Особенности бухгалтерского учёта в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.

Файлы: 1 файл

Особенности бу в оптовой торговле.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически  все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную  деятельность по обороту, купле и  продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей. Поскольку вести бухгалтерский учет обязаны юридические лица, то в данной работе речь пойдет именно о них. В дальнейшем я их буду называть торговыми организациями. Ежедневно в деятельности торговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям, уценка, списание и др. Процесс приобретения и продажи товаров непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженностей продавцов и покупателей. Все это относится к хозяйственным операциям. Кроме того, для обеспечения нормальной деятельности торговая организация должна иметь торговое оборудование, холодильники, склады, помещения для торговли, транспортные средства и пр. Чтобы обзавестись таким имуществом, необходимы средства - источники формирования имущества. К ним относятся вклады собственников, займы, кредиты, прибыль организации, целевое финансирование, безвозмездные поступления. За счет этих источников формируется не только основной, но и оборотный капитал организации. Перед бухгалтерским учётом в торговле стоят следующие задачи: обеспечить действенный постоянный контроль за выполнением планов торговой деятельности, а также за сохранностью товаров на предприятиях. С учётом вышесказанного  тема данной  работы является очень уместной и актуальной. 
 

1. ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ  ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ.

1.1. Понятие, экономическое содержание и роль оптовой торговли.

Продажей  покупных товаров занимаются организации, осуществляющие оптовую, розничную  торговлю и общественное питание. Вся торговая деятельность в Республике Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231 – 3 «О торговле»

     Торговля  – это вид предпринимательской  деятельности, целью которой является купля – продажа товаров, а  так же обслуживание покупателей. Она  осуществляет продажу товаров, их доставку, хранение и подготовку к продаже.

     Оптовая торговля – это продажа товаров хозяйствующим субъектам для последующего использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным или иным подобным использованием. Она является посредником между промышленностью и розничной торговлей, а также общественным питанием.

     Рост  оптовой торговли, как свидетельствует  мировой опыт,  определяется следующими  значительными  тенденциями   в   экономике:

     -ростом   массового производства на крупных предприятиях, удаленных от  основных  производителей готовой продукции;

     -увеличением объемов производства продукции  впрок,  а  не для  выполнения  уже  заключенных  договоров;

     -увеличением   числа уровней промежуточных производителей и  пользователей;

     -обострением  необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных  и  конечных  пользователей  с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.

     Основными  функциями  оптового  предприятия  являются: сбыт   и   его стимулирование, закупки  и  формирование  товарного ассортимента,  разбивка крупных партий товаров на мелкие, складирование,   транспортировка, финансирование (при предоставлении в  отдельных  случаях  покупателям  права оплаты товара после его реализации или при оплате товара до его поставки,  а иногда и до его изготовления), принятие риска,  информирование  о  рынке,  о конкурентах,  новых  товарах,  динамике  цен,   услуги   по   управлению   и консультированию. Основные преобразования в организации оптовой  торговли  в  Республике Беларусь  направлены  на  создание  конкурентной   среды   (демонополизация, приватизация),  предоставление  права  ведения   оптовой   торговли   другим юридическим и физическим  лицам,  создание  условий  для  работы  на  основе самофинансирования, перестройку деятельности с учетом мирового  опыта,  т.е. от строгого фондирования к продаже товаров. Концепция структурной   перестройки   оптовой   торговли   Республики Беларусь предполагает превращение  оптовых  структур  в  саморегулирующиеся  системы, способные  спрогнозировать  события  на  потребительском   рынке,   создание разнообразных параллельных  оптовых предприятий,  снятие  препятствий   на добровольное выделение из  оптовых предприятий структурных подразделений, малых форм организации оптовой деятельности,  исключение  вмешательства в деятельность опта, снятие ограничений на  межрегиональный  оборот,  создание оптово-розничных фирм. Основное   назначение   оптовой   торговли   состоит   в   организации бесперебойного   рационального   товароснабжения   розничных   продавцов и промышленных  предприятий,  в  обеспечении   сбалансированности   спроса   и предложения. Главным количественным показателем, позволяющим оценить объемы  работы оптового предприятия, является оптовый товарооборот.

     Оптовый товарооборот – это  продажа  товаров  торговыми  предприятиями другим  предприятиям,  использующим  эти   товары   либо   для   последующей перепродажи, либо для  производственного  потребления  в  качестве  сырья  и материалов,  либо  для  материального  обеспечения,  хозяйственных  нужд.  В результате оптового товарооборота товары  не  переходят в сферу личного потребления,  а остаются  в сфере обращения   или   поступают   в   сферу производственного потребления.  Иными словами,  при оптовом товарообороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи. Объем товарооборота,  его структура,  виды  и формы товародвижения, предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности. В зависимости от назначения товарных ресурсов,  степени завершенности оптовой продажи оптовый товарооборот подразделяется на следующие виды: Оптовый  товарооборот   по   реализации   включает   продажу   товаров организациям и предприятиям  розничной  торговли  и  общественного  питания, расположенным  в  районе   деятельности   оптового   предприятия,   поставки внерыночным  потребителям  (для  промышленной  переработки  и  промышленного потребления, по фондам  спецодежды,  спецобуви  и  т.п.)  и  на  экспорт.  К оптовой  реализации  относится  также  стоимость  товаров,  поставляемых   в розницу  по  прямым  договорам,  в  том  случае,  если  оптовое  предприятие участвует в организации этих поставок,  поставки  внерыночным  потребителям, на экспорт и  по  клирингу.  Для  оптовой  реализации  характерно,  что  она завершает движение товаров в оптовом звене и составляет почти  2/3  валового оптового товарооборота.

