Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:56, реферат
Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Особое место в системе органов государственной власти и управления. Не входят ни в одну из ветвей власти.
Специфический вид государственного контроля.
Независимая и обособленная структура. Осуществляется от имени государства в целом. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.
Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата.
При утверждении обвинительного заключения прокурор обязан изучать соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ.
При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ выносить мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения.
В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков.
49. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом.
Предметом надзора являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Прокурор вправе:
- посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 УПК;
- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.;
- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Методика прокурорского надзора.
Совокупность приемов и способов, которые использует прокурор в процессе проведения прокурорской работы. Рекомендации по проведению конкретных видов проверок. Методики закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора, методических пособиях, информационных письмах, они должны иметь научную основу. Методика отличается от в тактики прокурорского надзора – совокупность конкретных приемов по проведению конкретной проверки. Тактика зависит от конкретной обстановки. От правильной организации методики и тактики во многом зависит результативность
Вопрос 51. Содержание задержанных и заключенных под стражу. Основаниями содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу являются протокол задержания и судебное решение. Проверяя законность нахождения лиц в изоляторах временного содержания, прокурору необходимо установить наличие в отношении каждого задержанного протокола задержания, его обоснованность, соответствие порядка составления требованиям уголовно-процессуального закона. Также необходимо ознакомиться с прилагаемыми к нему материалами. Особое внимание нужно уделить времени задержания.
Обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений, к которым применено в качестве меры пресечения заключение под стражу, содержаться в следственных изоляторах. Осуществляя надзор прокурор следит не только за тем чтобы в отношении каждого лица имелось мотивированное постановление следователя или дознавателя, санкционированное в надлежащем порядке, но и за тем, чтобы не нарушались сроки содержания под стражей.
Основанием для содержания лиц в колониях-поселениях, исправительных колониях, тюрьмах, воспитательных колониях, лечебно-исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также содержания в следственных изоляторах оставленных в них осуждению к лишению свободы является приговор суда. Прокурор следит за соответствием приговору режима колонии, сроков наказания.
Вопрос 52. Полномочия прокурора по надзору за исполнением закона администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Указанные полномочия прокурора отличает:
Повышенный уровень возможностей оперативного выявления и устранения нарушений закона
Непосредственность воздействия правовых средств ПН на практику исполнения законов в названных органах и учреждениях
Безальтернативный характер предписаний прокурора, направленных на выявление и устранение нарушений закона
В числе полномочий, которыми наделен прокурор достаточно важным является право прокурора в любое время посещать органы и учреждения, исполняющие наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу.
Широкие возможности для получения информации о состоянии законности дает право знакомиться с протоколами задержаний, постановлениями следователей, определениями и приговорами суда, на основании которых задержанные, арестованные, осужденные, те, к кому применены принудительные меры медицинского характера, помещены в соответствующие учреждения, личными делами заключенных под стражу, осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, историями болезни и иными документами, отражающими пребывание пациентов психиатрических стационаров специализированного типа, приказами, распоряжениями, постановлениями администрации органов и учреждений , исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу.
Кроме этого прокурор имеет право знакомиться с оперативными материалами. Также прокурор обладает правом вносить протест и представление.
Вопрос 53. Организация работы по исполнению законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Важно выделить приоритетные направления надзорной деятельности прокурора:
Проведение комплексных проверок соблюдения законности содержания осужденных, соблюдения их прав и законных интересов
Проверка законности правовых актов, издаваемых администрациями названных органов и учреждений
Выявление нарушений законности персоналом исправительных учреждений и следственных изоляторов
Основной объем работы по надзору выполняют специализированные П, причем наиболее квалифицированно и результативно. Генеральный Прокурор РФ, определяя ключевые вопросы организации ПН за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах, называет своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Вопрос 54. Правовые акты прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Эффективными средствами устранения нарушений закона зарекомендовали себя в практике ПН протест и представление. Подчас в теории и практике эти акты ПН рассматриваются в качестве правовых средств общего надзора, привлекаемых для решения задач надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Это не совсем точно. Протест и представление в данной отрасли имеют чисто внешнее сходство. Им свойственны различные сферы применения, они отличаются содержанием решаемых задач. Протест в рассматриваемой отрасли ПН по сравнению с общим надзором отличается и характером порождаемых его принесением правовых последствий. Протест в порядке общего надзора не влияет на процесс исполнения опротестованного правового акта, в то же время как протест, принесенный на акт администрации учреждения, приостанавливает его действие.
В случае выявления грубых нарушений закона прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении.
Вопрос 55. Особенности ПН за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы и ареста. Важной составляющей частью предмета ПН является соблюдение установленных федеральным законодательством прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Каждая категория названных лиц обладает определенным кругом прав и должна выполнять возложенные на них законом обязанности, связанные с пребыванием в соответствующем учреждении.
Значение ПН за исполнением законов администрациями вышеназванных органов и учреждений определяется, прежде всего, тем, что в них (т.е. органах и учреждениях! находятся граждане, изолированные от общества, чья личная неприкосновенность и другие права подвергнуты определенным ограничениям. Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе. А возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.
