Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:06, дипломная работа
Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета труда и заработной платы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- определить основные понятия, цели, задачи и объекты учета и аудита труда и заработной платы;
- перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также страховых взносов в ФСС России;
- дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
Если взысканная
с должника денежная сумма недостаточна
для удовлетворения требований одной
очереди в полном объеме, то они
удовлетворяются
Размер удержаний из заработной платы по заявлению работника законодательно не ограничен, поскольку фактически речь идет о праве работника свободно распоряжаться своим заработком, в том числе обращаться к работодателю с просьбой перечислять соответствующую часть оставшихся после удержания НДФЛ и иных обязательных удержаний сумм на счета третьих лиц.
Таким образом, по заявлению работника может удерживаться до 100% дохода, оставшегося после обязательных удержаний.
3. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
3.1 Методики аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Дано определение заработной платы, определены основные задачи бухгалтерского учета расчетов по оплате труда и выявлены особенности расчетов с персоналом по оплате труда, оказывающие влияние на процесс аудиторской проверки. Особенности методики аудита расчетов по оплате труда обусловлены большим количеством нормативных актов и документов по учету заработной платы, постоянно меняющимся законодательством в области расчетов с персоналом, что требует особенного внимания при проведении проверки.
Выработана
пошаговая методика аудита расчетов
с персоналом по оплате труда. Отличительной
особенностью методики является использование
унифицированной схемы
Заработная плата – основной источник дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой. В настоящее время законодательство непрерывно совершенствуется, появляются новые документы и инструкции, имеющие отношение к расчетам по оплате труда на предприятиях всех форм собственности, что приводит к усложнению расчетов, увеличению их трудоемкости, необходимости контроля расчетов как внутри предприятий и организаций, так и при проведении аудиторских проверок.
Основной путь решения проблем при проверке этого раздела учета – это выработка и постоянное совершенствование методики аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом предприятия. При этом задача состоит в том, чтобы разработать необходимые конкретные процедуры и дать подробное описание порядка их проведения.
Трудовым кодексом Российской Федерации определяются общие условия оплаты труда рабочих и служащих. Вопросы оплаты труда на предприятиях регулируются путем принятия внутренних нормативных документов и осуществляются в соответствии с законодательством РФ о труде. К важнейшим из них относятся трудовой договор (контракт), коллективный договор, локальные нормативные акты.
Учет расчетов с персоналом по оплате труда имеет целый ряд особенностей: это и большое количество нормативных актов и документов, и ежемесячный характер выплаты, и определение минимального размера заработной платы, и начисление налогов, и т.д.
При аудиторской проверке нами рекомендуется использование единого методологического приема, заключающегося в унификации общей схемы проведения проверки, обобщающей сложный и многосторонний процесс аудита. В самом общем виде схема включает в себя:
1. Нормативные акты, на основе которых аудитором проводится проверка, данные акты включают в себя акты как в области аудиторской деятельности, так и в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансов.
2. Постановку и понимание цели проверки.
3. Определение источников информации, используемых в ходе проверки.
4. Четкое формулирование задач, которые должен решить аудитор в ходе проверки.
5. Методики, применяемые в ходе аудита.
6. Использование перечней типичных нарушений, выявляемых в ходе аудита.
Установив объекты аудита, аудитору необходимо разграничивать нормативные акты, регламентирующие порядок аудиторской проверки и ее методику, и акты, используемые в ходе проверки, в соответствии с которыми бухгалтеры отражали хозяйственные операции, связанные с расчетами с персоналом по оплате труда. [28]
В сфере аудита к нормативным актам, на основе которых проводится проверка операций по расчетам с персоналом, можно отнести:
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 11.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «Об аудиторской деятельности».
2. Федеральные стандарты аудита.
3. Стандарты саморегулируемых организаций.
4. Внутрифирменные стандарты аудита.
К основным нормативным
документам, регулирующим проверку операций
по оплате труда и расчетам с персоналом
организаций в области
1. Федеральный
закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред.
