Бухгалтерский учёт и аудит в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Украина, как и многие государства бывшего СССР, переживает кризисный, переходный этап к рыночной экономике, который характеризуется упадком общественного производства товаров народного потребления, преобладанием на рынке импортных товаров,зарождением малого бизнеса, проведением приватизации государственного имущества и вытекающих из неё последствий — кризисом неплатежей и др.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

Аудит начинается прежде всего с анализа результатов  инвентаризации кредиторской задолженности  по соответствующим отчётным периодам на ближайшую дату до начала аудита. Данные инвентаризации следует сверять с суммами, отражёнными в Главной книге и балансе по счёту 63 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Сверке подлежат остатки задолженности на начало отчётного периода, отражёнными в регистрах бухгалтерского учёта, с остатками в преведущем периоде  и уточняется реальность кредиторской задолженности. При инвентаризации исследуют каждый случай перемещения товарно-материальных ценностей внутри фирмы, утверждаются в наличии внутреннего аудита, что гарантирует эффективность инвентаризации. Проверяют также товары, находящиеся у коммерческих агентов, на выставках, их артикулы. Эту информацию можно получить от материально ответственных лиц. Аудиторы должны знать, какой конкретно товар отправлен на отгрузку и действительно перешёл в собственность клиента. Лишь после этого его исключают из инвентаризационной описи и переносят на счёт клиента в счёт продажи. Это имеет важное значение ещё и для того, чтобы аудиторы могли проследить за тем, чтобы товар, который находился на предприятии и предназначен для переноса на счёт клиента, не был внесён в инвентаризационную опись. Проверка согласованности графиков поступления товаров на оптовые склады и вывоза их на протяжении инвентаризационного периода позволяет выявить сокрытие различных негативных фактов, в частности недостачи.

Далее аудитор проверяет  непосредственно расчётные операции с каждым поставщиком (или выборочно) по данным учётных регистров (журналов-ордеров, ведомостей, машинограмм) по счёту 63 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»  и расчётно-платёжных документов. Выясняется дата проведения и характер операций, правильность применения цен, наценок по проступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного НДС».

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчётные документы (неотфактурованные поставки), выясняется, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Устанавливается также, проводилась ли инвентаризация и сверка расчётов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств. Обоснованы ли начисленные или полученные суммы штрафных санкций, правильно ли списание сомнительных долгов. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчётов, встречная сверка документов и регистров учёта у проверяемого предприятия и у поставщика.

 

Программа аудиторской  проверки расчётов с поставщиками и  подрядчиками.

 

№ п\п

Перечень процедур

Источники информации

1.

Оценка правильности оформления заключённых хозяйственных договоров

Хозяйственные договоры

2.

Проверка данных регистров учёта расчётов с поставщиками и сверка их со счетами Главной книги

Журналы-ордера, машинограммы, Главная книга

3.

Анализ величины неотфактурованных поставок, расчётов с поставщиками

Хозяйственные договоры, претензионные акты, журналы-ордера, машинограммы.

4.

Проверка данных инвентаризации и подтверждение сумм задолженности перед ними. Проведение выборочной инвентаризации при необходимости.

Акты сверки расчётов,хозяйственные договоры, журналы-ордера, машинограммы

5.

Проверка правильности корреспонденции счетов по расчётам с поставщиками

Журналы-ордера, машинограммы

6.

Проверка правильности выделения и возвращения «входного» НДС, налогообложения по расчётам с поставщиками с использованием векселей, взаимозачёта, бартера и других форм расчётов.

Хозяйственные договоры, счета-фактуры, книга покупок, журналы-ордера, машинограммы, акты сверки расчётов, протоколы зачёта взаимных требований.


 

Следует проконтролировать  правильность корреспонденции счетов, указанной в учётных регистрах. Кредитовые записи по счёту 63 сверяют с дебетовыми записями по счетам 20, 201, 202, 203 и т. д. Дебетовые записи по счёту 63 сверяют с кредитовыми записями по счетам 30,  31, 313. Данные синтетического учёта подтверждаются аналитическими. Итоговые записи по оборотам и остаток по счёту 63 сверяются с данными Главной книги и балансом.

