Цели, задачи, функции Прокуратуры РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы я обозначаю:
- обозначить конституционные основы деятельности прокуратуры
- определить цели и задачи прокуратуры
- выявить виды функций прокуратуры.
- раскрыть содержание конкретных функций прокуратуры.

Оглавление

Введение
Прокуратура в государственно-правовой системе Российской Федерации.
Правовое регулирование прокурорского надзора в РФ.
Цели и задачи прокуратуры.
Функции прокуратуры.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Цели задачи и функции прокуратуры РФ.docx

— 58.96 Кб (Скачать)

 
  Законодательный акт, относительно детально регулирующий организацию и деятельность российской прокуратуры, — Закон о прокуратуре. Будучи актом прямого действия, этот закон определил цели, задачи, основные направления и участки деятельности прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, полномочия прокуроров и конкретизировал порядок назначения их на должности и освобождения от должностей. В законе закреплены

15

требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, определяется порядок прохождения ими службы и их правовое положение.

 

  В Законе о прокуратуре не закреплены полномочия прокуроров, участвующих в судебных заседаниях, а сделана ссылка на то, что этот вопрос определяется процессуальным законодательством РФ, т.е. уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражным процессуальными кодексами, а также кодексом об административных правонарушениях. Так, действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает, что прокурор обязан своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всех нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили. 
Законом регулируется весь спектр вопросов, связанных с порядком прохождения службы в органах прокуратуры. 

  Нормы, касающиеся деятельности прокуратуры, содержатся также во многих других законодательных актах. В качестве примера можно привести такие, как: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (ст. 38, 39), федеральные законы от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ст. 24), от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 4, 21) и многие другие. Как правило, в этих законах воспроизводится требование закона о прокуратуре о необходимости осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности тех или иных государственных органов. Деятельность органов российской прокуратуры и в определенной мере полномочия прокуроров определяется также международными и межгосударственными договорами и соглашениями, такими, к примеру, как договоры о правовой помощи, о порядке сношения прокуроров с судебно-следственными органами других

16

государств, о выдаче преступников (экстрадиция) и другими. 
Отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры детализируется в актах Президента РФ. Например, Указами Президента от 18 апреля 1996 г. № 567 и 30 июня 1997 г. № 659 утверждены соответственно «Положение о

координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с

преступностью» и «Положение о классных чинах прокурорских работников

Российской Федерации».

  В своей практической деятельности работники прокуратуры руководствуются также приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, которые играют большую роль в организации нормального функционирования всей прокурорской системы. Издавая правовые акты, Генеральный прокурор ставит перед прокурорами задачи, подлежащие решению в ближайший период времени, определяет приоритеты в их деятельности, конкретизируя тем самым задачи, закрепленные в базовом Законе о прокуратуре. В этой связи можно назвать приказы Генерального прокурора от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 31 марта 1998 г. № 19 «Об улучшении организации работы транспортных прокуратур и повышении эффективности их деятельности», от 3 июня 2002 г. № 28 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», от 5 июня 2003 г. № 20 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе»; от 2 декабря 2003 г. № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» и др. Прокуроры и следователи прокуратур областного и районного звена руководствуются также приказами и указаниями прокуроров субъектов РФ, издаваемыми ими в процессе оперативного управления органами прокуратуры.                                                                 

17

Названные выше акты законодательства о прокурорском надзоре представляют собой совокупность норм права. Эти нормы права служат целевому назначению прокуратуры — регулированию устройства ее органов и прокурорского надзора как особой, закрепленной в Конституции РФ формы государственной деятельности. Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, принято именовать нормами прокурорского надзора, которые имеют одинаковую со всеми другими нормами российского права юридическую природу, а также специальное назначение. 
Таким образом, со времени учреждения прокуратуры в России последовательно развивалось законодательство о прокурорском надзоре, способствуя тем самым совершенствованию организации и деятельности органов прокуратуры, утверждению в стране результативного прокурорского надзора. 
Как и российское законодательство в целом, законодательство о прокурорском надзоре нуждается в совершенствовании, дальнейшем развитии.

 

Это развитие может идти по пути:  
• повышения статуса прокуратуры как централизованного федерального правозащитного надзорного органа, повышения статуса прокурорско-следственных работников;

• наделения прокуроров дополнительными правами (полномочиями), необходимыми им для успешного выполнения возложенных на них функций 
• повышения обязательности исполнения законных требований прокуроров, направленных на устранение и предупреждение нарушений законов, восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

• более обстоятельной детализации надзорных и иных действий прокуроров (процессуально-процедурных вопросов);

18

• усиления защиты (включая и физическую) прокурорско-следственных работников от разного рода нежелательных воздействий и посягательств со стороны заинтересованных лиц и криминальных элементов.

