследованием доказательств. Приказ Генерального Прокурора РФ № 31 от 18 июня 1997 г. предписывает прокурорам мотивировать отказ в даче санкции на постановлении следователя или в отдельном документе, поскольку это решение может быть проверено вышестоящим прокурором.
Согласие прокурора (на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, на продление срока дознания или предварительного следствия, на возбуждение уголовного дела, на совершение отдельных следственных действий и т.д.) также дается в виде резолюции на постановлении органа расследования. Отказ в даче согласия должен быть мотивирован и изложен в письменном виде.
Утверждение прокурором обвинительного заключения является особым актом надзора и облекается в форму резолюции.
Закон не ограничивает возможность вынесения прокурором на стадии дознания (предварительного следствия) вынести протест на какие-либо нормативно-правовые акты, которые не соответствуют Конституции РФ, другим законам, предостережение отдельным лицам о недопустимости нарушения закона, однако такие акты нетипичны для данного направления ПН.
Надзор прокурора за исполнением законов при регистрации, рассмотрении и завершении заявлений и сообщений о преступлениях
Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии подлежат выяснению как обстоятельства, влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, то есть отказ в нем. Поводами для возбуждения уголовного дела согласно статье 140 УПК служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Статья 5 УПК устанавливает, что сообщение о преступлении – это заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления.
Заявления о преступлении и сообщения о совершенном или готовящемся преступлении - наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Они представляют собой адресованные органам, уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю или другим лицам и организациям. Важным условием обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является ПН.
В соответствии со статьей 37 УПК прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Закон предусматривает следующий порядок рассмотрения сообщений о преступлениях. Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предоставленный для принятия решения по сообщению, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.
Сообщения могут быть письменными или устными. Письменные сообщения подлежат обязательной регистрации. Порядок регистрации и учета сообщений определяется ведомственными актами. На данный момент действует талонная система принятия сообщений. Заявителю выдается документ (талончик) о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Устные сообщения заносятся в протокол. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Анонимные сообщения не могут быть зарегистрированы, но являются основанием для проведения проверки. Прокурор обязательно проверяет порядок принятия, регистрации, учета сообщений не реже 1 раза в месяц. Чтобы эти проверки проводить квалифицированно, прокурору необходимо знать ведомственные нормативные акты, в которых детально расписаны действия по приему, регистрации, учету и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд.
О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
Таким образом, прокурор надзирает за тем, чтобы был соблюден порядок принятия, регистрации, учета, рассмотрения сообщений о преступлениях, чтобы не ущемлялись права и законные интересы граждан.
44. Надзор прокурора за исполнением законов при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления. Основания задержания:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
А также если с согласия прокурора в суд было направлено ходатайство о заключении лица под стражу.
В течение 12 часов о произведенном задержании должно быть сообщено письменно прокурору.
Необходимо сообщить кому либо из близких о задержании в течение 12 часов, если военный, то в командование, если иностранец, то уведомлять посольство или консульство.
Согласно приказу Генеральной П РФ от 18 июня 1997 г. № 31 "Об организации ПН за предварительным следствием и дознанием" прокурор обязан:
1.5. Своевременно проверять законность задержания подозреваемых, предъявления обвинения и применения мер пресечения.
При осуществлении ПН за законностью и обоснованностью задержаний и арестов граждан исходить из того, что эти действия, связанные с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, должны проводиться в точном соответствии с номами уголовно-процессуального законодательства.
1.6. Ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах, практиковать проверки в нерабочее время. Незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания. При получении заявления задержанного о применении незаконных методов следствия немедленно проводить проверку всех доводов с принятием решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
1.7. Пресекать задержание подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Устанавливать фактическое время водворения граждан в ИВС по протоколам об административном задержании. В случае нарушений законности решать вопрос об ответственности виновных.
1.8. Не допускать использования задержания и ареста как средства получения от подозреваемого или обвиняемого признания вины в совершении преступления.
Прокурор надзирает за соблюдением следующих требований при задержании:
- запрет на унижение человеческого достоинства;
- запрет на создание опасности для жизни задержанного;
- запрет подвергать задержанного пыткам, насилию, жестокому обращению.
Кроме того, следователь (дознаватель) должны разъяснять задержанному (подозреваемому) его права. Должны соблюдаться права и свободы, связанные с ограничением переговоров, переписки, корреспонденции и др. Необходимо помнить, что отдельные лица могут быть задержаны только если застигнуты на месте преступления, а иначе должны быть отпущены (судья, прокуроры, депутаты и др.). Прокурор следит за соблюдением всех прав, свобод и законных интересов задержанных.
При осуществлении данного вида надзора прокурор обладает особыми полномочиями: опрашивать задержанных, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию.
До судебного решения лицо может быть задержано на срок не более 48 часов. Постановление о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства, должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания подозреваемого.
45. Надзор прокурора за законностью и обоснованностью привлечения к уголовной ответственности (возбуждение уголовного дела).
Важным условием обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел и привлечения к уголовной ответственности является прокурорский надзор. Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, независимо от подследственности дела. Если имеется законный повод и основание к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело согласно прямым предписаниям ч.1 ст.112 УПК.
Решение о возбуждении уголовного дела является постановление о возбуждении уголовного дела (ч.2 ст.112 УПК). Порядок направления уголовного дела после его возбуждения регламентируется ст.115 УПК согласно которой после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело для производства предварительного следствия или дознания, а в случаях, предусмотренных законом, принимает дело к рассмотрению судом (ст.27УПК).
