Бухгалтерский учёт и аудит в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, дипломная работа

Краткое описание

Украина, как и многие государства бывшего СССР, переживает кризисный, переходный этап к рыночной экономике, который характеризуется упадком общественного производства товаров народного потребления, преобладанием на рынке импортных товаров,зарождением малого бизнеса, проведением приватизации государственного имущества и вытекающих из неё последствий — кризисом неплатежей и др.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

Платежи в  режиме «on-line” - электронный платёж только получивший своё признание. Механизм следующий- клиент банка- плательщик даёт приказ своему банку и спользуя определённый шифр, списать денежную сумму с подконтрольного ему счёта и зачислить её на счёт поставщика. Такие платежи осуществляются посредством сети «Интернет». Вернее сказать, что клиент банк введя «пароль» сам управляет своим счётом. В отличии от кредитных карт у этого способа более широкие возможности, хотя они и требуют более высоких знаний. Специалисты считают, что такие платежи в скором будущем вытеснят все ранее существующие. Тем более для осуществления такого платежа время не имеет значения, ровно как и местонахождения клиента.

ООО «Союз» применяет  более распространённую форму расчётов — расчёты платёжными поручениями  при предоплате товаров, услуг за транспорт, воду, телефон, при расчётах с налоговыми органами, по страхованию, разными кредиторами. Эта форма  расчётов является приемлемой для данного предприятия, но, так как предприятие, в основном, осуществляет посредническую деятельность, можно порекомендовать вексельную форму расчётов — как форму платежа и форму кредита [приложение Б].

Расчёты с поставщиками должны соответствовать таким главным требованиям:

  1. гибкость; ускорение:

- в цивилизованных  странах стремятся создать наиболее  благоприятные условия для поставщика, т.е сделать так, чтобы поставщику  было выгодно поставлять товары  именно нам, а не на другие  оптовые предприятия. При расчётах с поставщиками лучше применять валюту, выгодную для него и производить расчёты наиболее быстрыми темпами, тем более в условиях стремительной инфляции;

  1. реальность:

- расчёты должны быть  реально — возможными с логической  стороны, арифметической и юридической;

  1. соблюдение расчётно — платёжной дисциплины:

- соответствие осуществляемых  расчётов договору, нормативно-правовым  правилам, актам, нормам.

Расчёты между предприятиями  совершаются в безналичном порядке  через банк путём списания денежных средств со счёта плательщика и зачисления из на счёт получателя. Применение безналичных расчётов снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банке свободных денежных средств и обеспечивает их более полную сохранность.

Товародвижение — деятельность по планированию, претворению в жизнь и контроль за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.

Товародвижение — это движение товаров в результате различных операций: купли — продажи, перемещение внутри предприятия, переоценки и др.

Объектом учёта являются все хозяйственные операции и  хозяйственные факты, которые вызывают увеличение или уменьшение товаров.

Учёт товаров организуется следующим образом:

  1. с целью обеспечения сохранности товаров и тары устанавливается материальная ответственность за них;
  2. производится сплошное документирование всех операций по товародвижению. Основными документами, подтверждающие количественные и качественные параметры товаров являются: накладные (приложение В), фактуры, товарно- транспортные накладные, спецификации;
  3. установлена обязательная отчётность материально-ответственных лиц перед бухгалтерией. В качестве отчёта используется товарный отчёт. Он составляется и является обобщающим документом о наличии и движении товаров и тары за отчётный период. Наличие и движение товаров в отчёте отражается в суммарном выражении (приложение А).

В ООО «Союз» отчётность материально-ответственных лиц в виде товарного отчёта не осуществляется, что является нарушением Положения №250 «Об организации бухгалтерского учёта и отчётности в Украине». Рекомендовано движение товаров оформлять товарным отчётом (приложение А);

4) соблюдается единство  оценки товаров при оприходовании  и при списании их в расход. Это особенно важно сейчас, когда  не стало твёрдых прейскурантных  цен;

5) для контроля сохранности  товаров и обеспечения реальности  учётных данных производятся  инвентаризации. Они проводятся по усмотрению руководителя, но не реже установленных сроков. Порядок и сроки проведения инвентаризации регламентируются инструкцией Минфина Украины;

6) учёт товаров в  торговом предприятии осуществляется  на счёте 28 «Товары». Этот счёт используют в основном сбытовые, торговые и заготовительные предприятия и организации, а также предприятия  общественного питания. Счёт активный, предназначен для учёта наличия и движения товаров. Основанием для записей является товарный отчёт и приложенные к нему первичные документы.