     Внутрисистемный оптовый  товарооборот  –  это  отпуск  товаров  одними оптовыми  предприятиями  по  поручению  других  непосредственно  рыночным  и внутрирыночным  потребителям.  Внутрисистемный  оптовый  товарооборот,   как правило, используется для  маневра товарными  ресурсами  и  присущ  крупным коммерческим структурам. Таким  образом,  оптовый  товарооборот  по  реализации   характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот – движение товаров между звеньями оптовой торговли. Сумма двух видов оптового  товарооборота составляет  валовой оптовый товарооборот.

     В зависимости от  организации  товародвижения  каждый  из  двух  видов оптового товарооборот делится на:

     -складской;

     -транзитный.

     Складской оптовый  товарооборот  –  это  продажа  товаров  со  складов  оптовых  торговых  предприятий.  Под транзитом понимается доставка товаров от поставщика непосредственно  покупателю, минуя посредника, т.е. оптовое звено. Транзит бывает оплаченный, когда организация оптовой торговли принимает участие в расчётах и неоплаченный, когда организация не участвует в расчётах, а только организует поиск покупателя, получая вознаграждение за совершённую посредническую сделку. Основным показателем деятельности торговой организации является прибыль от реализации товаров. Она определяется, как разность между суммой реализованных торговых надбавок (наценок) и расходов по реализации товаров. От роста прибыли зависит финансовое состояние торговой организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Основные цели, задачи и принципы ведения бухгалтерского учёта в оптовой торговле.

     Для  правильного  руководства  деятельностью  предприятия   оптовой торговли необходимо располагать полной, точной,  объективной,  своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это  достигается  ведением бухгалтерского учета на предприятии. Основным объектом бухгалтерского учета в оптовой торговле  являются товары,  поэтому бухгалтерия   организации   оптовой   торговли   обязана обеспечить полный учет  поступающих  товаров  и  своевременное  отражение  в учете операций, связанных с их выбытием.

     Главной целью бухгалтерского учета в  оптовой торговле являются:

     -контроль за сохранностью товаров;

     -своевременное предоставление руководству организации  информации  о фактическом  валовом  доходе,  о  состоянии товарных  запасов  и эффективности их использования.

     Для достижения этих целей необходимо  решить  комплекс  бухгалтерских задач:

     -Контроль своевременности и правильности документального оформления движения товаров и тары;

     -Контроль за ценами, соблюдением действующего порядка формирования цен и применения оптовых (торговых) надбавок (наценок и скидок) на товары;

     -Обеспечение достоверности учёта товаров, тары, товарооборота и выручки от реализации товаров;

     -Контроль сохранности товарно – материальных ценностей;

     -Правильное исчисление в учёте валовой прибыли от реализации товаров;

     -Своевременный и правильный расчёт финансового результата от реализации товаров.

     Успешное  решение задач бухгалтерского учёта  возможно лишь при соблюдении следующих  принципов:

     -Материальной ответственности работников за товарно – материальные ценности;

     -Документального оформления хозяйственных операций путём применения типовых и специализированных форм товарных документов для учёта движения товаров и тары;

     -Периодической отчётности материально ответственных лиц, формы и сроки которой устанавливает администрация организации в зависимости от применяемой формы бухгалтерского учёта, документооборота и др.;

     -Исполнения в учёте денежного и натурального измерителя, определяющих элементов для ведения натурально – стоимостного и стоимостного учёта. На оптовых складах товары и тара учитываются по наименованиям, сортам, качеству, ценам и количеству;

     -Выбор учётной цены, обеспечивающей удобную схему организации учёта товаров. В организациях оптовой торговли товары учитываются по отпускным ценам производителя, по фиксированным розничным ценам, по контрактным ценам с учётом расходов по приобретению;

     -Определения момента признания выручки позволяет обеспечить единые методические основы учёта выручки, валовой прибыли и прибыли (убытка) от реализации товаров. В бухгалтерском учёте выручка может быть признана (в соответствии с учётной политикой организации) либо по факту отпуска товаров и перехода права собственности на них покупателям, либо по факту оплаты расчётных документов покупателями.

     -Соблюдение вышеперечисленных принципов позволит чётко и правильно вести бухгалтерский учёт  в организациях оптовой торговли. 
 
 
 

2. ОСОБЕННОСТИ БЕДЕНИЯ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА  В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ. УЧЁТ ВАЖНЕЙШИХ  ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ  НА ПРЕДПРИЯТИИ  ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ  ООО «АРНИКА».

2.1.Формирование цен на товары в оптовой торговле.

     Цена  является важнейшим инструментом управления и экономическим регулятором коммерческой организации. Она должна обеспечить возмещение затрат по ведению хозяйственной деятельности и образование прибыли организации, а так же формирование чистого дохода общества.

Информация о работе Особенности бухгалтерского учёта в оптовой торговле