Бухгалтерский учёт и аудит в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Украина, как и многие государства бывшего СССР, переживает кризисный, переходный этап к рыночной экономике, который характеризуется упадком общественного производства товаров народного потребления, преобладанием на рынке импортных товаров,зарождением малого бизнеса, проведением приватизации государственного имущества и вытекающих из неё последствий — кризисом неплатежей и др.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

В связи с тем, что  в настоящее время нормативных и законодательных актов превеликое множество и вносятся многочисленные изменения и дополнения по порядку и правилам ведения бухгалтерского учёта и аудита, это усложняет учёт. Несовершенство законодательной базы, противоречие законов и пробелы в них превращают бухгалтерский учёт в трудоёмкий процесс.

 

 

 

 

 

 

    1. Структура бухгалтерии и характеристика функциональных обязанностей работников бухгалтерии по учёту поступления товаров и расчётов с поставщиками.

 

Бухгалтерский учёт в организации ведёт самостоятельное структурное подразделение в аппарате управления — бухгалтерия, в состав которой входят профессионалы, получившие образование по специальности «Бухгалтерский учёт и аудит». Бухгалтерскую службу возглавляет главный бухгалтер либо бухгалтером в случае отсутствия в организации собственной бухгалтерской службы, кроме него могут быть: заместитель главного бухгалтера, ведущий бухгалтер, бухгалтер 1 и 2 категории, ревизоры.

Структура бухгалтерского аппарата зависит от условий организации  производства, объёма учётной работы и наличие технических средств учёта. Она должна: отражать специфические особенности организации и технологии производства; обеспечивать взаимодействие между структурными подразделениями и исполнителями; не допускать дублирования и параллелизма в работе подразделений и отдельных исполнителей, использовать достижения научной организации труда, быть максимально простой и компактной; обеспечивать руководство предприятия всей информацией, необходимой для контроля и управления производством при минимальных затратах на функционирование бухгалтерии, а внешних пользователей — достоверной бухгалтерской отчётностью.

В зависимости  от объема деятельности на предприятии  учёт может осуществлять:

  • бухгалтерская служба (отдел), которая является самостоятельным структурным подразделением предприятия и возглавляется главным бухгалтером:
  • централизованная бухгалтерия;
  • специализированная организация или соответствующий специалист на договорных началах, если предприятие не имеет бухгалтерской службы;
  • собственники или руководители (исполнительные директора) на небольших предприятиях.

Численность учётного аппарата, его размещение, структура, юридические права, определяют организационную систему (форму) учёта.

В зависимости  от размещения учётного аппарата различают  две системы организации учёта:

  1. децентрализованную;
  2. централизованную.

Децентрализованная  система предполагает  создание бухгалтерской службы на самом предприятии. В случае отсутствия в штате главного бухгалтера руководитель (собственник) может сам вести бухгалтерский учёт  или назначать контролёра, которому предоставляется право второй подписи на первичных документах. Децентрализованная система учёта была преобладающей до 1964 года. Она является основной в настоящее время в связи с созданием многочисленных предприятий малого бизнеса.

При централизованной системе организации учёта учётный аппарат сосредоточен в органах управления. В этом случае создаётся централизованная бухгалтерия, которая осуществляет текущий учёт деятельности подведомственных предприятий. При централизации учёта происходит концентрация и централизация учётного аппарата в одном месте появляется возможность разделения труда, создаются предпосылки для эффективного использования современных вычислительных машин.

За организацию  учёта на предприятии ответственность несёт руководитель предприятия. На предприятиях малого бизнеса учётом хозяйственной деятельности занимается обычно один  бухгалтер, который является главным бухгалтером.

Для ООО «Союз» рекомендована децентрализованная форма учёта, которая наиболее благоприятна для структуры данного предприятия.

Права, обязанности  и ответственность главного бухгалтера регламентируется Положением об организации  учёта и отчётности в Украине.

Функции бухгалтеров  регламентируются в  должностных  инструкциях. Должностные инструкции имеют следующие разделы: общие положения, обязанности, права, ответственность. Они разрабатываются главным бухгалтером на каждом предприятии и предназначены для конкретных исполнителей.

В ООО «  Союз» должностные инструкции не разработаны, вследствие чего рекомендовано разработать и утвердить должностные инструкции.