Прокурор надзирает за тем, что бы не было необоснованного возбуждения или отказа в возбуждении у головного дела, строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не ущемлялись права и законные интересы граждан. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.
В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело (ч.3 ст.116 УПК). Отмена постановления о возбуждении уголовного дела и отказ в его возбуждении представляют собой одно процессуальное действие, которое оформляется мотивированным постановлением и может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п.1 ст.211 УПК).
Закон возлагает на прокурора обязанность проверять, соблюдались ли установленные порядок и сроки возбуждения уголовного дела, а также права и законные интересы граждан. В этих целях прокурор обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения закона, допущенные при учете, регистрации и проверке данных о преступлениях.
При необходимости прокурор может дать указание о производстве дополнительной проверки, об уточнении обстоятельств, определяемых задачами стадии возбуждения дела. В соответствии с ч.2 и 3 ст.116 УПК прокурор отменяет незаконное и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. В связи с этим, проверяя постановления следователя или органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор обязан обратить внимание не только на обоснованность отказа по существу, но и на соответствие формулировки обстоятельствам, изложенным в материалах ,а при необходимости исключить из постановления следователя или органа дознания те или иные ошибочные, по его мнению, утверждения.
Прокурор проверяет, уведомлены ли об отказе в возбуждении уголовного дела учреждения и организации, приславшие заявление или сообщение, разъяснено ли им право на обжалование такого решения. Обнаружив, что дело необоснованно возбуждено судьей или судом, прокурор в соответствии со ст.32 Закона о прокуратуре РФ и ст.331 УПК опротестовывает постановление судьи (или определение суда) о
возбуждении уголовного дела в вышестоящий суд.
Если же дело незаконно возбуждено самим прокурором, вышестоящий прокурор отменяет постановление нижестоящего прокурора. Также он поступает и в случае необоснованного отказа в возбуждении дела нижестоящим прокурором.
46. Надзор прокурора за исполнением требований закона об обеспечении права подозреваемого и обвиняемого на защиту. В соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
УПК РФ в качестве одного из принципов также предусматривает, что подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.
Защитник участвует в уголовном деле с момента:
- вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;
- фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления;
- вручения уведомления о подозрении в совершении преступления;
- объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;
- начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.
УПК также содержит следующие положения относительно права на защиту:
- Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными УПК способами и средствами;
- В случаях, предусмотренных УПК, обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, в том числе прокурором;
- В случаях, предусмотренных УПК и иными ФЗ, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.
Подозреваемый вправе пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного положениями УПК, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого.
Обвиняемый вправе иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности.
Дознаватель, следователь, прокурор или суд обеспечивают участие защитника:
- по просьбе подозреваемого, обвиняемого;
- если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна;
- в случаях обязательного участия защитника.
Отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В обязанности прокурора входит не только обеспечение права на защиту (самим прокурором), но и осуществление надзора за исполнением органами дознания или следователями требований Конституции РФ, УПК об обеспечении права подозреваемого, обвиняемого на защиту. Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы:
- защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозреваемого, с момента предъявления обвинения и т.д. (см. выше);
- дознаватель, следователь как при задержании и аресте, так и при предъявлении обвинения разъяснил подозреваемому, обвиняемому его право иметь защитника;
- дознаватель, следователь предоставили ему свидание с близкими или родственниками, которые смогут пригласить защитника;
Защитник вправе обжаловать любые действия и решения следователя. Эти жалобы направляются прокурору, который обязан рассмотреть их в течении 3 дней и сообщить заявителю о результатах их рассмотрения.
Представляется, что такая острая проблема, как обеспечение прав участников уголовного судопроизводства, в том числе подозреваемого и обвиняемого на защиту, должна постоянно находиться в поле зрения прокуроров, и каждый случай нарушения прав и свобод данных лиц должен быть объектом повышенного внимания. В этом случае деятельность прокуроров будет иметь важное превентивное значение, окажет влияние на устранение этого негативного явления из практики расследования преступлений.
47.Надзор прокурора за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела.
(УПК, Приказ Генпрокуратуры РФ № 136 от 06.09.2007г.)
Прокурор обязан:
контролировать поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ. В течение месяца после получения этих процессуальных документов проверять законность и обоснованность принятых решений с изучением материалов уголовных дел.
В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя.
Учитывать, что решение о прекращении уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 25 и 28 УПК РФ, принятое с согласия заместителя руководителя следственного органа, может быть отменено руководителем этого следственного органа. В том случае, если постановление о прекращении уголовного дела утверждал руководитель следственного органа, материалы о его отмене направлять вышестоящему прокурору для решения вопроса о направлении постановления руководителю вышестоящего следственного органа.
Обеспечивать обязательное участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
В целях объективного рассмотрения жалоб обеспечивать получение от руководителей следственных органов необходимых материалов для выработки правовой позиции. При участии в судебном заседании давать заключения по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся в прокуратуре материалов.
В случае удовлетворения судом жалобы рассматривать вопрос о необходимости внесения в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" представления и постановки вопроса перед руководителями следственных органов об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.
48. Надзор прокурора за соблюдением требований закона при окончании предварительного расследования с составлением обвинительного заключения.
В рамках до судебного производства прокурор уполномочен: утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу; возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
В соответствии со ст. 221. УПК Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Установив, что следователь нарушил требования части пятой статьи 109 настоящего Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.
В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3, прокурор выносит мотивированное постановление.
Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:
1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;
2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
Обжалование решения прокурора, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи, в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение.
В соответствии со 222 УПК После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15 настоящего Кодекса.
Информация о работе Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