Бухгалтерский учёт и аудит в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Украина, как и многие государства бывшего СССР, переживает кризисный, переходный этап к рыночной экономике, который характеризуется упадком общественного производства товаров народного потребления, преобладанием на рынке импортных товаров,зарождением малого бизнеса, проведением приватизации государственного имущества и вытекающих из неё последствий — кризисом неплатежей и др.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

Для наглядности структуру аудита можно представить в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Организационная структура аудита поступления товаров и расчётов с поставщиками.

 

 

 

№ п\п

Структурные элементы

Внутренний аудит (ВНТА)

1.

Цель

Оценка качества формируемой информации по поступлению товаров и расчётов с поставщиками, экспертная оценка экономической политики предприятия, функционирования ВНК.

2.

Задачи

- проверка состояния контроля за выполнением договоров-поставок;

-соблюдение нормативно-правовых актов при приёмке товаров и расчётов с поставщиками;

- проверка организации материальной ответственности и обеспечение сохранности ценностей;

- выявление фактов несоблюдения нормативов товарных запасов, накопления неходового товара при осуществлении операций с тарой и использовании МБП;

- выявление недостатков в ведении учёта и ответственности;

- задачи экономической диагностики (выявление причин отклонений и попытки их устранения);

- разработка рекомендаций по устранению и совершенствованию работы на участке поступления товаров и расчётов с поставщиками.

3.

Субъекты

Работники специализированной службы ВНТА: бухгалтер-аудитор

4.

Объекты

Экономическая информация, данные учёта по поступлению товаров, тары, своевременность и полнота расчётов с поставщиками за поступившие товары, соблюдение правил приёмки товаров по количеству и по качеству, сохранность товарно-материальных ценностей

5.

Функции

- Внутренний стратегический контроль за поступлением товаров и расчётов за них;

- контроль финансово-хозяйственной деятельности и работы персонала на соответствие установленным нормам;

- контроль достоверности результатов деятельности отражённых в финансовой отчётности;

6.

Методологические приёмы

Способы и приёмы документального и фактического контроля, экономического анализа.

7.

Виды контрольной информации

Веломости контроля отдельных объектов, контрольные расчёты, справки, акты обследований, аудиторское заключение

8.

Пользователи контрольной информации

Собственники — учредители общества с ограниченной ответственностью «Союз»


 

Для осуществления аудита любого участка деятельности предприятия необходимо опираться на источники информации, которые бы свидетельствовали о совершении всех операций и действий, совершенных за определённый промежуток времени.

Источниками информации для проведения аудита поступления товаров и расчётов с поставщиками являются:

  • нормативные акты о поставках товаров народного потребления, их приёмке (Положение о поставке товаров народного потребления, Инструкции № П6, № П7);
  • договоры на поставку товарно-материальных ценностей;
  • первичная документация (товарно-транспортные накладные, приходные накладные, доверенности....);
  • нормативная документация по хранению, использованию материальных ценностей (торгово — финансовый план, нормы естественной убыли, нормы расходования на хозяйственные цели);
  • основные положения по учёту, инвентаризации, организации материальной ответственности;
  • регистры синтетического и аналитического учётов по счетам: «Производственные запасы», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 23 «Производство», 24 «Брак в производстве», 28 «Товары», 30 «Касса», 31 «Счета в банках», 36 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 37 «Расчёты с разными дебиторами», 41 «Паевой капитал», 46 «Неоплаченный капитал», 47 «Обеспечение будущих расходов и платежей», 48 «Целевое финансирование и целевые поступления», 50 «Долгосрочные ссуды», 51 «Долгосрочные векселя выданные», 52 «Долгосрочные обязательства по облигациям», 55 «Прочие долгосрочные обязательства», 60 «Краткосрочные ссуды», 62 «Краткосрочные векселя выданные», 64 «Расчёты по налогам и платежам», 68 «Расчёты по прочим операциям», 70 «Доходы от реализации», 71 «Прочий операционный доход», 74 «Прочие доходы», 80 «Материальные расходы», 84 «Прочие операционные расходы», 85 «Прочие затраты», 90 «Себестоимость реализации», 91 «Обшепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 94 «Прочие расходы операционной деятельности», 99 «Чрезвычайные расходы».

 

Для наглядности, действующие нормативные источники представим в таблице 3.2.

Таблица 3.2 Характеристика действующих нормативных источников.

 

№ п/п

Наименование источника

Краткое содержание документа

Степень использования в целях аудита

1.