Особого внимания аудитора требуют операции с использованием векселей, отражение которых в  учёте нередко производится с ошибками. Аудитору следует учитывать, что выданные векселя отражаются у предприятия на отдельном субсчёте 62, процент по векселю относится на себестоимость приобретённых товарно-материальных ценностей, НДС подлежит возмещению из бюджета только после оплаты векселя.

Выборочно проверяется  правильность отражения в учёте  «входного» НДС» и обоснованность его  отражения на возмещение из бюджета. В обязательном порядке НДС должен быть выделен во всех расчётно-платёжных  документах (счетах-фактурах, накладных, платёжных документах, актах сверки, расчётов и др.), его возмещение производится только по оплаченным и оприходованным ценностям (используемым для производственных целей).

Полнота оприходования  поступивших от поставщиков товарно-материальных ценностей, обоснованность возмещения по ним НДС контролируется с помощью таких приёмов, как прослеживание, сопоставление, опрос и др. Выявленные отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора. Обоснованность расчётов с подрядчиками на выполняемые работы должна подтверждаться кроме заключённых договоров наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-приёмки выполненных работ, счетов-фактур. Реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности по счёту 60, точность проведённых расчётов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены в том числе и путём контрольного обмера выполненных работ (по заключению эксперта). По задолженности с которым поставщики и подрядчики необходимо выявить соблюдение срока исковой давности (общий срок исковой давности по хозяйственным договорам составит 3 года). В случае его пропуска задолженность подлежит зачислению на счёт 80 «Прибыли и убытки». Должны быть проверены случаи списания с кредита счёта 60 на себестоимость сумм не относящихся к производственной деятельности предприятия.

Следует проанализировать также правильность оформления и  отражения в учёте выявленных авансов. Для этих расчётов используются счета 61 «Расчёты по авансам выданным»  и 64 «Расчёты по авансам полученным». Аудитор путём изучения первичных документов и учётных регистров выясняет обоснованность выдачи и получения авансов (в том числе в валюте), правильность ведения аналитического учёта по счетам 61, 64, соответствие данных аналитического и синтетического учёта, своевременность и точность выделения НДС с сумм полученных авансов.

У предприятия могут  возникать претензии к поставщикам  и подрядчикам в связи с  несоблюдением цен и тарифов  предусмотренных договорами; обнаружением арифметических ошибок в расчётных  документах; несоответствием качества поставленных ценностей стандартам или техническим условиям и др. Претензии могут предъявляться к транспортным организациям за недостачу груза в пути, к браку — по суммам, ошибочно зачисленным к списанным со счетов предприятия и т. д. Претензии нередко предъявляют также и к самому предприятию по различным основаниям. Учёт таких расчётов ведётся на счёте 63 «Расчёты по претензиям». При их анализе аудитору необходимо обратить внимание на своевременность и правильность оформления претензионных документов; обоснованность претензий к проверяемому предприятию, правильность корреспонденции счетов; правильность ведения аналитического учёта в разрезе каждой предъявленной и полученной претензии.

Аудитор должен знать, что  претензии предъявляются в письменной форме с указанием требования заявителя; суммы претензии и её расчётов; фактов на которых основаны требования, доказательства, подтверждающих требования со ссылкой на соответствующие нормативные акты; перечень прилагаемых документов, иные сведения. Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по факсу или вручается под расписку и рассматривается в течение 30 дней, если срок не установлен договором. Ответ на претензию даётся в письменном виде. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на неё заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд.

Путём изучения первичных  документов и учётных регистров  по счёту 374 аудитору предстоит выяснить, не скрываются ли под видом расчётов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, не возмещённых предприятию в установленном порядке и по которым отсутствуют документы, дающие право на списание, а также факты хищений ценностей должностными лицами. Следует, кроме того установить, не проводились ли внутренние расследования с целью выявления лиц, виновных в возникновении претензии к предприятию, и взыскивался ли с них причинённый ущерб.     