В основе организации  учёта товародвижения на предприятиях оптовой торговли лежат следующие принципы:

  • учёт товаров и тары ведут по материально- ответственным лицам, т.е  учёт товаров и тары в соответствии с разделением материальной  ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной  ответственности, заключённому с сотрудником или бригадой (администрация может предъявить претензии к нарушителям учёта);
  • учёт товаров и тары в натурально — стоимостном выражении; на оптовых предприятиях товары учитываются по сортам, количеству, ценам и стоимости, материально-ответственное лицо отчитывается по товарам в разрезе каждого наименования;
  • единство оценки показателей плана и учёта товарооборота;
  • единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход ( так, если товары были оприходованы по продажным ценам, то и списываться они должны по этим же ценам);
  • возможность получения оперативной учётной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
  • единство показателей бухгалтерского учёта при реализации товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания или другому оптовому предприятию, при отгрузке товаров со складов (складской товарооборот) или отгрузке товаров покупателям непосредственно поставщиком без завоза на оптовый склад (транзитный оборот, который делится на оборот с участием и на оборот без участия оптового предприятия).

Учёт должен обеспечить тщательный контроль за своевременным  поступлением товаров, за полным их оприходованием материально-ответственными лицами. Такой контроль должен начинаться с момента оплаты расчётных документов поставщиков, а в тех случаях, когда товар поступит раньше платёжного требования поставщика — с момента фактического поступления товаров. С этой целью все документы, на основании которых приняты товары, передаются вместе с отчётами материально-ответственных лиц в бухгалтерию. Сюда же поступают встречные документы, т.е оплаченные платёжные требования. Сопоставление данных этих документов с данными документов, представленных материально-ответственными лицами, обеспечивается контроль за поступлением товаров, правильным их оприходованием и за расчётами с поставщиками.

Под  задачами учёта  подразумеваются цели, для которых  он ведётся:

  • контроль за соблюдением норматива и структуры товарных запасов;
  • сохранность товарно-материальных ценностей;
  • исполнение договоров поставки и цен;
  • формирование фактического товарооборота и выполнение плана товарооборота;
  • своевременное получение информации о выполнении договорных обязательств поставщиками и покупателями продукции;
  • своевременное документирование всех операций по поступлению товаров и расчётов за них;
  • своевременное отражение в регистрах синтетического и аналитического учёта расчётных операций и получение информации о состоянии расчётов;
  • своевременное получение информации  о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью;
  • контроль за сохранностью товаров и тары, правильном их списании, соответствием наличия с нормативом;
  • обеспечение аналогичности записей в предприятии, в банке у контрагента, своевременная сверка счетов.

Обобщая, можно сказать, что одним из наиболее трудоёмких участков учётной работы является учёт поступления товаров и расчётов с поставщиками. От того, насколько  правильно организован учёт на этом участке, во многом зависит действительность контроля за сохранностью товарных ценностей, что подтверждает необходимость и важность организации учёта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нормативно-правовое регулирование учёта.

 

Порядок получения товаров, их приёмки и оформления, а также расчётов за них обуславливается договорами, заключёнными между поставщиками и покупателями, а также инструкциями, положениями, регулируются законами.

Нормативно-правовое обеспечение бухгалтерского учёта — это законодательные и нормативные акты, согласно которым предприятие осуществляет хазяйственно-финансовую деятельность и ведёт её учёт.

Нормативно-правовая база — Законы, подзаконные акты выданные на уровне Верховного совета, президента Украины, Кабинета Министров, Министерств и ведомств, которые регулируют финансово-хозяйственную деятельность предприятия, планирования и учёт.

Нормативно-правовую основу учёта поступления товаров и  расчётов с поставщиками составляют: законы Верховного Совета Украины (ВСУ); постановления Кабинета Министров Украины (КМУ); постановления Национального банка Украины (НБУ);  приказы Министерства Финансов Украины (МФУ); приказы Министерства статистики Украины (МСУ); приказы и инструкции других министерств и ведомств.