от 28.11.2011 г.) «О бухгалтерском учете»
(С 1 января 2013 г. вступает в
силу Федеральный закон «О
бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.
2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010 г.) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 № 1598).
3. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».
4. Приказ Минфина
РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010)
«Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета
5. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ, гл.23, гл. 25 второй части.
6. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011).
7. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации» (ред. от 21.01.2003).
8. Инструкция «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера» (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 19.09.2002 № 179).
9. Постановление
от 30 января 1997 г. № 2 Об утверждении
разъяснения «О минимальных
10. Постановление
Правительства Российской
11. Федеральный
закон от 24.07.2009 «212-ФЗ «О страховых
взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской
Целью аудита операций по оплате труда является формирование мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и пояснениях к ней в области расчетов с персоналом и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета этих операций законодательству РФ. Все источники информации при проведении аудиторской проверки можно укрупненно объединить в пять следующих групп (таблица).
Источники информации при проведении аудита операций по учету расчетов по оплате труда
1. Базовые
документы, регламентирующие |
Положение по учетной политике для целей бухгалтерского учета, Положение об учетной политики для целей налогообложения, Положение о системе оплаты труда, Положение о премировании, Положение о выплате вознаграждения по итогам работы за год, Положение о выплате вознаграждения за выслугу лет, Приказы по учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, Положение о функциональном подразделении (службе) организации, ее филиалах и хозяйствах, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка |
2. Первичные документы по учету операций по оплате труда |
№ Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу»; № Т-2 «Личная карточка работника»; № Т-3 «Штатное расписание»; № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу»; № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»; № Т-7 «График отпусков»; № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку»; № Т-10 «Командировочное удостоверение»; № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении»; № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника»; № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда»; № Т-13 «Табель учета рабочего времени»; № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику»; № Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы», Бухгалтерские справки, Денежный чек, Платежные поручения, Платежные требования, Приходный кассовый ордер (форма КО-1), Расходный кассовый ордер (форма КО-2) и др. |
3. Регистры
аналитического и |
Карточки и сводные ведомости по заработной плате: № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»; № Т-51 «Расчетная ведомость»; № Т-53 «Платежная ведомость»; № Т-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей»; № Т-54 «Лицевой счет»), журналы-ордера, обороты по счетам, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» |
4. Формы бухгалтерской отчетности |
Бухгалтерская финансовая отчётность (с 2010 – декларации по страховым взносам в ФСС и ПФ РФ) |
5. Прочие документы |
Договоры с персоналом: гражданско-правовые (подряд, возмездное оказание услуг), трудовые, коллективные, отраслевые договоры, тарифное соглашение, договоры о материальной ответственности, договоры личного страхования, на выдачу ссуд, распоряжения, контракты |
В свою очередь можно выделить следующие задачи, решаемые в ходе аудиторской проверки операций по оплате труда: оценка системы внутреннего контроля в части операций по расчетам с персоналом; оценка качества проведенной инвентаризации операций по оплате труда; получение аудиторских доказательств наличия операций по расчетам с персоналом; проверка полноты и правильности документального оформления и отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с персоналом; проверка правильности и полноты представления и раскрытия информации об операциях по оплате труда в финансовой (бухгалтерской) отчетности; проверка налогообложения операций по расчетам с персоналом.
В качестве основных направлений аудита расчетов по оплате труда можно выделить оценку существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности; оценку состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде; оценку полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете; проверку соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда; проверку соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.[22]
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита в соответствии с Федеральным стандартом аудита № 3 «Планирование аудита».
Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации включает аудит оформления первичных документов; аудит системы начислений заработной платы; аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы; аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета; аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды.
Методика аудита операций по оплате труда и расчетов с персоналом включает четыре этапа: оценку системы внутреннего контроля операций по оплате труда; выборку; проведение аудиторских процедур; обобщение результатов проверки.
В соответствии
с российскими стандартами