Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:56, реферат

Краткое описание

Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Особое место в системе органов государственной власти и управления. Не входят ни в одну из ветвей власти.
Специфический вид государственного контроля.
Независимая и обособленная структура. Осуществляется от имени государства в целом. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.
Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по Прокурорский надзор.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

№7. Принципы организации и деятельности П РФ.
В ТГП принципы организации и деятельности ОГВ определятся как основополагающие, исходные положения, базирующиеся на научном мировоззрении о месте и роли данного гос-правового института в системе политической организации общества и госва. Для П как самостоятельного гос-правового института политической системы рос госва основополагающие, исходные положения базируются на понимании сущности правового госва, где закон господствует безраздельно и является гарантом стабильного общественного развития, благополучия гр-на и чела.
Принципы П выступают в единстве, так как организационное построение П определяет дальнейшую эффективность ее функц-ой деятельности.
В рамках целостной системы принципы организации и деятельности П дифференцируются по различным признакам. Одновременно действующие принципы организационного построения П и принципы прокурорской деятельности -  принципы универсального х-ра . Кроме того, это установки организационно-функционального х-ра, связанные только с деятельностью П (функциональные принципы, кот в свою очередь подразд-ся на организац-ые и процессуальные принципы деят-ти органов П).
Такая система позволяет целенаправленно вести работу по след направлениям: 1)повышать статус П РФ как особого органа госва в аппарате госва, представляющего РФ при реализации в обществе таких основополагающих ф-ий, как законность и соблюдение правопорядка. 2)обеспечивать упорядочение и рациональное распределение полномочий органов и учреждений прок-ры РФ для реального достижения целей и выполнения задач, стоящих перед прокуратурой. 3) последовательно и настойчиво добиваться зак-ного закрепления за органами П РФ доп-х полномочий, необходимых для эффект предупреждения и пресечения нарушений законности, восстановления наруш-х прав… 4)научно обосновывать и развивать существующие положения о независимости и самостоятельности органов П в системе всех ветвей власти….. Принципы организации и деятельности П могут быть классифицированы по разным основаниям. В зависимости от уровня установления их можно подразделить : на констит., отраслевые.
По предметной направленности можно сгруппировать на общие (базовые), индивидуальные (хар-ые только для П).

№8-9. Принципы единства и централизации П РФ.
Это конституц-й, индивид-ный, присущий только П принцип универсального х-ра. Ст. 129 К, п.1, ст. 4 ФЗ «О П» (П- единая фед централиз система органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прок-в вышестоящим и ГП.
Сущность вытекает из поставленных перед П законом специф-х целей и задач – обеспечение соблюдения К и исполн-я действ-х законов на всей тер-рии РФ.
Принцип единства означает, что все террит-ые и специализир-ые П, действующие на тер-рии РФ, составляют единую систему. П.3, ст.  11 – не допускается создание органов П, не вход-х в единую систему. Каждый прок-р действует от имени РФ. Все прокуроры наделены в пределах своей компетенции едиными полномочиями. Акты прок-го реагирования имеют одинаковую обязательную юр.силу и подлежат исполнению на основании единых для всех прокур-в юр.гарантий. Также проявляется в том, что вышестоящий прок-р может поручить нижестоящему выполнение своих обяз-тей, принят на себя исполнение обяз-тей нижестоящего, изменить люб его решение, кроме случаев, спец-но предусм-х в законе…
Централизация системы органов П проявл-ся в подчиненности нижестоящ-х прокуроров вышестоящим и ГП. Последний назначает на должность прокуроров всех уровней: республики в составе РФ, края, области, города, района. Назн-ие прок-ра субъекта- по соглас-ю с ОГВ этого субъекта. Независимо от порядка назначения все прок-ры осв-ся от должности ГП-м.
Единство и централизация органов П обеспечивается искл-ым правом ГП-ра в пределах выделенной ему штатной численности и фонда оплаты труда устанавливать штаты и структуру Ген Прок-ры, а также подчин-х ему П, опред-ть их права и обяз-ти, разграничивать компетенцию. Пример- приказ ГП-ра от 21.10.96г. об организац-х основах деят-ти Пр с районным делением…
Внесение изменений в ФЗ в части образ-я след комитета не наруш-т принцип. Единство и централизация обеспечены единством целей и задач ст. 1 закона….Полит-м и констит-м гарантом единства фед центр-ой системы органов П служит Президент. Соотн-ие властных полн-й ГП и Председателя СК основано на разграничении надзорных функций П и функции осуществления угол преследования, реализ-ой в соот с треб-ми заква об УСП.
Законодательное закрепление принципа обеспечения проц-й незав-ти следственного аппарата при произве предвар расследования по УД обусловило качественно новое соотн власти и подчинения прокурора и раб-в след-х органов прок-ры, а также ГП и Председателя СК, явл-ся по статусу первым замом ГП. Но этого не колеблет основ единства и централизации…

