Бухгалтерский учёт и аудит в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Украина, как и многие государства бывшего СССР, переживает кризисный, переходный этап к рыночной экономике, который характеризуется упадком общественного производства товаров народного потребления, преобладанием на рынке импортных товаров,зарождением малого бизнеса, проведением приватизации государственного имущества и вытекающих из неё последствий — кризисом неплатежей и др.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

4.Полнота и своевременность  оприходования товаров проверяется  за каждый месяц проверяемого  периода по итоговым месячным  записям в дебетовой ведомости  счёта «Товары» и журнала-ордера  по счёту «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Своевременность и полнота прихода оплаченных товаров проверяется путём сличения их стоимости с оплаченными банковскими документами. Одновременно итоговую сумму торговых надбавок на поступившие товары за каждый месяц следует сопоставить со стоимостью оприходованных товаров.

5.Сплошным методом  по первичным документам необходимо  проверить все выявленные случаи  нетиловых корреспонденций по  счёту «Товары» или по счёту  «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками».

Методика проверки полноты  оприходования товаров, тары и торговых надбавок во многом зависит от выполнения приказа Министерства торговли УССР от 30.05.73 № 215, которым запрещено учитывать в одном отделе (одним работником) операции по счетам «Товары»; «Торговая наценка»; «Расчёты с поставщиками».

При нарушении этого  порядка на практике, когда приход товаров и тары, а также расчёты  с поставщиками учитываются одним  и тем же исполнителем, необходимо:

а) если учётные регистры составляются ручным способом, проверить  правильность подсчёта месячных итогов по дебетовой ведомости по счёту «Товары» и в журнале-ордере по счёту «Расчёты с поставщиками и подрядчиками; (приложение Ж,К)

б) при составлении  указанных регистров машинным способом по этим счетам, правильность итогов проверяется  лишь в том случае, если есть исправления в регистрах работниками бухгалтерии.

6. Полноту отражения  в учёте торговых надбавок  по средней ставке  на поступившие  за месяц товары с одинаковым  процентом торговых надбавок  следует проверить расчётным  путём:

а) стоимость оприходования товаров за месяц умножается на процент надбавки и делится на 100, полученный результат сверяется с записью по кредиту счёта «Торговая надбавка».

7.За весь проверяемый  период следует осуществить сплошную  проверку наличия в проводных  товарный документах штампа о проверке цен и размера наценок с указанием даты и подписи ответственного лица за проверку цен, а также наличие отметки о контроле токсировки и подчисток в этих документах.

8.Выборочно, за те  же месяцы когда были установлены  расхождения в итоговых суммах или нетиповые корреспонденции счетов по приходу товаров, тары и торговых надбавок, следует сопоставить даты и суммы по товарам, таре в сопроводительных документах, приёмных актах и в товарных отчётах на ту же дату.

Одновременно сличается  правильность записи этих сумм в дебетовой ведомости по счёту «Товары» с кредитом счетов «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и «Торговая наценка».

9.Сплошным способом  также производится указанное  в пп.7 и 8 сопоставление по каждому  приходному документу в те  проверяемые месяцы, когда на складах проводилась инвентаризация.

10.За контролирумые  месяцы следует проверить правильность  перенесения суммы итога: дебетовых  ведомостей счёта «Товары» в  разрезе отделов (складов) в  сводную дебетовую ведомость  по этому счёту, правильность подсчёта итогов в сводной ведомости, если она составляется вручную.

11.За проверяемый период  следует проконтролировать предъявление  претензий поставщику или транспортной  организации по каждому акту  об установлении расхождений  в количестве и качестве; установить причины несвоевременности предъявление претензий, если такие случаи имели место. По данным аналитического учёта расчётов по претензии проверить, все ли претензионные суммы удовлетворены. По претензиям, которые не удовлетворены по той причине, что был нарушен порядок приёмки товаров по количеству или качеству, установить характер нарушения, кто его допустил, какие меры приняты к членам комиссии, принимавшей товар, как возмещён нанесённый ущерб.

12.Сплошным способом  по банковским расчётным документам проверяются случаи отказа от оплаты счетов поставщиков и принятие поступивших товаров на ответственное хранение. Стоимость товаров, принятых на ответственное хранение, сверяется по сопроводительным документам (накладным, счетам-фактурам) с отчётом МОЛ, с данными регистра по забалансовому счёту «товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение» и с забалансовой статьёй того же наименования. Если товары, принятые на ответственное хранение, находились на складе в момент проведения инвентаризации, следует проверить путём просмотра инвентаризационной описи, не включены ли эти товары в общую опись для скрытия недостачи, составлена ли на эти товары отдельная опись.

Общими критериями определения  объектов выборочной проверки торговых единиц, материально-ответственных лиц, являются:

  1. — состояние расчётов с поставщиками;

            - нарушение плана проведения инвентаризации;

           - несвоевременное представление тарифных отпусков материально-ответственным лицам;

      -наличия в регистрах учёта движения товаров, тары -сторнировочных записей;

  • наличие неудовлетворённых претензий к поставщикам, предъявленных на основе актов на расхождения, установленные при приёмке товаров и тары по количеству и качеству.

Особое внимание необходимо уделять дням, предшествующим и последующим периоду инвентаризации.

    1. В условиях различных способов доставки товаров и существующих особенностей оприходование отдельных продовольственных и непродовольственных товаров необходимо проверить:

поступление товаров  и тары при доставке представителями поставщиков, когда ценности передаются на основе доверенности, предъявленной получателем. При этом  на основании товарных отчётов и журнала учёта выданных доверенностей, выборочно сопоставить данные, отмеченные в журнале учёта выданных доверенностей, с документами об оприходовании ценностей (в товарном отчёте, ведомости по дебету счёта «Товары»). Кроме общих принципов отбора товаров в основу возможно положить частоту выдачи доверенностей на получение товаров отдельным материально-ответственным лицом.