 

4. Цели и задачи прокуратуры.

 

Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовное преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор вправе принять к своему производству уголовное дело или передать его от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правила подследственности. Прокурору предоставлено право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследование в полном объеме по любому уголовному делу. В последних случаях, т. е. при производстве предварительного следствия, прокурор в полном объеме пользуется правами следователя, одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленные исключительно прокурору. Все эти права, предоставленные прокурору, вытекают из полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания.

К компетенции следователей прокуратуры относится расследование уголовных дел о наиболее опасных преступлениях против жизни (различные виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступлениях и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 2 ст. 151 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами федеральной службы

19

безопасности, органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных и некоторых других органов, военнослужащими и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Главной задачей прокуратуры является надзор за исполнением законов. Надзор за исполнением законов – сложная по содержанию функция прокуратуры, распространяется на многие урегулированные законом сферы правовых отношений. Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.

5.Функции прокуратуры.

Функции прокуратуры можно определить, как совокупность действий прокурора или сотрудника прокуратуры, предусмотренных законодательством и направленных на обеспечение исполнения законов и подзаконных нормативных актов, а также иных целей.

Анализ норм Закона о прокуратуре позволяет установить исчерпывающий перечень функций прокуратуры:

-надзор за исполнением  законов;

-уголовное преследование;

-координация деятельности  правоохранительных органов по  борьбе с преступностью;

-участие в рассмотрении  дел судами;

-участие в правотворческой  деятельности;

20

-международное сотрудничество;

-участие прокуроров в  заседаниях федеральных органов  законодательной и исполнительной  власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов  РФ, органов местного самоуправления;

-рассмотрение и разрешение  прокуратурой заявлений, жалоб и  иных обращений.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры служит внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.

Функции прокуратуры разбиваются на подфункции. Так, в зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, надзорная функция подразделяется на ряд подфункций.

Как представляется, ст. 1 Закона о прокуратуре не вполне удачно сконструирована, с точки зрения юридической техники, поскольку без какого-либо разделения, не только в одной статье, но в одной и той же ее части изложены и направления надзорной деятельности, и наименования двух функций, не имеющих отношения к надзору. Еще две функции названы в последующих частях статьи. Далее, в ч. 5, говорится о том, что Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания, что вообще нельзя отнести к функциям прокуратуры.

  Представляется, что после ст. 1 под заголовком «Прокуратура Российской Федерации», где бы раскрывалось назначение, цели и задачи прокуратуры, было бы целесообразно поместить статью под названием «Функции прокуратуры». В ее тексте следовало бы изложить, что основной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов, а затем указать перечень иных функций прокуратуры. Подфункции следовало бы назвать в отдельной статье Закона о прокуратуре, а положение о том, что прокуратура выпускает специальные издания, можно было бы вообще отнести

21

в раздел VII, именуемый «Иные вопросы организации и деятельности прокуратуры».

В отличие от функций как самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности, основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера.

Исследуя понятие «направления деятельности прокуратуры», следует прежде всего отметить, что данное понятие нужно отличать от понятия «функции прокуратуры». По своей значимости выделяются постоянные направления деятельности и динамичные, конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом. К постоянным приоритетам относятся сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления. Это понятно, если учесть, что такими актами обычно затрагиваются права и свободы многих граждан.

Некоторые авторы выделяют такое направление деятельности прокуратуры, как участие прокуроров в предупредительно-профилактической работе. В Приказе Генпрокуратуры РФ от 20.12.2010 №445 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 №1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» сказано (п. 1.2) о необходимости прокурорам активно участвовать в разработке комплексных мер по приоритетным направлениям профилактики правонарушений. Основные усилия сосредоточить на выработке согласованных решений и координации организационно-практических мероприятий по профилактике преступлений и иных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также направленных на активизацию

22

борьбы с экстремизмом, терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и нелегальной миграцией.

Итак, прокуратура РФ представляет собой государственный орган, осуществляющий многопрофильные функции в сфере законности и правопорядка. И самой жизнью подтверждается, что прокурорские органы обладают огромным и незаменимым в нынешних условиях правозащитным потенциалом в деле охраны прав и свобод личности, государственных и общественных интересов. По масштабности и социальной значимости функций и направлений деятельности роль прокуратуры уникальна.

  Далее рассмотрим  некоторые функции прокураты  более конкретно.

 Надзор за  исполнением законов как основная  функция прокуратуры.

Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов. Данная функция закрепляется в ст. 1 Закона о прокуратуре.

Информация о работе Цели, задачи, функции Прокуратуры РФ