Особенности бухгалтерского учёта в оптовой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.

Файлы: 1 файл

Особенности бу в оптовой торговле.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

     Приёмка товаров по количеству и качеству производится в соответствии с Положением о приёмке товаров по количеству и качеству, утверждённым Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 285 от 26 апреля 1996 г. Доставленные экспедитором на склад оптовой организации товары от поставщиков, заведующий складом в присутствии экспедитора принимает по количеству единиц, ассортименту и качеству. Приёмка товаров на складе по качеству производится не позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам – в течение 24 ч. Приемка товаров на складе по количеству проводится: при одногородних поставках – не позднее 10 дней, при иногородних – не позднее 20 дней; по скоропортящимся продуктам – в течение 24 ч. В случае выявления расхождений фактического количества и качества поступивших товаров с данными сопроводительных документов поставщика, для дальнейшей приёмки создаётся комиссия. В состав комиссии входят представители покупателя, поставщика или незаинтересованной стороны и материально ответственное лицо, принимающее груз.

     Организации оптовой торговли бухгалтерский  учёт товаров ведут на синтетическом  счёте 41 «Товары» по покупным или продажным  ценам. Покупная стоимость товара, приобретаемого для дальнейшей реализации оптом и в розницу и учитываемого на счёте 41 «Товары», включает в себя фактурную (отпускную, контрактную) его стоимость, таможенные платежи, акцизы, уплачиваемые на таможне, иные платежи, а так же транспортные и другие расходы по доставке товара (в том числе и собственным транспортом). К счёту 41 открываются субсчета: 1 – «Товары на складах»; 2 – «Товары в розничной торговле»; 3 – «Тара под товаром и порожняя»; 4 – «Покупные изделия»; 5 – «Продукция подсобного сельского хозяйства» и другие. Если учёт товаров на счёте 41 ведётся по продажным ценам, то разница между покупными и продажными ценами отражается на счёте 42 «Торговая наценка». К нему могут быть открыты субсчета: 1 – «Торговая наценка»; 2 – «Скидка поставщиков»; 3 – «Налог на добавленную стоимость в цене товаров»; 4 – «Налог с продаж». Расходы по реализации товаров учитываются на счёте 44 «Расходы на реализацию» и могут включать в себя следующие расходы:

     -Транспортные расходы;

     -Расходы на оплату труда;

     -Отчисления на социальные нужды;

     -Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

     -Амортизация основных средств;

     -Расходы на ремонт основных средств;

     -Расходы на санитарную и специальную одежду, столовое бельё, посуду, приборы;

     -Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

     -Расходы на хранение, переработку, подсортировку и упаковку товаров;

     -Расходы на рекламу;

     -Потери товаров и технологические отходы;

     -Расходы на тару;

     -Прочие расходы;

Номенклатуру и содержание статей издержек обращения для организации торговли устанавливает и пересматривает Министерство торговли Республики Беларусь.

     Аналитический учёт товаров в торговле ведут  по каждому материально ответственному лицу – заведующим складами, кладовщикам, заведующим отделами, секциями и др.

     Рассмотрим  учёт   важнейших   хозяйственных   операций   на   примере хозяйственной   деятельности  торгового предприятия  ООО «Арника» за январь 2006 года.

При поступлении  товара на склад ООО «Арника» основными документами являются:

     Счета – фактуры (см. приложение 1)

     Товарно – транспортные накладные формы  ТТН – 1 (см приложение 2)

     Товарные  накладные формы ТН – 2 (см. приложение 3)

Договор купли – продажи между ООО  «Арника» и поставщиком»

К ним  прилагаются упаковочные ярлыки, сертификаты качества, и другие документы. Если оплата за товар, полученный от поставщика, производилась с привлечением третьих лиц, то необходим договор перевода долга или договор об уступке требования с участием трёх сторон. Если расхождений количества и стоимости поступившего товара с сопроводительными документами поставщика не обнаружено, то приёмка оформляется непосредственно по накладной.

     Для синтетического учёта товаров на ООО «Арника» используется активный синтетический счёт 41 «Товары». К которому открывается субсчёт 1 «Товары на складах»

     Тара  также учитывается на счёте 41, с  использованием субсчёта 3 «Тара под  товаром и порожняя».

     Транспортные  расходы учитываются на счёте 44 «Расходы на реализацию», к которому открывается  субсчёт 2 «Издержки обращения».

При получении  товаров от поставщика делаются следующие  проводки:

Дт 41/1 –  Кт 60 на стоимость поступившего от поставщика товара (без НДС)

Дт 41/3 –  Кт 60 на стоимость тары

Дт 18 –  Кт 60 налог на добавленную стоимость, включённый в счёт поставщика, по установленной ставке.

Дт 18 –  Кт 60 налог на добавленную стоимость  от стоимости услуг по доставке

Дт 60 –  Кт 51 с расчётного счёта произведена  оплата поставщику за товары

Оплата  поставщику производится путём выписки  платёжного поручения (см. приложение 4).

Дт 68 –  Кт 18 принят к зачёту налог на добавленную  стоимость, уплаченный поставщиком.

При приёме товаров от поставщика может быть выявлена недостача:

     1. по вине поставщика

     2. по вине транспортной организации

     3. по вине работника предприятия.