При организации  учёта поступления товаров и  расчётов с поставщиками функциональные обязанности среди работников бухгалтерии  распределяются следующим образом: приём и проверку первичных документов (накладных, товарно-транспортных накладных, счетов-фактур), которые являются основанием для оплаты поступивших товаров осуществляет бухгалтер. Он же проставляет корреспонденцию на документах и составляет товарный отчёт. Проверяет товарный отчёт главный бухгалтер. После проверки, данные товарного отчёта разносятся в регистры синтетического учёта. Аналитический учёт товаров по их наименованиям ведётся на карточках количественно- суммового учёта бухгалтером. Блок-схема по распределению функциональных обязанностей прилагается (приложение Л).

ООО «Союз» рекомендовано  распределение функциональных обязанностей работников учёта, которое отображено в блок-схеме (приложение М).

Совокупность  учётных регистров и технических  средств их ведения определяют форму учёта. Отличительными признаками, которые характеризуют форму учёта, являются название учётных регистров, их количество, форма, содержание, последовательность и техника записи в них.

Различают две  основные формы учёта:

  • журнально-ордерную;
  • таблично-автоматизированную.

Основным учётным  регистром при первой форме является журнал-ордер. При таблично-автоматизированной форме учёта основными регистрами являются машинограммы.  Техническими средствами их формирования является ЭВМ различных типов.

В ООО «Союз» где объем деятельности незначительный, где общее количество бухгалтерских  счетов не превышает 25, можно порекомендовать  учёт вести по упрощённой форме, которая  называется «Журнал-Главная». Отличительная  особенность этой формы в её простоте, наглядности, сочетании хронологической и систематической записей. Журнал-Главная открывается в виде книги на год и предназначается для синтетического учёта. По тем счетам, которые требуют детализации, отдельно ведутся аналитические счета.

В этом регистре записи делают на основании каждого документа. После регистрации документа и содержания операции составляется необходимая бухгалтерская проводка способом двойной записи. Ежемесячно записи по счетам обобщаются: по каждому счёту подсчитываются обороты, определяется конечное сальдо, некоторые счета закрываются. На основании сальдо на конец месяца составляется баланс предприятия. Журнал-Главная называется простой.

Для контроля за полным и своевременным оприходованием товаров и расчётами с поставщиками ведут журнал-ордер по счёту 63 и ведомости к нему (приложение Ж, К).

Журнал-ордер  является регистром синтетического и аналитического учёта поступления  товаров и расчётов с поставщиками. При его использовании отпадает необходимость применения карточек аналитического учёта расчётов с поставщиками и составления оборотной ведомости по счёту 63.

Записи в  журнал-ордер и ведомость производят позиционным (линейным) способом. Ведомость  заполняют на основании оплаченных платёжных требований-поручений, поступивших  вместе с выписками банка с расчётного счёта, а журнал-ордер на основании товарных отчётов, к которым прилагаются приходные документы (ТТН, счета-фактуры) с распиской материально-ответственных лиц в получении товаров и тары. Причём в журнале-ордере и ведомости на каждое платёжное требование отводится одна общая строка. Если товары получены и платёжные — требования поручения за них оплачены, то итоговые суммы по дебету и кредиту счёта 63 по соответствующим строкам должны быть обязательно равны между собой.

При несовпадении этих сумм немедленно выясняются причины и вносятся необходимые исправления. Если товары оприходованы неправильно- исправления делаются в  товарных отчётах с последующим подтверждением их материально-ответственными лицами.

Позиционный метод записей позволяет осуществлять контроль за поступлением товаров и правильности их оприходования, но и выявлять, по каким платёжным требованиям товары поступили и оплачены, какие товары находятся в пути (открытые дебетовые позиции) или с какими поставщиками за получение товара не произведён расчёт (открытые кредитовые позиции).

Наличие товаров  в пути должно быть подтверждено платёжными требованиями-поручениями поставщиков  и квитанциями (накладными) железнодорожного транспорта со штампом станции прибытия, подтверждающими нахождение товаров в пути. Товары могут числится в пути только в течение нормального срока их доставки от места отгрузки до места назначения. После истечения этого срока применяются меры к  их розыску, а стоимость товаров относится с кредита счёта 63 в дебет счёта  

Рассмотрим  технику составления журнала-ордера в условиях централизованных бухгалтерий.