№10. Принцип законности в деятельности П.
Основополагающий принцип государственного руководства, важное средство укрепления и развития государственности, необходимое условие и предпосылка реализации демократического режима правового государства.
Относится к числу конституционных, общих принципов универсального х-ра и означает, что все органы прок-ры формируются, наделяются полномочиями и осущ-т свои функции на основе закона, в рамках закона и в условиях их проц-го равенства с поднадзорными субъектами перед законом и судом.
Каждое действие прокурора, каждый акт его реагирования должны быть строжайшим образом: основаны на законе, должны сов-ся в порядке, уст-х законом, не должны нарушать права, зак-ые интересы ФЛ, ЮЛ и тд……плюс- прок-р отчитывается в Парламенте (из лекции).

№11. Принцип независимости и самостоятельности органов П (принцип независимости прок-го надзора).
Индив, отраслевой принцип, сущность кот - все организационное устройство системы П, формирование всех террит-х и специализир-х П осущ-ся независимо от каких-либо ОВ, ГП-ра.
В свою очередь, созданные ГП-м органы П и их сотрудники осуществляют все фунц-ые действия и принимают решения только на основе своих внутр-х убеждений, материалов проверок и расследований.
Ст. 3 закона- орг-ция и порядок деят-ти П и полномочия прок-в опред-ся МД, ФКЗ, ФЗ, подлежит расширит толкованию, т.е. рег-ся и указами, и постановлениями, а также актами КС.
Принцип независ-ти – абз. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ – органы П осущ-т полномочия независимо от ФОГВ субъектов РФ, ОМСУ, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на тер РФ законами.
Независимость органов П при реализации функц задач носит абсолютный х-р. Означает – ГП-р и подчин-ые только ему нижестоящие прок-ры в своей деятельности по достижению целей и задач, стоящих перед ПН, никому не подконтрольны и не подотчетны. п.6 ст.12- ГП ежегодно предоставляет палатам ФС и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка РФ и о проделанной работе по их укреплению, говорит о гласности, а не о подотчетности.
Абс-й х-р принципа - п.3 ст.4 ФЗ - прок-ры и следователи органов П не м/б членами выборных и иных ОГВ и МСУ, если избир-ся, то службу в органах приостанавливают.
Ст.5 ФЗ – императивное требование о недопустимости вмешательства в осуществление прок-го надзора.  Воздействие ФОГВ, ОГВ суб-в, ОМСУ, общ объед, СМИ, ДЛ на прок-ра с целью повлиять на принимаемое решение и т.д, влечет за собой уст-ю законом отв-ть. П. 2, 3 ст.5 – прок-р и след-ль не обязаны давать к-л объяснений по существу нах-ся в их произве дел и материалов и проч. Никто не вправе без разрешения прок-ра разглашать материалы проверок и предв следствия, пров-х органами П, до их завершения.
Важными эл-ми нез-ти явл-ся:1) недопустимость вмеш-ва в деят-ть П; 2)воспрепятствование деят-ти прок-ра влечет АО, УО, ДО. Воспрепятствование: недоп-ие на тер-ю и в помещ-я поднадз-х субъектов органов, огр-ие доступа к их док-там, невыделение экспертов…..преод-е воспрепят-я: принуд привод, прив-е к отв-ти за отказ от дачи показаний……плюс ст. 17.7 коап, ст. 294 ук.3) обяз-ть прок-ра и след-ля давать пояснения по сущ-ву нах-ся в их произве дел и материалов только в случаях и порядке, пред в законе.ст.37 упк, 125 упк, и др…

