Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 14:16, курсовая работа
Целью данной работы я обозначаю:
- обозначить конституционные основы деятельности прокуратуры
- определить цели и задачи прокуратуры
- выявить виды функций прокуратуры.
- раскрыть содержание конкретных функций прокуратуры.
Введение
Прокуратура в государственно-правовой системе Российской Федерации.
Правовое регулирование прокурорского надзора в РФ.
Цели и задачи прокуратуры.
Функции прокуратуры.
Заключение.
Список используемой литературы.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ
Курс: 2 МСБ 12ЮЗ
Курсовая работа
по дисциплине «Конституционное (государственное) право России»
на тему:
«Цели, задачи, функции Прокуратуры РФ.»
Работу выполнил студент:
Фамилия: Орешко
Имя: Анастасия
Отчество: Алексеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ.
Наше российское общество характеризуют
значительные демократические преобразования,
установление гармоничных отношений между
личностью и государством. В соответствии
с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета
и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный
народ. Конституция РФ, в данном случае,
есть правовая основа народовластия. Она
узаконивает социальный механизм властвования
народа. Делая вывод из смысла Конституции
РФ, можно сказать, что конституционными
принципами, определяющими взаимоотношения
человека и власти, являются: приоритет
прав и свобод человека, верховенство
права, взаимная ответственность человека
и власти, судебная защита прав и свобод
человека.
Для функционирования системы демократии необходим четко отрегулированный государственный аппарат, обладающий определенными полномочиями, позволяющими ему эффективно осуществлять возложенные на него задачи и функции. Важная роль в усилении демократии и законности здесь принадлежит органам государственной власти, в том числе прокуратуре. Прокуратура РФ, как орган, имеющий целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, является, в силу особенностей и специфики своей деятельности, одним из основных гарантов движения нашего общества на пути прогресса. Ведь Российская Федерация – государство с самой большой в мире территорией, где невозможно без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов.
В связи с принятием Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив, ранее им не свойственных. Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в условиях роста преступности в РФ, в том числе
преступности организованной и коррумпированной, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства – неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона.
Целью данной работы я обозначаю:
- обозначить конституционные
- определить цели и задачи прокуратуры
- выявить виды функций прокуратуры.
- раскрыть содержание
2
Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) (ст. 129) и Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля 2010 г., 28 декабря 2010 г. ) (ч. 1 ст. 1) законодательно формируют государственно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации.
Согласно им, прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющего надзор от имени Российской Федерации за исполнением действующих на ее территории законов.
В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ закрепляется один из важнейших принципов, который гласит, что основной закон страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. Такое верховенство обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Оно предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений подчеркивается подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.
В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Так, в сфере трудовых прав граждан прокуратура, защищая и охраняя трудовые права граждан, опротестовывает незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие трудовые права граждан, вносит представления, возбуждает административное производство.
3
Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина.
Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ. Ее составляют федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств и т.п.) Обеспечение единства законности на территории всей страны – необходимое условие социального, экономического и политического развития страны и ее регионов. Оно означает единообразное понимание и применение законов, непротиворечивость законодательства, верховенство законов над иными правовыми средствами регулирования.
Прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет самостоятельный обособленный вид государственной деятельности – прокурорский надзор. Он реализуется путем осуществления от имени РФ надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации централизованной единой системой органов прокуратуры.
Общие цели деятельности органов прокуратуры по-прежнему определены в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», и одним из основных направлений ее деятельности прокуратуры по обеспечению верховенства закона является осуществление надзорной функции.
Поэтому в научных публикациях последнего времени указывается, что предназначение прокуратуры, решаемые задачи, характер
4
полномочий не позволяют отнести ее ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти, хотя прокуратура является важнейшим механизмом реализации государственной власти, обеспечивающим верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор, как государственно-правовой институт, выполняет те основные функции государства, которые направлены на единообразное и неукоснительное исполнение установленных и действующих в обществе законов.
Это происходит потому, что государству как политико-территориальной организации, имеющей особый аппарат управления, находящий свое выражение в соответствующей системе органов власти, занимающихся организацией исполнения общеобязательных норм поведения, присуща особая функция – обеспечение безусловного, единообразного и точного исполнения издаваемых законов и других правовых актов.
Эта деятельность осуществляется прокуратурой на основании федеральных законов и в точном соответствии с возложенными ими (законами) на прокуратуру функциями. Следует иметь в виду основополагающее правило – на прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
Прокурорский надзор состоит:
- в наблюдении
за законностью решений
- в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им
5
обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда.
Необходимо отметить, что контроль за законностью возложен на различные органы власти и управления. Прокуратура должна не подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их компетенция. Органы прокуратуры субъектов Федерации не подчиняются и не подотчетны местным органам власти. Об этом говорится в п. 1 ст. 129 Конституции РФ. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов от имени РФ, даже если предмет надзора – исполнение законов субъектом Федерации. Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности предполагает недопустимость вмешательства в его осуществление. Эта черта прокурорского надзора выражается в запрете воздействия в какой-либо форме органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение.
Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать обобщенное понятие прокурорского надзора:
- прокурорский надзор в Российской Федерации – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами особый вид государственной правоохранительной деятельности специального органа государства – прокуратуры Российской Федерации – по надзору (наблюдению) за соблюдением Конституции и исполнением законов РФ, а также иных
6
нормативно-правовых актов в целях обеспечения верховенства законов, а
также защиты и восстановления прав и законных интересов человека, общества и государства.
Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с установленными федеральными законами предметами прокурорской деятельности и полномочиями, закрепленными за органами и учреждениями прокуратуры и их должностными лицами, и обеспечивается установленными уголовным и административным законодательством РФ гарантиями недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора и другой деятельности органов прокуратуры.
Определяя место и роль прокуратуры в системе органов государства, необходимо исходить из следующих посылок:
а) прокуратура является неотъемлемой частью конституционной системы органов власти Российской Федерации, обеспечивая при этом выполнение только ей присущих задач по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;
б) прокуратура как независимая федеральная система органов в своей деятельности взаимодействует со всеми без исключения органами государства. Формы такого взаимодействия различаются в зависимости от конкретных целей и задач, реализуемых прокуратурой;
в) прокуратура, участвуя в уголовном судопроизводстве, осуществляет надзор за исполнением уголовно-процессуального и уголовного законодательства;
г) прокуратура как орган власти не осуществляет при этом управления или руководства по отношению к другим органам власти государства. Этот важный тезис не только способствует правильному определению места и роли прокуратуры в системе органов государства, он позволяет не допускать смешения функций прокуратуры с функциями других государственных органов. Важно еще и то, что именно эта позиция не позволяет переложить
7
ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законов с
органов государства, на которые по закону эти функции возложены.
Учитывая данный анализ, отношения прокуратуры Российской Федерации с другими органами государства можно представить в трех видах.