В предмет ПН входит соблюдение обязанностей осужденных, содержащихся под стражей, подозреваемых и обвиняемых и других лиц, т.е. прокуроры должны следить за тем, обеспечивает ли администрация учреждений выполнение содержащимися в них лицами своих обязанностей. Основанием для содержания лиц в колониях-поселениях, исправительных колониях, тюрьмах, воспитательных колониях, лечебно-исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также содержания в следственных изоляторах оставленных в них осуждению к лишению свободы является приговор суда. Прокурор следит за соответствием приговору режима колонии, сроков наказания.
Вопрос 56. Особенности ПН за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, характеризуется совокупностью данных, свидетельствующих о выполнении администрациями, учреждениями и органами, исполняющими соответствующие виды наказания, своих обязанностей, соблюдении порядка исполнения наказания, условий исполнения и отбывания наказания, о законности применения мер ответственности в отношении осужденных, уклоняющихся от наказания. Перечень наказаний не связанных с лишением свободы достаточно широк: обязательные работы, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией. Прокурор наблюдает за законностью её действий , а также надзор за исполнением законов администрацией организации, в которой осужденный отбывает исправительные работы.
Исполнение требований приговора о лишении права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью обеспечивается и контролируется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Прокурор проверяет своевременное направление в организацию где трудится осужденный копии приговора, а также надзор за самой организацией, по освобождению осужденного от должности и деятельности, которой ему запрещено заниматься.
Штраф исполняется судом вынесшим приговор и не представляет никаких сложностей для прокурора. В случае уклонения от уплаты штрафа взыскание обеспечивается судебными приставами исполнителями в принудительном порядке и здесь прокурор надзирает за тем чтобы не было превышения полномочий со стороны пристава.
Вопрос 57. Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Задержанные по подозрению в совершении преступлений помещаются в ИВС, арестованные (те в отношении которых избрана мера пресечения – заключение под стражу) содержаться в СИЗО. В соответствии со ст. 13 ФЗ «О содержании под стражей» в ИВС могут содержаться обвиняемые, переведенные из СИЗО для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находится СИЗО, но не более 10 суток в течение 1 месяца.
Задача прокуроров, надзирающих за исполнением законов администрациями ИВС- выявление и освобождение незаконно задержанных и лиц, содержащихся сверх установленного срока.
Срок задержания подозреваемых в совершении преступлений не может превышать 48 часов, при продлении судом 72 часа, прокуроры проводят ежедневную проверку ИВС с целью своевременного выявления и устранения нарушений (по сложившейся практике).
В ходе надзорной проверки прокуроры, прежде всего, должны установить законность и обоснованность водворения в ИВС задержанных. Для этого прокурор посещает камеры ИВС, опрашивает там содержащихся, проверяет наличие протоколов задержания. Также проверяется: проводилась ли задержание уполномоченными должностными лицами, наличие в протоколах поводов и оснований задержания, разъяснены ли задержанному его права, в т.ч. иметь защитника с момента задержания. Нередко встречаются случаи того, что с целью получения признательных показаний или под предлогом проведения оперативных мероприятий в ИВС помещаются лица по сфальсифицированным материалам о якобы мелком хулиганстве.
В каждом случае установления незаконного содержания в ИВС прокурор своим постановлением освобождает их и принимает меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона.
Проверка сроков содержания в ИВС, граждан содержащихся на законных основаниях: при установлении нахождения арестованного подозреваемого или обвиняемого, находящегося свыше 48 часов или истечении 72 часов, прокурор дает указание об избрании меры пресечения.
Проверяет также соблюдение администрациями ИВС прав подозреваемых или обвиняемых, предусмотренных ФЗ «О содержании под стражей», например, на свидание с защитником, на получение посылок и т.п.
Приказ Генпрокурора от 2003 г.: прокуроры в целях обеспечения законности и обоснованности, соблюдении сроков содержания под стражей обязаны проверять СИЗО не реже 1 раза в месяц, также предписывается прокурорам субъектов РФ и их замам регулярное участие в таких проверках.
Ст. 50 (закон о содержании) освобождение подозреваемых / обвиняемых производится начальником места содержания по получении соответствующего решения суда, постановления следователя/ органа дознания/ прокурора. Не позднее 24 часов до истечения срока начальник администрации сообщает об этом органу или лицу, в производстве которого находится дело, также и прокурору. Далее если соответствующее решение об освобождении или продлении срока не поступило, то начальник учреждения освобождает своим постановлением этих граждан. Прокурор обязан следить за соблюдением данного правила.
Без внимания прокурора не остается законность нахождения в СИЗО осужденных, этапированных из колоний и тюрем в связи с проведением следственных действий. Должно быть соответствующее постановление, в котором указывается срок, санкционируется прокурором субъекта РФ или его замами, не может превышать двух месяцев, а если Генпрокурором или его замами – три месяца. По истечении срока – осужденный должен вернуться в место отбывания наказания.
Лица, которые осуждены и оставлены для выполнения хозяйственных работ по обслуживанию СИЗО, прокурор проверяет законность отбывания наказания в СИЗО: 1. лица, впервые осужденные 2. на срок не более 5 лет 3. в колонии общего режима 4. по их письменному согласию (УИК).