Закон Украины «О предприятиях»

Определяет порядок образования, регистрации, деятельности и ликвидации предприятий, виды предприятий

Используется при аудите в части оформления поступления товаров договорами

2.

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 № 283/97-ВР

Определяет общий порядок прибыли, круг плательщиков, особенности определения валовых доходов и валовых расходов, льготы по налогообложению.

Используется при аудите в части определения порядка отнесения стоимости поступивших материальных ценностей на валовые расходы.

3.

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 № 168/ 97-ВР

Определяет круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки и порядок исчисления налога, ответственность плательщиков.

Используется при аудите в части определения объекта налогообложения, права налогоплательщика на налоговый кредит.

4.

«Положение об организации бухгалтерского учёта и отчётности в Украине» № 250 от 03.04.93.

Определяет порядок ведения бухгалтерского учёта,его организацию, сроки составления бухгалтерской отчётности.

Определяет порядок документирования хозяйственных операций по поступлению товаров с поставщиками, общие правила инвентаризации, порядок списания недостач.

5.

Закон Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности на Украине»

Определяет правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности в Украине.

Используется  при аудите в части ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности.

6.

Инструкция «О порядке регистрации выданных, возвращённых и неиспользованных доверенностей на получение ценностей» № 93 от 16.05.96.

Предусмотрены в ней все правила пользования доверенностями.

Используется при аудите в части отпуска товаров только по доверенности.

7.

Инструкция о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству П6.

Определяет правила приёмки товаров по количеству.

Используется при аудите в части возникновения недостачи при приёмке, правила этой приёмки, порядок документального оформления недостачи.

8.

Инструкция о порядке приёмки продукции ПТН и ТНП по качеству П7.

Определяет правила приёмки товаров по качеству.

Используется при аудите в части возникновения недостатков качества, документальное оформление такой приёмки, сроки предоставления претензии.

9.

Положение «О поставках товаров народного потребления» утверждённое Постановлением Советов Министров СССР 25.07.88 № 888.

Регламентирует порядок оформления поставок товаров

Используется при аудите в части определения имущественной ответственности сторон по поставке.


 

 

Согласно Положения «О поставках товаров народного потребления», утверждённым 25.07.88 постановлением № 888 договоры заключаются путём составления одного документа, подписываемого сторонами своей проверки аудиторским отчётом и аудиторским заключением.

В связи с тем,что стандартизация аудиторского отчёта — процесс чрезвычайно сложный, содержание этого документа зависит от конкретных обстоятельств, результатов проверки и прочее. Форма аудиторского отчёта может быть произвольной. Аудиторский отчёт не является аудиторским документом. Он предназначен исключительно для заказчика и может быть обусловлен лишь с его разрешения.

Аудиторское заключение рассчитано на широкий круг пользователей. Его публикация является свидетельством того, что годовой бухгалтерский отчёт предприятия как в целом, так и во всех деталях соответствует действующему законодательству, методологии ведения бухгалтерского учёта, определённой внутренним регламентом учётной политики предприятия и является достоверным. Именно поэтому отчёт- это обширный документ, а заключение — краткий, сжатый.

Аудиторское заключение должно содержать такие основные элементы:

      1.Заглавие, полное название проверяемого субъекта

      2.Абзац, в котором говорится о том, кому адресуется аудиторское заключение.

      3.Вступительный абзац:

а) состав проверенной аудиторской отчётности;

б) период и время проверки;

в) определение границ ответственности руководства предприятия и аудиторов;

  1. Масштаб проверки (раскрывается содержание проведённых аудитором работ)
  2. Раздел, освещающий мнение аудитора о проверенной отчётности;
  3. Дата составления;
  4. Адрес аудиторской фирмы
  5. Подписи.

В заключении можно сказать, что от чётко поставленных целей, задач при проверке того или иного участка, использования нужных нормативных источников зависит качество формируемой экономической информации, а также оценка этого качества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методика аудита поступления товаров.

 

 

Одной из основных задач  внутреннего аудита в торговле является проверка обеспечения сохранности  товарно-материальных ценностей и  денежных средств, осуществляемая при помощи приёмов и способов фактического и документального контроля. Служба внутреннего аудита совместно с внутрихозяйственным (в том числе бухгалтерским) контролем образуют систему внутреннего контроля на предприятии.

Успешное функционирование внутрихозяйственного бухгалтерского контроля может быть обеспечено при условии правильной организации его в отделах.

К контрольным функциям, общим почти для всех отделов, относят сплошной контроль правильности и своевременности документального оформления всех учитываемых хозяйственных операций, а также контроль их законности и экономической целесообразности.