  • Правильность отражения данных операций на счетах бухгалтерского учёта.

      3)В условиях применения различных вариантов организации и техники учёта поступления товаров с поставщиками, применяя общие критерии отбора аудируемых объектов, необходимо определить вариант организации учёта и контроля расчётов с поставщиками за поступившие товары и степень применения средств вычислительной техники, имея в виду, что источники и техника контроля в прямой зависимости от вышеуказанных факторов.

Необходимо также произвести сплошную проверку и причин отражения на дебете счёта «Товары» записей отрицательными числами (способом сторнирования). Для проверки использовать главную книгу; ведомость по счёту «Товары»; товарные отчёты.

4) С целью выявления  фактов поступления товаров, не оформленных документами, необходимо:

  • Произвести анализ динамики поступления отдельных групп товаров по поставщикам, проверив при этом соответствие данных условиям договоров поставки. Выделить, те случаи, когда предприятие получало товар не в соответствии с условиями договоров поставки. При этом обратить внимание на нарушение сроков проведения инвентаризации.
  • Провести контрольно-выборочное сличение движения отдельных товаров за меж инвентаризационный период. Сравнить  максимально возможные остатки с фактическими данными о наличии товаров, зафиксированных в инвентаризационной описи на дату последней инвентаризации. Для составления расчёта использовать инвентаризационные описи на начало и конец проверяемого периода, документы о движении товара.
  1. При проверке полноты и своевременности оприходования торговых наценок следует:

- установить, осуществляется  ли контроль за обоснованностью  и правильностью представления  размера торговых надбавок;

- проверить правильность  отражения сумм торговых надбавок на кредите счёта «Торговая надбавка» при отражении задолженности за поступившие  товары в покупных ценах. При этом нужно просчитать итоги по графе регистра по учёту товаров и тары. В дебет  счёта «Товары» с кредита счёта  «Торговая надбавка» и сверить с суммой разницы между покупной стоимостью поступивших товаров за месяц с суммой отражённой в регистре «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», задолженности перед поставщиками.

Необходимо отметить, что очень важно проверить  полноту и своевременность оприходования товаров на дату инвентаризации товарно-материальных ценностей на предприятии.

До инвентаризации с  материально-ответственных лиц берётся  расписка о том, что все товарно-материальные ценности на момент инвентаризации оприходованы полностью, все приходные документы оформлены и приложены к товарным отчётам.

После инвентаризации следует  просмотреть несколько товарных отчётов, обратив особое внимание на даты приходных документов. На практике бывают случаи, когда в накладных  исправляют даты, чтобы оприходовать товар, поступивший до инвентаризации, после её проведения и тем самым скрыть недостачу.

 

 

3.3 Методика  аудита состояния расчётов с  поставщиками.

 

 

Задачи аудита расчётных операций на предприятиях оптовой торговли заключаются в проверке соблюдения нормативно-правового регулирования расчётно-кредитных операций и состояния расчётно-платёжной дисциплины.

К задачам  аудита относят также проверку достоверности учётных данных о состоянии расчётов с поставщиками, задолженности учётных данных о состоянии расчётов с поставщиками, соблюдение расчётно-финансовой дисциплины и влияние её на платежеспособность предприятия, установление реальности задолженности.

Основная цель проверки — соблюдение законности и своевременность погашения задолженности, правильность учёта расчётов и мероприятий проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности, установить соответствие совершенных операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчётности.

Основные нормативные  документы, регулирующие расчёты с  поставщиками и используемые при  аудите, следующие:

  • Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г № 435-IV;
  • Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI;
  • Закон о бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине № 596-XIV;
  • Методические указания «По инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 417 от 16.12.2011 года;
  • План счетов бухгалтерского учёта активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций приказ Минфина Украины от 30.11.99 № 291;

       -Инструкция о безналичных расчётах в Украине в национальной валюте Постановление   национального банка Украины от 29 марта 2001 года № 135;

      -Положение о поставках товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

   -Постановление КМУ от 25.12.96 № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполкомов местных советов по регулированию цен» (регулирует уровень торговых наценок);

      • Устав организации;
      • Учётная политика предприятия, организации.

Источниками информации для проверки указанных расчётов являются договоры поставки продукции (работ,услуг), акты сверки расчётов, протоколы о зачёте взаимных требований, акты инвентаризации расчётов, копии платёжных документов, книга покупок, книга продаж, учётные регистры 9ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 63,68,66,65,69, 60,61 и др, Главная книга, отчётность и т.д.

Используя перечисленные  нормативные документы и применяя методические приёмы нормативно-правового  регулирования, аудиторская проверка проверяет соблюдение дисциплины поставок. Изучается договорная документация и её соблюдение при поставках товаров в части ассортимента, реальности и количества поставок, оформления товарно-транспортных документов и применения согласованных форм расчётов.

Проверка расчётов с  поставщиками и подрядчиками предусматривает, прежде всего, изучение договоров поставки продукции и других хозяйственных  договоров на оказанные предприятию  услуги, выполненные работы — эти  договоры должны отвечать требованиям  норм ГК Украины.

К числу важнейших  требований при осуществлении сделок на поставку товаров (работ, услуг) помимо соблюдения формы договора относятся  также полнота и своевременность  исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Сделки осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения ГК Украины формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются недействительными. Таким образом, аудитор должен установить наличие договоров поставки по проведённым сделкам, правильности их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности.

Информация о работе Бухгалтерский учёт и аудит в оптовой торговле