Составление журнала-ордера с ведомостью целесообразно  сосредоточить в финансово-расчётном  отделе централизованной бухгалтерии. В этот отдел поступают вместе с выписками банка с расчётного счёта оплаченные платёжные требования-поручения, а из товарного отдела бухгалтерии по установленному графику передаются товарные отчёты с приложенными к ним приходными документами. Таким образом, в финансово-расчётном отделе собирается информация об оплате расчётных документов и о поступлении товаров. Она используется для составления журнала-ордера и ведомости.

На практике встречается и другой порядок  документооборота, при котором оплаченные платёжные требования-поручения  с приложенными к ним накладными из финансово- расчётного отдела передаются в товарный отдел бухгалтерии для проверки правильности оприходования товаров и тары. На каждой накладной, приложенной к оплаченному платёжному требованию-поручению, указывается номер магазина, дата и номер товарного отчёта, стоимость оприходованных товаров и тары. Если  к платёжному требованию-поручению не приложены накладные, эти данные проводятся на его оборотной стороне. После этого документы возвращаются в установленные сроки в финансово-расчётный отдел.

Оплаченные  расчётные документы и документы  по которым оприходованы товары служат основанием для записей в журнал-ордер  и ведомость по счёту 63. Сначала  из журнала-ордера за прошлый месяц  переносят сальдо по счёту 63, которое  записывается раздельно по каждому платёжному требованию-поручению. Затем отражаются операции текущего месяца. Записи обязательно следует начинать с заполнения графы «Наименование поставщика». После этого заполняется ведомость или журнал-ордер в зависимости от того, что произойдёт раньше: оплата платёжного требования-поручения или поступление товара.

По окончании  всех записей за месяц подсчитываются итоги по каждой графе ведомости  и журнала-ордера. Если было открыто  несколько частных учётных регистров, то составляется сводный журнал-ордер с ведомостью, в который переносится отдельными строками итоги частных журналов-ордеров.

Частные журналы-ордера до записи их в сводный регистр  должны быть подписаны исполнителями  и проверены. 

В ООО «Союз» объем поступивших товаров отражается в журнале — ордере по счёту 63 в корреспонденции со счетом 28 (дебет). Реализованные товары  (кредит 281) отражены в журнале-ордере по счёту 902 «Себестоимость реализованных товаров». Остаток по счёту 28 «Товары» находит отражение в оборотно - сальдовой ведомости (остаток на начало+поступление — выбытие = остаток на конец). Журнал-ордер ведётся линейно-позиционным способом (приложение Д).

Значение журнала-ордера по счёту 63:

  1. Журнал-ордер позволяет совмещать синтетический и аналитический учёт расчётов с поставщиками;
  2. Журнал-ордер позволяет контролировать поступление товаров и их оплату по платёжному документу;
  3. С помощью журнала-ордера можно развёрнуто получать остатки, т.е знать задолженность по каждому документу.

Незакрытые  позиции в журнале-ордере, т.е сальдо переносят в журнал-ордер следующего месяца.

Журнал-ордер  по счёту 63 увязывается со следующими учётными регистрами:

  1. с журналом-ордером по счёту 28 «Товары» (с дебетовой ведомостью);
  2. с журналом-ордером по счёту 31 «Счета в банках»:311 «Текущие счета в национальной валюте» или 312 «Текущие счета в иностранной валюте»
  3. с журналом-ордером по счёту  374 «Расчёты по претензиям» и по счёту 64 «Расчёты с бюджетом»;
  4. с дебетовой ведомостью по счёту 44 на сумму транспортных расходов, оплаченных поставщику.

Журнал-ордер  по счёту 63 обычно составляется вручную, но может и с помощью ПВМ. В  случае машинного составления журнала-ордера печатается машинограмма оборотов и  сальдо по каждому поставщику в отдельности  и в целом по предприятию. Машинограмма может строиться в виде журнала-ордера, либо в виде оборотной ведомости.

В соответствии с п.7 «Положения об организации бухгалтерского учёта и отчётности в Украине» № 250 предприятие может самостоятельно установить порядок накопления данных о валовых доходах и валовых  расходах без записей в системе регистров и счетов бухгалтерского учёта с последующим использованием таких данных для составления налоговой декларации и налоговой отчётности.

Информация о работе Бухгалтерский учёт и аудит в оптовой торговле