В  этих  случаях виновной стороне может  выставляться претензия.

В соответствии с типовым планом счетов, на  ООО  «Арника», могут составляться следующие  проводки, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Содержание  хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 2 3
Предъявлена претензия поставщику на сумму 

недостачи товаров по покупным ценам с налогом  на добавленную стоимость

76/3 60
Отражена  недостача товаров, возникшая не по вине поставщика или транспортной организации 94 60
Списана недостача товаров в пределах норм естественной убыли по отпускным ценам без налога

на добавленную  стоимость

44/2 94
Отнесена  сумма недостачи на виновное лицо по отпускным ценам без НДС 73 94
Отнесена  на виновное лицо сумма разницы между 

ценой взыскания и учётной ценой

73 98
Взыскивается  с виновного лица налог на добавленную  стоимость от суммы недостачи  товаров 73 68

С целью  определения суммы уплаченного  поставщикам (в бюджет) налога на добавленную  стоимость по приобретённым ценностям  организации, в соответствии с действующим законодательством ведут книгу покупок (см. приложение 5). Записи в книгу производятся на основании товарных и платёжных документов по приобретению товаров. Для отражения в книге покупок налога на добавленную стоимость необходимость необходимо обязательное выполнение следующих условий: товарно – материальные ценности должны быть получены; поставщику должна быть произведена оплата. При частичной оплате за поступивший товар налог на добавленную стоимость к уплате определяется пропорционально сумме погашенной задолженности поставщику.

     В январе месяце 2006  года  на  ООО  «Арника»  имели  место  следующие хозяйственные операции, направленные на  получение  товаров  от  поставщиков. Хозяйственные операции представлены в виде журнала регистрации хозяйственных операций (Таблица 2). 

Таблица 2

п/п

Содержание  хозяйственной операции Корреспонд.

счетов

Сумма
Дт Кт
1 Получен от ОАО  «Омега» 

металлопрокат (Арт. А1 Диаметр 

12 см.). Сумма без НДС (НДС 18%)

41/1 60 160000000
2 НДС по приобретённым товарам 18 60 28800000
3 Акцептован  счёт ЧУП «Караван» за

доставку. Сумма без НДС (НДС 18%)

44/2 60 7000000
4 НДС 18 60 1260000
5 Оплачено с  расчётного счёта за товары

ОАО «Омега»

60 51 188800000
6 Оплачено с  р/с ЧУП «Караван» 60 51 8260000
7 Получено от стекольного завода

г. Лида стекло витринное. Сумма без 

НДС (НДС 18%)

41/1 60 90000000
8 Тара (ящики) 41/3 60 2100000
9 НДС по приобретённым  товарам 18 60 16200000
10 Акцептован  счёт ЧУП «Караван» за

доставку. Сумма без НДС (НДС 18%)

44/2 60 3500000
11 НДС 18 60 630000
12 Оплачено с  расчётного счёта 

стекольному заводу за товары и тару

60 51 108300000
13 Оплачено с  р/с ЧУП «Караван» 60 51 4130000
 
 
 
 
 

2.4.2 Документальное оформление  и учёт реализации  товаров.

     При продаже товаров следует строго соблюдать порядок ценообразования и документального оформления, обеспечивать полноту списания и своевременность отражения в учёте отгруженных товаров и тары. Отпуск товаров покупателям производится на основании договоров по предварительно представленным заказам и заявкам.

     Порядок документального оформления отпуска  товаров зависит от порядка расчётов с покупателями (предварительная  или последующая оплата). При предварительной  оплате оптовая организация выписывает счёт – фактуру для оплаты за товар. Представитель покупателя предъявляет копию платёжного поручения, после этого производится отпуск товаров. При последующей оплате отпущенных со склада товаров торговый отдел выписывает заведующему складом распоряжение, в котором указывается наименование и количество товаров, подлежащих отпуску данному покупателю. Оно служит для выписки товарно – транспортной накладной.

Для учёта  реализации товаров объектами оптовой  торговли применяется счёт 90 «Реализация». Он предназначен для обобщения информации о доходах и расходах от основных видов деятельности и определения финансового результата от реализации продукции, товаров, работ, услуг. К данному счёту рекомендуется открывать отдельные субсчета, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Счёт 90 «Реализация»

Расходы от реализации товаров

(по видам,  субсчетам)

Доходы от реализации товаров
2. Себестоимость  реализованных товаров

3. Налог на  добавленную стоимость

4. Акцизы

5. Прочие налоги  и сборы из выручки

6. Экспортные  пошлины

1. Выручка от  реализации товаров
9. Прибыль от реализации 9. Убыток от  реализации

     По  дебету счёта 90 «Реализация» отражается стоимость реализованных товаров  по покупным ценам, налог на добавленную  стоимость, акциз, а по кредиту –  выручка от реализации товаров по продажным ценам. Сумма превышения продажной стоимости товаров над их покупной стоимостью (без налога на добавленную стоимость и прочих оборотных налогов) будет представлять собой валовую прибыль от реализации и сумму налога на добавленную стоимость на продажную стоимость товаров.

Информация о работе Особенности бухгалтерского учёта в оптовой торговле