Кузьминский А.Н в своих  работах отмечает, что «Одной из основных функций отделов бухгалтерий  является обеспечение действенного контроля за своевременным и полным поступлением документов: товарных отчётов, инвентаризационных описей, счетов поставщиков и т. п. С этой целью в каждом отделе совершенно необходимо разработать графики представления отчётов материально-ответственными лицами и установить систематический контроль за их выполнением. В каждом отделе важно находить контроль за своевременным и качественным выполнением каждым работником возложенных на него обязанностей по учёту и контролю.

Действенность внутрихозяйственного бухгалтерского контроля в большей мере зависит от достоверности данных бухгалтерского учёта, которая требует своевременного и полного отражения всех хозяйственных операций, учитываемых в отделах на соответствующих счетах.

Следовательно, в каждом отделе его начальник должен не только формально отвечать за достоверность учётных данных, а систематически их проверять по заранее намеченному плану.

Большой трудоёмкостью  и сложностью выделяется документальный контроль поступления и выбытия  товаров, торговых скидок и наценок, достоверности сумм, числящихся на товарных счетах.

Рассмотрим  методику проверки полноты и своевременности  оприходования поступивших товаров  и тары в оптовой торговле (приложение У).

1.Проверку полноты  и своевременности оприходования  товаров и тары следует начать с изучения распределения контрольных функций между исполнителями по их должностным инструкциям, положением о структурных подразделениях бухгалтерии. Следует иметь в виду, что последний этап контроля полноты и своевременности оприходования товаров должен быть передан бухгалтеру, ведущему учёт расчётов с поставщиками, так как он получает документы из учреждения банка.

2.По документам, регламентирующим  деятельность бухгалтерии, следует  установить, кто осуществляет выдачу  доверенностей и контролирует  их исполнение. Особенности проверки товарных операций в оптовой торговле является то, что при доставке товаров средствами поставщика представители поставщиков сдают товары на предприятия оптовой торговли, требуя от них доверенность.

Поступление от поставщиков  контролируется по выписанным ими приходным документам, соответствующим журналам-ордерам, ведомлстям поступления материальных ценностей от поставщиков или на склады предприятия, а также по приходным документам складов и других мест хранения.

Важно контролировать полноту и своевременность оприходования товаров от каждого поставщика, обращая особое внимание на случаи, когда платёжные требования были оплачены, а товары не оприходованы; регулярно сверять с поставщиками расчёты; результаты сверки должны быть документально оформлены; контролировать случаи неоприходованных поступивших товаров.

Аудитор проверяет своевременность  и правильность составления коммерческих актов и актов приёмки материалов, соблюдение действующего порядка их составления.

Следует проверить соблюдение Инструкции «О порядке регистрации выданных, возвращённых и использованных доверенностей на получение ценностей», в частности:

а) по журналу «Учёта выданных доверенностей» установить круг лиц, которым  выдавались доверенности для получения  товаров и сопоставить со штатным расписанием;

б) обеспечивается ли учёт доверенностей, как бланков строгой  отчётности, кто ставит печать на доверенностях  и как хранится круглая печать, не имеют ли доступа к ней бухгалтеры, которые ведут учёт товаров и  контролируют полноту и своевременность их оприходования;

в) сплошным способом проверить  по журналу «Учёта выданных доверенностей» наличие отметки об использовании  каждой доверенности. При отсутствии отметки следует выявить причину, установить, не скрывается ли за этим дебиторская задолженность, незаконное отнесение суммы на товары в пути, либо прямая недостача товаров;

г) выборочно за каждый проверяемый месяц следует отметить реальность отметок в журнале  об использовании доверенностей  путём сличения непосредственно  с первичными документами о приёмке товара, приложенным к отчётам;

д) путём сличения даты документа о приходе товаров  и даты последующей доверенности, выданной тому же лицу, установить, не было ли случаев выдачи новой доверенности без отчёта за ранее полученного;

е) по отметкам в журнале  «Учёта выданных доверенностей» сплошным способом проверяется наличие всех неиспользованных и возвращённых доверенностей, а также погашение каждой из них  надписью «неиспользованная»; за прошедший  календарный год следует проверить наличие акта на уничтожение всех неиспользованных доверенностей.

3.Путём личной беседы  с работником по выдаче, учёту  и контролю доверенностей, главным  бухгалтером и его заместителем  проверить как часто контролируют  указанные должностные лица соблюдение  установленных правил выдачи доверенностей.

Информация о работе Бухгалтерский учёт и аудит в оптовой торговле