Вопрос 58. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
Является государственным обвинителем, равноправный участник состязательного процесса, должен исходить из презумпции невиновности, обязательное участие прокурора только в делах публичного и частно - публичного обвинения. Частное обвинение поддерживает потерпевший. Государственное обвинение могут поддерживать как один, так и несколько прокуроров. Судебное заседание не может начаться ранее 7 суток со дня вручения прокуратурой обвиняемому копии обвинительного заключения/ акта.
Предворительное слушание
Ст. 35 УПК. Деятельность прокурора проходит в устной форме, позиция отражается в протоколе. Назначается судебное разбирательство.
Непосредственное рассмотрение
Прокурор – государственный обвинитель. Уголовное преследование, которое осуществляется прокуратурой в судах первой инстанции, основывается на принципах законности, состязательности и презумпции невиновности. Прокурор – ведущий субъект стороны обвинения, является равноправным участником судебного процесса.
Обязательное участие подсудимого. Возможно ходатайство подсудимого о рассмотрении дела в его отсутствие (преступление небольшой и средней тяжести), но это не препятствует участию в деле прокурора. Неявка подсудимого без уважительных причин соотносится с обязанностью прокурора дать оценку его действиям и с учетом личности подсудимого и тяжести совершенного деяния ориентировать суд на отложение дела и избрании меры пресечения.
Судебное следствие
Производится в объеме предъявленного обвинения. Прокурор должен активно участвовать в исследовании доказательств с целью установления деяния, вины подсудимого, обстоятельств при которых было совершено преступление и т.п.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию (предмет доказывания)- ст.73 УПК:
1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;
5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
8) имущество, подлежащие конфискации, получено в результате совершения преступления или является незаконным доходом, используется для незаконной деятельности (например, терроризм)
8) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Успешность рассмотрения дела определяется правильностью предложенного прокурором порядка исследования доказательств обвинения, он первым предъявляет доказательства и определяет очередность их исследования. Так, большинство дел начинается с допроса потерпевшего. Не следует считать самым убедительным доказательством показания эксперта/ специалиста. При оценке подобного заключения прокурору необходимо выяснить: не вышел ли эксперт за пределы своей компетенции, объективен ли он в даче заключения, имеются ли у него специальные познания и достаточный опыт, соблюдены ли процессуальные нормы – предупреждение о даче заведомо ложного заключения. При недостаточности сведений прокурор имеет право ходатайствовать о проведении дополнительной/ повторной экспертизы.
Показания потерпевших, свидетелей. Если государственный обвинитель установит что в ходе судебного разбирательства обнаруживаются существенные противоречия в показаниях этих категорий в сравнении с ранее данными, он обязан предложить суду реализовать свое право на их оглашение (данных при производстве расследования). Согласие защиты в этом случае не требуется.
Прокурор может ходатайствовать об оглашении документов, приобщенных к делу или представленных в ходе судебного разбирательства. Также доказательствами признаются: имущество приобретенное преступным путем, предметы служившие орудием преступления и т.п. задача прокурора – убедить суд что предметы и вещи составляют неоспоримую доказательственную базу по делу.
Судебные прения
Обвинительная речь прокурора: в основу должны быть положены только достоверно исследованные факты, явившиеся предметом судебного исследования. Основываться на анализе и объективной оценке доказательств. Закон не регламентирует содержание речи прокурора. Практика, правда, выработала определенную структуру, в основе которой лежат вопросы, поставленные перед судьей: правовая оценка преступления, тезис обвинения о событии преступления, подтверждающие деяние доказательства, характеристика обвиняемого, указание о виде и размере наказания, режиме содержания, предложения о мере пресечения до вступления приговора в силу и т.п.
Суд присяжных.
В подготовительной части судебного заседания прокурор должен выслушать необходимую информацию о каждом, их отношении к участникам процесса, проанализировать самоотводы.
Письменное мотивированное ходатайство об отводе подается председательствующему, и кандидат исключается. Немотивированный отвод – при наличии в списке более 18 присяжных заседателей, прокурор как сторона обвинения, первым заявляет отвод. Должен согласовать свою позицию с др. участниками со стороны обвинения. До приведения присяжных к присяге, прокурор при наличии данных о неспособности коллегии в целом вынести объективный вердикт, обязан сделать мотивированное заявлении о роспуске коллегии, которое председательствующий разрешает в совещательной комнате с вынесением соответствующего постановления. В вступительном заявлении прокурор излагает присяжным суть обвинения и предлагает порядок исследования доказательств. Бремя доказывания обвинения лежит на прокуроре. Пределы обвинительной речи: нельзя касаться обстоятельств, которые будут рассматриваться после вынесения вердикта.
При вынесении оправдательного или обвинительного вердикта участие прокурора не заканчивается, в первом случае, участвует в обсуждении вопросов распределения издержек, разрешением гражданского иска, во втором – исследование обстоятельств, связанных с квалификацией деяния, смягчающих и отягчающих ответственность и др.
Отказ от государственного обвинения
Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части, основания - отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления, прекращение уголовного дела.
Информация о работе Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