№12. Принцип гласности в деятельности П.
Общий отраслевой принцип универсального х-ра, означает открытость деятельности органов П, доступ-ть для гр-н, СМИ. Посредством его реализации общество осущ-т контроль за деятельностью органов П. Собл-ие принципа повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности П по обеспечению прав и свобод гр-н, о недостатках этой работы…след-но- позволяет им обращаться в органы П, т.е. порождает обратную связь с ними. Гр-не, СМИ сообщают об известных им правонар-х.
Реализ-ция принципа- ряд особенностей: 1) сущ-т нормативное ограничение принципа гласности. П. 2 ст. 4 – предписывает органам П действовать в соот с заквом РФ о гос и иной спец-но охр-ой законом тайне. Ст. 5 ФЗ о гос тайне – перечень. Виды служ тайны: следств, нотар, врачебная, тайна совещат комнаты и тд….также спец-но охр-ся ком тайна и ее раз-ти:банковская, страхования….плюс- воен тайна. Вывод: органы П действуют гласно в той мере ,в какой это не против-т треб-м заква об охране прав и свобод гр-н ,а также заква о гос/иной спец-но охр законом тайне. 2) на органы П возложено осущ ПН за исполнением закона о гос тайне (ст 32)..
Из лекции: органы П обязаны инф-ть ФОВ, ОС, МСУ, население о состоянии правопорядка на опред тер-х.
Норма п. 6 ст. 12- ГП ежегодно предоставляет палатам ФС и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка РФ и о проделанной работе по их укреплению, говорит о гласности, а не о подотчетности.
13.ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
1. Понятие и система функций органов прокуратуры
Правильное установление места и роли прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точным установлением состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач.
Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.
Закон о прокуратуре РФ содержит указание на функции в ряде норм. В ст. 1, определяя понятие прокуратуры, Закон раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (п. 1 ст. 1).
В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3).
В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры.
Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах; характеризуется определенным предметом ведения; направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств. Названные элементы, характеризующие Функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, Уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности, должно неизбежно влечь необходимую корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую и полную правовую форму.
Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры служит внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность, естественно, вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.
Главная функция прокуратуры, предопределившая необходимость ее создания, - надзор за исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона о прокуратуре РФ. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, правосудия, исполнения и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции, каждая из которых сохраняет все структурные части функции, наполняя их различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:
• надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
• надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача опротестовывать противоречащие закону решения,' приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность надзорной деятельности в сфере судопроизводства. Прокуратуры осуществляют надзор не за судами, которые, естественно, независимы при отправлении правосудия, однако деятельность судей подчиняется закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения. Это требование характерно и для других сфер деятельности. Прокуроры осуществляют надзор, например, не за должностными лицами органов управления, а за законностью принимаемых ими правовых актов.
Поэтому сущность надзора состоит в деятельности прокурора по проверке соблюдения законов, установлению правонарушений, их правовой оценке, а также в требовании (предложении), обращенном к компетентным органам и должностным лицам, о принятии мер к устранению выявленных нарушений. Исключение составляют сферы правовых отношений, в которых, в связи с их соответствующей спецификой, прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение следователя и т.п.).
Надзорные функции (подфункции) прокуроров находятся в системной взаимосвязи и обусловленности. В совокупности надзорные функции составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый от имени Российской Федерации на всей ее территории.
Все названные признаки самостоятельной функции характерны для осуществляемого прокуратурой уголовного преследования за совершение преступлений. Ее основное содержание состоит в следующих полномочиях прокурора: возбудить уголовное дело о любом преступлении и поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо независимо от подследственности в установленном порядке принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству; поручить расследование любого дела следователю прокуратуры.
Расследование преступлений тесно связано с функциями надзора, оно нередко возникает по его результатам либо, наоборот, результаты расследований служат помимо иных источников сведений поводом для проведения прокурорских проверок в порядке надзора.
Самостоятельной функцией служит координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной, взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии со своими целями и задачами, полномочиями и средствами их реализации.
Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной, функцией прокуратуры является участие ее в правотворческой деятельности. Эта функция заключается в том, что прокурор, устанавливая в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
В отличие от функций существует понятие: основные направления деятельности органов прокуратуры. Эти понятия тесно между собой связаны, но четко различаются. Прокуратура не должна и не может подменять деятельность других государственно-правовых структур по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. В этом и нет необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте Федерации, в стране в целом.