Основным законом регламентирующим экономико-правовые отношения является Закон Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности от 16.07.99 № 996- XIV с обследующими дополнениями и изменениями. Согласно этому закону активами признаются ресурсы контролируемые предприятием в результате минувших событий использование которых как ожидается приводит к получению экономических выгод в будущем.

«План счетов бухгалтерского учёта активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций» приказ Министерства финансов № 291 от 30.11.99 года.

Положениями (стандартами) бухгалтерского учета 9 «Запасы» утверждена приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 года № 246 с изменениями и последующими дополнениями; 10 «Дебиторская задолженность» утверждена приказом Министерства финансов Украины от 20.11.99 года № 290 с изменениями и дополнениями и 16 «Расходы» утверждена приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 года № 318, с последующими изменениями и дополнениями.

«Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учёта активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций» утверждена приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 1999 года № 291. Зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 21 декабря 1999 года под № 893/ 4186.

К числу важнейших  законов ВСУ, которыми руководствуется  предприятие, относятся Законы:

  • «О предприятиях в Украине» - определяет порядок образования, регистрации, деятельности и ликвидации предприятий, виды предприятий. Согласно данного закона, поступление товаров производится на основании договоров, заключённых между предприятиями.
  • «О хозяйственных обществах» - определяет виды обществ в Украине, порядок их создания, деятельности и ликвидации, руководящий орган.
  • «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.06.1997 года № 283/79, с последующими изменениями и дополнениями — определяет общий порядок налогообложения прибыли предприятий, круг плательщиков, особенности определения валовых доходов и валовых расходов, льготы по налогообложению, и в частности определяет порядок отнесения стоимости поступивших материальных ценностей на валовые расходы. В конце квартала составляется таблица прироста (уменьшения) балансовой стоимости приобретённых материалов. Если балансовая стоимость на конец превышает стоимость на начало, разность отнимается от суммы валовых расходов.
  • «О налоге на добавленную стоимость» определяет круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки и порядок исчисления налога, ответственность плательщиков, в частности объектом налогообложения являются операции по продаже товаров...Датой возникновения права налогоплательщика на налоговый кредит считается либо дата списания денежных средств в оплату товаров, либо получение налоговой накладной.

Основное место среди  постановлений КМУ занимает постановление от 03.04.93 № 250, утвердившие Положение об организации бухгалтерского учёта и отчётности в Украине. Положение устанавливает методологические правила бухгалтерского учёта для всех предприятий, а в частности определяет порядок ведения бухгалтерского учёта, его организацию, сроки составления бухгалтерской отчётности, порядок документирования хозяйственных операций по поступлению товаров и расчётов с поставщиками и отражения их в бухгалтерском учёте, общие правила инвентаризации, порядок списания недостач ценностей.

Национальный банк Украины  регламентирует расчётные  операции. Действуя  на данный  момент Инструкция «О безналичных расчётах в хозяйственном обороте Украины» от 2.08.96 № 204 определяет формы расчётов между поставщиками и покупателями.

Министерство Финансов Украины разрабатывает инструкции о порядке бухгалтерского учёта  важнейших хозяйственных средств  и операций:

  • Инструкция по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчётов ( от 11.08.94 № 69) — определяет порядок проведения инвентаризации, ответственность за результаты  инвентаризации расчётов и товарно-материальных ценностей.
  • Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учёте от 24.05.95 № 88 — определяет порядок заполнения первичных документов, учётных регистров, хранения документов.
  • Инструкция «О бухгалтерском учёте вексельного обращения» от 12.08.92 № 18-4116 регламентирует учёт векселей при расчётах за полученные товары. 
  • Постановление ВСУ «О применении векселей в хозяйственном обороте Украины» определяет синтетический и аналитический учёт векселей.
  • Инструкция «О порядке регистрации выданных,возвращённых и неиспользованных доверенностей на получение ценностей» от 16.05.96 № 99 — в ней предусмотрены все правила пользования доверенностями, в частности, товары отпускаются только по доверенности.
  • Инструкция О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству  № П-6, утверждёна Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65г. - определяет правила приёмки товаров при выявлении недостачи.
  • Инструкция О порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству № П-7 утверждена Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.66г. - определяет порядок приёмки товаров по количеству при выявлении недостатков качества, а также документальное оформление и сроки предоставления претензии.

Информация о работе Бухгалтерский учёт и аудит в оптовой торговле