Во время фактических  проверок расчётов с покупателями и  другими дебиторами составляются акты инвентаризации сверки расчётов, которые посылаются для подтверждения дебиторам. Достоверность дебиторской и кредиторской задолженности проверяется путём сверки их суммы по каждой статье баланса на дату проверки с суммами задолженности, отображённой в учётных регистрах и первичных документах. Необходимо установить, нет ли случаев в балансе свёрнутого сальдо, где отображаются расчёты, сверки расчётной задолженности с просроченными сроками исковой давности.

По справке к акту инвентаризации расчётов с поставщиками, составленной бухгалтерией, аудит устанавливает, за что и когда образовалась задолженность, а также является ли она реальной.

Методика аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками отражена в таблице 3.4 (приложение Ф).

в заключении аудита расчётов с поставщиками проверяется соблюдение типовой корреспонденции счетов бухгалтерского учёта, что позволяет не только выявить ошибки в учётном отражении расчётных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учётных данных с целью сокрытия злоупотреблений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Обобщая всё вышеизложенное, становится ясно, что товародвижение, т. е. Движение товаров в результате различных операций является важной функцией деятельности предприятия, так как занимает самое большое место в общем объеме учётной работы предприятия.

Одним из наиболее трудоёмких участков работы является учёт поступления товаров и расчётов с поставщиками. Насколько правильно организован учёт на данном участке во многом зависит действительность контроля за сохранностью товарных ценностей, что подтверждает необходимость и важность организации учёта.

Данный вопрос регулируется многими нормативными и законодательными актами, в которые вносятся многочисленные изменения и дополнения в настоящее  время.

Несовершенство законодательной  базы, нормативные акты требуют от руководящих работников и работников учёта большой внимательности при их изучении и применении, бдительности, умение разбираться в текущем потоке информации, что чрезвычайно важно для работы предприятия в современных условиях.

Нестабильность экономической обстановки, противоречие законов и существующие проблемы в них, недостаточно квалифицированные кадры (среди работников учёта большое количество специалистов которые окончили всего лишь курсы по бухгалтерскому учёту) очень усложняют учёт и приводит к допущениям частых и серьёзных нарушений в ведении учёта предприятиями оптовой торговли.

В частности исследуя деятельность общества с ограниченной ответственностью «Союз», выявлены участки  учёта, которые или не соответствуют, или соответствуют, но не в полном объёме действующей системе учёта.

В связи с этим, считается  возможным внести в организацию  учётного процесса в ООО «Союз» следующие предложения:  

  1. Так как предприятие, в основном, осуществляет посредническую деятельность, в небольшом объёме занимается бартерными операциями, рекомендуется ввести вексельную форму расчётов как форму платежа  и форму кредита.
  2. Во избежание нарушений Положения № 250 «Об организации бухгалтерского учёта и отчётности в Украине» движение товаров необходимо оформить товарным отчётом.
  3. Вести децентрализованную форму учёта, так как она наиболее благоприятно для структуры данного предприятия.
  4. Разработать и утвердить должностные инструкции, в которых закрепляются функции учётных работников.
  5. Согласно составленной блок-схеме распределить обязанности работников бухгалтерии на участке поступления товаров и расчётов с поставщиками.
  6. Вести учёт по упрощённой форме, которая называется «Журнал-Главная».
  7. Составлять график документооборота для контроля за исполнением того или иного документа.
  8. Рекомендовано  вести по счёту 28 «Товары» журнал-ордер специализированный. Его форма прилагается в виде компьютерной распечатки (приложение Э).
  9. автоматизировать бухгалтерский учёт с приложением программы «Акцент-бухгалтерия для Windows “95».

Информация о работе Бухгалтерский учёт и аудит в оптовой торговле