14. Понятие и система функций органов П.
Функции П – вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением П, выраженным в ее задачах; характеризуется определенным предметом ведения; направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств.
Главная функция П – надзор за исполнением законов (статья 1 ФЗ «О прокуратуре»). Надзорная функция разделяется на подфункции в зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность П.
Подфункции П:

        надзор за исполнением законов государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

        надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

        надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие.

        надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, администрациями мест задержанных и заключенных под стражу.

Вторая самостоятельная функция – координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Третья – правотворческая деятельность. Прокурор может вносить субъектам права законодательной инициативы соответствующего и нижестоящего уровня предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативно-правовых актов.

15. Основные направления (отрасли) ПН.
О прокурорском надзоре говорится в ФЗ «О прокуратуре» в Разделе III и некоторые статьи Раздела IV.
Основными направлениями ПН являются:

        надзор за соблюдением Конституции и исполнение законов РФ, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Он же называется общий надзор.

        надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

        надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

        надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стажу

        надзор за исполнением законодательства судебными приставами

        участие прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских, административных, арбитражных дел судами

        иные полномочия:  -координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

-рассмотрение и разрешение жалоб, заявлений и иных обращений граждан.
-участие в профилактической работе
-уголовное преследование.

16. Система органов и учреждений П.
Раздел II  ФЗ «О прокуратуре», ст 129 Конституции
Систему П РФ составляют Генеральная П, П субъектов, приравненные к ним военные и другие специализированные П, научные и образовательные учреждения, П городов и районов, а также Следственный комитет при Прокуратуре РФ.
Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений П, за исключением органов Следственного комитета при прокуратуре РФ, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам.
Создание и деятельность на территории РФ органов П, не входящих в единую систему П РФ, не допускаются.
Структуру Генеральной П, прокуратур субъектов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокурора.
По решению Генерального прокурора в Пх городов и районов и приравненных к ним Пх могут быть образованы отделы.
Немного подробнее о следственном комитете, так как о нем не будет идти речь в следующих вопросах.
Следственный комитет при прокуратуре РФ состоит из Главного следственного управления Следственного комитета, следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.
Следственный комитет является органом П в пределах своих полномочий  обеспечивает исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.
Следователи Следственного комитета проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции.
Следственный комитет возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора - Председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Следственного комитета.
В Следственном комитете создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.
В Следственном комитете образуется коллегия, в состав которой входят по должности Председатель Следственного комитета при прокуратуре его первый заместитель и заместители, а также другие работники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Следственного комитета. Положение о коллегии Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждается Председателем Следственного комитета.
Работники Следственного комитета являются прокурорскими работниками.

Информация о работе Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